5 причин зарегистрировать товарный знак

30 марта 2018

Интернет-издание о стартапах, интернет-бизнесе, инновациях и онлайн-маркетинге vc.ru опубликовало статью, содержащую анализ доклада Роспатента, осуществленный специалистами компании «ЕДРИД».

На фоне падения количества заявок на патент изобретений и софта выросло количество заявок на товарные знаки.

В 2017 г. на государственную регистрацию товарных знаков подано 73510 заявок (+13,5% по сравнению с 2016 г.), из них 46600(+12,2) – российскими заявителями и 9732(+6,8%) иностранными, остальные 17178 штук(+21,6)- международные знаки с испрашиванием охраны в России. Такие данные содержатся в докладе Роспатента, которые проанализировали специалисты компании «ЕДРИД», платформы по управлению интеллектуальной собственностью.

Больше всего заявок поступило из Центрального (55% от общего количества поданных заявок на регистрацию) и Приволжского (12%) округов. На третьем месте идет Северо-Западный (11%). Следом идут Сибирский (7%), Южный (7%), Уральский (4%), Северо-Кавказский (2%) и Дальневосточный (2%) округа.

Среди зарубежных стран лидируют США (3978 заявок), Китай (2932), Германия (1936), Франция (1632) и Швейцария (1348).

Наиболее активные российские регионы — Москва (17339 заявок), Московская область (4763), Санкт-Петербург (3905), Новосибирская область (1081), Республики Татарстан (1077) и Башкортостан (1001). Наименьшее количество заявок поступило из Чукотского автономного округа (предоставил 2 заявки) и Ненецкого автономного округа (3), республики Калмыкия (8), Еврейской автономной области (12) и республики Алтай (13).

Один из драйверов роста — импортозамещение, отечественным компаниям из-за санкции приходится изобретать новые продукты для российского рынка. Но основной тренд последних лет – компании наконец-то начали видеть в товарных знаках реальные активы, которые можно конвертировать в деньги.

Пять причин зарегистрировать товарный знак

  • 1. Надежная охрана собственного бренда. Важно не пропустить момент — тот, кто первый регистрирует, тот и получает исключительные права на использование товарного знака.После регистрации правообладатель сможет защищаться в суде при использовании своего товарного знака недобросовестными конкурентами и требовать компенсацию за упущенную выгоду.
  • 2. Товарный знак помогает создать эмоциональную связь между компанией и потребителем, который ждет от бренда определенного качества. Если говорить на юридическом языке, то товарный знак – это средство индивидуализации.
  • 3. Регистрация товарных знаков – это инструмент повышения капитализации компании. По данным интернет-журнала «Науковедение», до 70-80% капитализации компании из Европы и США составляет интеллектуальная и промышленная собственность. В России же она составляет в среднем около 0,3% капитализации компаний.
  • 4. Товарные знаки могут выступать отличным залогом при получении кредитов в банках. Популярность такого механизма в России понемногу растет. За 2017 г. было заключено 98 договоров, в которых в качестве залога выступали 750 товарных знаков. В 2013 г. – 60 договоров и 191 товарных знаков.
  • 5. Получение дополнительных средств от передача исключительный прав на товарные знаки по лицензии и договору коммерческой концессии. В 2017 г. таких договоров в России было заключено 9504 штук. Роспатент отмечает увеличение активности российских правообладателей в сфере распоряжения исключительным правом. За прошлый год были заключены договора на отчуждение исключительного права на 10646 товарных знаков.

Российский рынок интеллектуальной собственности находится на начальном этапе своего развития, а игроки только начинают осознавать весь потенциал регистрации товарных знаков. Для сравнения: в Китае за 2016 г. подали 3,7 млн заявок на регистрацию товарных знаков.

Надо отметить, что российские правообладатели стали активнее выводить свои товарные знаки на зарубежные рынки через Мадридскую международную систему регистрации товарных знаков. После подачи централизованной заявки во всемирную организацию интеллектуальной собственности(ВОИС) защита на товарный знак будет распространяться на все страны, которые участвуют в Мадридском союзе.

Чем большую известность приобретает бренд, тем больше его стоимость. В этом году Россия потеснила Нидерланды с последнего места и вошла в топ-10 по количеству заявок на регистрацию товарных знаков.

Большинство товарных знаков были зарегистрированы в таких категориях, как «исследования», «технологии», «транспорт», «образование», «здоровье», «отдых». Из компаний первые места занимают фармацевтические и косметические гиганты. Даже Apple только на 6 месте.

Другие новости