Комплексная модель внеурочной деятельности педагогов предметной области «Искусство» направлена на получение информации о специфике процесса преподавания соответствующих занятий, осознание закономерности взаимодействия педагога и школьников, определение пути дальнейших преобразований (рис.1). Описание модели позволяет рассматривать деятельность педагогов предметной области «Искусство» как процесс многоплановый, предполагающий наличие следующих характерных особенностей:
- внеурочная деятельность – система, имеющая сложную структуру и специфические закономерности;
- внеурочная деятельность – часть макроструктуры (образование в школе), выстраивающаяся по ее закономерностям;
- внеурочная деятельность зависит от внешних взаимодействий и требует особых условий реализации.
Компонентами комплексной модели были выделены следующие блоки: целеполагания, методологический, содержательно-технологический, диагностико-результативный. Рассмотрим их более детально.
А) Блок целеполагания включает описание цели, соответствующей социальному заказу, и задач, направленных на ее достижение. Так, исходя из федерального государственного образовательного стандарта, внеурочная деятельность в любой школе должна быть направлена на образовательные потребности и интересы обучающихся. Обеспечить это требование могут только педагоги, четко осознающие цель внеурочной деятельности. В связи с этим целью разработанной модели является подготовка педагогов предметной области «Искусство» к осуществлению внеурочной деятельности.
Обозначим задачи, исходящие из поставленной цели:
1. Создание развивающей образовательной среды для теоретической, методической и организационной подготовки педагогов предметной области «Искусство» для осуществления внеурочной деятельности.
2. Совершенствование компетенций педагогов предметной области «Искусство», необходимых для профессионально-педагогической работы и повышения профессионального уровня компетенций в сфере организации внеурочной деятельности с обучающимися основного общего образования.
3. Обучение педагогов предметной области «Искусство» эффективному взаимодействию со школьниками в процессе внеурочной работы, ведущему к развитию их мотивации к обучению, познавательного интереса к искусству, знаний, умений, навыков в данной сфере.
4. Обучение педагогов предметной области «Искусство» инновационным технологиям организации занятий во внеурочной деятельности: цифровым, психологическим, технологиям взаимодействия, разработки авторских программ и др.
Б) Главной составляющей методологического блока стали подходы и принципы. При определении концептуальных оснований построения комплексной модели основополагающими подходами стали компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный и культурологический. Их выбор определен тем, что приобретаемые педагогами знания, формируемые умения и навыки составляют личностный и профессиональный опыт деятельности, важный ресурс для профессионального и личностного становления, развития профессиональных и социальных компетенций. Дадим им краткую характеристику.
Компетентностный подход предполагает наличие у педагога культуры самоопределения как способности, готовности к самоопределению, самореализации, саморазвитию: «профессионально развиваясь, специалист создает нечто новое в своей профессии (новый прием, метод и т.д.); пусть даже в малых масштабах, но несет ответственность за принятое решение; определяет цели, исходя из собственных ценностных оснований» . По сути, данный подход «выдвигает на первый план не информированность обучаемых, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной» .
Деятельностный подход подразумевает такую организацию образовательного процесса, при которой формирование личности школьников осуществляется в результате активной личностной познавательной деятельности. Он предполагает непосредственное включение обучающихся в процесс учебной деятельности как субъектов личностного развития: стремление их к самостоятельному формулированию изучаемых проблем, постановке цели и решению задач, контролю и оценке полученных результатов.
Личностно-ориентированный подход характеризуется созданием педагогом оптимальных условий, необходимых для саморазвития и самореализации школьников при взаимодействии с другими участниками образовательного процесса . Он предполагает организацию педагогического сопровождения в виде поддержки стремлений школьников к самопроявлению.
Культурологический подход позволяет «рассмотреть формирование компетентности педагога с позиций культуры; предполагает рассмотрение феномена культуры как содержательной основы существования человека в совокупности его сознания и принципов жизнедеятельности» . Он направлен на функционирование образования по законам культуры и ориентацию на индивидуально-личностное становление человека как субъекта культуры в процессе приобретения жизненного (социального) и профессионального опыта.
Основу методологического блока составляет применение принципов сотрудничества, технологичности, преемственности. Принцип сотрудничества подразумевает построение образовательного процесса на основе совместных усилий педагога и обучающихся для достижения общих целей. Принцип технологичности предполагает последовательное и продуманное применение современных методов, средств и инструментов обучения, позволяющих оптимизировать усилия педагога и добиваться максимальной результативности в обучении и воспитании обучающихся. Принцип преемственности позволяет выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на предыдущем этапе обучения, становились прочной основой для дальнейшего развития; он обеспечивает плавный переход от простого к сложному, от элементарных понятий к более глубоким и системным знаниям.
В) Содержательно-технологический блок представлен интеграцией, объединяющей обширный материал учебных предметов предметной области «Искусство» («Мировая художественная культура», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Культура региона» и др.), и сами виды искусства (музыку, изобразительное, хореографическое, театральное искусство, литературу, кино и др.). Интегрированный подход позволяет организовать соединение внутри содержания предметной области «Искусство» различных знаний предметных областей (преимущественно, социально-гуманитарных), видов деятельности в сфере культуры.
Реализация «интегрированного подхода эффективна при учете преподавателем междисциплинарных связей с предметами мировая художественная культура, музыки, литературы, изобразительного искусства, регионоведческих дисциплин и обществознания» . К примеру, знания по литературе позволяют педагогу обратиться к знакомым для школьников произведениям, учебная дисциплина «Мировая художественная культура» раскрывает им способы понимания жизненных смыслов в художественно-образной форме, а «Музыка» и «Изобразительное искусство» расширяют их эстетический кругозор.
Для результативной подготовки педагогов предметной области «Искусство» к осуществлению внеурочной деятельности важное значение приобретают формы ее организации. Так, эффективность доказала апробация модульного курса по типу конструктора «Внеурочная деятельность в системе образования: содержание и технологии реализации (предметная область «Искусство»)». Данный курс представляет собой электронный ресурс в модульной форме, где каждый компонент включает информационно-содержательный контент-материал. Это позволяет педагогу спланировать «учебный маршрут» школьников или разработать индивидуальные дорожные карты, выбирать удобный тематический порядок в преподавании определенного курса и адаптировать его к потребностям и способностям детей. Кроме того, модульный курс состоит из детального описания базовых блоков занятий: организационного, мотивационного, информационного, практического, оценочного и рефлексивного, предполагающих их вариативное наполнение. Итогом подготовки стало активное участие педагогов на научно-практических конференциях, в профессиональных конкурсах, на семинарах, на педагогических советах и др.
Важно в практической работе учителя использовать разнообразные технологии: интерактивные технологии (работа в группах и парах, мозговой штурм, кейс-технологии, проектная деятельность, театрализация, музейная технология, технология песочной анимации); цифровые и музыкально-компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии. Если первые из обозначенных уже давно стали частью учебно-воспитательного процесса школ, то музыкально-компьютерные технологии только начинают свою популяризацию в педагогической сфере. Компьютеризация занятий внеурочной деятельности «может стать необходимой мотивацией обучения искусству современного школьника; но речь не идет о полной замене педагога, а лишь о создании адекватных учебному процессу обучающих компьютерных программ» . Другими словами, музыкально-компьютерные технологии должны выполнять вспомогательную и организующую функции.
Педагоги предметной области «Искусство» зачастую обращаются к различным творческим практикам: песочной анимации, хоровому искусству, здоровьесберегающим практикам. Песочная анимация позволяет развивать у обучающихся творческие способности, воображение, мелкую моторику, координацию движений и эмоциональный интеллект; является эффективным инструментом, совмещающим игру, творчество и терапевтический эффект.
Суть метода хорового искусства заключается в комплексном воздействии музыкального и вокального творчества на развитие личности обучающегося, формировании у него важных личностных качеств и навыков; оно объединяет музыкальные, эстетические, эмоциональные и социальные аспекты воспитания, оказывая положительное влияние на физическое, интеллектуальное и нравственное развитие детей. Хоровое пение обладает неоспоримым воспитательным потенциалом и эффективным средством гражданско-патриотического воспитания. Пение в хоре развивает в человеке нравственно-эстетическое, духовное начало, воспитывает любовь к ближнему, к природе, к своей Родине, развивает в человеке чувство патриотизма.
Здоровьесберегающие практики представляют собой систему мероприятий и методов, сохраняющих и укрепляющих физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье обучающихся в процессе обучения. Они также предотвращают перегрузки и заболевания, повышают работоспособность и адаптивные возможности организма.
Г) Диагностико-результативный блок включает определение критериев оценки эффективности организации внеурочной деятельности. При разработке критериально-оценочных показателей был проанализирован российский опыт ученых и педагогов, таких как В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина и др. На их основе определены следующие критерии диагностики школьников в предметной области «Искусство»:
- интерес к изучению произведений искусства, проявление познавательного интереса к выполнению заданий, проектной деятельности, участию в научно-практических конференциях, научных форумах и др.;
- стремление школьников к участию и победам в олимпиадах и конкурсах по предметной области «Искусство».
Также выявлены следующие критерии диагностики педагога:
- качественные показатели преподавания (75-100 %);
- подготовка школьников к участию в олимпиадном движении по предметной области «Искусство»;
- демонстрация умений в распространении личного педагогического опыта (проведение открытых уроков, мастер-классов, выступления на педагогических советах; участие в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах);
- стремление к повышению уровня квалификации, к самообразованию, обучению на курсах повышения квалификации, освоению новых технологий, участию в экспериментальной работе, членству в творческих союзах; участию в профессиональных конкурсах, грантах, научно-практических конференциях.
Рисунок 1. Комплексная модель внеурочной деятельности педагогов предметной области «Искусство»
Сконструированная комплексная модель внеурочной деятельности педагогов предметной области «Искусство» отвечает показателям оптимальности – включение педагогов в профессиональные конкурсы, демонстрация качественных показателей преподавания (75-100%), подготовка школьников к участию в олимпиадном движении.