Финансовая (экономическая) грамотность всегда являлась актуальной областью знаний, несмотря на уровень социального статуса и образования, т.к. она именно определяет уровень качества жизни человека, и общества в целом. Под финансовой грамотностью следует понимать синтез компетенций (финансово-экономических), знаний (в области устройства рынка денег, товаров, услуг) и умений (грамотно распоряжаться финансами, получать дополнительный доход, улучшать качество жизни). Понятие «финансовая культура» шире «финансовой грамотности», поскольку это не просто знания, а ответственность в отношении к финансам, навыки в управлении личным бюджетом. Сложность изучения финансовой культуры заключается наличием в научных исследованиях категории «экономическая культура», которая вбирает в себя финансовую.
Согласно концепции Уральской школы философов-культурологов, культура – освоенный и овеществленный опыт предшествующих поколений; нормативные требования к любой человеческой деятельности (В.Л.Бенин). Одним из базовых элементов этой деятельности выступает деятельность в сфере экономики. Будучи материальной основой всей человеческой культуры, экономика сама включается в эту культуру, становится одной из ее составных частей.
Экономическая культура представляет собой совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества, и во многом определяет общее состояние экономики общества и тенденции ее развития. Кроме того, экономическая культура – это уровень развития межличностных отношений в процессе производства и распределения материальных благ; степень технологического совершенства процессов производства.
Исходя из традиций школы педагогической культурологии кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин БГПУ им. М. Акмуллы, экономическая культура представляет собой интегративную характеристику общественных отношений, включающую единство как непосредственной деятельности людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, так и отражение этой деятельности в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов их трансляции. В свою очередь, финансовая культура представляет собой ценностно-смысловую систему, выраженную во внутренних (личностно-субъективных) и внешних (общественно-социальных) правилах действий, побуждающую человека к определенному финансовому поступку (поведению).
Финансовая культура, подобно экономической культуре, отражает экономическую жизнь общества и существующие в нем экономические отношения. Она является одной из подсистем целостной культуры, но в то же время и сама представляет собой сложную систему. В ее состав входят: экономическое мышление, экономическое сознание, мотивы и потребности, ценности и интересы, экономические знания и умения, совокупность экономических и моральных личностных качеств, необходимых для самореализации в социально-экономической сфере общества.
Сам термин «финансовая культура» используется специалистами в сфере экономики и образования сравнительно недавно. В России он появился в конце XX – начале XXI вв. Систематизация понимания понятия «финансовая культура», ее природа и место в обществе рассматриваются с точки зрения различных позиций и концепций. Например, со следующих научных позиций: культурологической (финансовая культура представлена культурными элементами в социокультурном пространстве); поведенческой (финансовой культурой предстает система, которая моделирует поведение человека в сфере финансов при интенсивном развитии социума); футурологической (финансовая культура является средой, предопределяющей развитие определенного социума).
Таким образом, финансовая культура представляет собой ценностно-смысловую систему, выраженную во внутренних (личностно-субъективных) и внешних (общественно-социальных) правилах действий, побуждающую человека к определенному финансовому поступку (поведению).