×
16.06.2023
223.018.7a92

Результат интеллектуальной деятельности: Смазочное масло для трансмиссий и шарниров винтов вертолетов

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к смазочным композициям, предназначенным преимущественно для трансмиссий, шлицевых соединений и высоконагруженных подшипниковых узлов с игольчатыми подшипниками вертолетов, работающих при качательном движении с малыми амплитудами, то есть в условиях, когда в механизме износа и разрушения тел качения значительную роль играют процессы контактной фреттинг-коррозии. Технический результат изобретения состоит в разработке смазочной композиции с повышенными до требуемого уровня трибологическими показателями при сохранении достаточного антифреттингового действия при работе в ГШ и ВШ винтов вертолетов. В качестве решения предложено смазочное масло на основе синтетического базового масла, представляющего собой диоктилсебацинат, которое дополнительно содержит холестериловый эфир олеиновой кислоты в качестве антифреттинговой присадки и серосодержащую присадку в качестве противоизносной и вязкостной присадки. 2 табл.

Изобретение относится к смазочным композициям, предназначенным преимущественно для трансмиссий, шлицевых соединений и высоконагруженных подшипниковых узлов с игольчатыми подшипниками вертолетов, работающих при качательном движении с малыми амплитудами, то есть в условиях, когда в механизме износа и разрушения тел качения значительную роль играют процессы контактной фреттинг-коррозии.

Указанные узлы трения, как известно, работают в специфических условиях колебательного движения и выходят из строя в результате местного износа, приводящего впоследствии к усталостному выкрашиванию контактирующих поверхностей тел.

К всесезонной смазочной композиции, единой для столь разных по особенностям нагружения и механизма износа областей применения, предъявляются следующие основные требования: по вязкостно-температурным характеристикам - кинематическая вязкость V100 > 12 мм2/с, температура застывания Тз < -50°С, по смазывающей способности на ЧМТ - критическая нагрузка Рк > 1200 Н (или отсутствует), диаметр пятна износа Dи < 0,5 мм, нагрузка сваривания Рс > 3500 Н, по антифреттинговым качествам - они должны быть достаточны для уменьшения процессов контактной фреттинг-коррозии, инициируемых в шлицевых соединениях приводов хвостового редуктора и игольчатых подшипниках ГШ и ВШ. Требуемый уровень трибологических показателей смазочных композиций достигается с помощью введения противоизносных и противозадирных присадок.

1. Известна смазочная композиция для осевых шарниров винтов вертолетов на основе загущенного маловязкого минерального масла, содержащая диизооктилсебацинат, антиокислительную присадку, полиметакрилатную присадку и дополнительно высоковязкое минеральное масло (Патент РФ №2100424, С10М 169/04, 1997 г.).

2. Известна также смазочная композиция, предназначенная для использования в высоконагруженных подшипниковых узлах с игольчатыми подшипниками, работающими при качательном движении с малыми амплитудами, на основе остаточного минерального масла, содержащая антиокислительные присадки, ариловый эфир фосфорной кислоты, диизооктилсебацинат, полимерный загуститель, серу техническую и маловязкое минеральное или полиальфаолефиновое масло (Патент РФ №2203312, С10М 169/02, 2003 г.).

Недостатком известных масел на минеральной основе является невысокий уровень антифреттинговых свойств при смазывании колеблющихся подшипников качения, неудовлетворительные низкотемпературные свойства, высокий момент трения при пуске, что не обеспечивает надежную эксплуатацию вертолетов.

3. Известно, например, синтетическое масло Б-3В на основе сложных эфиров пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С59, которое содержит антиокислительную присадку - параоксидифениламин и противозадирную - 2-меркаптобензтриазол («Горючесмазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с. 301-302).

Масло Б-3В имеет высокую смазывающую способность, однако оно не удовлетворяет современным требованиям к показателю термоокислительной стабильности при 200°С, при пониженных температурах происходит выпадение в осадок компонентов смазочного материала, масло оказывает заметное коррозионное воздействие на цветные металлы.

4. Ближайшим аналогом является смазочная композиция для трансмиссий, горизонтальных (ГШ) и вертикальных (ВШ) шарниров втулок винтов вертолетов, содержащая полиальфаолефиновое масло; фенил-α-нафтиламин; 2,6-ди-третбутил-4-метилфенол и диизооктилсебацинат, смесь моно- и алкилпроизводных дифениламина, серу-, фосфор- и азотсодержащую присадки (Патент РФ №2122569, С10М 141/10, 1999 г.).

Однако, будучи всесезонной, она не во всех случаях обеспечивает достаточную работоспособность и не может быть использовано как единое трансмиссионно-шарнирное масло, так как не обладает требуемыми, термоокислительными и трибологическими показателями для использования в тяжелонагруженных трансмиссиях вертолетов. Недостатком данной смазочной композиции является сложность компонентного состава при составлении композиции.

По технической сущности и достигаемому результату наиболее близка к предлагаемой смазочная композиция для агрегатов вертолетов, содержащая остаточное масло нафтеновых нефтей, маловязкое масло нафтеновых нефтей, техническую серу и ариловый эфир фосфорной кислоты (Патент RU 2303626. 27.07.2007.).

Основными недостатками данной смазочной композиции являются недостаточно высокие антикоррозионные и низкотемпературные свойства для использования в тяжелонагруженных трансмиссиях и шарнирах вертолетов в широком диапазоне климатических условий.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков путем разработки смазочной композиции для трансмиссий и осевых шарниров винтов вертолетов, обладающей низкотемпературными, термоокислительными, трибологическими показателями, противоизносными свойствами и улучшенными эксплуатационными характеристиками, что обеспечит ее использование в тяжелонагруженных узлах вертолетов в широком диапазоне климатических условий. Еще одной отличительной особенностью изобретения является способность к биоразложению.

Ожидаемый технический результат от изобретения состоит в разработке смазочной композиции с повышенными до требуемого уровня трибологическими показателями при сохранении достаточного антифреттингового действия при работе в ГШ и ВШ винтов вертолетов.

Для достижения указанного технического результата необходимо применять синтетические базовые основы, отличительной особенностью которых являются низкие температуры застывания, особое место среди них занимают масла на основе сложных эфиров, которые за счет полярности молекул хорошо абсорбируются на поверхностях тел трения, чем способствуют минимальному коэффициенту трения.

Для решения поставленной задачи предлагается смазочное масло на основе синтетического базового масла, которое дополнительно содержит холестериловый эфир олеиновой кислоты в качестве антифреттинговой присадки, а также серосодержащую присадку в качестве противоизносной и вязкостной присадки при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Холестериловый эфир олеиновой кислоты 1,0-5,0
Серосодержащая присадка 10,0-20,0
Базовое масло До 100

Отличиями заявляемого технического решения являются использование в качестве базового масла диоктилсебацината (ДОС) по ГОСТ 8728-88, а также введение в состав масла загущающей присадки - продукта взаимодействия касторового масла с перекристаллизованной серой при температуре 210÷215°С (патент №2702654 14.06.2019) выступающего в качестве противоизносной, противозадирной и вязкостной присадки, в качестве антифреттинговой присадки вносится холестериловый эфир олеиновой кислоты. Холестериловые эфиры способны к плоскостной ориентации на поверхностях трения и образуют слоистые структуры в зоне трибоконтакта, что обеспечивает снижение коэффициента трения и повышение энергосберегающих свойств смазки.

Указанные отличия позволяют получить масло, соответствующее требованиям, предъявляемым к моторно-редукторным маслам для авиационной техники, при этом противоизносная и вязкостная присадка, представляющая собой термически стойкий загуститель, обеспечивает не только требуемую вязкость масла, но одновременно повышает эффективность содержащейся в композиции антифреттинговой присадки - холестерилового эфира олеиновой кислоты.

Благодаря антифреттинговой присадке смазочное масло может успешно работать в высоконагруженных подшипниковых узлах с колеблющимися игольчатыми подшипниками.

Антифреттинговая эффективность заявляемой смазочной композиции в этом специфическом случае обусловлена рядом факторов. Во-первых, при трибоактивации из молекул ДОС формируются прочные химически связанные с поверхностью металла граничные пленки, разделяющие контактирующие поверхности, в том числе в зонах контактной деформации, где при остановках и в моменты изменения направления движения зарождаются усталостные дефекты. Во-вторых, холестериловый эфир олеиновой кислоты, содержащийся в смазочной композиции, тормозит окислительные процессы за счет способности образовывать стабильные свободные радикалы. В-третьих, развитие контактной фреттинг-коррозии в колеблющихся игольчатых подшипниках, смазываемых предлагаемой композицией, за счет образования серосодержащих граничных слоев происходит медленней, чем в случае применения смазки ТСгип.

Технология изготовления предлагаемой композиции предусматривает смешение при постоянном перемешивании компонентов: базовой основы (ДОС) разогретой до 50-60°C с последовательно добавляемыми серосодержащей присадки и холестериловым эфиром олеиновой кислоты в качестве антифреттинговой присадки. Полученную смесь перемешивают в течение 30 минут, после чего охлаждают до комнатной температуры и разливают по товарным емкостям.

По описанной технологии изготовлены масла, составы которых приведены в табл. 1.

Предлагаемое масло способно заменить в трансмиссиях и ГШ, ВШ применяемые в настоящее время в вертолетных агрегатах трансмиссионное масло для гипоидных передач ТСгип ТУ 38.1011332-90, а также низкозастывающие маслосмеси ТСгип/АМГ-10 [В.М. Школьников. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочник, М.: Техинформ, 1999, с. 174-175].

Лабораторные испытания приготовленных образцов масла проводились принятыми для моторно-редукторных масел квалификационными методами. Результаты определения вязкостно-температурных показателей, трибологических свойств на ЧМТ (ГОСТ 9490-75) в сравнении с результатами испытаний масла ТСгип и прототипа приведены в таблице 2.

Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают высокую эффективность предлагаемого масла. Предлагаемое масло представляет собой современное авиационное универсальное смазочное масло, которое может заменить такие масла, как ТСгип, СМ-9, ВО-12 и, не имея присущих этим маслам недостатков (узкий диапазон температур эксплуатации, плохие антифреттинговые свойства), полностью соответствует современным требованиям.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
19.09.2018
№218.016.88a8

Полиуретановое связующее для армированных минерал-полимерных композитов и способ его получения

Изобретение относится к полиуретановому связующему для композиционного материала на основе природного щебня и гравия из плотных горных пород, который может быть использован при строительстве и ремонте откосов железных и автомобильных дорог, берегоукрепительных сооружений, конусов насыпей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667178
Дата охранного документа: 17.09.2018
14.11.2018
№218.016.9cb9

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 250°С промышленного оборудования, современных транспортных средств,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672266
Дата охранного документа: 13.11.2018
08.09.2019
№219.017.c94f

Способ лазерного упрочнения металлических поверхностей

Изобретение относится к химико-термической обработке металлических, в первую очередь стальных, поверхностей с применением лазерных установок и оригинальных химических составов и может быть использовано для нанесения покрытий на любые поверхности. На металлическую поверхность наносят коксующийся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699602
Дата охранного документа: 06.09.2019
02.10.2019
№219.017.cbb9

Способ повышения поперечной устойчивости железнодорожного пути на балластном основании

Изобретение относится к конструкции железнодорожного пути, а именно к способам повышения поперечной устойчивости рельсошпальной решетки на балластном основании. Способ повышения устойчивости включает омоноличивание балластного материала полиуретановой системой. Нанесение вяжущего материала при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701635
Дата охранного документа: 30.09.2019
12.10.2019
№219.017.d4a3

Трансмиссионное масло

Изобретение относится к области смазочных композиций, предназначенных для агрегатов трансмиссий авиационного транспорта. Предложено трансмиссионное масло, содержащее в своем составе масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702651
Дата охранного документа: 09.10.2019
12.10.2019
№219.017.d4be

Способ получения серосодержащих присадок к смазочным маслам

Изобретение относится к синтезу серосодержащих присадок, улучшающих смазочные свойства нефтяных и синтетических масел и смазочных материалов на основе этих масел. Способ получения серосодержащих присадок к смазочным маслам заключается в том, что в термостатированный реактор, снабженный мешалкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702654
Дата охранного документа: 09.10.2019
04.02.2020
№220.017.fd5c

Способ измерения добротности резонатора

Использование: для высокоточного измерения добротности резонаторов, применяемых в различных областях техники и научных исследованиях. Сущность изобретения: способ измерения добротности резонатора заключается в том, что при измерении добротности контура методом расстройки частоты на частоте...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712784
Дата охранного документа: 31.01.2020
28.02.2020
№220.018.071c

Состав для поверхностного лазерного упрочнения деталей из конструкционных сталей

Изобретение относится к химико-термической обработке стальных деталей, в частности, к составу для поверхностного лазерного упрочнения деталей из конструкционных сталей. Состав содержит термореактивную отверждающуюся и коксующуюся смесь эпоксидированного новолака (А), триэтаноламинотитаната (Б)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715273
Дата охранного документа: 26.02.2020
21.06.2020
№220.018.28c5

Система обогрева бытовых помещений транспортных средств, содержащих дизель-генераторную установку

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к рефрижераторному подвижному составу. Система обогрева содержит радиаторы и трубопроводы. Система включает дополнительные радиаторы, расположенные в полу бытового помещения, что позволяет перераспределить потоки охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724029
Дата охранного документа: 18.06.2020
12.04.2023
№223.018.4244

Высокооборотная вентильно-индукторная электрическая машина

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям высокоскоростных вентильно-индукторных электрических машин, и может быть использовано при разработке различных приводов высокооборотных электрических машин. Техническим результатом является повышение характеристик энергетической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002772705
Дата охранного документа: 24.05.2022
Показаны записи 1-10 из 51.
27.01.2013
№216.012.1f86

Способ получения высокопрочного фрикционного пресс-материала

Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей. Способ включает стадию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473571
Дата охранного документа: 27.01.2013
20.07.2013
№216.012.5718

Способ получения антифрикционных материалов для бинарных поверхностей

Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных материалов и может применяться для изготовления вставок в узлах трения с бинарной поверхностью, а также для устранения дефектов металлических поверхностей. Изобретение заключается в приготовлении и упаковке комплекта из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487904
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.09.2013
№216.012.6eb3

Подпятниковый узел тележки вагона

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493990
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.12.2013
№216.012.8ca7

Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона

Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501690
Дата охранного документа: 20.12.2013
27.03.2014
№216.012.aeae

Способ нанесения антифрикционных покрытий на боковую поверхность рельса

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на боковую поверхность рельсов железнодорожных путей и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Осуществляют предварительное нанесение на поверхность металла шероховатого слоя толщиной от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510433
Дата охранного документа: 27.03.2014
10.05.2014
№216.012.c012

Пластичная смазка

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе минеральных масел или их смесей, содержащих высокодисперсные наполнители, при этом она подвергнута модификации наночастицами железа, образующегося после перемешивания в реакторе со скоростной мешалкой от 1000 до 2500 об/мин с жидким...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514919
Дата охранного документа: 10.05.2014
27.05.2015
№216.013.4ec1

Экологически чистый смазочный материал и способ его производства

Настоящее изобретение относится к экологически чистому смазочному материалу для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта, содержащему в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551679
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.07.2015
№216.013.6333

Антиобледенительная пластичная смазка

Изобретение относится к антиобледенительным пластичным смазочным материалам и может найти применение для предотвращения обледенения тормозной системы подвижного состава железнодорожного транспорта. Антиобледенительная пластичная смазка содержит комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556942
Дата охранного документа: 20.07.2015
10.08.2015
№216.013.6cfb

Эпоксидная композиция для покрытий

Изобретение относится к эпоксидным композициям, предназначенным для нанесения покрытий, обеспечивающих выполнение высоких экологических требований, в частности для применения в бассейнах для разведения рыб, а также для использования в емкостях для питьевой воды, зубных пломбах и других целей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559457
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.02.2016
№216.014.c285

Способ нанесения антифрикционных покрытий на упорные поверхности пятникового узла

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на упорные поверхности пятникового узла грузовых вагонов и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Способ нанесения антифрикционных покрытий на упорные поверхности пятникового узла грузовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574548
Дата охранного документа: 10.02.2016
+ добавить свой РИД