×
12.10.2019
219.017.d4a3

Результат интеллектуальной деятельности: ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области смазочных композиций, предназначенных для агрегатов трансмиссий авиационного транспорта. Предложено трансмиссионное масло, содержащее в своем составе масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле НА-10 по СТП 002-2005, меркаптобензтиазола гранулированного (каптакс) в качестве противозадирной присадки и пентаэритритового базового масла по СТП 001-2005. Дополнительно вводят серосодержащую присадку в виде продукта взаимодействия при температуре 210-215°С касторового масла с перекристаллизованной из толуола серой. Соотношение компонентов в трансмиссионном масле следующее, мас. %: серосодержащая присадка 15-30; масло Б-3В до 100. Технический результат – расширение температурного диапазона применения масла от -59 до 200°С при сохранении высоких вязкостных и трибологических характеристик. 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области смазочных композиций, предназначенных для агрегатов трансмиссий авиационного транспорта, в частности хвостового редуктора вертолета, и различных видов техники. Из всех видов трансмиссий указанные занимают особое место. Они характеризуются высокими контактными напряжениями, скоростями скольжения, работоспособностью в широком интервале температур (от -50 до 200°С). Для удовлетворения все возрастающих требований эксплуатации трансмиссионных передач, а именно форсирования скоростей, увеличения нагрузок, повышения долговечности и надежности работы, улучшения экологических характеристик масла, а также для увеличения межремонтного пробега необходимо повышать качество применяемых смазочных материалов, которые оказывают первостепенное влияние на эти показатели.

Известны трансмиссионная смазочная композиция содержащая базовый состав на основе углеводородного полиальфаолефинового масла и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, антипенную и антикоррозионную присадки (патент RU №2058379) и трансмиссионная смазочная композиция для трансмиссий вертолетов, которая содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку (патент RU №2122569).

Указанные композиции имеют недостаточно высокие трибологические свойства для использования в тяжелонагруженных трансмиссиях вертолетов в широком диапазоне климатических условий.

Известна смазочная композиция для агрегатов вертолетов, содержащая остаточное масло нафтеновых нефтей, маловязкое масло нафтеновых нефтей, техническую серу и ариловый эфир фосфорной кислоты (Патент RU 2303626).

Основными недостатками данной смазочной композиции являются сложность компонентного состава при составлении композиции и относительно высокая температура застывания.

Известно смазочное масло для механических, автоматических и бесступенчатых трансмиссий или промышленных систем зубчатых передач, содержащее неполный сложный эфир многоатомного спирта и карбоновой кислоты в количестве от 5 до 75% и имеющее кинематическую вязкость при температуре 100°С от 1,0 до 15 мм2/с, причем композиция имеет кинематическую вязкость при температуре 100°С от 1,0 до 20 мм2/с, многоатомный спирт представляет собой спирт от двухатомного до шестиатомного, а карбоновая кислота выбрана из группы, включающей одноосновные кислоты, многоосновные кислоты и их смеси (Патент RU 2501846).

Известна смазочная композиция с кинематической вязкостью при температуре 100°С около 19 мм2/с, содержащая полиальфаолефиновое масло, сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку, антиокислительные присадки 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол и фенил-альфа-нафтиламин, антиоксидантную присадку метилен-бис-(дибутилдитиокарбамат), серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку ПМС-200А (Патент RU 2629949).

Недостатком этих масел являются недостаточные трибологические свойства для использования в тяжелонагруженных трансмиссиях вертолетов при низких температурах, что не позволяет использовать их как всесезонные во всех климатических районах России, в особенности, в северных и арктических, также они не обладают достаточными экологическими характеристиками.

Известно трансмиссионное масло для зубчатых передач на основе минерального, синтетического масла или их смеси с добавлением 0,1-5,0% дитиокарбамата и 0,1-10,0% сложного эфира пентаэритрита и С1220 жирных кислот, имеющего гидроксильное число от 20 до 100 мг КОН/г (Заявка US 20100113314, 2010 г.).

Данная композиция обладает недостаточно высокими трибологическими свойствами при высоких температурах для использования в тяжелонагруженных трансмиссиях вертолетов.

Необходимо отметить, что для повышения эксплуатационных характеристик элементов трансмиссии вертолета необходимо применять синтетические базовые основы, отличительной особенностью которых являются низкие температуры застывания, особое место среди них занимают масла на основе сложных эфиров, которые за счет полярности молекул хорошо абсорбируются на поверхностях тел трения, чем способствуют минимальному коэффициенту трения. Для производства синтетических авиационных смазочных материалов используются эфиры пентаэритрита, являющегося основой широкого спектра масел, обладающих высокой термической и термоокислительной стабильностью и очень низкой летучестью. Однако, они характеризуются относительно низкой вязкостью, что ограничивает их применение для смазывания элементов трансмиссии вертолета, а товарные вязкостные присадки для минеральных масел неприменимы для модификации вязкости эфиров пентаэритрита ввиду их плохой растворимости.

Наиболее близким аналогом изобретения является масло авиационное Б-3В (ТУ 38.101295-85) - синтетическое масло на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот для газотурбинных двигателей, редукторов вертолетов и другой техники, работающих при температуре от -40 до 200°С, содержащее комплекс эффективных присадок, улучшающих эксплуатационные свойств. Основным недостатком масла Б-3В является выпадение в осадок противозадирной присадки при низкой температуре эксплуатации в результате окисления с последующим растворением осадка в масле при 70-90°С. Масло авиационное Б-3В имеет следующий состав, мас. %:

Концентрат антиокислительных
присадок НА-10 по СТП 002-2005 10±0,05
Меркаптобензтиазол гранулированный (каптакс) 1,5±0,1
Масло пентаэритритовое базовое по СТП 001-2005 до 100

Основной целью изобретения является разработка трансмиссионного масла, обладающего улучшенными низкотемпературными и противозадирными свойствами, предназначенного для использования в качестве всесезонного во всех климатических районах вплоть до северных и арктических, а также обладающего способностью к биоразложению.

В качестве решения для достижения поставленной цели предлагается трансмиссионное масло, содержащее пакет присадок, включающий противозадирную и антиокислительную, а также комплекс на основе натурального касторового масла, выступающий в качестве противоизносной и вязкостной присадки.

Предлагаемое трансмиссионное масло способно заменить в трансмиссиях и шарнирах вертолетов применяющееся в настоящее время масло ТСгип (ТУ 38.1011332-90) для гипоидных передач, редукторов и шарниров вертолетов. ТСгип считается высококачественным смазывающим материалом для трансмиссий. Основной недостаток масла ТСгип - высокая температура застывания (Тз=-18°С).

Техническим результатом изобретения является расширение температурного диапазона применимости масла до -59÷200°С, при сохранении высоких вязкостных и трибологических характеристик.

Указанный результат достигается тем, что в трансмиссионное масло, содержащее масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле НА-10 по СТП 002-2005, меркаптобензтиазола гранулированного (каптакс) в качестве противозадирной присадки и пентаэритритового базового масла по СТП 001-2005, дополнительно вводят серосодержащую присадку в виде продукта взаимодействия при температуре 210÷215 С касторового масла с перекристаллизованной из толуола серой при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Серосодержащая присадка 15-30
Масло Б-3В до 100

Отличием заявляемого технического решения является содержание в составе трансмиссионного масла новой серосодержащей присадки, в количестве 15-30 мас. %. Полученное трансмиссионное масло обладает высокими трибологическими характеристиками, обеспечивающими высокий уровень антиокислительных, противозадирных, противоизносных и вязкостных свойств. Кроме того, высокая термическая стабильность и окислительная стабильность позволяют использовать данное масло для смазывания агрегатов трансмиссий в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой технике в широком диапазоне температур от -59 до 200°С.

Технологический процесс получения трансмиссионного масла включает два этапа.

Этап 1. Получение серосодержащей присадки. В трехгорлый реактор, снабженный мешалкой и термометром, помещают 75 мас. ч. касторового масла и нагревают до 100°С при интенсивном перемешивании. После этого добавляют 8,3 мас. ч. перекристаллизованной из толуола серы. Реакционную смесь нагревают до 215°С выдерживают в течение 1 часа при интенсивном перемешивании и температуре 210÷215°С. Затем реакционную смесь охлаждают до 20°С.

Этап 2. Получение трансмиссионного масла. В реактор, снабженный обогревом и мешалкой загружают масло Б-3В в количестве 70÷85 мас. % разогревают до 50-60°С, затем последовательно добавляют 15÷30 мас. % серосодержащей присадки. Полученную смесь перемешивают в течение 1 часа, после чего охлаждают до 20°С и разливают по товарным емкостям.

Для иллюстрации сущности предложенного изобретения было изготовлено 4 образца трансмиссионного масла согласно представленным примерам.

Пример 1. В реактор, снабженный обогревом и мешалкой загружают 85 мас. ч. масла Б-3В, разогревают его до 50-60°С, затем добавляют 15 мас. ч. серосодержащей присадки, после чего перемешивают в течение 1 часа.

Примеры 2-4 осуществляют аналогично примеру 1, а содержание компонентов в предлагаемом трансмиссионном масле приведено в таблице 1.

Результаты испытаний образцов трансмиссионного масла в сравнении с маслами Б-3В и ТСгип, полученных по примерам 1-4 приведены в таблице 2.

По данным, приведенных в таблице 2 следует, что предлагаемое трансмиссионное масло превосходит товарное масло ТСгип по низкотемпературным и трибологическим характеристикам.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
19.09.2018
№218.016.88a8

Полиуретановое связующее для армированных минерал-полимерных композитов и способ его получения

Изобретение относится к полиуретановому связующему для композиционного материала на основе природного щебня и гравия из плотных горных пород, который может быть использован при строительстве и ремонте откосов железных и автомобильных дорог, берегоукрепительных сооружений, конусов насыпей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667178
Дата охранного документа: 17.09.2018
14.11.2018
№218.016.9cb9

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 250°С промышленного оборудования, современных транспортных средств,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672266
Дата охранного документа: 13.11.2018
08.09.2019
№219.017.c94f

Способ лазерного упрочнения металлических поверхностей

Изобретение относится к химико-термической обработке металлических, в первую очередь стальных, поверхностей с применением лазерных установок и оригинальных химических составов и может быть использовано для нанесения покрытий на любые поверхности. На металлическую поверхность наносят коксующийся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699602
Дата охранного документа: 06.09.2019
02.10.2019
№219.017.cbb9

Способ повышения поперечной устойчивости железнодорожного пути на балластном основании

Изобретение относится к конструкции железнодорожного пути, а именно к способам повышения поперечной устойчивости рельсошпальной решетки на балластном основании. Способ повышения устойчивости включает омоноличивание балластного материала полиуретановой системой. Нанесение вяжущего материала при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701635
Дата охранного документа: 30.09.2019
12.10.2019
№219.017.d4be

Способ получения серосодержащих присадок к смазочным маслам

Изобретение относится к синтезу серосодержащих присадок, улучшающих смазочные свойства нефтяных и синтетических масел и смазочных материалов на основе этих масел. Способ получения серосодержащих присадок к смазочным маслам заключается в том, что в термостатированный реактор, снабженный мешалкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702654
Дата охранного документа: 09.10.2019
04.02.2020
№220.017.fd5c

Способ измерения добротности резонатора

Использование: для высокоточного измерения добротности резонаторов, применяемых в различных областях техники и научных исследованиях. Сущность изобретения: способ измерения добротности резонатора заключается в том, что при измерении добротности контура методом расстройки частоты на частоте...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712784
Дата охранного документа: 31.01.2020
28.02.2020
№220.018.071c

Состав для поверхностного лазерного упрочнения деталей из конструкционных сталей

Изобретение относится к химико-термической обработке стальных деталей, в частности, к составу для поверхностного лазерного упрочнения деталей из конструкционных сталей. Состав содержит термореактивную отверждающуюся и коксующуюся смесь эпоксидированного новолака (А), триэтаноламинотитаната (Б)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715273
Дата охранного документа: 26.02.2020
21.06.2020
№220.018.28c5

Система обогрева бытовых помещений транспортных средств, содержащих дизель-генераторную установку

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к рефрижераторному подвижному составу. Система обогрева содержит радиаторы и трубопроводы. Система включает дополнительные радиаторы, расположенные в полу бытового помещения, что позволяет перераспределить потоки охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724029
Дата охранного документа: 18.06.2020
12.04.2023
№223.018.4244

Высокооборотная вентильно-индукторная электрическая машина

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям высокоскоростных вентильно-индукторных электрических машин, и может быть использовано при разработке различных приводов высокооборотных электрических машин. Техническим результатом является повышение характеристик энергетической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002772705
Дата охранного документа: 24.05.2022
27.05.2023
№223.018.7219

Способ получения многослойных износостойких алмазоподобных покрытий

Изобретение относится к способу получения многослойного износостойкого алмазоподобного покрытия в едином вакуумном цикле с заранее заданными свойствами и может быть использовано в тяжелой и легкой промышленности, транспорте для повышения эксплуатационных характеристик изделий и увеличения их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002740591
Дата охранного документа: 15.01.2021
Показаны записи 1-10 из 44.
27.01.2013
№216.012.1f86

Способ получения высокопрочного фрикционного пресс-материала

Изобретение относится к получению фрикционных пресс-материалов, которые могут использоваться при изготовлении тормозных накладок, дисков сцепления, а также при изготовлении высокопрочных конструкционных материалов для машиностроения, электротехники и других целей. Способ включает стадию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473571
Дата охранного документа: 27.01.2013
20.07.2013
№216.012.5718

Способ получения антифрикционных материалов для бинарных поверхностей

Изобретение относится к способу получения антифрикционных эпоксидных материалов и может применяться для изготовления вставок в узлах трения с бинарной поверхностью, а также для устранения дефектов металлических поверхностей. Изобретение заключается в приготовлении и упаковке комплекта из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487904
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.09.2013
№216.012.6eb3

Подпятниковый узел тележки вагона

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493990
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.12.2013
№216.012.8ca7

Способ изготовления антифрикционных вставок подпятника тележки вагона

Стальную сердцевину подпятника перед нанесением покрытия обрабатывают фосфотирующим составом. Методом контактного формования наносят слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501690
Дата охранного документа: 20.12.2013
27.03.2014
№216.012.aeae

Способ нанесения антифрикционных покрытий на боковую поверхность рельса

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на боковую поверхность рельсов железнодорожных путей и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Осуществляют предварительное нанесение на поверхность металла шероховатого слоя толщиной от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510433
Дата охранного документа: 27.03.2014
10.05.2014
№216.012.c012

Пластичная смазка

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке на основе минеральных масел или их смесей, содержащих высокодисперсные наполнители, при этом она подвергнута модификации наночастицами железа, образующегося после перемешивания в реакторе со скоростной мешалкой от 1000 до 2500 об/мин с жидким...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514919
Дата охранного документа: 10.05.2014
27.05.2015
№216.013.4ec1

Экологически чистый смазочный материал и способ его производства

Настоящее изобретение относится к экологически чистому смазочному материалу для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта, содержащему в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551679
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.07.2015
№216.013.6333

Антиобледенительная пластичная смазка

Изобретение относится к антиобледенительным пластичным смазочным материалам и может найти применение для предотвращения обледенения тормозной системы подвижного состава железнодорожного транспорта. Антиобледенительная пластичная смазка содержит комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556942
Дата охранного документа: 20.07.2015
10.08.2015
№216.013.6cfb

Эпоксидная композиция для покрытий

Изобретение относится к эпоксидным композициям, предназначенным для нанесения покрытий, обеспечивающих выполнение высоких экологических требований, в частности для применения в бассейнах для разведения рыб, а также для использования в емкостях для питьевой воды, зубных пломбах и других целей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559457
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.02.2016
№216.014.c285

Способ нанесения антифрикционных покрытий на упорные поверхности пятникового узла

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на упорные поверхности пятникового узла грузовых вагонов и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Способ нанесения антифрикционных покрытий на упорные поверхности пятникового узла грузовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574548
Дата охранного документа: 10.02.2016
+ добавить свой РИД