×
02.10.2019
219.017.cbb9

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ НА БАЛЛАСТНОМ ОСНОВАНИИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к конструкции железнодорожного пути, а именно к способам повышения поперечной устойчивости рельсошпальной решетки на балластном основании. Способ повышения устойчивости включает омоноличивание балластного материала полиуретановой системой. Нанесение вяжущего материала при расходе 3,5 кг на погонный метр железнодорожного пути позволяет сформировать геокомпозит шириной 0,7 м и площадью поперечного сечения 0,11 м. Достигается повышение поперечной устойчивости рельсошпальной решетки на балластном основании. 1 табл., 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к способу повышения поперечной устойчивости рельсошпальной решетки железнодорожного пути с ездой на балласте, заключающемся в омоноличивании балластного материала полиуретановой системой.

Известен способ укрепления балластной призмы железнодорожного пути, включающий формирование и пропитку верхнего щебеночного слоя балластной призмы жидким полимерным связующим на основе полиуретана (см. патент РФ №100777, опублик. 27.12.2010).

Особенностью известного способа является то, что балластная призма железнодорожного пути содержит верхний щебеночный слой, зерна которого в поверхностной части соединены полимером на основе полиуретана путем их заливки полимерным связующим в жидком виде с его последующим отверждением и образованием пористой структуры за счет склеивания зерен щебня в точках их соприкосновения. Глубина пропитки связующим составляет 5-7 см, а верхний слой состоит из щебня фракции 25-80 мм.

Недостатком известного способа является то, что укрепленная указанным образом балластная призма железнодорожного пути не обеспечивает поддержание требуемых эксплуатационных характеристик и амортизационных свойств эксплуатируемого участка.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ укрепления балластной призмы железнодорожного пути, включающий формирование и пропитку верхнего щебеночного слоя жидким полимерным связующим на основе полиуретана (см. патент RU 2469145 С1, опублик. 10.12.2012). Этот способ выбран в качестве прототипа.

Особенностью представленного способа является то, что с балластной призмы осуществляется отсыпка части щебеночного слоя, со стороны действующей части пути формируется технологический откос высотой Н, в верхние слои откоса и примыкающие к нему участки балластной призмы шириной Н/2 вводят жидкое полимерное связующее и формируют каркасную структуру щебеночного слоя на глубину 7-14 см за счет склеивания зерен щебня в точках их соприкосновения, а затем обработанный щебеночный слой выдерживают в условиях отсутствия капельной жидкости и вибрации в течении 1-4 ч для отверждения связующего.

Представленный способ, также не позволяет обеспечить требуемые технологические и эксплуатационные характеристики для организации высокоскоростного и тяжеловесного движения, поскольку поверхностный слой обладает низкой удерживающей способностью щебня, в результате чего появляются разрушения омоноличенного балластного слоя.

Балластный слой играет важную роль в формировании оптимальной упругости подрельсового основания, обеспечивает вертикальную и горизонтальную устойчивость конструкции пути при воздействии поездных нагрузок в условиях изменяющихся температур. От конструкции балластного слоя и качества балластного материала зависит общее состояние рельсовой колеи и железнодорожного пути в целом, уровень допустимых скоростей движения поездов, сроки службы всех элементов верхнего строения (рельсов, скреплений, шпал и т.д.).

Требования к балластному материалу существенно возрастают при организации высокоскоростного и тяжеловесного движения по бесстыковому пути на железобетонных шпалах. Для его усиления применяются полимерные материалы.

Применение полимерных материалов позволяет противодействовать износу балластного слоя и повышать прочностные свойства железнодорожного пути [1]. Одним из основных преимуществ данной технологии является возможность усиления балластного слоя на любом требуемом уровне и в любом месте без ухудшения дренирующих свойств [2]. При распылении полимер проникает до определенных глубин и образует с балластом матрицу (геокомпозит), имеющую высокую степень прочности и упругости [2-4]. Плечо балластной призмы, закрепленное полимерным связующим, при смещениях более чем на 4 мм вносит основной вклад в обеспечение статического сопротивления поперечному сдвигу шпалы [5].

Техническим результатом предложенного способа является повышение поперечной устойчивости рельсошпальной решетки железнодорожного пути с ездой на балласте путем создания оптимальной формы поперечного сечения геокомпозита, формируемого в плече балластной призмы.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе повышения поперечной устойчивости железнодорожного пути на балластном основании, заключающемся в омоноличивании балластного материала двухкомпонентной полиуретановой системой, согласно изобретению, в первую очередь осуществляют проверку балластного материала на выбранном участке методом отсева проб, изложенным в нормативном документе [6].

Работы по укреплению плеча балластного слоя железнодорожного пути выполняются в сухой период времени, при температуре компонентов связующего материала и окружающего воздуха не ниже +10°С и относительной влажности воздуха, не превышающей 50%.

Нанесение вяжущего материала на поверхность балластной призмы осуществляется машинным способом, либо вручную с использованием пневматического оборудования, особенностью которого является возможность задавать и контролировать соотношение компонентов в рабочей смеси, а также расход связующего материала в поперечном направлении от оси железнодорожного пути. Возможность контролировать расход связующего материала используется для формирования профиля нижней поверхности геокомпозита (см. фиг. 1). Наиболее эффективная схема, обеспечивающая наибольшее значение отношения максимальной силы к расходу связующего материала, представлена на фиг. 1 [7].

Омоноличенный участок железнодорожного пути выводится из эксплуатации на 8 ч. За это время геокомпозит набирает 70% прочности.

В соответствии с ГОСТ 7392-2014 для верхнего щебеночного слоя балластной призмы применяется щебень II категории из плотных горных пород с размером зерен 25-60 мм. В качестве жидкого полимерного связующего материала используется полиуретан плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.

Способ повышения поперечной устойчивости железнодорожного пути на балластном основании осуществляется следующим образом.

Глубина проникновения связующего материала в балластный слой железнодорожного пути зависит от ряда факторов, таких как: расход материала, фракционный состав и загрязнение балласта, а также вязкости связующего во время проведения работ, поэтому работы по закреплению балластного слоя выполняются в сухой период времени, при температуре окружающего воздуха не ниже +10°С и относительной влажности воздуха, не превышающей 50%, что обеспечивает постоянство свойств связующего материала. В этом случае глубина проникновения связующего материала зависит в основном от его расхода.

В соответствии с [6] методом отсева проб осуществляется проверка зернового состава, засоренности и загрязненности балласта на выбранном участке. Полученный результат сравнивается с допустимыми требованиями к балластному материалу по заполнению пор продуктами износа, изложенными в распоряжении [8]. Затем на верхние слои откоса балластной призмы и примыкающие к нему участки машинным способом, либо вручную с использованием пневматического оборудования наносят связующее в виде полиуретанового материала плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3, формируя при этом каркасную структуру за счет склеивания зерен щебня между собой в точках их соприкосновения. После этого омоноличенный участок пути выводится из эксплуатации на 8 часов. За это время геокомпозит набирает 70% прочности.

Проведенные авторами исследования с использованием двухкомпонентной полиуретановой системы РТ-КС-001 показали, что поперечной устойчивости рельсошпальной решетки железнодорожного пути с ездой на балласте можно повысить в 11,5 раз закреплением плеча балластной призмы полимерными связующими материалами на основе полиуретана. Такой метод позволяет при небольших (до 0,5 мм) поперечных перемещениях повысить силу сопротивления со стороны плеча балластной призмы до 2,5-3,0 кН, а при смещениях до 10 мм - до 30 кН (при сопротивлении незакрепленного плеча балластной призмы в тех же условиях - 2,5-3,5 кН). Размеры и форма создаваемого геокомпозита позволяют в широком диапазоне варьировать параметры продольной и поперечной устойчивости пути.

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

- сила сопротивления поперечному сдвигу со стороны сформированного в плече балластной призмы геокомпозита может различаться в разы при изменении его площади поперечного сечения и формы;

- изменение формы геокомпозита может обеспечить увеличение силы сопротивления поперечному сдвигу на величину 10 мм со стороны плеча балластной призмы на 20-30% при сокращении расхода связующего материала до 50%;

- с ростом поперечного перемещения до 10 мм наблюдается активизация силы сопротивления за счет изменения формы нижней поверхности геокомпозита, возрастающая до 40%;

- для увеличения силы сопротивления поперечному сдвигу необходимо включать откосную часть балластной призмы в формируемый геокомпозит.

Сущность изобретения поясняется чертежом, представленным на фиг. 1. Данное изображение иллюстрирует распределение связующего материала по глубине проникновения.

При формировании геокомпозита рекомендуется использовать значение удельного расхода связующего материала, равное 33,3 кг/м3. В таб. 1 приведен рекомендуемый приведенный расход связующего материала, приходящийся на погонный метр пути.

Таблица 1 - Погонный расход связующего материала для схемы формирования геокомпозита, представленной на фиг. 1.

Список использованных источников

1. Keene A., Tinjum J.M., Edil Т.В. Mechanical properties of polyurethane-stabilized ballast // Geotechnical Engineering Journal. 2014. Vol. 45, №1. P. 66-73.

2. Kennedy J., Woodward P.K., Medero G., Banimahd M. Reducing railway track settlement using three-dimensional polyurethane polymer reinforcement of the ballast // Construction and Building Materials. 2013. Vol. 44. P. 615-625. doi: https://doi.org/l0.1016/j.conbuildmat.2013.03.002

3. Woodward P.K., Kennedy J., Medero G.M., Banimahd M. Application of in situ polyurethane geocomposite beams to improve the passive shoulder resistance of railway track // Proc. IMechE, Part F: Journal of rail rapid transit. 2012. Vol. 226, Issue 3. P. 294-304. doi:https://doi.org/10.1177/0954409711423460

4. Woodward P.K., Kennedy J., Medero G.M., Banimahd M. Maintaining absolute clearances in ballasted railway tracks using in-situ three-dimensional polyurethane GeoComposites // Proc. IMechE, Part F: Journal of rail rapid transit. 2012. Vol. 226, Issue 3. P. 257-271. doi: https://doi.org/10.1177/0954409711420521

5. Kruglikov A.A., Yavna V.A., Ermolov Y.M., Kochur A.G., Khakiev Z.B. Strengthening of the railway ballast section shoulder with two-component polymeric binders // Transportation Geotechnics. 2017. Vol. 11. P. 133-143. doi: https://doi.org/10.1016/i.trgeo.2017.05.004

6. Методические указания по обследованию балластного слоя. №ЦПТ-16-77 // ЦП МПС, 1977.

7. Крутиков А.А., Васильченко А.А., Морозов А.В., Явна В.А., Холодный З.В. Оптимизация формы геокомпозита для повышения поперечной устойчивости пути на балластном основании // Путь и путевое хозяйство. 2018. №7. С. 20-24.

8. Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути: распоряжение ОАО «РЖД» от 18 января 2013 г. №75р // ОАО «РЖД», 2013.

Способ повышения поперечной устойчивости рельсошпальной решетки железнодорожного пути с ездой на балласте, включающий омоноличивание балластного материала полиуретановой системой, отличающийся тем, что нанесение вяжущего материала на поверхность балластной призмы позволяет за счет распыления и проникновения полимера до определенных глубин сформировать в слое балластной призмы геокомпозит шириной 0,7 м, площадью поперечного сечения 0,11 м при расходе вяжущего материала 3,5 кг на 1 погонный метр железнодорожного пути.
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ НА БАЛЛАСТНОМ ОСНОВАНИИ
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ НА БАЛЛАСТНОМ ОСНОВАНИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
19.09.2018
№218.016.88a8

Полиуретановое связующее для армированных минерал-полимерных композитов и способ его получения

Изобретение относится к полиуретановому связующему для композиционного материала на основе природного щебня и гравия из плотных горных пород, который может быть использован при строительстве и ремонте откосов железных и автомобильных дорог, берегоукрепительных сооружений, конусов насыпей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667178
Дата охранного документа: 17.09.2018
14.11.2018
№218.016.9cb9

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения

Изобретение относится к составу пластичных смазок, предназначенных для применения в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 250°С промышленного оборудования, современных транспортных средств,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672266
Дата охранного документа: 13.11.2018
08.09.2019
№219.017.c94f

Способ лазерного упрочнения металлических поверхностей

Изобретение относится к химико-термической обработке металлических, в первую очередь стальных, поверхностей с применением лазерных установок и оригинальных химических составов и может быть использовано для нанесения покрытий на любые поверхности. На металлическую поверхность наносят коксующийся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699602
Дата охранного документа: 06.09.2019
12.10.2019
№219.017.d4a3

Трансмиссионное масло

Изобретение относится к области смазочных композиций, предназначенных для агрегатов трансмиссий авиационного транспорта. Предложено трансмиссионное масло, содержащее в своем составе масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702651
Дата охранного документа: 09.10.2019
12.10.2019
№219.017.d4be

Способ получения серосодержащих присадок к смазочным маслам

Изобретение относится к синтезу серосодержащих присадок, улучшающих смазочные свойства нефтяных и синтетических масел и смазочных материалов на основе этих масел. Способ получения серосодержащих присадок к смазочным маслам заключается в том, что в термостатированный реактор, снабженный мешалкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702654
Дата охранного документа: 09.10.2019
04.02.2020
№220.017.fd5c

Способ измерения добротности резонатора

Использование: для высокоточного измерения добротности резонаторов, применяемых в различных областях техники и научных исследованиях. Сущность изобретения: способ измерения добротности резонатора заключается в том, что при измерении добротности контура методом расстройки частоты на частоте...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712784
Дата охранного документа: 31.01.2020
28.02.2020
№220.018.071c

Состав для поверхностного лазерного упрочнения деталей из конструкционных сталей

Изобретение относится к химико-термической обработке стальных деталей, в частности, к составу для поверхностного лазерного упрочнения деталей из конструкционных сталей. Состав содержит термореактивную отверждающуюся и коксующуюся смесь эпоксидированного новолака (А), триэтаноламинотитаната (Б)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715273
Дата охранного документа: 26.02.2020
21.06.2020
№220.018.28c5

Система обогрева бытовых помещений транспортных средств, содержащих дизель-генераторную установку

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к рефрижераторному подвижному составу. Система обогрева содержит радиаторы и трубопроводы. Система включает дополнительные радиаторы, расположенные в полу бытового помещения, что позволяет перераспределить потоки охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724029
Дата охранного документа: 18.06.2020
12.04.2023
№223.018.4244

Высокооборотная вентильно-индукторная электрическая машина

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям высокоскоростных вентильно-индукторных электрических машин, и может быть использовано при разработке различных приводов высокооборотных электрических машин. Техническим результатом является повышение характеристик энергетической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002772705
Дата охранного документа: 24.05.2022
27.05.2023
№223.018.7219

Способ получения многослойных износостойких алмазоподобных покрытий

Изобретение относится к способу получения многослойного износостойкого алмазоподобного покрытия в едином вакуумном цикле с заранее заданными свойствами и может быть использовано в тяжелой и легкой промышленности, транспорте для повышения эксплуатационных характеристик изделий и увеличения их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002740591
Дата охранного документа: 15.01.2021
Показаны записи 1-10 из 11.
27.02.2013
№216.012.2cd8

Система коррекции темных, светлых и средних тонов на цифровых изображениях

Изобретение относится к области цифровой обработки изображений. Технический результат изобретения заключается в усилении локального контраста в темных, светлых и средних тонах изображения. Результат достигается тем, что система коррекции темных, светлых и средних тонов на цифровых изображениях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477007
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.01.2015
№216.013.17f0

Способ получения соли адеметионина с хондроитинсульфокислотой

Изобретение относится к способу получения стабильной соли S-аденозил-L-метионина с хондроитинсульфокислотой в соотношении 1:4, который может быть применен в фармацевтической промышленности. Предложенный способ отличается тем, что смешивают водно-спиртовые растворы адеметионина и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537556
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.06.2015
№216.013.5572

Способ управления скоростью движения транспортных средств на участках в сложных природных условиях

Изобретение относится к способам оценки и контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры автомобильных и железных дорог. Способ заключается в определении однородности инженерно-геологических элементов с последующим выбором поверхности скольжения и расчетом коэффициента устойчивости....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553395
Дата охранного документа: 10.06.2015
19.09.2018
№218.016.88a8

Полиуретановое связующее для армированных минерал-полимерных композитов и способ его получения

Изобретение относится к полиуретановому связующему для композиционного материала на основе природного щебня и гравия из плотных горных пород, который может быть использован при строительстве и ремонте откосов железных и автомобильных дорог, берегоукрепительных сооружений, конусов насыпей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667178
Дата охранного документа: 17.09.2018
20.03.2019
№219.016.e682

Установка для совместной утилизации твердых и жидких отходов, загрязненных радиоактивными компонентами

Изобретение относится к области утилизации органосодержащих отходов, загрязненных радиоактивными компонентами (спецодежда, фильтры, смывные воды и т.п.), образующихся в ходе технологических процессов. Установка для совместной утилизации твердых и жидких отходов, загрязненных радиоактивными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339099
Дата охранного документа: 20.11.2008
24.05.2019
№219.017.5f86

Способ получения наноматериалов модификацией слоистых силикатов цвиттер-ионными поверхностно-активными веществами

Изобретение может быть использовано в химической промышленности. Натриевую форму монтмориллонита диспергируют в водной среде и осуществляют химическую обработку цвиттер-ионным ПАВ из класса бетаинов и имидазолинов из расчета количества ПАВ, эквивалентного не менее 0,2 ёмкости катионного обмена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688571
Дата охранного документа: 21.05.2019
09.06.2019
№219.017.79c4

Способ определения загрязненности балластного слоя железнодорожного пути

Изобретение относится к области радиолокации, в частности к способу контроля состояния балластного слоя железнодорожного пути. Способ определения загрязненности балластного слоя железнодорожного пути заключается в анализе электромагнитного поля, приходящего от загрязненного балластного слоя, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002395638
Дата охранного документа: 27.07.2010
10.07.2019
№219.017.afa1

Способ улучшения цифровых изображений

Изобретение относится к области цифровой обработки изображений и может быть использовано для улучшения цифрового цветного или полутонового изображения. Технический результат заявляемого решения заключается в расширении функциональных возможностей за счет усиления локального контраста в светлых,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002452025
Дата охранного документа: 27.05.2012
03.08.2019
№219.017.bc50

Способ получения пористого фуллеренсодержащего наноматериала на основе интеркалированного монтмориллонита

Изобретение относится к области получения наноматериалов, которые могут использоваться в качестве сорбента с высокой селективностью к соединениям определенного размера, носителя лекарственных средств в живых организмах, наполнителя для полимерных композитных материалов различного назначения и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696377
Дата охранного документа: 01.08.2019
10.08.2019
№219.017.bdc4

Фармацевтическая композиция антитромботического действия в твердой лекарственной форме в виде таблеток

Изобретение относится к химико-фармацевтической промышленности, медицине, фармакологии и представляет собой твердую дозированную лекарственную форму, выполненную в виде таблеток, антитромботического действия, отличающуюся тем, что в качестве активного компонента содержит субстанцию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696869
Дата охранного документа: 07.08.2019
+ добавить свой РИД