×
15.05.2023
223.018.58ef

Способ проводки судна через заминированный район моря

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002760802
Дата охранного документа
30.11.2021
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к способам проводки судов через заминированный район моря. При подходе к заминированному району судно стопорит ход и спускает на воду автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА), оснащённый аппаратурой поиска мин. АНПА под управлением собственной системы управления погружается на глубину, оптимальную для поиска мин, включает все средства поиска мин и начинает движение галсами. В процессе движения система управления АНПА фиксирует в памяти вычислителя границы просмотренного прохода на предмет отсутствия мин, а также строит безопасную траекторию движения судна в виде ломаной линии, проходящей через середины галсов АНПА. При обнаружении мины система управления АНПА строит маршрут обхода судном обнаруженной мины. После завершения просмотра необследованной площади прохода АНПА начинает маневрировать параллельными галсами, но уже в новых границах прохода, если же при просмотре не обследованной площади прохода будет обнаружена новая мина, система управления АНПА заново корректирует траекторию судна, заново выявляет необследованную площадь прохода, рассчитывает траекторию АНПА, обеспечивающую просмотр не обследованной части площади прохода, и инициирует движение АНПА по этой траектории. При выходе из заминированного района АНПА всплывает на поверхность и по радиоканалу передаёт на судно построенную траекторию судна прохода через заминированный район в виде координат точек поворота, а также координаты обнаруженных мин, судно проходит район по траектории, полученной от АНПА, по завершении прохода берёт АНПА на борт и продолжает движение по намеченному маршруту. Достигается обеспечение поиска безопасного для судна прохода через заминированный район с использованием автономного необитаемого подводного аппарата АНПА. 6 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к способам борьбы с минной опасностью на море, а конкретно к способам проводки судов через заминированный район моря.

Минирование морских акваторий является одним из наиболее эффективных и широко используемых способов уничтожения корабельного состава противника [1]. Минирование морских акваторий осуществляется как в военное время, так и во время локальных конфликтов и угрозы их возникновения. Минированию, в первую очередь, подлежат подходы к торговым портам и военно-морским базам, что нарушает гражданское и военное судоходство.

Современные морские мины делятся на плавающие, якорные, донные и заиленные (самозакапывающиеся в грунт) [2, 3]. Наиболее распространены донные и заиленные мины. Разновидностью донных мин являются мины-торпеды. Морские мины оснащены взрывателями, реагирующими на изменение гидроакустического, магнитного либо сейсмического поля. Для надёжности срабатывания мины, как правило, оборудуются несколькими типами взрывателей одновременно.

Радикальным способом борьбы с минной опасностью на море, если не удалось предотвратить установку мин, является полное разминирование заминированного района моря. Однако процесс разминирования может продолжаться длительное время. Поэтому зачастую возникает настоятельная необходимость осуществлять судоходство до полного разминирования района. До 80-х годов прошлого века проводка судов через заминированные районы осуществлялась тральщиками, которые шли впереди судна (каравана судов) и при помощи трала уничтожали мины, создавая безопасный проход [4].

Однако ввиду изобретения мин, устойчивых к тралению, в последние десятилетия на место тральщиков пришли противоминные корабли, которые, не отказываясь от траления, ориентированы, в первую очередь, на поиск и уничтожение отдельных мин [5].

Для поиска и классификации якорных и донных мин применяются высокочастотные гидролокаторы (в частности, вперёдсмотрящие гидролокаторы, многолучевые эхолоты, гидролокаторы бокового обзора), магнитометры и телевизионная аппаратура [6,7]. Поиск заиленных мин осуществляется низкочастотными гидролокаторами (профилографами) и магнитометрами [8]. Учитывая, что заранее, как правило, не известно, какие мины установлены в районе, приходится одновременно осуществлять поиск всех типов мин с применением комплекса поисковой аппаратуры.

Поскольку дальность эффективного обнаружения и классификации донных и заиленных мин лежит в пределах от десятков до сотен метров, необходимо, чтобы носители технических средств их поиска и классификации двигались в непосредственной близости от дна. Для этого современные противоминные корабли оснащаются телеуправляемыми и буксируемыми подводными аппаратами, заглубляемыми на нужную глубину.

Автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) являются дальнейшим развитием средств борьбы с минной опасностью, поскольку они имеют ряд преимуществ перед противоминными кораблями:

- исключают гибель людей при взрыве мины;

- обладают более низким уровнем физических полей, на которые реагируют взрыватели морских мин, что позволяет безопасно приближаться к минам на меньшее расстояние;

- способны маневрировать на оптимальной глубине для поиска и классификации мин.

При проводке судов через заминированный район мины, в интересах экономии времени проводки, как правило, не уничтожаются. Проводка состоит в поиске прохода через район, свободного от мин, ширина которого превышает удвоенное минимально допустимое безопасное расстояние между судном и миной (фиг.1).

Проблема состоит в том, что расстояние существенно (до 10 и более раз) превышает дистанцию обнаружения мин всех типов (см. фиг.1), что не позволяет найти безопасный проход через заминированный район путём однократного прохода АНПА по нему. Ввиду этого необходимо разработать специальный способ маневрирования АНПА для поиска прохода, свободного от мин, нужной ширины.

В качестве прототипа выберем способ проводки судна через заминированный район моря, описанный в [4]. Способ состоит в движении судна за тральщиком (противоминном кораблём), который с выставленным тралом движется прямолинейно заданным генеральным курсом (фиг.2).

Достоинство способа-прототипа состоит в его простоте, а недостаток в высокой вероятности подрыва судна на мине, поскольку, как было замечено выше, современные мины не реагируют на сигналы тралов и взрываются при проходе судов с высоким уровнем акустического и/или магнитного поля.

Решаемая техническая проблема – повышение безопасности проводки судов через заминированные районы.

Технический результат – обеспечения поиска безопасного для судна прохода через заминированный район с использованием автономного необитаемого подводного аппарата.

Указанный технический результат достигается выбором такого маневрирования АНПА, которое позволит проложить кратчайший маршрут судна через заминированный район заданным генеральным курсом, при котором судно не приближается к минам на расстояние, меньшее чем .

Идея заявляемого способа проиллюстрирована на фиг.3, на которой радиусы окружностей, построенных вокруг мин, равны . Судно должно обходить каждую обнаруженную мину по касательной к окружности радиуса , минимально отклоняясь от заданного генерального курса.

Заявляемый способ включает следующие действия:

При подходе к заминированному району судно стопорит ход, спускает на воду АНПА и ложится в дрейф в ожидании завершения работы АНПА по поиску безопасного прохода.

АНПА под управлением собственной системы управления погружается на глубину, оптимальную для поиска мин, включает все средства поиска мин и в точке (фиг.4) начинает движение галсами (синяя линия) перпендикулярными заданному генеральному курсу прохода через район. Длина каждого галса равна , т.е. удвоенной минимально допустимой дистанции приближения судна к мине за вычетом удвоенной дистанции обнаружения мины . Расстояние между галсами равно , т.е. удвоенной дистанции обнаружения мины. Двигаясь таким образом, АНПА обеспечивает просмотр полосы шириной (границы полосы показаны чёрными сплошными линиями). Одновременно с движением система управления АНПА строит траекторию безопасного движения судна (красная линия).

При обнаружении в точке (фиг.4) первой мины на дистанции её обнаружения система управления АНПА строит маршрут обхода судном обнаруженной мины, состоящий из двух галсов, проведённых по касательным к окружности бóльшего радиуса (радиус меньшей окружности, построенной вокруг мины, равен , радиус большей окружности равен ). Причём курс, соответствующий второму галсу, равен генеральному курсу судна.

Одновременно с маршрутом обхода мины система управления строит границы прохода в процессе обхода мины (чёрные линии на фиг.4, параллельные траектории судна на расстоянии от неё). Далее система управления АНПА проверяет, вся ли площадь прохода обследована на предмет наличия мин. В результате проверки устанавливает, что заштрихованная зелёным цветом на фиг. 4 область прохода осталась не обследованной.

Система управления рассчитывает траекторию АНПА, обеспечивающую просмотр не обследованной части прохода, и инициирует движение АНПА по этой траектории.

После завершения просмотра не обследованной части прохода АНПА начинает маневрировать параллельными галсами, но уже в новых границах прохода.

Если при просмотре не обследованной части прохода будет обнаружена новая мина (фиг.5), система управления АНПА корректирует траекторию судна при обходе первой обнаруженной мины (траектория судна, которая была построена до обнаружения второй мины показана штриховой красной линией, а новая траектория – сплошной красной линией). Также система управления АНПА выявляет не обследованную часть прохода судна, соответствующего новой траектории судна (заштрихована на фиг.5 коричневым цветом) и рассчитывает траекторию АНПА для её обследования с переходом на стандартное движение параллельным галсами поперёк построенной траектории судна.

Если в процессе осмотра не обследованной части прохода будет обнаружена новая мина, описанные действия будут повторены.

Описанный алгоритм управления АНПА реализуется при обнаружении каждой новой мины. На фиг.6 показано маневрирование АНПА и построенный маршрут судна при проходе через район, в процессе которого обнаружено 4 мины. Из рассмотрения фиг.6 следует, что при обнаружении каждой новой мины система управления АНПА должна корректировать траекторию судна и формировать маршрут АНПА для просмотра необследованной части прохода, построенного в соответствии с новой траекторией судна.

После преодоления всего заминированного района АНПА всплывает на поверхность, уточняет свои координаты с использованием спутниковой навигационной системы и передаёт по радиосвязи судну его траекторию в виде координат вершин ломаной линии (координат точек поворота), а также координаты обнаруженных мин.

Судно проходит заминированный район по траектории, построенно1 АНПА, по завершении прохода берёт АНПА на борт и продолжает движение по намеченному маршруту.

Из рассмотрения фиг.4-6 следует, что при движении судна по траектории, проложенной АНПА, оно не будет приближаться ни к одной из мин на расстояние, меньшее минимально допустимого . Кроме того, после обхода каждой обнаруженной мины судно ложится на генеральный курс, что обеспечивает минимальное отклонение от генерального курса при проходе через заминированный район.

Реализуемость и эффективность предлагаемого способа подтверждается результатами математического моделирования. Из этого можно сделать вывод, что заявленный технический результат – обеспечения поиска безопасного для судна прохода через заминированный район – можно считать достигнутым.

Источники информации:

1. Соловьев Ю. Совершенствование минно-торпедного оружия ВМС США // Зарубежное военное обозрение. 2015. №2.

2. Naval mine// https://en.wikipedia.org/wiki/Naval_mine.

3. How do naval mines work // https:interestingengineering.com/how-do-naval-mines-work.

4. Хвощ В.А. Тактика подводных лодок // М.: Воениздат. 1989. 264 с.

5. Jane's fighting ships. 2019-2020. Ed. Alex Pape. IHS Markit. 2020.

6. Naval sonar ASW and mine hunting // https://www.kongsberg.com/maritime/products/naval-systems/ASW.

7. Chapple P.B. Unsupervised detection of mine-like objects in seabed imagery from autonomous underwater vehicles // Proc. IEEE Oceans Conf. 2009. P.1–6.

8. Касаткин Б.А., Косарев Г.В. Результаты применения акустического профилографа для мониторинга морских акваторий с использованием алгоритмов синтезирования и фокусировки // Подводные исследования и робототехника. 2014. №1(17). С.33-38.

Способ проводки судна через заминированный район моря, отличающийся тем, что при подходе к заминированному району судно стопорит ход и спускает на воду автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА), оснащённый аппаратурой поиска мин, АНПА под управлением собственной системы управления погружается на глубину, оптимальную для поиска мин, включает все средства поиска мин и начинает движение галсами, перпендикулярными заданному генеральному курсу прохода судна через район, с длиной каждого галса, равной удвоенной минимально допустимой дистанции приближения судна к мине за вычетом удвоенной дистанции обнаружения мины, и расстоянием между галсами, равным удвоенной дистанции обнаружения мины, в процессе движения система управления АНПА фиксирует в памяти вычислителя границы просмотренного прохода на предмет отсутствия мин, а также строит безопасную траекторию движения судна в виде ломаной линии, проходящей через середины галсов АНПА, при обнаружении мины система управления АНПА строит маршрут обхода судном обнаруженной мины, состоящий из двух касательных к окружности радиуса с центром в точке расположения мины, причём курс, соответствующий второму галсу, выбирается равным генеральному курсу судна, одновременно с маршрутом обхода судном мины система управления АНПА строит границы безопасного прохода судна в процессе обхода мины, затем система управления АНПА проверяет, вся ли площадь прохода обследована на предмет отсутствия мин, и если в результате проверки устанавливает, что часть площади прохода не обследована, система управления АНПА рассчитывает траекторию АНПА, обеспечивающую просмотр необследованной части площади прохода, и инициирует движение АНПА по этой траектории, после завершения просмотра необследованной площади прохода АНПА начинает маневрировать параллельными галсами, но уже в новых границах прохода, если же при просмотре необследованной площади прохода будет обнаружена новая мина, система управления АНПА заново корректирует траекторию судна, заново выявляет необследованную площадь прохода, рассчитывает траекторию АНПА, обеспечивающую просмотр необследованной части площади прохода, и инициирует движение АНПА по этой траектории, при выходе из заминированного района АНПА всплывает на поверхность и по радиоканалу передаёт на судно построенную траекторию судна прохода через заминированный район в виде координат точек поворота, а также координаты обнаруженных мин, судно проходит район по траектории, полученной от АНПА, по завершении прохода берёт АНПА на борт и продолжает движение по намеченному маршруту.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 87.
27.06.2015
№216.013.5a2b

Способ измерения физической неэлектрической величины

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве измерительных преобразователей неэлектрических величин типа датчиков угловых скоростей, датчиков линейных, угловых ускорений и т.д. Согласно заявленному изобретению преобразуют измеряемую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554624
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5a2f

Способ выставки осевого зазора в газодинамическом подвесе оси вращения ротора гиромотора

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве гиромоторов с газодинамическим подвесом оси вращения ротора, состоящего из двух полусферических опорных узлов, каждый из которых содержит опору и фланец. Технический результат -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554628
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5a32

Стенд для выработки угловых колебаний в двух плоскостях

Предложенное изобретение используется для оценки динамических погрешностей микромеханических и других малогабаритных инерциальных систем. Заявленный стенд предназначен для выработки угловых колебаний в двух плоскостях, изменяющихся по гармоническому закону в расширенном частотном диапазоне,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554631
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.07.2015
№216.013.5e5e

Устройство для напыления тонкопленочных покрытий на сферические роторы электростатического гироскопа

Изобретение относится к устройствам для напыления покрытий на сферические роторы электростатических гироскопов и может быть использовано в точном приборостроении. Устройство содержит вакуумную камеру, внутри которой размещены источник распыления и механизм вращения ротора в виде двух рамок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555699
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.07.2015
№216.013.6863

Способ обнаружения и сопровождения целей циклически работающей системой наблюдения, состоящей из нескольких разнородных приемных каналов

Изобретение относится к области создания систем наблюдения, состоящих из нескольких разнородных приемных каналов. Существо предлагаемого изобретения состоит в том, что если условию идентичности наблюдаемой и комплексной цели удовлетворяет несколько комплексных целей, то из них выбирается та,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558276
Дата охранного документа: 27.07.2015
20.08.2015
№216.013.72fc

Микромеханический вибрационный гироскоп

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано при создании таких средств измерения угловой скорости движения основания, как вибрационные гироскопы. Микромеханический вибрационный гироскоп содержит основание, инерционный диск, имеющий одинаковую толщину и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561006
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.12.2015
№216.013.96cb

Способ определения погрешностей двухстепенного поплавкового гироскопа с газодинамическим подвесом ротора гиромотора

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве двухстепенных поплавковых гироскопов с газодинамическим подвесом оси вращения ротора гиромотора. Технический результат - повышение точности. Для этого в известном способе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570223
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.03.2016
№216.014.ca96

Способ бесплатформенной инерциальной навигации на микромеханических чувствительных элементах

Изобретение относится к навигационной технике, а именно к способам бесплатформенной инерционной навигации малогабаритных движущихся объектов. Способ бесплатформенной инерциальной навигации заключается в том, что на борту подвижного объекта устанавливают микромеханические гироскопы и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577567
Дата охранного документа: 20.03.2016
10.06.2016
№216.015.4665

Способ изготовления ротора электростатического гироскопа

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при производстве электростатических гироскопов. Способ изготовления ротора электростатического гироскопа содержит этапы, на которых: формируют из сплошной заготовки сферическую поверхность ротора, выполняют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586396
Дата охранного документа: 10.06.2016
20.08.2016
№216.015.4bcf

Двухстепенной поплавковый гироскоп

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве двухстепенных поплавковых гироскопов. Двухстепенной поплавковый гироскоп содержит корпус с двумя торцевыми крышками, цилиндрическую поплавковую гирокамеру, установленную в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594628
Дата охранного документа: 20.08.2016
Показаны записи 1-10 из 37.
10.09.2013
№216.012.68ec

Способ обработки информации в гидроакустической антенне

Использование: изобретение относится к области гидроакустики, а именно к способу обработки информации в гидроакустической антенне. Сущность: рассматривается способ снижения структурной составляющей помехи в сигнале гидроакустического приемника, жестко закрепленного на корпусе антенны,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492507
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.11.2013
№216.012.7fa9

Способ оценки полного профиля вертикального распределения скорости звука

Использование: изобретение относится к области гидроакустики и может быть применено при формировании оценки полного профиля вертикального распределения скорости звука (ВРСЗ) по его измеренному в некотором диапазоне глубин фрагменту. Сущность: в способе осуществляется достраивание полного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498354
Дата охранного документа: 10.11.2013
27.11.2014
№216.013.0b10

Способ получения упругого и звукопоглощающего полимерного материала с термопластичными микросферами

Изобретение относится к технологии изготовления упругих, звукопоглощающих и звукоизолирующих композиций на основе полиуретанов и термопластичных микросфер. Способ получения композиции из полимерного материала и порошкообразного наполнителя содержит процессы смешения компонентов, удаления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534240
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.12.2014
№216.013.1078

Бескорпусная гидроакустическая антенна

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к гидроакустическим антеннам, и может быть использовано в гидроакустических донных или опускаемых станциях различного назначения. Задача изобретения - повышение эффективности работы гидроакустических станций. Сущность изобретения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535639
Дата охранного документа: 20.12.2014
27.07.2015
№216.013.6863

Способ обнаружения и сопровождения целей циклически работающей системой наблюдения, состоящей из нескольких разнородных приемных каналов

Изобретение относится к области создания систем наблюдения, состоящих из нескольких разнородных приемных каналов. Существо предлагаемого изобретения состоит в том, что если условию идентичности наблюдаемой и комплексной цели удовлетворяет несколько комплексных целей, то из них выбирается та,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558276
Дата охранного документа: 27.07.2015
10.05.2018
№218.016.4423

Способ определения координат (пеленга и дистанции) и параметров движения (курса и скорости) морской шумящей цели

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к пассивным способам определения координат (пеленга и дистанции) и параметров движения (курса и скорости) морской шумящей цели (далее КПДЦ) по информации шумопеленгаторных станций (далее ШПС), установленных на подвижных носителях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649887
Дата охранного документа: 05.04.2018
29.05.2018
№218.016.56ff

Способ формирования характеристики направленности плоской, горизонтально расположенной многоэлементной излучающей антенны доплеровского лага

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Решаемая техническая проблема - уменьшение погрешности измерения собственной скорости судна и увеличение предельной глубины работы лага без увеличения цены и габаритов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655020
Дата охранного документа: 23.05.2018
29.05.2018
№218.016.570a

Способ измерения скорости судна доплеровским лагом

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Достигаемый технический результат - повышение надежности обнаружения эхосигналов, отраженных от морского дна, при наличии во входном сигнале, кроме эхосигналов, отраженных от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655019
Дата охранного документа: 23.05.2018
05.07.2018
№218.016.6c3b

Способ измерения скорости судна доплеровским лагом

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Решаемая техническая проблема - увеличение надежности и точности работы доплеровского лага без значительного увеличения цены и габаритов аппаратуры. Достигаемый технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659710
Дата охранного документа: 03.07.2018
30.08.2018
№218.016.817a

Способ измерения скорости судна доплеровским лагом

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Одним из условий безопасного кораблевождения является постоянный контроль абсолютной (относительно дна) скорости судна и расстояния до дна. Указанный технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665345
Дата охранного документа: 29.08.2018
+ добавить свой РИД