×
12.04.2023
223.018.4935

Результат интеллектуальной деятельности: Насос объёмного действия ролико-лопастной схемы с бесступенчатым изменением производительности

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям систем привода несущих винтов и других агрегатов винтокрылых летательных аппаратов. Насос объемного действия ролико-лопастной схемы содержит корпус (7), в который установлен ротор (1) и сухари (2), с установленными в них разделительными роликами (3). В корпус (7) установлена вытеснительная корона (4), а также разделительные ролики (3) с надетыми на их оси сухарями (2). Насос содержит обойму (8), надетую на корпус (7) и снабженную проточками. При этом на каждом ролике (3) установлена ведомая шестерня (6). Ведомая шестерня (6) сопряжена с ведущей шестерней (5), при этом шестерня (5) выполнена отличной от шестерни (6) ширины. Вытеснительная корона позволяет изменять рабочую высоту ротора, тем самым изменяя его производительность за оборот и, равно, производительность в единицу времени при фиксированной частоте вращения входного вала. Обеспечивается повышение надежности, ресурса, насосного и общего КПД. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Область техники

Настоящее изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке или модернизации систем привода несущих винтов и других агрегатов для винтокрылых летательных аппаратов любой схемы, а также в других отраслях.

Уровень техники

Известна конструкция насоса объемного действия аксиально-плунжерной схемы с бесступенчатым изменением производительности при сохранении частоты вращения входного вала №2109167 «Аксиально-поршневой регулируемый насос». В известном устройстве изменение производительности при сохранении частоты вращения входного вала происходит за счет изменения угла наклона косой шайбы.

Такое техническое решение позволяет изменять величину рабочего хода плунжера и тем регулировать производительность насоса за оборот от нулевого до максимального ее значения.

Недостатком данной схемы является наличие в ней элементов, совершающих возвратно-поступательное движение (плунжеров) и связанные с этим периодические скачки давления, снижающие ресурс как самого насоса, так и смежных с ним агрегатов и требующие введения в конструкцию агрегата или магистралей устройств, демпфирующих данные скачки, существенные механические потери, а также сравнительно низкая удельная мощность по сравнению с насосами других схем.

Известна конструкция насоса объемного действия ролико-лопастной схемы №2205273 «Роликолопастная машина» с редукционным клапаном, который перепускает рабочую жидкость полностью или частично в сливную магистраль в обход потребителя. Насосы данной схемы обладают наиболее высокой удельной мощностью по сравнению с насосами других схем.

Недостатком данной схемы является связанная с перепуском рабочей жидкости потеря мощности и, следовательно, снижение насосного коэффициента полезного действия (КПД) данного агрегата вплоть до нулевого значения, что делает неэффективной эксплуатацию агрегата подобной конструкции на значениях производительности, отличных от максимального.

Наиболее близким техническим решением является принятая в качестве прототипа конструкция, описанная в патенте №2205273.

Раскрытие изобретения

Целью настоящего изобретения является устранение отмеченных недостатков известных конструкций и создание надежной конструкции насоса, позволяющей при максимальной удельной мощности без потери КПД обеспечить бесступенчатое изменение производительности.

Технический результат заключается в повышении надежности и ресурса насоса, повышении насосного и общего КПД.

Указанный технический результат достигается тем, что насос содержит ротор, сухари (с установленными в них разделительными роликами), вытеснительную корону, ведущую и ведомую шестерни синхронизации, корпус, обойму. Введение в конструкцию насоса вытеснительной короны позволяет изменять рабочую высоту ротора, тем самым повышая его производительность за оборот и, равно, производительность в единицу времени при фиксированной частоте вращения входного вала.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 показана принципиальная схема насоса в режиме максимальной производительности (вытеснительная корона в нижнем положении);

На фиг. 2 показана принципиальная схема насоса в режиме нулевой производительности или в режиме холостого хода (вытеснительная корона в верхнем положении);

На фиг. 3 показан поперечный разрез насоса.

Осуществление изобретения

Насос содержит корпус 7, в который установлен ротор 1 и вытеснительная корона 4. Также в корпус 7 установлены и жестко закреплены разделительные ролики 3 с надетыми на их оси сухарями 2. На разделительном ролике 3 установлена ведомая шестерня 6 синхронизации, взаимодействующая с ведущей шестерней 5. При этом сухари контактируют с боковой поверхностью вытеснительной короны 4, а ролики 3 - с торцовой поверхностью короны 4. Для обеспечения постоянного контакта торцовых поверхностей роликов 3 и короны 4, ролики прижимаются пружиной, как на фиг. 1, или каким-либо другим способом.

Вытеснительная корона 4 кинематически связана с разделительными роликами 3 через их торцевые поверхности.

Для обеспечения синхронности вращения ведущая шестерня 5 выполнена большей ширины, чем ведомая шестерня 6 на величину хода короны.

Обойма 8 надета на корпус 7 и снабжена проточками, предназначенными для подачи рабочей жидкости в ротор 1.

Работа насоса происходит аналогично (патент №2205273), однако изменение производительности за оборот осуществляется следующим образом.

Вытеснительная корона, выполненная по форме, ответной ротору, таким образом, что при надвигании на него образует цилиндр диаметром, равным наружному диаметру ротора. При этом зазоры между ротором и короной должны быть минимальны, вплоть до касания. Поскольку, как видно из фиг. 3, при работе насоса лопатки ротора 1 заходят в канавки роликов 3, смещение короны 4 также вызывает соответствующее смещение роликов 3. Для предотвращения перетечек рабочей жидкости из сливной зоны в напорную, связанных с увеличением торцовых зазоров, происходящим при этом, на роликах установлены сухари 2, которые смещаются вместе с роликами 3 и вытеснительной короной 4. Для обеспечения безотрывного прилегания торцовой поверхности роликов 3 к короне 4 ролики могут прижиматься к ней пружиной или каким-либо другим способом. Количество пар роликов 3 лопаток ротора 1, форма канавок роликов 3 и лопаток ротора 1, рабочая высота ротора 1, величина хода короны 4 могут быть любыми и определяются исходя из потребных характеристик насоса. Подача рабочей жидкости на ротор осуществляется через проточки в обойме 8 и отверстия в корпусе 7 или каким-либо иным способом. Для уменьшения величины управляющего усилия, осевая нагрузка на корону, вызванная воздействием рабочего давления, может быть скомпенсирована созданием противодавления или каким-либо иным образом. Для обеспечения перетекания рабочей жидкости между полостями, предназначенными для движения сухарей 2, роликов 3, короны 4 и шестерен 6 могут быть выполнены перепускные отверстия и пазы той или иной формы в указанных элементах или в корпусе 7 (на чертежах не показаны).

Насос с переменной производительностью имеет следующие особенности конструкции:

1. Изменение производительности за оборот происходит путем перемещения вытеснительной короны соосно ротору.

2. Разделительные ролики могут поступательно двигаться вместе с короной и установлены в направляющих сухарях.

3. Минимизация управляющего движением вытеснительной короны усилия может быть обеспечена за счет создания противоположно направленного усилия.

4. Прилегание торцовой поверхности разделительных роликов к торцовой поверхности короны обеспечивается пружиной или другим механизмом аналогичного назначения.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 18.
20.02.2020
№220.018.0418

Устройство для подачи омывающей жидкости

Изобретение относится к области авиастроения и предназначено для подачи омывающей жидкости для очистки ветрового стекла летательного аппарата. Устройство содержит бак 1 с передней 2 и задней 3 крышками, а также магистрали. Передняя крышка 2 бака 1 включает в себя заливную горловину 4 с пробкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714586
Дата охранного документа: 18.02.2020
23.02.2020
№220.018.04ad

Стенд для усталостных испытаний

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для различных видов испытаний узлов, агрегатов, сочленений и т.д. вертолетной, автомобильной и другой техники. Стенд для усталостных испытаний содержит раму (1) с закрепленным на ней гидроцилиндром (2), силовые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714957
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04f4

Система управления вертолетом

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления вертолетом. Система управления вертолетом содержит органы управления, такие как ручки (2), рычаги (3) управления и связанные с гидродемпфером (7) педали (4), а также проводку (1), соединяющую органы управления с несущим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714958
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04f8

Устройство для изготовления лопасти

Изобретение относится к области авиастроения, и может применяться для сборки лопастей несущего винта вертолета, для проведения технологической операции сборки лонжерона, накладки противообледенительной системы и противовеса композитной лопасти несущего винта вертолета. Устройство для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714961
Дата охранного документа: 21.02.2020
27.02.2020
№220.018.068a

Способ и устройство для изготовления моноколец ленточных канатов

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу изготовления моноколец для ленточных канатов, которые применяются в составе внешней подвески грузов, транспортируемых вертолетом. Устройство для осуществления способа содержит две колонны (1 и 2), на колонне (1)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715062
Дата охранного документа: 25.02.2020
28.02.2020
№220.018.06aa

Стабилизатор вертолета

Изобретение относится к области авиастроения и может найти применение в конструкции вертолетов для обеспечения необходимой устойчивости и управляемости. Стабилизатор имеет симметричный профиль и состоит из правой (1) и левой (2) консолей трапециевидной формы в плане, симметрично расположенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715249
Дата охранного документа: 26.02.2020
21.03.2020
№220.018.0e2f

Маслобак и маслосистема двигателей летательного аппарата

Изобретение относится к летательным аппаратам, например вертолету. Маслобак (1) содержит корпус с заливной горловиной (36) и сливным краном (52), расширительный бак (53), штуцеры. Маслобак (1) снабжен рамкой (43) с масломерным стеклом, для очистки которого предусмотрена трубка-направляющая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717292
Дата охранного документа: 19.03.2020
26.04.2020
№220.018.1a34

Устройство для сборки лопасти несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиастроения и может применяться при сборке лопастей несущего винта вертолета, в частности для проведения технологической операции приклейки триммеров. Устройство для сборки лопасти содержит средства фиксации лопасти, прижимной блок (5) с винтом (11) и средства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002720124
Дата охранного документа: 24.04.2020
17.06.2020
№220.018.276a

Система гидравлическая вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам гидравлическим вертолета с активным резервированием. Система гидравлическая вертолета содержит гидробак (1) с изолированными емкостями (2, 3), которые соединены трубопроводами с двухкамерными рулевыми приводами (19). При этом их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723526
Дата охранного документа: 11.06.2020
31.07.2020
№220.018.38cf

Стенд для износных испытаний автомата перекоса вертолета

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для износных испытаний образцов автоматов перекоса вертолета. Стенд для износных испытаний включает раму (1) с валом (8), на котором размещен механизм нагружения с упругими элементами. На раме (1) установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728216
Дата охранного документа: 28.07.2020
Показаны записи 1-7 из 7.
10.02.2013
№216.012.2334

Главный редуктор несущего винта

Изобретение относится к области авиастроения, в частности может быть использовано в главных редукторах несущих винтов вертолетов. Главный редуктор несущего винта содержит корпус с установленными в нем зубчатыми передачами и валами, входную ступень, расположенную под углом к валу несущего винта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474514
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.06.2014
№216.012.d230

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов летательных аппаратов. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей включает в себя лопасти, втулку с проушинами, количество которых равно количеству лопастей, и соединение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519579
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.04.2015
№216.013.38e3

Устройство для преобразования вращательного движения в плоскопараллельное движение узла изделия

Устройство для преобразования вращательного движения в плоскопараллельное движение узла изделия относится к машиностроению и может быть использовано в качестве механической роликовинтовой передачи со встроенным электродвигателем. Устройство состоит из корпуса (1) с крышками (2) и (3), в котором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546051
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.08.2016
№216.015.4e95

Устройство для управления пограничным слоем на аэродинамической поверхности летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Устройство для управления пограничным слоем на аэродинамической поверхности летательного аппарата состоит из исполнительного блока (1), выполненного из установленных друг на друге снизу вверх нижней крышки, фигурной пластины, коллектора перепуска...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595206
Дата охранного документа: 20.08.2016
10.05.2018
№218.016.5031

Маслосистема редуктора вертолёта с резервированием контуров смазки и охлаждения

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вертолетных редукторов. Маслосистема редуктора вертолета с резервированием контуров смазки и охлаждения содержит полость редуктора, основной и дополнительный маслобаки, два двухступенчатых маслоагрегата, запорные клапаны,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652867
Дата охранного документа: 03.05.2018
01.03.2019
№219.016.cdbc

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастному несущему винту винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт с системой складывания лопастей включает лопасти, втулку с проушинами и соединение лопастей со втулкой. Соединение содержит горизонтальный шарнир, осевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002410287
Дата охранного документа: 27.01.2011
09.05.2019
№219.017.4d45

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастным несущим винтам винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей включает в себя лопасти, втулку с проушинами и соединение лопастей со втулкой. Ось...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002376201
Дата охранного документа: 20.12.2009
+ добавить свой РИД