×
17.06.2020
220.018.276a

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ВЕРТОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиации, в частности к системам гидравлическим вертолета с активным резервированием. Система гидравлическая вертолета содержит гидробак (1) с изолированными емкостями (2, 3), которые соединены трубопроводами с двухкамерными рулевыми приводами (19). При этом их камеры (20, 21) изолированы друг от друга. Емкость (3) гидробака (1) соединена посредством первой гидросистемы с камерами (20), а емкость (2) гидробака (1) соединена посредством второй гидросистемы с камерами (21). При этом каждая из гидросистем содержит шестеренчатый насос (5), соединенный с шестернями главного редуктора и снабженный автоматом разгрузки насоса (6), обратный клапан (7), проходной кран (8), электрогидравлический кран (9), бортовой клапан нагнетания (10), бортовой клапан всасывания (11), два гидроаккумулятора (12), датчик давления (13), два фильтра (15), соединенные посредством рукавов (24) и трубопроводов (25). Коллекторы нагнетания (16, 16') и коллекторы слива (17, 17') присоединены к камерам (20, 21) рулевых приводов (19) с помощью шлангов (18). Достигается повышение надежности работы автопилота и повышение безопасности полетов. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам гидравлическим вертолета с активным резервированием и может быть использовано на летательном аппарате, преимущественно вертолете с бустерным управлением.

Система гидравлическая вертолета предназначена для питания различных потребителей вертолета и, в первую очередь, рулевых приводов системы управления вертолетом.

Для увеличения надежности гидросистема вертолета выполнена с активным резервированием, т.е. она состоит из двух гидросистем, полностью независимых друг от друга, каждая из которых состоит из гидробака, двух гидроаккумуляторов, шестеренчатого насоса, установленного на приводе главного редуктора, что обеспечивает нормальную работу гидросистемы в случае отказа двигателей и перехода вертолета на режим самовращения несущего винта, автомата разгрузки насоса, фильтров, датчиков давления и температуры, при помощи шлангов соединена с соответствующей камерой рулевого привода.

Известна система управления самолетом (патент US 2005109876, F04B 35/04, публ. 20.10.2011 г.), в которой предусмотрена резервная система с локальным электродвигателем и насосом для некоторых или всех гидравлических приводов. Местный резервный гидропривод имеет два источника питания: гидравлический в качестве основного и электрический в качестве резервного. Во время нормальной работы гидропривод получает жидкость под давлением из гидравлической системы, а поток жидкости в камеры контролируется сервоклапаном. Если гидравлическая система выходит из строя, электронный контроллер обнаруживает неисправность, наблюдая сигнал, указывающий давление от датчика давления, и контроллер включает местный гидравлический насос для подачи гидравлической жидкости высокого давления в гидравлический привод через сервоклапан.

Известна система гидравлическая вертолета Ми-8 (Техническое описание. Вертолет МИ-8, 1970 г., рис. 133), которая состоит из основной и дублирующей систем. Основная система предназначена для питания комбинированных рулевых приводов. Дублирующая система обеспечивает питание комбинированных рулевых приводов при выходе из строя основной гидросистемы. Насосы основной и дублирующей систем установлены на приводе главного редуктора, что обеспечивает нормальную работу гидросистемы в случае отказа двигателей и перехода вертолета на режим самовращения несущего винта. Все агрегаты основной и дублирующей гидросистем, за исключением насосов и рулевых приводов, смонтированы на панели как отдельный блок, который установлен в непосредственной близости от насосов и рулевых приводов, что значительно сокращает длину трубопроводов и обеспечивает быстрый монтаж и демонтаж гидросистемы на вертолете.

Особенностью гидросистемы с пассивным резервированием является наличие в дублирующей системе клапана аварийного питания, который при падении давления в основной системе включает в работу дублирующую систему. При этом насос дублирующей системы с холостого режима переключается на рабочий режим, происходит повышение давления в этой системе, и гидроусилители переходят на питание от дублирующей гидросистемы. Клапан аварийного питания является общей точкой для основной и дублирующей гидросистемы.

Недостатками гидросистемы с пассивным резервированием являются:

1) При наличии на вертолете такой гидросистемы в системе управления вертолетом устанавливаются однокамерные рулевые привода, что приводит к полной потере управляемости вертолета при единичном отказе камеры рулевых приводов.

2) В случае выхода из строя клапана аварийного питания в виде его протечки, который является общей точкой как основной, так и дублирующей гидросистем, происходит падение давления в обеих гидросистемах.

3) В случае выхода из строя основной гидросистемы, происходит потеря автоматической стабилизации вертолета т.к. автопилот работает только при питании рулевых приводов от основной гидросистемы. В случае отказа основной гидросистемы при включенном автопилоте управление рулевых приводов переводится на ручное управление, а их питание переключается на дублирующую гидросистему.

Техническая проблема, не решенная в известных устройствах, решаемая заявляемым изобретением, является создание системы гидравлической вертолета, состоящей из двух независимых гидросистем ГС 1 и ГС 2 и позволяющей установить в системе управления вертолетом двухкамерные рулевые приводы, что обеспечивает выполнение требования Авиационных правил АП-29 по дублированию энергетической части системы управления.

Технический результат заключается в повышении надежности гидравлической системы вертолета, в связи с наличием двух независимых гидросистем и, как следствие, повышение надежности работы автопилота и повышении безопасности полетов.

Технический результат достигается за счет того, что в системе гидравлической вертолета, содержащей гидробак 1, включающий емкости 2, 3, которые соединены трубопроводами с рулевыми приводами, - в соответствии с заявляемым изобретением, - рулевые приводы 19 выполнены двухкамерными, при этом их камеры 20, 21 изолированы друг от друга, емкость 3 гидробака 1 соединена посредством первой гидросистемы с камерами 20, а емкость 2 гидробака 1 соединена посредством второй гидросистемы с камерами 21, при этом каждая из гидросистем содержит шестеренчатый насос 5, снабженный автоматом разгрузки насоса 6, обратный клапан 7, проходной кран 8, электрогидравлический кран 9, бортовой клапан нагнетания 10, бортовой клапан всасывания 11, два гидроаккумулятора 12, датчик давления 13, два фильтра 15, соединенные посредством рукавов 24 и трубопроводов 25, при этом коллекторы нагнетания 16 и коллекторы слива 17 присоединены к камерам 20, а коллекторы нагнетания 16' и коллекторы слива 17' присоединены к камерам 21 рулевых приводов 19 с помощью шлангов 18.

Кроме того, емкости 2 и 3 гидробака 1 через проходные краны 8 посредством трубопроводов соединены с бортовыми клапанами нагнетания 10 и бортовыми клапанами всасывания 11.

При этом между автоматами разгрузки насоса 6 и электрогидравлическими кранами 9 установлены аккумуляторы 12, перед которыми находятся датчики давления 13.

Также на емкостях 2 и 3 гидробака 1 установлены датчики температуры 14.

Кроме того коллекторы 16 и 17 первой гидросистемы соединены трубопроводами с гидродемпфером 22 и гидроупором 23 системы управления вертолетом.

Применение гидробака 1, включающего изолированные емкости 2, 3, использование двухкамерных рулевых приводов 19, каждый из которых содержит изолированные камеры 20 и 21, при этом емкость 3 гидробака 1 соединена посредством первой гидросистемы с камерами 20, а емкость 2 гидробака 1 соединена посредством второй гидросистемы с камерами 21 рулевых приводов 19, направлено на повышение надежности гидравлической системы вертолета, в связи с наличием двух независимых гидросистем и, как следствие, повышение надежности работы автопилота и повышении безопасности полетов.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом:

фиг. 1 - принципиальная схема гидросистемы вертолета.

Система гидравлическая вертолета (фиг. 1) состоит из гидробака 1, состоящего из двух не сообщающихся между собой емкостей 2 и 3 и имеющего заливную горловину 4. К емкостям 2, 3 подключены две автономные гидросистемы ГС 1 и ГС 2. Каждая гидросистема ГС 1 и ГС 2, входящие в гидравлическую систему вертолета, состоит из шестеренчатого насоса 5, соединенного с шестернями главного редуктора (не показано) и снабженного автоматом разгрузки насоса 6, обратного клапана 7, проходного крана 8, электрогидравлического крана 9, бортового клапана нагнетания 10, бортового клапана всасывания 11, двух гидроаккумуляторов 12, датчика давления 13, датчика температуры 14, двух фильтров 15, последовательно соединенных посредством рукавов 24 и трубопроводов 25. Некоторые из трубопроводов 25 подходят к коллекторам 16, 16' и 17, 17'. В гидравлической системе установлены четыре двухкамерных рулевых привода 19, имеющие изолированные друг от друга камеры 20 и 21.

Коллекторы нагнетания 16 и коллекторы слива 17 первой гидросистемы ГС1 присоединены к камерам 20, а коллекторы нагнетания 16' и коллекторы слива 17' второй гидросистемы ГС2 присоединены к камерам 21 рулевых приводов 19 с помощью соединяющих шлангов 18.

Емкости 2 и 3 гидробака 1 через проходные краны 8 посредством трубопроводов соединены с бортовыми клапанами нагнетания 10 и бортовыми клапанами всасывания 11. Емкость 2 гидробака 1 соединена посредством нагнетающих и сливных трубопроводов второй гидросистемы ГС 2 с камерами 21 каждого из четырех рулевых приводов 19. А емкость 3 соединена посредством первой гидросистемы ГС 1 с камерами 20.

Между автоматами разгрузки насоса 6 и электрогидравлическими кранами 9 установлены аккумуляторы 12, перед которыми находятся датчики давления 13. На емкостях 2 и 3 установлены датчики температуры 14. Коллекторы 16 и 17 только гидросистемы ГС 1 соединены трубопроводами с гидродемпфером 22 и гидроупором 23 системы управления вертолетом.

На основании показаний датчиков 13 и 14 контролируют состояние гидравлической системы. Двухкамерные рулевые приводы 19 предназначены для управления несущим и рулевым винтами вертолета (не показано). Шестеренчатый насос 5 необходим для создания давления в гидросистемах. В случае превышения заданного верхнего предела давления срабатывает автомат разгрузки насоса 6, и часть жидкости сливается в гидробак 1.

Бортовые клапаны нагнетания 10 и всасывания 11 служат для закрытой заправки гидробака 1. Проходной кран 8 блокирует обратную утечку жидкости из гидробака 1 после заправки. Гидроаккумуляторы 12 сглаживают перепады давления при работе потребителей гидроэнергии.

Электромагнитные краны 9 расположены в кабине пилота, соответственно промаркированы, служит для отключения вышедшей из строя гидросистемы.

Система гидравлическая работает следующим образом.

От наземного источника гидрожидкость подается в емкости 2 и 3 гидробака 1 через бортовые клапаны нагнетания 9 и проходные краны 7. После заполнения емкостей 2 и 3 наземный источник отсоединяется. Теперь гидросистема готова к работе. При запуске двигателей вертолета начинают вращаться шестерни главного редуктора, к которым подсоединены шестеренчатые насосы 5. При достижении определенного значения давления срабатывают автоматы разгрузки насоса 6, которые переключают насосы на холостой режим. После падения давления до определенной величины автоматы разгрузки насоса 6 переключают насосы на рабочий режим.

Главной задачей гидравлической системы является питание двухкамерных рулевых приводов 19 системы управления вертолетом. В случае появления какой-либо неисправности в одной из гидросистем ГС1 или ГС2 и появления соответствующей индикации на приборной доске, пилот при помощи электромагнитного крана 9 отключает вышедшую из строя гидросистему. Вследствие этого, давление в соответствующей камере каждого рулевого привода падает, а управление вертолетом осуществляется при помощи вторых камер рулевых приводов.

Таким образом, система гидравлическая с активным резервированием, подключенная к двухкамерным рулевым приводам системы управления вертолетом, увеличивает надежность автопилота и безопасность полетов вертолета.

Технический результат достигается за счет того, что в системе гидравлической с активным резервированием отсутствует клапан аварийного питания, который в прототипе является общей точкой двух гидросистем: основной и дублирующей. Обе гидросистемы, входящие в предлагаемую систему гидравлическую с активным резервированием, являются полностью независимыми друг от друга. Поэтому любой отказ в одной из них никак не сказывается на управлении вертолетом.


СИСТЕМА ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ВЕРТОЛЕТА
СИСТЕМА ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ВЕРТОЛЕТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 18.
20.02.2020
№220.018.0418

Устройство для подачи омывающей жидкости

Изобретение относится к области авиастроения и предназначено для подачи омывающей жидкости для очистки ветрового стекла летательного аппарата. Устройство содержит бак 1 с передней 2 и задней 3 крышками, а также магистрали. Передняя крышка 2 бака 1 включает в себя заливную горловину 4 с пробкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714586
Дата охранного документа: 18.02.2020
23.02.2020
№220.018.04ad

Стенд для усталостных испытаний

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для различных видов испытаний узлов, агрегатов, сочленений и т.д. вертолетной, автомобильной и другой техники. Стенд для усталостных испытаний содержит раму (1) с закрепленным на ней гидроцилиндром (2), силовые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714957
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04f4

Система управления вертолетом

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления вертолетом. Система управления вертолетом содержит органы управления, такие как ручки (2), рычаги (3) управления и связанные с гидродемпфером (7) педали (4), а также проводку (1), соединяющую органы управления с несущим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714958
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04f8

Устройство для изготовления лопасти

Изобретение относится к области авиастроения, и может применяться для сборки лопастей несущего винта вертолета, для проведения технологической операции сборки лонжерона, накладки противообледенительной системы и противовеса композитной лопасти несущего винта вертолета. Устройство для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714961
Дата охранного документа: 21.02.2020
27.02.2020
№220.018.068a

Способ и устройство для изготовления моноколец ленточных канатов

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу изготовления моноколец для ленточных канатов, которые применяются в составе внешней подвески грузов, транспортируемых вертолетом. Устройство для осуществления способа содержит две колонны (1 и 2), на колонне (1)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715062
Дата охранного документа: 25.02.2020
28.02.2020
№220.018.06aa

Стабилизатор вертолета

Изобретение относится к области авиастроения и может найти применение в конструкции вертолетов для обеспечения необходимой устойчивости и управляемости. Стабилизатор имеет симметричный профиль и состоит из правой (1) и левой (2) консолей трапециевидной формы в плане, симметрично расположенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715249
Дата охранного документа: 26.02.2020
21.03.2020
№220.018.0e2f

Маслобак и маслосистема двигателей летательного аппарата

Изобретение относится к летательным аппаратам, например вертолету. Маслобак (1) содержит корпус с заливной горловиной (36) и сливным краном (52), расширительный бак (53), штуцеры. Маслобак (1) снабжен рамкой (43) с масломерным стеклом, для очистки которого предусмотрена трубка-направляющая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717292
Дата охранного документа: 19.03.2020
26.04.2020
№220.018.1a34

Устройство для сборки лопасти несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиастроения и может применяться при сборке лопастей несущего винта вертолета, в частности для проведения технологической операции приклейки триммеров. Устройство для сборки лопасти содержит средства фиксации лопасти, прижимной блок (5) с винтом (11) и средства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002720124
Дата охранного документа: 24.04.2020
31.07.2020
№220.018.38cf

Стенд для износных испытаний автомата перекоса вертолета

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для износных испытаний образцов автоматов перекоса вертолета. Стенд для износных испытаний включает раму (1) с валом (8), на котором размещен механизм нагружения с упругими элементами. На раме (1) установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728216
Дата охранного документа: 28.07.2020
05.08.2020
№220.018.3cb5

Автомат перекоса вертолета

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в системе управления вертолетом. Автомат перекоса несущего винта содержит вращающуюся тарелку (6) с тягами поворота лопастей (7), соединенную с поводком (10) и установленную через подшипник на невращающееся наружное кольцо...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728945
Дата охранного документа: 03.08.2020
Показаны записи 1-10 из 12.
10.09.2014
№216.012.f138

Система управления вертолетом и раздвижная тяга проводки системы управления

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления вертолетом. Система управления вертолетом содержит тяги и качалки основной проводки по каналам управления к органам управления на рабочем месте летчика и тяги проводки к органам управления на рабочем месте оператора. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527574
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.12.2014
№216.013.15c8

Способ очистки вируса осповакцины или его рекомбинантных вариантов

Изобретение относится к медицинской биотехнологии. Способ очистки вируса осповакцины, в том числе его рекомбинантных вариантов, включает обработку исходной вируссодержащей жидкости ультразвуком. Полученную суспензию центрифугируют при 24000 об/мин. Осадок ресуспендируют в буфере. Повторно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537000
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.09.2015
№216.013.7a75

Одновинтовой вертолет и способ управления им

Вертолет содержит фюзеляж, несущий винт, рулевой винт с управлением общим и циклическим шагом, силовую установку, элементы трансмиссии и систему управления. Вал рулевого винта установлен под постоянным углом в горизонтальной плоскости вертолета в диапазоне 50-70 градусов относительно продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562938
Дата охранного документа: 10.09.2015
26.08.2017
№217.015.e5f6

Способ изготовления моноколец для канатов ленточных и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу изготовления моноколец для ленточных канатов. Устройство содержит две колонны, на одной из которых расположены два ролика и один зажим, а на другой - третий ролик. Колонны жестко закреплены на силовом полу. Расстояние...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626770
Дата охранного документа: 01.08.2017
10.05.2018
№218.016.4f92

Узел объединенного управления шагом несущего винта и двигателем вертолета со спаренной системой управления и муфта сцепления для него

Изобретение относится к вертолетостроению, в частности к системам управления шагом несущего винта и двигателем вертолета. Узел объединенного управления шагом несущего винта и двигателем вертолета со спаренной системой управления содержит первый и второй рычаги управления шагом несущего винта,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652866
Дата охранного документа: 03.05.2018
29.12.2018
№218.016.acd0

Способ минимизации многоадресного трафика и обеспечение его отказоустойчивости в пкс сетях

Изобретение относится к средствам управления потоками ресурсов в сетях. Технический результат заключается в минимизации количества multicast трафика по различным критериям. Определяют multicast группы и активные источники трафика. Устанавливают на всех коммутирующих устройствах в сети openflow...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676239
Дата охранного документа: 26.12.2018
16.01.2020
№220.017.f521

Устройство торможения колес шасси вертолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции систем торможения колес шасси летательных аппаратов. Устройство управления торможением колес шасси вертолета содержит две ручки управления (1, 1') с гашетками (2, 2'), соединенными тросовыми проводками (3, 4), которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710993
Дата охранного документа: 14.01.2020
20.02.2020
№220.018.0418

Устройство для подачи омывающей жидкости

Изобретение относится к области авиастроения и предназначено для подачи омывающей жидкости для очистки ветрового стекла летательного аппарата. Устройство содержит бак 1 с передней 2 и задней 3 крышками, а также магистрали. Передняя крышка 2 бака 1 включает в себя заливную горловину 4 с пробкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714586
Дата охранного документа: 18.02.2020
23.02.2020
№220.018.04f4

Система управления вертолетом

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления вертолетом. Система управления вертолетом содержит органы управления, такие как ручки (2), рычаги (3) управления и связанные с гидродемпфером (7) педали (4), а также проводку (1), соединяющую органы управления с несущим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714958
Дата охранного документа: 21.02.2020
27.02.2020
№220.018.068a

Способ и устройство для изготовления моноколец ленточных канатов

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу изготовления моноколец для ленточных канатов, которые применяются в составе внешней подвески грузов, транспортируемых вертолетом. Устройство для осуществления способа содержит две колонны (1 и 2), на колонне (1)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715062
Дата охранного документа: 25.02.2020
+ добавить свой РИД