×
24.06.2020
220.018.2a20

Результат интеллектуальной деятельности: Способ управления асинхронным двигателем

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электротехники. Техническим результатом является минимизация времени протекания переходных электромагнитных процессов в асинхронном двигателе при минимальных потерях в меди. Предлагается способ управления асинхронным двигателем (АД) с короткозамкнутым ротором, питаемым от силового преобразователя, реализующего векторное управление АД с прямым и обратным преобразованиями Парка и Кларка. Ротор имеет входы сигналов управления составляющих тока статора по оси абсцисс, по оси ординат и сигнала частоты тока статора. Формируют сигнал задания момента, сигнал, пропорциональный частоте вращения ротора, и на базе сигнала задания момента формируют сигнал задания абсолютного скольжения, обеспечивающего минимум потерь в меди. Формируют корректирующий сигнал, который задает составляющую тока статора по оси ординат, который, суммируясь с сигналом задания момента, задает составляющую тока статора по оси абсцисс; суммируясь с сигналом задания абсолютного скольжения и сигналом, пропорциональным частоте вращения ротора, задает частоту тока статора.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе для регулирования асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, в том числе тяговых, преимущественно в электромобилях.

Изобретение относится к регулируемому асинхронному электроприводу и может быть использовано при регулировании асинхронных двигателей, в частности двигателей с короткозамкнутым ротором, в том числе тяговых.

Известен способ управления асинхронными двигателями (Патент РФ №2254666), при котором регулятор момента формирует вектор потокосцепления ротора путем формирования задания его мгновенных значений, амплитуда и частота которых зависит от задания момента. Путем изменения частоты достигается формирование оптимального, с точки зрения минимизации потребления тока статора, угла между векторами тока статора и потокосцепления ротора, равным 45°. На основе полученных задающих сигналов, обеспечивающих минимум потерь в управляемом двигателе, осуществляется управление автономным инвертором, формирующего питание исполнительного асинхронного двигателя.

Недостатком данного способа является низкое быстродействие формирования электромагнитного момента.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому способу является патент «Электропривод переменного тока» (Патент RU 180979 U1), при котором в электроприводе с асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором, питаемым от силового преобразователя, реализующего векторное управление с прямым и обратным преобразованиями Парка и Кларка и имеющего входы сигналов управления составляющих тока статора по оси абсцисс, по оси ординат и сигнала частоты тока статора, при этом формируются сигнал задания момента, сигнал пропорциональный частоте вращения ротора и на базе сигнала задания момента - сигнал задания абсолютного скольжения, обеспечивающего минимум потерь в меди.

Недостатком способа - прототипа является низкая скорость протекания переходных электромагнитных процессов в асинхронном двигателе и, соответственно, низкое быстродействие формирования электромагнитного момента.

Техническим результатом, который обеспечивается изобретением, является повышение скорости формирования электромагнитного момента при изменении управляющего сигнала задания момента.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в способе управления асинхронным двигателем (АД) с короткозамкнутым ротором, питаемым от силового преобразователя, реализующем векторное управление АД с прямым и обратным преобразованиями Парка и Кларка, и имеющим входы сигналов управления составляющих тока статора по оси абсцисс, по оси ординат и сигнала частоты тока статора, при этом формируют сигнал задания момента, сигнал пропорциональный частоте вращения ротора и на базе сигнала задания момента - формируют сигнал задания абсолютного скольжения, обеспечивающего минимум потерь в меди, при этом формируют корректирующий сигнал, который задает составляющую тока статора по оси ординат, который, суммируясь с сигналом задания момента, задает составляющую тока статора по оси абсцисс и, суммируясь с сигналом задания абсолютного скольжения и сигналом, пропорциональным частоте вращения ротора, задает частоту тока статора.

Суть работы предлагаемого способа управления асинхронным двигателем заключается в следующем.

Известен способ управления асинхронным двигателем с минимальными потерями в меди (см., например, Булгаков А.А. Частотное управление асинхронными двигателями. М.: Энергоиздат, 1982, 216 с., с. 51-78) при котором обеспечивается поддержание величины абсолютного скольжения на постоянном уровне, при этом β=r2/L2. Однако в этом случае электромагнитные переходные процессы в двигателе протекают недостаточно быстро, например, чтобы удовлетворить требованиям по безопасному вождению электромобиля с асинхронным тяговым двигателем. Предложенный способ решает данную проблему на требуемом уровне.

Для пояснения сути предложенных решений рассмотрим систему дифференциальных уравнений роторных цепей и электромагнитного момента асинхронного двигателя. Математическое описание АД строится на основе теории обобщенной двухфазной электрической машины (например, Соколов М.М., Петров Л.П., Ладерзон В.А. Электромагнитные переходные процессы в асинхронном электроприводе. М., Энергия, 1967). Уравнения АД при известных допущениях и обозначениях в относительных единицах имеют вид:

Для аналитической оценки динамики процесса формирования электромагнитного момента и для нахождения путей ускорения этого процесса необходимо иметь соответствующую передаточную функцию. Но так как представленные уравнения (1) не линейны, линеаризуем их, записав в операторном виде:

Проведя соответствующие преобразования и не рассматривая звенья с постоянными времени, меньшими на порядок и более основной постоянной времени, из уравнений (2), получим требуемую передаточную функцию:

где:

Из полученной передаточной функции видно, что динамика формирования электромагнитного момента асинхронного двигателя определяется динамическими характеристиками задания управляющих параметров - ΔiX1(p) (тока статора по оси абсцисс), ΔiY1(p) (тока статора по оси ординат) и Δβ(р) (частоты тока статора). Форсируя каждый из этих параметров можно обеспечить уменьшение времени формирования ΔМ(р). Но так как, мы имеем дело с линеаризованной моделью формирования ΔМ(р), то применим принцип суперпозиции и суммарное влияние динамических характеристик каждого из управляющих параметров приводит к суммирующему эффекту в процесс изменения момента. Но при этом необходимо учитывать изменение знака задания абсолютного скольжения частоты тока статора с ограничением уровня выходного сигнала, до величины, обеспечивающей требуемое значение абсолютного скольжения в установившихся режимах работы асинхронного двигателя.

Из этого положения вытекает суть предлагаемого способа. По каждому управляющему каналу синхронно вводится дополнительная энергия, обеспечивающая, как показывают результаты математического моделирования и проведенные стендовые испытания, увеличение в 7-10 раз быстродействия электропривода, реализующего предложенный способ управления.

Предложение соответствует всем критериям охраноспособности изобретения, потому что является промышленно применимым, так как может быть использовано в предложенном виде в электротехнической промышленности, новым, так как в предложенной совокупности признаков оно не известно из уровня техники, и соответствует изобретательскому уровню, так как для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники и достигает новых технических результатов.

Способ управления асинхронным двигателем (АД) с короткозамкнутым ротором, питаемым от силового преобразователя, реализующего векторное управление АД с прямым и обратным преобразованиями Парка и Кларка, и имеющим входы сигналов управления составляющих тока статора по оси абсцисс, по оси ординат и сигнала частоты тока статора, при этом формируют сигнал задания момента, сигнал, пропорциональный частоте вращения ротора, и на базе сигнала задания момента формируют сигнал задания абсолютного скольжения, обеспечивающий минимум потерь в меди, отличающийся тем, что формируют корректирующий сигнал, который задает составляющую тока статора по оси ординат и, суммируясь с сигналом задания момента, задает составляющую тока статора по оси абсцисс и, суммируясь с сигналом задания абсолютного скольжения и сигналом, пропорциональным частоте вращения ротора, задает частоту тока статора.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 62.
29.12.2017
№217.015.f3ec

Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям. Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства содержит меньшую и большую многодисковые фрикционные муфты с гидравлическим управлением посредством гидроцилиндров. Ступица (25) гидроцилиндра меньшей муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637053
Дата охранного документа: 29.11.2017
19.01.2018
№218.016.0df3

Двухкамерный топливный бак

Изобретение относится к системам питания двигателей внутреннего сгорания, а именно к топливным бакам транспортных средств. Двухкамерный топливный бак содержит топливный насос (4) с перепускным клапаном (5), который установлен в основной камере (2). Дополнительная камера (3) сообщена с камерой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633090
Дата охранного документа: 11.10.2017
10.05.2018
№218.016.3814

Способ трассировки маршрута движения автоматического транспортного средства

Способ трассировки маршрута движения автоматического транспортного средств (АТС) относится к способам организации движения автоматически управляемых транспортных средств и может быть использован в любой отрасли народного хозяйства для автоматизированных перевозок различных грузов и пассажиров....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646771
Дата охранного документа: 07.03.2018
10.05.2018
№218.016.3b39

Узел сцеплений трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Узел сцеплений содержит два нормально замкнутых пружинами (1) и (2) масляных многодисковых сцепления (3) и (4), управляемые посредством гидроцилиндров (5) и (6). Сцепление (3), связывающее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647341
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.4623

Способ управления автоматическим транспортным средством

Изобретение относится к системам управления транспортным средством. В способе управления автоматическим транспортным средством из долговременной памяти ЭВМ извлекают математически обработанное изображение дорожного полотна с элементами сканирования, математически преобразуют его в изображение в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649962
Дата охранного документа: 10.04.2018
10.05.2018
№218.016.496c

Двойное многодисковое сцепление трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Двойное многодисковое сцепление трансмиссии транспортного средства содержит корпус (1), гидроцилиндры (2,3), внешнюю и внутреннюю муфты (4,5) и фрикционные диски (7, 8 и 10, 11). В местах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651367
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4a29

Семиступенчатая коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит два первичных вала (1) и (2) разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений (3) и (4), промежуточный вал (5) и вторичный вал (6). На валу (1) большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса (7) и (8), соединяемых с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651313
Дата охранного документа: 19.04.2018
18.05.2018
№218.016.51d1

Двойное сцепление

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Двойное сцепление содержит корпус (1), соединенный с ведущим валом (4), две фрикционные муфты (5, 6) и ведомые валы. Корпус (1) соединен со ступицей (2), крышкой (3) и ведущим валом (4). Две...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653349
Дата охранного документа: 07.05.2018
09.06.2018
№218.016.5f3e

Устройство электрогидравлического управления двойным сцеплением и коробкой передач

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Устройство управления двойным сцеплением и коробкой передач содержит двухпозиционные клапаны (68) и (69) с электрическим управлением, при включении сообщающие гидроцилиндры фрикционных муфт двойного сцепления с напорной гидролинией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656809
Дата охранного документа: 06.06.2018
26.07.2018
№218.016.7503

Двойное сцепление трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям. Двойное сцепление трансмиссии транспортного средства содержит корпус (1), вал (2), фрикционные муфты (3, 4), входные валы (5, 6) коробки передач, гидроцилиндры (23, 24) управления муфтами. Многодисковые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662337
Дата охранного документа: 25.07.2018
Показаны записи 1-9 из 9.
10.04.2014
№216.012.b019

Система стартер-генератор двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к электротехнике, а именно к стартер-генераторным устройствам транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Технический результат заключается в снижении неравномерности вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, возникающей от пульсаций моментов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510796
Дата охранного документа: 10.04.2014
27.08.2016
№216.015.4f76

Устройство снижения температуры наддувочного воздуха

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Устройство снижения температуры наддувочного воздуха содержит теплообменник (1) охлаждения наддувочного воздуха, нагнетаемого компрессором (2) турбокомпрессора (3), и дополнительные средства охлаждения наддувочного воздуха....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595311
Дата охранного документа: 27.08.2016
19.01.2018
№218.016.0dec

Устройство жидкостного охлаждения агрегатов электромобиля

Изобретение относится к транспортным средствам на электрической тяге. Устройство жидкостного охлаждения агрегатов электромобиля содержит высокотемпературный гидравлический контур и низкотемпературный гидравлический контур охлаждения агрегатов электромобиля. В высокотемпературном гидравлическом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633109
Дата охранного документа: 11.10.2017
02.12.2018
№218.016.a301

Устройство термостатирования агрегатов электромобиля

Изобретение относится к электрическим транспортным средствам. Устройство термостатирования агрегатов электромобиля содержит насос (1) с электроприводом для подачи жидкого теплоносителя от радиатора (2) в рубашки жидкостного охлаждения аккумуляторной батареи (3), тягового электродвигателя (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673788
Дата охранного документа: 29.11.2018
03.07.2019
№219.017.a3ae

Фотоэлектрическое устройство преобразования солнечной энергии

Изобретение относится к области электротехники, в частности преобразованию солнечной энергии. Технической результат изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик устройства за счет повышения быстродействия поиска оптимальной рабочей точки. Фотоэлектрическое устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002693020
Дата охранного документа: 01.07.2019
02.10.2019
№219.017.ce2b

Устройство термостатирования агрегатов электромобиля

Изобретение относится к транспортным средствам с электрическим приводом. Устройство термостатирования агрегатов электромобиля содержит радиатор (1), насос (2), с выходом которого сообщены рубашки жидкостного охлаждения аккумуляторной батареи (3), тягового электродвигателя (4), инвертора (5) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700158
Дата охранного документа: 13.09.2019
19.06.2020
№220.018.282f

Устройство управления асинхронным двигателем

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в повышении скорости формирования электромагнитного момента при изменении управляющего сигнала задания момента. Устройство управления содержит асинхронный двигатель. Преобразователь реализует векторное управление с прямым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723671
Дата охранного документа: 17.06.2020
12.04.2023
№223.018.4431

Система управления устройством охлаждения силового электропривода энергетической установки

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления устройством охлаждения силового электропривода. Техническим результатом является: упрощение схемного решения, используемого для реализации системы управления, повышение быстродействия системы управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002735486
Дата охранного документа: 03.11.2020
12.04.2023
№223.018.45e0

Способ упреждающего управления системой охлаждения силового электропривода энергетической установки

Изобретение относится к области теплотехники и электротехники и предпочтительно может быть использовано как способ управления системой охлаждения тягового электропривода, включающего инвертор и электрическую машину, для электромобилей и автомобилей с КЭУ. Техническим результатом способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002740626
Дата охранного документа: 18.01.2021
+ добавить свой РИД