×
19.06.2020
220.018.282f

Результат интеллектуальной деятельности: Устройство управления асинхронным двигателем

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в повышении скорости формирования электромагнитного момента при изменении управляющего сигнала задания момента. Устройство управления содержит асинхронный двигатель. Преобразователь реализует векторное управление с прямым и обратным преобразованиями Парка и Кларка и имеет входы сигналов задания составляющих тока статора по оси абсцисс, по оси ординат и частоты тока статора. А также датчик частоты вращения ротора и задатчик момента. Фазные входы асинхронного двигателя соединены с выходами преобразователя. Вал асинхронного двигателя жестко соединен с датчиком частоты вращения. Выход задатчика момента соединен с входами релейного усилителя-ограничителя абсолютного скольжения, реального форсирующего звена и с первым входом первого сумматора. Выход реального форсирующего звена соединен с вторым входом первого сумматора и с вторым входом второго сумматора. Первый вход сумматора соединен с выходом релейного усилителя-ограничителя абсолютного скольжения, а третий вход соединен с выходом датчика частоты вращения ротора. Входы сигналов задания составляющих тока статора по оси абсцисс, по оси ординат и частоты тока статора преобразователя соединены с выходом первого сумматора, выходом реального форсирующего звена и выходом второго сумматора соответственно. 1 ил.

Изобретение относится к регулируемому асинхронному электроприводу и может быть использовано при регулировании асинхронных двигателей (АД), в частности двигателей с короткозамкнутым ротором, в том числе тяговых, преимущественно для электромобилей.

Известно устройство (Патент РФ №2254666), реализующее управления асинхронным двигателем с абсолютным скольжением, обеспечивающим минимум потерь в меди.

Недостатком данного способа является низкое быстродействие формирования электромагнитного момента.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому устройству является патент «Электропривод переменного тока» (Патент RU 180979 U1), при котором в электроприводе переменного тока, содержащем асинхронный двигатель и инвертор с широтно-импульсным (ШИМ) регулятором тока, два датчика тока статора, датчик скорости, систему задания продольной составляющей тока статора и систему управления поперечной составляющей тока статора с блоками преобразования трехфазной системы координат в прямоугольную вращающуюся систему координат и обратного преобразования, введены блоки фильтрации измеряемых сигналов продольной и поперечной составляющих тока статора и разности этих сигналов, блок расчета и корректирующего сигнала продольной составляющей тока статора, блок ограничения сигнала задания продольной составляющей тока статора.

Недостатком устройства - прототипа является низкая скорость протекания переходных электромагнитных процессов в асинхронном двигателе и, соответственно, низкое быстродействие формирования электромагнитного момента.

Известно устройство управления асинхронным двигателем с минимальными потерями в меди (см., например, Булгаков А.А. Частотное управление асинхронными двигателями. М: Энергоиздат, 1982, 216 с., с. 51-78) при котором обеспечивается поддержание величины абсолютного скольжения на постоянном уровне, при этом β=r2/L2. Однако в этом случае электромагнитные переходные процессы в двигателе протекают недостаточно быстро, например, чтобы удовлетворить требованиям по безопасному вождению электромобиля с асинхронным тяговым двигателем. Предложенное устройство решает данную проблему обеспечения необходимого быстродействия на требуемом уровне. Описание процесса приведено ниже.

Технической задачей предполагаемого изобретения является повышение быстродействия управления АД.

Техническим результатом, который обеспечивается изобретением, является повышение скорости формирования электромагнитного момента при изменении управляющего сигнала задания момента.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что устройство управления асинхронным двигателем (АД) содержит асинхронный двигатель 1, преобразователь 2, реализующий векторное управление с прямым и обратным преобразованиями Парка и Кларка и имеющего входы сигналов задания составляющих тока статора по оси абсцисс А, по оси ординат Б и частоты тока статора В, датчик 3 частоты вращения ротора АД 1 и задатчик 4 момента, при этом фазные входы асинхронного двигателя 1 соединены с выходами преобразователя 2, вал асинхронного двигателя жестко соединен с датчиком 3 частоты вращения ротора АД 1, причем задатчик 4 момента соединен своим выходом 4а со следующими входами: входом 5а релейного усилителя-ограничителя 5 абсолютного скольжения, со входом 6а реального форсирующего звена бис первым входом 7а первого сумматора 7, выход 6б реального форсирующего звена 6 соединен со вторым входом 7б первого сумматора 7 и с вторым входом 8а второго сумматора 8, первый вход 8б которого соединен с выходом 5б релейного усилителя-ограничителя 5 абсолютного скольжения, а третий вход 8в сумматора 8 соединен с выходом 3а датчика 3 частоты вращения ротора АД 1, входы сигналов задания составляющих соединены соответственно для составляющей тока статора по оси абсцисс А с выходом 7в первого сумматора 7, по оси ординат Б - с выходом 66 реального форсирующего звена 6 и частоты тока статора В преобразователя 2-е выходом 8г второго сумматора 8.

Реальное форсирующее звено реализует операцию дифференцирования с последующим затуханием, что позволяет создать крутой фронт управляющих сигналов и обеспечить дополнительный подвод задающей энергии к управляющему устройству, в данном случае ко всем входам А, Б и В преобразователя 2.

Суть работы предлагаемого устройства управления асинхронным двигателем заключается в следующем.

Проведя соответствующие преобразования в системе известных дифференциальных уравнений роторных цепей и электромагнитного момента асинхронного двигателя в относительных единицах (см. книгу Соколов М.М., Петров Л.П., Ладерзон В.А. Электромагнитные переходные процессы в асинхронном электроприводе. М., Энергия, 1967) и, не рассматривая звенья с постоянными времени, меньшими на порядок и более основной постоянной времени, из линеаризованных уравнений получим требуемую передаточную функцию:

где:

Очевидно, что полученная динамика формирования электромагнитного момента асинхронного двигателя определяется динамическими характеристиками задания управляющих параметров - ΔiХ1(p) (тока статора по оси абсцисс), ΔiУ1(p) (тока статора по оси ординат) и Δβ(р) (частоты тока статора). Форсируя каждый из этих параметров можно обеспечить уменьшение времени формирования ΔМ(р). Но так как, мы имеем дело с линеаризованной моделью формирования ΔМ(р), то применим принцип суперпозиции и суммарное влияние динамических характеристик каждого из управляющих параметров приводит к суммарному эффекту в процесс изменения момента.

Из этого положения вытекает суть работы предлагаемого устройства. По каждому управляющему каналу крутым фронтом вводится дополнительная энергия, сигнал задания которой формируется на выходе 6б реального формирующего звена 6 в зависимости от скорости изменения сигнала задания момента на выходе 4а блока 4. Этот сигнал задания форсирующей энергии поступает на вход Б преобразователя 2, суммируется с сигналом задания момента, поступая на вход 7б первого сумматора 7, выход 7в которого соединен со входом А преобразователя 2, кроме того, сигнал задания форсирующей энергии суммируется сигналом задания абсолютного скольжения - вход 8а второго сумматора 8, соединенного своим выходом 8г со входом В преобразователя 2. Таким образом, устройство, построенное по предлагаемой схеме, обеспечивает, как показывают результаты математического моделирования и проведенные стендовые испытания, увеличение в 7-10 раз скорости протекания переходных электромагнитных процессов в асинхронном двигателе при управлении по минимуму электрических потерь.

Реальное форсирующее звено в предлагаемом устройстве имеет передаточную функцию а релейный усилитель-ограничитель 5 абсолютного скольжения представляет собой реле, определяющее знак сигнала задания момента с выхода задатчика момента 4 и соответствующим образом измененяя знак задания абсолютного скольжения с ограничением уровня выходного сигнала, до величины, обеспечивающей требуемое значение абсолютного скольжения в установившихся режимах работы асинхронного двигателя.

Предложение соответствует всем критериям охраноспособности изобретения, потому что является промышленно применимым, так как может быть использовано в предложенном виде в электротехнической промышленности, новым, так как в предложенной совокупности признаков оно не известно из уровня техники, и соответствует изобретательскому уровню, так как для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники и достигает новых технических результатов.

Устройство управления асинхронным двигателем, содержащее асинхронный двигатель (АД) 1, преобразователь 2, реализующий векторное управление с прямым и обратным преобразованиями Парка и Кларка и имеющий входы сигналов задания составляющих тока статора по оси абсцисс А, по оси ординат Б и частоты тока статора В, датчик 3 частоты вращения ротора АД 1 и задатчик 4 момента, при этом фазные входы асинхронного двигателя 1 соединены с выходами преобразователя, вал асинхронного двигателя жестко соединен с датчиком 3 частоты вращения ротора АД 1, отличающееся тем, что выход задатчика момента соединен со следующими входами: входом 5а релейного усилителя-ограничителя 5 абсолютного скольжения, с входом 6а реального форсирующего звена 6 и с первым входом 7а первого сумматора 7, выход реального форсирующего звена 6 соединен с вторым входом 7б первого сумматора 7 и с вторым входом 8а второго сумматора 8, первый вход 8б которого соединен с выходом 5б релейного усилителя-ограничителя 5 абсолютного скольжения, а третий вход 8в сумматора 8 соединен с выходом 3а датчика 3 частоты вращения ротора АД 1, входы сигналов задания составляющих соединены соответственно для составляющей тока статора по оси абсцисс А с выходом 7в первого сумматора 7, для составляющей тока статора по оси ординат Б - с выходом 6б реального форсирующего звена 6 и частоты тока статора В преобразователя 2 - с выходом 8г второго сумматора 8.1
Устройство управления асинхронным двигателем
Устройство управления асинхронным двигателем
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 62.
29.12.2017
№217.015.f3ec

Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям. Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства содержит меньшую и большую многодисковые фрикционные муфты с гидравлическим управлением посредством гидроцилиндров. Ступица (25) гидроцилиндра меньшей муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637053
Дата охранного документа: 29.11.2017
19.01.2018
№218.016.0df3

Двухкамерный топливный бак

Изобретение относится к системам питания двигателей внутреннего сгорания, а именно к топливным бакам транспортных средств. Двухкамерный топливный бак содержит топливный насос (4) с перепускным клапаном (5), который установлен в основной камере (2). Дополнительная камера (3) сообщена с камерой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633090
Дата охранного документа: 11.10.2017
10.05.2018
№218.016.3814

Способ трассировки маршрута движения автоматического транспортного средства

Способ трассировки маршрута движения автоматического транспортного средств (АТС) относится к способам организации движения автоматически управляемых транспортных средств и может быть использован в любой отрасли народного хозяйства для автоматизированных перевозок различных грузов и пассажиров....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646771
Дата охранного документа: 07.03.2018
10.05.2018
№218.016.3b39

Узел сцеплений трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Узел сцеплений содержит два нормально замкнутых пружинами (1) и (2) масляных многодисковых сцепления (3) и (4), управляемые посредством гидроцилиндров (5) и (6). Сцепление (3), связывающее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647341
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.4623

Способ управления автоматическим транспортным средством

Изобретение относится к системам управления транспортным средством. В способе управления автоматическим транспортным средством из долговременной памяти ЭВМ извлекают математически обработанное изображение дорожного полотна с элементами сканирования, математически преобразуют его в изображение в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649962
Дата охранного документа: 10.04.2018
10.05.2018
№218.016.496c

Двойное многодисковое сцепление трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Двойное многодисковое сцепление трансмиссии транспортного средства содержит корпус (1), гидроцилиндры (2,3), внешнюю и внутреннюю муфты (4,5) и фрикционные диски (7, 8 и 10, 11). В местах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651367
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4a29

Семиступенчатая коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит два первичных вала (1) и (2) разного диаметра, имеющих привод от двух сцеплений (3) и (4), промежуточный вал (5) и вторичный вал (6). На валу (1) большего диаметра свободно установлены два зубчатых колеса (7) и (8), соединяемых с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651313
Дата охранного документа: 19.04.2018
18.05.2018
№218.016.51d1

Двойное сцепление

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Двойное сцепление содержит корпус (1), соединенный с ведущим валом (4), две фрикционные муфты (5, 6) и ведомые валы. Корпус (1) соединен со ступицей (2), крышкой (3) и ведущим валом (4). Две...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653349
Дата охранного документа: 07.05.2018
09.06.2018
№218.016.5f3e

Устройство электрогидравлического управления двойным сцеплением и коробкой передач

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Устройство управления двойным сцеплением и коробкой передач содержит двухпозиционные клапаны (68) и (69) с электрическим управлением, при включении сообщающие гидроцилиндры фрикционных муфт двойного сцепления с напорной гидролинией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656809
Дата охранного документа: 06.06.2018
26.07.2018
№218.016.7503

Двойное сцепление трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям. Двойное сцепление трансмиссии транспортного средства содержит корпус (1), вал (2), фрикционные муфты (3, 4), входные валы (5, 6) коробки передач, гидроцилиндры (23, 24) управления муфтами. Многодисковые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662337
Дата охранного документа: 25.07.2018
Показаны записи 1-9 из 9.
10.04.2014
№216.012.b019

Система стартер-генератор двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к электротехнике, а именно к стартер-генераторным устройствам транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Технический результат заключается в снижении неравномерности вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, возникающей от пульсаций моментов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510796
Дата охранного документа: 10.04.2014
27.08.2016
№216.015.4f76

Устройство снижения температуры наддувочного воздуха

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Устройство снижения температуры наддувочного воздуха содержит теплообменник (1) охлаждения наддувочного воздуха, нагнетаемого компрессором (2) турбокомпрессора (3), и дополнительные средства охлаждения наддувочного воздуха....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595311
Дата охранного документа: 27.08.2016
19.01.2018
№218.016.0dec

Устройство жидкостного охлаждения агрегатов электромобиля

Изобретение относится к транспортным средствам на электрической тяге. Устройство жидкостного охлаждения агрегатов электромобиля содержит высокотемпературный гидравлический контур и низкотемпературный гидравлический контур охлаждения агрегатов электромобиля. В высокотемпературном гидравлическом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633109
Дата охранного документа: 11.10.2017
02.12.2018
№218.016.a301

Устройство термостатирования агрегатов электромобиля

Изобретение относится к электрическим транспортным средствам. Устройство термостатирования агрегатов электромобиля содержит насос (1) с электроприводом для подачи жидкого теплоносителя от радиатора (2) в рубашки жидкостного охлаждения аккумуляторной батареи (3), тягового электродвигателя (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673788
Дата охранного документа: 29.11.2018
03.07.2019
№219.017.a3ae

Фотоэлектрическое устройство преобразования солнечной энергии

Изобретение относится к области электротехники, в частности преобразованию солнечной энергии. Технической результат изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик устройства за счет повышения быстродействия поиска оптимальной рабочей точки. Фотоэлектрическое устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002693020
Дата охранного документа: 01.07.2019
02.10.2019
№219.017.ce2b

Устройство термостатирования агрегатов электромобиля

Изобретение относится к транспортным средствам с электрическим приводом. Устройство термостатирования агрегатов электромобиля содержит радиатор (1), насос (2), с выходом которого сообщены рубашки жидкостного охлаждения аккумуляторной батареи (3), тягового электродвигателя (4), инвертора (5) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700158
Дата охранного документа: 13.09.2019
24.06.2020
№220.018.2a20

Способ управления асинхронным двигателем

Изобретение относится к области электротехники. Техническим результатом является минимизация времени протекания переходных электромагнитных процессов в асинхронном двигателе при минимальных потерях в меди. Предлагается способ управления асинхронным двигателем (АД) с короткозамкнутым ротором,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724128
Дата охранного документа: 22.06.2020
12.04.2023
№223.018.4431

Система управления устройством охлаждения силового электропривода энергетической установки

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления устройством охлаждения силового электропривода. Техническим результатом является: упрощение схемного решения, используемого для реализации системы управления, повышение быстродействия системы управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002735486
Дата охранного документа: 03.11.2020
12.04.2023
№223.018.45e0

Способ упреждающего управления системой охлаждения силового электропривода энергетической установки

Изобретение относится к области теплотехники и электротехники и предпочтительно может быть использовано как способ управления системой охлаждения тягового электропривода, включающего инвертор и электрическую машину, для электромобилей и автомобилей с КЭУ. Техническим результатом способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002740626
Дата охранного документа: 18.01.2021
+ добавить свой РИД