×
20.12.2019
219.017.ef69

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002709238
Дата охранного документа
17.12.2019
Аннотация: Предлагаемое изобретение относится к способам технической диагностики дефектов подшипников качения турбомашины, а также для создания систем диагностики. Техническим результатом изобретения является повышение надежности диагностики технического состояния подшипника качения ротора турбомашины на ранней стадии развития дефекта. Технический результат достигается тем, что в способе диагностики технического состояния подшипника качения ротора турбомашины, при котором измеряют частоту вращения ротора и сигнал, пропорциональный параметру вибрации, строят амплитудно-частотный спектр сигнала, в котором выполняют поиск составляющих на диагностических частотах подшипника. В качестве параметра вибрации используют резкость вибрации, измеряют сигнал, пропорциональный резкости вибрации, преобразуют его, логарифмируя по амплитуде, и строят амплитудно-частотный спектр преобразованного сигнала, по наличию в котором по меньшей мере одной составляющей на диагностической частоте подшипника делают вывод о его дефекте. 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано при диагностировании технического состояния турбомашины, включая диагностику зарождающихся дефектов в процессе стендовых испытаний, преимущественно к способам технической диагностики дефектов подшипников качения турбомашины, а также для создания систем диагностики.

Для диагностики технического состояния подшипников необходимо расширение частотного диапазона анализируемых сигналов. Кроме того целесообразна постановка дополнительных малогабаритных датчиков корпусной вибрации вблизи диагностируемого подшипника непосредственно внутри силовых корпусов, что связано с высокими материальными затратами. Поэтому обычно измеряют широкополосную корпусную вибрацию в полосе частот, охватывающей, как минимум, частоты численно равные произведению частоты вращения ротора на наибольшее количество тел качения в подшипниках. Этого обычно бывает достаточно, поскольку дефекты в подшипниках качения возникают, прежде всего, на беговых дорожках колец и диагностируются при появлении составляющих на частотах мелькания шариков. Установив, какое кольцо подшипника деградирует, определяют причину дефекта. Например, причиной износа наружного кольца может быть чрезмерная нагрузка на ротор относительно корпуса, а появление дефекта по внутреннему кольцу может быть следствием дисбаланса [Тейлор Д.И. Идентификация дефектов подшипников с помощью спектрального анализа: пер. с англ. // Конструирование и технология машиностроения. М.: Мир, 1980. Т. 102, №2. С. 7]. Кроме того, выяснение локализации зарождающегося дефекта подшипника позволяет дать прогноз о дальнейшей его работе, например, дефект по наружному кольцу развивается медленнее, чем по внутреннему кольцу [Линн Д. Выявление дефектов подшипников качения с помощью анализа вибрации: пер. с англ.; под ред. B.А. Смирнова // Вибродиагностика для начинающих и специалистов. http://www.vibration.ru/v_defekt.shtml (дата обращения 28.12.2018)].

Диагностика подшипников состоит из определения диагностических частот и идентификации составляющих на этих частотах в спектре широкополосной вибрации. При этом расчетная диагностическая частота может отличаться от частоты спектра [Тейлор Д.И. Идентификация дефектов подшипников с помощью спектрального анализа: пер. с англ. // Конструирование и технология машиностроения. М.: Мир, 1980. Т. 102, №2. C. 3].

В известных способах диагностика технического состояния турбомашины выполняется по наличию информативных составляющих в спектре корпусной вибрации при развитом дефекте. При диагностике технического состояния подшипника качения эти составляющие генерируются на частотах порядка нескольких тысяч герц. Для облегчения их идентификации диагностирование обычно выполняют по информации с акселерометра в амплитудно-частотном спектре сигнала, пропорционального виброускорению (параметр вибрации), т.к. в этом случае с увеличением частоты колебаний происходит «подъем» амплитуды составляющих спектра виброускорения. При использовании, например, в качестве параметра вибрации виброскорости такого подъема амплитуд составляющих не происходит. Обычно анализируют «сырой» нефильтрованный сигнал, пропорциональный виброускорению, который используют в качестве параметра вибрации. Однако в ряде случаев, особенно при диагностировании зарождающихся дефектов, «подъема» амплитуды информативных составляющих во виброускорению бывает недостаточно. Кроме того уровни информативных составляющих могут различаться на порядок и более, что затрудняет диагностику технического состояния турбомашины.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора турбомашины, при котором измеряют частоту вращения ротора и сигнал, пропорциональный параметру вибрации, строят амплитудно-частотный спектр сигнала, в котором выполняют поиск составляющих на диагностических частотах подшипника (Фирсов А.В., Посадов В.В. Диагностика дефектов подшипников качения при стендовой доводке малоразмерного высокооборотного газотурбинного двигателя с помощью спектрального анализа вибрации // Контроль. Диагностика. 2013. №7. С. 40-47).

В качестве параметра вибрации используют виброускорение. Способ позволяет выполнять диагностику дефекта подшипника лишь на заключительной стадии развития дефекта и не применим для диагностирования зарождающегося дефекта, т.к. в этом случае в спектре вибрации еще не выделяются на фоне шумов информативные составляющие на диагностических частотах подшипника. В связи с тем, что вблизи с составляющей на диагностической частоте подшипника, может находиться составляющая, не принадлежащая ему, то при диагностике дефекта на ранней стадии его развития возможна грубая ошибка диагностирования (Тейлор Д.И. Идентификация дефектов подшипников с помощью спектрального анализа: пер. с англ. // Конструирование и технология машиностроения. М.: Мир, 1980. Т. 102, №2. С. 2).

Технической задачей изобретения является создание способа диагностики технического состояния подшипника качения ротора турбомашины, позволяющего уже на ранней стадии развития дефекта сделать информативные составляющие на диагностических частотах подшипника хорошо различимыми на фоне шумов в спектре вибрации за счет усиления их уровней и сближения составляющих по уровню.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности диагностики технического состояния подшипника качения ротора турбомашины на ранней стадии развития дефекта за счет использования в качестве параметра вибрации резкости вибрации, измерения сигнала пропорционального резкости вибрации и преобразования его.

Дополнительным техническим результатом является расширение возможностей способа диагностики технического состояния подшипника, т.к. он позволяет выполнять диагностирование подшипника в случаях, когда датчик корпусной вибрации удален от подшипника.

Технический результат достигается тем, что в способе диагностики технического состояния подшипника качения ротора турбомашины, при котором измеряют частоту вращения ротора и сигнал, пропорциональный параметру вибрации, строят амплитудно-частотный спектр сигнала, в котором выполняют поиск составляющих на диагностических частотах подшипника, в отличие от известного, в качестве параметра вибрации используют резкость вибрации, измеряют сигнал, пропорциональный резкости вибрации, преобразуют его, логарифмируя по амплитуде, и строят амплитудно-частотный спектр преобразованного сигнала, по наличию в котором по меньшей мере одной составляющей на диагностической частоте подшипника делают вывод о его дефекте.

Изобретение поясняется чертежами, на которых изображены: фиг. 1 - амплитудно-частотный спектр преобразованного сигнала; фиг. 2 - временная реализация сигнала, пропорционального виброускорению; фиг. 3 - амплитудно-частотный спектр сигнала, пропорционального виброускорению.

Способ осуществляют следующим образом.

Предварительно определяют диагностические частоты подшипника, характеризующие вид дефекта, например, частоту мелькания шариков по наружной и внутренней беговым дорожкам подшипника, частоту вращения тел качения и др. (Генкин, М.Д. Виброакустическая диагностика машин и механизмов [Текст] /М.Д. Генкин, А.Г. Соколова. - М.: Машиностроение, 1987. - 288 с.: ил.).

В качестве параметра вибрации используют резкость вибрации (производную по времени параметра вибрации - виброускорения).

При работе турбомашины измеряют частоту вращения ротора и с помощью аппаратных средств измерительной аппаратуры (измерительного модуля) измеряют сигнал, пропорциональный параметру вибрации - резкости вибрации, например, При этом усиливаются уровни информативных составляющих на диагностических частотах подшипника и улучшается соотношение сигнал/шум в высокочастотной области спектра вибрации.

Преобразуют измеренный сигнал, логарифмируя его по амплитуде, и строят амплитудно-частотный спектр преобразованного сигнала - логарифма резкости вибрации (фиг. ). Выполняют в нем поиск информативных составляющих на предварительно определенных диагностических частотах для установления источников возбуждения вибрации. Логарифмическая шкала по оси ординат позволяет сделать информативные составляющие спектра вибрации соразмерными по уровням (амплитудам).

По наличию в спектре составляющих диагностируют зарождающийся (развивающийся) дефект. Например, дефект на беговых дорожках колец подшипника диагностируют при появлении составляющих на частотах мелькания шариков. Кроме дефекта по беговым дорожкам подшипника может возникнуть дефект от перекоса, который определяют по наличию составляющей на диагностической частоте, равной произведению частоты вращения ротора на число тел качения [Линн Д. Выявление дефектов подшипников качения с помощью анализа вибрации: пер. с англ.; под ред. В.А. Смирнова // Вибродиагностика для начинающих и специалистов. http://www.vibration.ru/v_defekt.shtml (дата обращения 28.12.2018)], дефект сепаратора, проявляющийся на частоте собственного вращения шарика [Тейлор Д.И. Идентификация дефектов подшипников с помощью спектрального анализа: пер. с англ. // Конструирование и технология машиностроения. М.: Мир, 1980. Т. 102, №2. С. 5].

Способ диагностики был реализован при стендовых испытаниях газотурбинного двигателя.

В процессе испытаний на стационарном режиме на измеренной частоте вращения ротора nизм=21000 об/мин (ƒp=350 Гц) во временной области наблюдался монотонный рост вибрации (фиг. 2) с нероторной и некратной частоте вращения ротора частотой.

Анализ спектра виброускорения (по способу-прототипу) (фиг. 3) показал наличие в спектре доминирующей на фоне шумов составляющей на частоте 1910 Гц.

Определенные перед испытаниями диагностические частоты подшипника, наличие составляющих на которых свидетельствует о дефекте подшипника (например, модулированную ротором частоту мелькания шариков по наружной ƒнp, и внутренней ƒвp обоймам подшипника, частоту мелькания шариков по наружной ƒн и по внутренней ƒв обоймам подшипника и др.) позволили предположить, что данная частота может являться одной из диагностических частот подшипника качения.

Эта составляющая могла генерироваться на модулированной ротором частоте мелькания шариков как по наружной ƒнp, так и по внутренней ƒвp обоймам подшипника. Однако чем вызвано ее доминирование было непонятно, т.к. отсутствие вблизи этой доминирующей составляющей других различимых на фоне шумов составляющих на других диагностических частотах подшипника, например, ƒн или ƒв, не позволяло идентифицировать дефектную беговую дорожку подшипника.

При использовании предложенного способа диагностики в амплитудно-частотном спектре преобразованного сигнала, пропорционального логарифму резкости вибрации (фиг. 1), наряду с доминирующей составляющей на частоте 1910 Гц и составляющими, кратными частоте вращения ротора ƒp (4ƒр, 5ƒр, 6ƒр, 7ƒр, 8ƒp), стала хорошо различима составляющая на диагностической частоте мелькания шариков по наружной обойме подшипника ƒн. Ее наличие позволило установить, что рост вибрации (фиг. 2) происходил на модулированной ротором частоте мелькания шариков по наружной беговой дорожке ƒнp=1910 Гц, что свидетельствовало о появлении дефекта наружного кольца подшипника качения.

Это позволило установить и причину дефекта подшипника -чрезмерную нагрузку на ротор относительно корпуса, что необходимо для устранения дефекта. Кроме того, локализация дефекта по наружному кольцу позволила сделать прогноз о дальнейшей работе подшипника - в отличие от деградации внутреннего кольца этот дефект не приводит к быстрому износу подшипника.

Предложенный способ с использованием в качестве параметра вибрации - резкости вибрации позволяет осуществлять диагностику на ранней стадии появления дефекта в отличие от способа прототипа, использующего в качестве параметра вибрации - виброускорение, по которому диагностика возможна только при уже развитом дефекте.

При других испытаниях турбомашины предложенный способ по наличию составляющей на диагностической частоте, равной произведению частоты вращения ротора на число тел качения, позволил определить зарождающийся дефект перекоса в подшипнике. Кроме того, способ позволил по наличию составляющей на диагностической частоте собственного вращения тел качения определить зарождающийся дефект сепаратора подшипника.

Идентификация неисправностей в подшипниковых узлах на ранней стадии их развития позволяет своевременно вмешаться в процесс работы турбомашины и предотвратить серьезные неполадки и аварийные ситуации. Кроме того, предложенный способ позволяет обнаружить дефект подшипника ротора турбомашины не только когда датчик вибрации установлен на корпусе турбомашины в плоскости расположения опоры подшипника или непосредственно на опору, но и даже в случаях, когда датчик вибрации удален от подшипника.

Способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора турбомашины, при котором измеряют частоту вращения ротора и сигнал, пропорциональный параметру вибрации, строят амплитудно-частотный спектр сигнала, в котором выполняют поиск составляющих на диагностических частотах подшипника, отличающийся тем, что в качестве параметра вибрации используют резкость вибрации, измеряют сигнал, пропорциональный резкости вибрации, преобразуют его, логарифмируя по амплитуде, и строят амплитудно-частотный спектр преобразованного сигнала, по наличию в котором по меньшей мере одной составляющей на диагностической частоте подшипника делают вывод о его дефекте.
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
25.08.2018
№218.016.7f36

Способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов подшипников качения газотурбинного двигателя при испытаниях и в эксплуатации и может найти применение в двигателестроении для выявления наличия дефекта недостаточной смазки подшипника качения. Технический результат изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664748
Дата охранного документа: 22.08.2018
13.10.2018
№218.016.919d

Способ определения периодичности контроля деталей газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в способах определения периодичности контроля деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью вихретокового метода обнаружения подповерхностных дефектов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669432
Дата охранного документа: 11.10.2018
30.11.2018
№218.016.a251

Способ измерения сил, действующих на подшипник качения при статическом и динамическом нагружении с использованием тензодатчиков сопротивления

Изобретение относится к способам измерения осевых и радиальных сил, воздействующих на работающий подшипник качения, и может найти применение во всех узлах, имеющих подшипники качения. При реализации способа тензодатчики установлены на наружной посадочной поверхности неподвижного кольца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673503
Дата охранного документа: 27.11.2018
13.12.2018
№218.016.a664

Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам включения фрикционных муфт. Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора содержит поршень в управляющей полости, масляный картер, насос управления, клапаны, аккумулятор масла и маслопроводы. Нагнетание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674729
Дата охранного документа: 12.12.2018
26.01.2019
№219.016.b4a6

Способ изготовления крупногабаритных лопаток газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на операциях шлифования, фрезерования лопаток газотурбинных двигателей. Изготовление лопатки осуществляют путем механической обработки заготовки по разработанной управляющей программе, которую ведут в несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678222
Дата охранного документа: 24.01.2019
31.01.2019
№219.016.b559

Способ проведения резонансных испытаний рабочих лопаток в составе турбомашины

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано при прочностной доводке осевых турбомашин, преимущественно турбореактивных двухконтурных двигателей, а также при создании систем диагностики. При реализации способа устанавливают на неподвижных частях турбомашины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678511
Дата охранного документа: 29.01.2019
13.03.2019
№219.016.dea2

Комбинированный способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к области электрохимической обработки металлов и сплавов и может быть использовано для получения сложнофасонных поверхностей деталей авиационных газотурбинных двигателей. Способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов включает импульсно-циклическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681590
Дата охранного документа: 11.03.2019
16.03.2019
№219.016.e188

Главная судовая энергетическая установка

Изобретение относится к области судовых энергетических установок, в частности к главным энергетическим установкам судов. Главная судовая энергетическая установка содержит судовые энергетические установки левого и правого бортов, включающие в себя каждая состоящую из двух двигателей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682029
Дата охранного документа: 14.03.2019
20.03.2019
№219.016.e30e

Устройство для смазки подшипников роторной машины

Изобретение относится к области машиностроения и двигателестроения и может быть использовано в подшипниковых узлах с консистентной смазкой, например в опорах роторов турбомашин с консистентной смазкой. Устройство для смазки подшипников роторной машины включает подшипник, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682294
Дата охранного документа: 18.03.2019
27.04.2019
№219.017.3d2d

Главный судовой газотурбинный агрегат с реверсивным двигателем

Изобретение относится к области главных судовых энергетических установок, в частности к главным судовым газотурбинным агрегатам с реверсивным двигателем и зубчатым редуктором с шестеренными насосами на его корпусе, приводимых от одного из валов редуктора. Главный судовой газотурбинный агрегат с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686258
Дата охранного документа: 24.04.2019
Показаны записи 1-10 из 17.
27.03.2014
№216.012.aeea

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов элементов газотурбинного двигателя при его испытаниях и может найти применение при его доводке, а также для создания систем диагностики двигателя. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510493
Дата охранного документа: 27.03.2014
10.04.2014
№216.012.b3e8

Способ диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и энергомашиностроению и может найти применение при доводке газотурбинных двигателей (ГТД), а также для создания систем диагностики колебаний. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и надежности диагностики колебаний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511773
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.11.2014
№216.013.084d

Способ обеспечения устойчивости рабочих лопаток турбомашины к автоколебаниям

Изобретение относится к конструированию и доводке турбомашин, а именно рабочих лопаток осевых компрессоров. В способе обеспечения устойчивости рабочих лопаток турбомашины к автоколебаниям, при котором определяют для исходной лопатки первую и вторую изгибную и первую крутильную формы собственных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533526
Дата охранного документа: 20.11.2014
12.01.2017
№217.015.5e45

Способ комплектования лопаток рабочего колеса турбомашины

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано при комплектовании лопаток рабочих колес турбомашин. Техническим результатом является повышение устойчивости рабочего колеса турбомашины к автоколебаниям при обеспечении уровня дисбаланса рабочего колеса в соответствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002590983
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.77df

Способ диагностики технического состояния элементов редуктора двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики ослабления посадки элементов редуктора двигателя по вибрационным параметрам при его испытаниях или в эксплуатации и может найти применение при его доводке, а также для создания систем диагностики двигателя. Техническим результатом, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598986
Дата охранного документа: 10.10.2016
13.01.2017
№217.015.7805

Способ диагностики вида колебаний рабочих лопаток осевой турбомашины

Изобретение относится к области двигателестроения и энергомашиностроения и может найти применение при доводке газотурбинных двигателей, а также для создания систем диагностики колебаний. Техническим результатом является повышение эффективности и надежности диагностики вида опасных колебаний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598983
Дата охранного документа: 10.10.2016
26.08.2017
№217.015.db23

Способ определения режимов работы газотурбинного двигателя, соответствующих минимальным значениям осевой силы, действующей на радиально-упорный подшипник

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей. Техническим результатом является повышение надежности работы подшипника и двигателя в целом, снижение трудоемкости и затратности при реализации способа за счет сохранения неизменной материальной части, расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624089
Дата охранного документа: 30.06.2017
29.12.2017
№217.015.f902

Способ диагностики виброгорения в камере сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области диагностики газотурбинных двигателей. В способе диагностики виброгорения в камере сгорания газотурбинного двигателя предварительно определяют частоты собственных колебаний деталей камеры сгорания и режимы диагностики, соответствующие резонансным колебаниям,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639597
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1ccd

Способ определения режимов работы газотурбинного двигателя, на которых осевая сила, действующая на радиально-упорный подшипник, принимает минимальные и максимальное значения

Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение при стендовых испытаниях и в эксплуатации газотурбинных двигателей, а также для создания систем диагностики. Техническим результатом, на достижение которого направлен предлагаемый способ, является повышение надежности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640463
Дата охранного документа: 09.01.2018
25.08.2018
№218.016.7f36

Способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов подшипников качения газотурбинного двигателя при испытаниях и в эксплуатации и может найти применение в двигателестроении для выявления наличия дефекта недостаточной смазки подшипника качения. Технический результат изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664748
Дата охранного документа: 22.08.2018
+ добавить свой РИД