×
29.11.2019
219.017.e7fe

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ СБОРКИ ВНУТРЕННЕЙ ТЕПЛОЗВУКОИЗОЛЯЦИИ ГОЛОВНОГО ОБТЕКАТЕЛЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к космической технике и касается способа сборки внутренней теплозвукоизоляции головного обтекателя ракеты-носителя. Способ включает сборку узла последовательным нанесением клеевым методом на внутреннюю поверхность головного обтекателя пенополиуретана на основе сложного полиэфира П-2200, облицовочной ткани АЗТс, на которую наклеивают алюминиевую фольгу, образуя трехслойные пакеты, которые на цилиндрической части головного обтекателя устанавливают одной толщины, а на конической части головного обтекателя пакеты устанавливают в шахматном порядке переменной толщины с линейными размерами каждой стороны пакетов большими или равными половине длины резонансной звуковой волны λ/2. Стыки фольги, наклеенной на ткань АЗТс металлизируют между собой и металлическими частями головного обтекателя посредством нанесения токопроводящей эмали, на которую наклеивают полосы из алюминиевой фольги. Полностью собранные пакеты теплозвукоизоляции на головном обтекателе перфорируют проколами. Изобретение обеспечивает улучшенные характеристики тепло- и звукоизоляции, а также повышает эксплуатационную надежность, которая обеспечивается конструктивной совокупностью используемых слоев пакета теплозвукоизоляции. 3 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 пр.

Изобретение относится к космической технике и касается сборки внутренней теплозвукоизоляции головного обтекателя ракеты-носителя, обеспечивающей теплоизоляционные свойства и снижение уровня акустического давления под обтекателем на этапе вывода космического аппарата.

Известен способ сборки трехслойной панели с сотовым заполнителем (Берсудский В.Е. и др. «Технология изготовления сотовых авиационных конструкций» М. Машиностроение, 1975 г. с. 28), включающий обезжиривание склеиваемых поверхностей, нанесение на них клеевой композиции, сборку узла. Способ включает фиксацию сотового заполнителя в виде блоков между собой и к элементам каркаса и закладным элементам клеевой композицией в виде пленки за счет подгонки размеров сотовых блоков к окантовывающим и закладным элементам.

Недостатком описанного способа сборки является отсутствие надежной фиксации сотового заполнителя между собой и с элементами каркаса в процессе полимеризации клеевой композиции.

Известен способ сборки трехслойной панели с сотовым заполнителем (RU №2408464), включающий обезжиривание склеиваемых поверхностей, нанесение клеевой композиции и сборку узла. Во время сборки узла осуществляют дополнительную фиксацию блоков сотового заполнителя между собой с помощью зажимов из фольги, блоков сотового заполнителя с элементами каркаса и закладными элементами.

Недостатками известного способа является сложность монтажа и большой объем сборочных работ при изготовлении трехслойной панели.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному изобретению является способ сборки теплоизоляции на внутренней поверхности головного обтекателя клеевым методом по ТУ 465ГК.Г- 0000-ОТУ ФГУП «НПО им С.А. Лавочкина» (2006 г. ) Изделие 465ГК.Г «Головной обтекатель», описанный в патенте RU№2410297.

Сборка производится следующим образом: на внутреннюю поверхность головного обтекателя наносят грунтовочные слои клея, их сушат и приклеивают пенополиуретан ППУ-5-30 толщиной 20 мм к внутренней поверхности головного обтекателя, после этого на пенополиуретан и на ткань АЗТс (авиационная защитная ткань) наносят грунтовочные слои клея, сушат и далее приклеивают к пенополиуретану.

Недостатком известного способа является низкая эксплуатационная надежность самой сборки, так как теплоизоляцию на основе ППУ-5-30 наносят однородно постоянной толщиной 20 мм клеевым методом на внутренние коническую и цилиндрическую поверхности головного обтекателя, что не обеспечивает в условиях вибрации и перепада атмосферного давления под головным обтекателем на этапе запуска космического аппарата звукоизоляцию из-за отсутствия эффекта дифракционного рассеивания и отражения акустических волн от внутренней поверхности головного обтекателя, а также не обеспечивается целостность тканевой оболочки в местах клеевых соединений, что приводит к возможному ее отрыву от поверхности головного обтекателя за счет расширения воздуха, содержащегося в ячейках используемого пенополиуретана и значительного увеличения его объема, при этом также не обеспечивается чистота используемой сборки теплоизоляции, так как ткань АЗТс из-за электростатического притяжения способствует накоплению пыли и не защищает от воздействия зарядов статического электричества в процессе самой сборки теплоизоляции и при ее эксплуатации на этапе запуска космического аппарата.

Задачей заявленного технического решения является повышение эксплуатационной надежности собранного пакета теплозвукоизоляции головного обтекателя ракеты-носителя с обеспечением его металлизации.

1. Поставленная задача решается тем, что в способе сборки внутренней теплозвукоизоляции головного обтекателя ракеты-носителя, включающим сборку узла последовательным нанесением клеевым методом на внутреннюю поверхность головного обтекателя пенополиуретана, а затем облицовочной ткани АЗТс, включая сушку, согласно изобретению, на облицовочную ткань АЗТс, которую наносят клеевым методом на пенополиуретан на основе сложного полиэфира П-2200, наклеивают алюминиевую фольгу, образуя при этом трехслойные пакеты, которые на цилиндрической части головного обтекателя устанавливают одной толщины, а на конической части головного обтекателя трехслойные пакеты устанавливают в шахматном порядке переменной толщины, с линейными размерами каждой стороны пакетов большими или равными половине длины резонансной звуковой волны λ/2, обеспечивающие акустический режим при запуске космического аппарата, кроме того стыки фольги, наклеенной на ткань АЗТс, металлизируют между собой и металлическими частями головного обтекателя посредством нанесения токопроводящей эмали, на которую наклеивают полосы из алюминиевой фольги, при этом полностью собранные трехслойные пакеты теплозвукоизоляции на головном обтекателе перфорируют проколами, исключающими раздув пакетов при изменении давления под обтекателем на этапе запуска космического аппарата.

Способ по п. 1 отличающийся тем, что трехслойные пакеты теплозвукоизоляции на внутреннюю цилиндрическую часть головного обтекателя устанавливают толщиной 15 или 20 мм в зависимости от модификации обтекателя.

Способ по п. 1 отличающийся тем, что трехслойные пакеты теплозвукоизоляции на внутренней конической части головного обтекателя собирают в шахматном порядке переменной толщины 20 и 50 мм и с линейными размерами каждого пакета (500×500) мм.

Способ по п. 1 отличающийся тем, что собранные трехслойные пакеты теплозвукоизоляции на головном обтекателе перфорируются проколами с шагом от 100 до 150 мм.

Сущность заявленного технического решения поясняется чертежами:

фиг. 1 - размещение теплозвукоизоляции на внутренней поверхности головного обтекателя;

фиг. 2 - вид А-А с фиг. 1;

фиг. 3 - вид Б-Б с фиг. 1;

фиг. 4 - вид В-В с фиг. 1.

Способ сборки внутренней теплоизоляции головного обтекателя осуществляют следующим образом.

Сборка узла в виде трехслойных пакетов теплозвукоизоляции на внутренние поверхности цилиндрической части головного обтекателя 1 и конической части головного обтекателя 2 осуществляется последовательно клеевым методом. Трехслойные пакеты теплозвукоизоляции состоят из пенополиуретана 3 марки ППУ-35-0,8 ТУ 6-55-45-90, ТУ 2254-002-50267984-99 на основе сложного полиэфира П-2200, ткани облицовочной 4 АЗТс ТУ 17-21-315-79 и алюминиевой фольги 5 ГОСТ 618-2014 толщиной 0,02 мм со степенью черноты ε не более 0,1. При этом трехслойные пакеты теплозвукоизоляции собирают непосредственно на внутренней поверхности головного обтекателя в следующей последовательности. Сначала закрепляют с помощью клея слой пенополиуретана 3, затем наносят на клее облицовочную ткань 4 АЗТс, после чего приклеивают алюминиевую фольгу 5, при этом собранные трехслойные пакеты перфорируются проколами с шагом от 100 до 150 мм для исключения раздува пакетов теплозвукоизоляции при изменении давления в пространстве под обтекателем на этапе запуска космического аппарата. На внутренние поверхности цилиндрической части головного обтекателя 1 трехслойные пакеты устанавливают одной толщины 15 или 20 мм в зависимости от модификации обтекателя, а на коническую часть головного обтекателя 2 трехслойные пакеты 6, 7 устанавливают в шахматном порядке переменной толщины 20 мм и 50 мм с линейными размерами трехслойных пакетов L≥λ/2 (где λ - длина резонансной звуковой волны).

Приведен пример конкретной сборки трехслойных пакетов 6, 7 с их линейными размерами каждого пакета (500×500) мм, при этом трехслойные пакеты 6 устанавливают толщиной 20 мм, а трехслойные пакеты 7 устанавливают толщиной 50 мм. Выбор толщин трехслойных пакетов (20 и 50 мм) обусловлен минимально необходимым условием для возникновения эффекта дифракционного рассеивания, так как при меньшем перепаде толщин пакетов процесс отражения акустических волн от внутренней поверхности головного обтекателя оказывается неэффективным. Нанесение на конической части головного обтекателя 2 трехслойных пакетов 6, 7 теплозвукоизоляции толщиной 20 мм и 50 мм в шахматном порядке с их линейными размерами (500×500) мм позволит при эксплуатации сборки снизить акустическое давление в полосе частот от 330 Гц на величину от 1,5 до 2 дБ (эффективность рассеивания акустической энергии, генерирующейся в частности при поперечных колебаниях обечайки головного обтекателя 2 на резонансной частоте 330 Гц, будет определяться из условия подбора формы пакетов, линейные размеры каждой стороны которых для обеспечения акустического режима при запуске космического аппарата должны быть больше или равны половине длины резонансной звуковой волны λ/2). Выбор размера трехслойных пакетов теплозвукоизоляции (500×500) мм получен расчетным методом и обусловлен тем, что дифракционный эффект, рассеивающий акустическую энергию, имеет место при условии, если линейный размер каждой стороны трехслойного пакета (L≥0,5 м), т.е. больше или равен половине длины резонансной звуковой волны (λ/2), при этом длина волны равна отношению скорости звука (с) к частоте волны (f), т.е. L≥λ/2=c/2f. Поэтому диффузное рассеяние акустической энергии будет наблюдаться при условии f≥c/2L=331/2×0,5=331 Гц.

Стыки алюминиевой фольги 5, наклеенной на облицовочную ткань 4, металлизируют между собой и металлическими частями головного обтекателя посредством нанесения токопроводящей эмали ХС-928 ОСТ 92-9440-81, на которую наклеивают полосы из алюминиевой фольги (на чертеже не показано).

Использование сборки трехслойных пакетов теплозвукоизоляции заявленным способом позволит повысить ее эксплуатационную надежность с обеспечением теплозвукоизоляции и целостности пакетов в условиях вибрации и перепада атмосферного давления под головным обтекателем на этапе запуска космического аппарата, а также обеспечить чистоту и металлизацию внутренней поверхности головного обтекателя в процессе самой сборки и при эксплуатации на этапе запуска космического аппарата.


СПОСОБ СБОРКИ ВНУТРЕННЕЙ ТЕПЛОЗВУКОИЗОЛЯЦИИ ГОЛОВНОГО ОБТЕКАТЕЛЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ
СПОСОБ СБОРКИ ВНУТРЕННЕЙ ТЕПЛОЗВУКОИЗОЛЯЦИИ ГОЛОВНОГО ОБТЕКАТЕЛЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ
СПОСОБ СБОРКИ ВНУТРЕННЕЙ ТЕПЛОЗВУКОИЗОЛЯЦИИ ГОЛОВНОГО ОБТЕКАТЕЛЯ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 624.
10.02.2013
№216.012.2338

Приборная панель космического аппарата

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для космических конструкций, например, каркасов приборных панелей. Приборная панель космического аппарата содержит несущие верхнее и нижнее основания, между которыми установлен заполнитель в виде сот, и закладные элементы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474518
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.27bf

Кассетный боеприпас

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к кассетным боеприпасам. Кассетный боеприпас содержит корпус, в кормовой части которого расположен отсек с парашютной системой и срезаемым элементом. Парашютная система помещена в чехол. Парашютный отсек выполнен в виде тонкостенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475695
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.03.2013
№216.012.3008

Артиллерийский осколочно-фугасный снаряд

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к осколочно-фугасным снарядам, которые применяются при стрельбе из артиллерийских орудий. Артиллерийский осколочно-фугасный снаряд содержит корпус с ведущим пояском, взрыватель и взрывчатое вещество. Корпус состоит из соединенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477831
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.04.2013
№216.012.33da

Сопло летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям сопел летательных аппаратов, и может быть использовано для сопловых блоков летательных аппаратов, в которых устанавливаются заглушки, служащие для защиты внутренней полости летательного аппарата. Сопло содержит раструб,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478817
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af9

Кран шаровой

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено, в частности, для использования в трубопроводной запорной арматуре пневмогидросистем ракет-носителей космического назначения, а также в любой отрасли промышленности, использующей гидравлическую технику, где необходимо периодически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480658
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e54

Тренога

Изобретение относится к треногам для установки приборов. Тренога содержит основание (1) с центральным отверстием (2) и тремя кронштейнами (3) у основания с выполненными в них проушинами (4). Между проушинами (4) на конической поверхности основания (1) содержатся проточки (5), обеспечивающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481523
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4bf4

Солнечная батарея

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании выносных конструкций космических аппаратов, преимущественно солнечных батарей (СБ). Солнечная батарея содержит раму, верхние и нижние створки, попарно связанные между собой шарнирами, на оси которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485026
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d30

Силовой блок двигательной установки ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в силовых блоках ракет-носителей (РН) для управления вектором тяги. Силовой блок РН с управляемым вектором тяги содержит хвостовой отсек для установки маршевого жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и силовое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485342
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4e5d

Логопериодическая антенна

Изобретение относится к области антенной техники и может быть использовано в радиотехнических системах различного назначения в качестве самостоятельной сверхширокополосной антенны, либо в качестве базового элемента антенной решетки. Технической результат - повышение идентичности ширины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485643
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5dc5

Клапан

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к клапанам с пневматическим управлением, и предназначено для пуска и отсечки рабочего тела. Клапан содержит корпус с входным и выходным патрубками, элемент с втулкой на ребрах и седлом, установленный в корпус, подпружиненный затвор с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489626
Дата охранного документа: 10.08.2013
Показаны записи 1-10 из 27.
10.06.2013
№216.012.47ca

Система контроля поверхности катания железнодорожной колесной пары

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для автоматического контроля технического состояния рельсового подвижного состава в процессе его эксплуатации. Система контроля поверхности катания колеса железнодорожной колесной пары содержит две группы датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483958
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.03.2014
№216.012.abb5

Способ интервального регулирования движения поездов и система для его реализации

Группа изобретений относится к области диспетчерского управления железнодорожным транспортом. В способе интервального регулирования движения поездов вычисляют расстояние до конца состава следующего впереди поезда суммированием приращений его координаты, и скорость его движения по приращению...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509672
Дата охранного документа: 20.03.2014
10.06.2014
№216.012.d130

Система интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Система интервального регулирования движения поездов содержит центры радиоуправления движением поездов, в которых приемопередатчики соединены с блоками электрической централизации и автоблокировки соседних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519323
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.06.2014
№216.012.d246

Система автоматизированного управления движением поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Система автоматизированного управления движением поездов содержит автоматизированное рабочее место поездного диспетчера центра управления, включающее процессор с блоками отображения и ввода/вывода, стационарный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519601
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.07.2014
№216.012.db26

Устройство для обеспечения информационного обмена между автоматизированной системой управления движением и локомотивным устройством безопасности

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, телемеханике и связи. Устройство для обеспечения информационного обмена между автоматизированной системой управления движением и комплексным локомотивным устройством безопасности содержит установленные в корпусе модули: центрального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521880
Дата охранного документа: 10.07.2014
27.02.2015
№216.013.2d88

Устройство закрывания и фиксации крышки люкового устройства

Изобретение относится к устройствам закрывания и фиксации крышек люковых устройств и касается устройств закрывания и герметизации люков на сборочно-защитных блоках и блоках ракет-носителей. Устройство содержит узлы вращения, уплотнитель, седло, защелку закрытия крышки. Узлы вращения содержат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543124
Дата охранного документа: 27.02.2015
10.12.2015
№216.013.95ca

Космическая головная часть

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в головных частях ракет. Космическая головная часть содержит полезную нагрузку, головной обтекатель, переходной отсек, дополнительный отсек с балластным или с балластно-балансировочным грузом, состыкованный с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569966
Дата охранного документа: 10.12.2015
27.12.2015
№216.013.9dbf

Система для контроля нахождения подвижного состава на участке пути

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Система включает установленный на каждом электроподвижном составе с импульсными статическими преобразователями для питания асинхронных тяговых электродвигателей блок формирования дополнительного сигнала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572013
Дата охранного документа: 27.12.2015
27.03.2016
№216.014.c687

Система для оперативной передачи предупреждений и электронных карт на высокоскоростной поезд

Изобретение относится к системам управления движением на железнодорожном транспорте. Система содержит установленные в диспетчерском пункте вычислительное устройство, состоящее из основного и резервного серверов и АРМ оператора, базовые станции систем радиосвязи, блок хранения данных, блоки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578643
Дата охранного документа: 27.03.2016
13.01.2017
№217.015.6707

Система полуавтоматической блокировки для ограниченных по длине межстанционных перегонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для регулирования движения поездов по перегону между соседними станциями. Система содержит на ограничивающих перегон станциях станционную аппаратуру рельсовых цепей, входной и выходной светофоры, блок аппаратуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591553
Дата охранного документа: 20.07.2016
+ добавить свой РИД