Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к стойкам (треногам) для установки приборов, в том числе приборов обнаружения целей и наведения оружия на цель, например, переносных радиолокационных станций.
Известен штатив а.с. SU №.1735657 А1, содержащий опорный элемент для прибора, шарнирно связанные с ним раздвижные ноги, установленные с возможностью поворота относительно опорного элемента для изменения высоты размещения прибора, и средство фиксации каждой ноги относительно опорного элемента, включающее составную ось с резьбовой поверхностью, установленную в соосных резьбовых отверстиях опорного элемента, и ноги, при этом конец ноги имеет вильчатую форму и охватывает своими полками с боковых сторон участок опорного элемента, первая часть оси соединяет опорный элемент с одной полкой вильчатого конца ноги и зафиксирована в последней от поворота и осевого перемещения, а вторая часть оси соединяет опорный элемент с второй полкой вильчатого конца ноги с возможностью осевого перемещения и контактирования торцом с торцом первой части оси для фиксации ноги в выбранном положении.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой конструкция является конструкция по патенту RU №2265784 С1 станка (треноги) для оружия и приборов наведения оружия, содержащая для размещения изделий основание с кронштейнами для ног, складывающиеся ноги, шарнирно связанные с кронштейнами основания, устройства зажима ног относительно основания и устройства крепления приборов.
К недостаткам данных конструкций относятся наличие устройств зажима каждой ноги в отдельности и их сложность, которая обуславливает неудобство эксплуатации, трудоемкость и значительное время при установке треноги.
Цель изобретения - упрощение конструкции, снижение массы, повышение удобства в пользовании, сокращение времени перевода из транспортного положения в рабочее и обратно.
Поставленная цель изобретения достигается за счет одновременного зажима всех ног одним устройством посредством вращения одного винта вместо трех устройств зажима каждой ноги, что упрощает конструкцию треноги, позволяет снизить массу, трудоемкость изготовления и сокращает время перевода треноги из транспортного положения в рабочее и обратно.
На фиг.1 представлена тренога, общий вид в рабочем положении; на фиг.2 - общий вид треноги в транспортном положении; на фиг.3 - тренога, вид сверху; на фиг.4 - вид сбоку на шарнирное соединение ног с основанием и устройство зажима ног, разрез.
Тренога содержит основание 1 с центральным отверстием 2, тремя кронштейнами 3 с выполненными в них проушинами 4 и дополнительно изготовленными между проушинами кронштейнов на конической поверхности основания 1 проточками 5 (фиг.2, 4), обеспечивающими безлюфтовое сопряжение ног 6 и основания 1, и задающими необходимый угол между ними.
В проушинах 4 кронштейнов расположены шарнирно соединенные с основанием посредством осей 7 ноги 6 с изменяемой длиной телескопической конструкции, снабженные установленными на их верхних концах упорами 8.
На основание 1 установлено устройство зажима ног, в состав которого входит устройство крепления приборов 9, содержащее, например, известную разрезную цапфу шарового шарнира, стягивающуюся винтом при закреплении шаровой пяты приборов. Устройство крепления приборов жестко связанно со штоком 10, выполненным в виде цилиндра с фланцем 11 в верхней его части и установленным в центральном отверстии 2 основания 1 с возможностью возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости под воздействием винтовой пары, в которой резьбовое отверстие 12 размещено в штоке 10, а винт 13 с ручкой 14 прикреплен к нижней плоскости основания 1 с возможностью вращения. При этом фланец 11 штока 10 взаимодействует с упорами 8, выполненными на верхних концах ног 6, шарнирно соединенных осями 7 с проушинами 4 кронштейнов 3 основания 1. Также в штоке 10 выполнен паз 15, в который входит конец установочного винта 16, закрепленного неподвижно в основании 1 треноги и предотвращающего поворот штока 10 в отверстии 2 основания 1 при вращении винта 13.
Фланец 11 обеспечивает фиксацию всех ног в транспортном и рабочем положениях. Для исключения люфта ног в рабочем положении предусмотрены регулировочные винты 17, размещенные на упорах 8, и сопрягаемые своей сферической поверхностью с конической поверхностью отверстий 18, расположенных на нижней плоскости фланца 11 штока 10, что, тем самым, исключает возможный люфт штока 10 в горизонтальной плоскости.
Треногу используют следующим образом.
В транспортном положении при ввернутом до упора винте 13 в шток 10 фланец 11 располагается между упорами 8 сложенных ног 6 и зажимает ноги.
При переводе треноги в рабочее положение винт 13 вращением ручки 14 вывертывается до упора, при этом фланец 11 поднимается вверх, выходит из зацепления с упорами 8 и расфиксирует ноги 6, которые можно свободно повернуть в рабочее положение до сопряжения упоров ног 8 с поверхностями проточек 5 основания 1, определяющих угол поворота ног. Зажим ног в рабочем положении осуществляется ввертыванием винта 13 в шток 10 до упора фланца 11 в регулировочные винты 17 упоров 8.
Изменение высоты и наклон треноги осуществляется за счет изменения длины телескопических ног треноги.
Тренога, содержащая основание с кронштейнами для ног, складывающиеся ноги, устройство зажима ног, отличающаяся тем, что в основании, имеющем коническую поверхность и кронштейны, выполнено центральное отверстие, причем в кронштейнах основания выполнены проушины, а на конической поверхности основания между проушинами дополнительно изготовлены проточки, обеспечивающие безлюфтовое сопряжение ног и основания и задающие необходимый угол между ними, чему также способствует дополнительно изготовленное устройство зажима ног, выполненное в виде жестко связанных между собой устройства крепления приборов и штока, выполненного в виде цилиндра с фланцем в верхней его части и установленного в центральном отверстии основания с возможностью возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости под воздействием добавленной винтовой пары, в которой резьбовое отверстие размещено в штоке, а винт прикреплен с возможностью вращения к нижней плоскости основания, причем фланец штока взаимодействует с упорами, выполненными на верхних концах ног, шарнирно соединенных осями с проушинами кронштейнов основания, и под воздействием винтовой пары имеет возможность располагаться между упорами ног, и тем самым зажимать все ноги одновременно в транспортном положении или располагаться сверху упоров ног и зажимать все ноги одновременно посредством сопряжения упоров с проточками на конической поверхности основания и с помощью конических отверстий, расположенных на нижней плоскости фланца со сферической поверхностью регулировочных винтов на упорах ног в рабочем положении треноги, устраняя тем самым все возможные люфты в устройстве зажима ног, а добавленный установочный винт, неподвижно закрепленный в основании и входящий в паз, выполненный в штоке, предотвращает поворот штока вокруг своей оси при вращении винта винтовой пары.