Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к арматуростроению, а именно к клапанам с пневматическим управлением и предназначено для пуска и отсечки рабочего тела, может быть использовано в машиностроении, например, в ракетной технике.
Известен клапан (патент RU 2374539, МПК F16K 3/24), содержащий корпус с патрубками входа и выхода, седло, цилиндрический вкладыш с отверстиями и затвор связанный со штоком.
Недостатками указанного клапана является угловое расположение патрубков входа и выхода, и вынесение штока из проточной полости клапана, что приводит к некоторому усложнению конструкции клапана, увеличивает его гидросопротивлепие, габариты и массу.
Известен шаровой клапан (патент US 4678161, МПК F16K 5/06, F16K 25/00), содержащий корпус, сферический затвор, кольцевые прокладки, держатели, поворотный вал, уплотнение вала, опорный вал.
К недостаткам шарового клапана следует отнести усложнение конструкции клапана, сложность изготовления качественной шаровой поверхности и относительно большое время срабатывания шарового клапана.
Известен клапан (патент US 4844411, МПК F16K 41/04) содержащий корпус, седло клапана, запорный диск, крышку и шток.
Недостатками указанного клапана является сложная конструкция проточной полости корпуса клапана, и вынесение штока из проточной полости клапана, что усложняет конструкцию клапана, увеличивает его гидросопротивление габариты и массу.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является обратный клапан (см. заявка FR 2653200, МПК F16K 27/12, F16K 15/02 - прототип), содержащий корпус с входным и выходным патрубками, крышку, закрывающую проточную полость корпуса, элемент с втулкой на ребрах и седлом, установленный в корпус, затвор с уплотнением, контактирующим с седлом и выполненным в виде грибка с глухой центральной проточкой, пружину взаимодействующую с затвором и другим элементом.
К недостаткам обратного клапана, принятого в качестве прототипа, следует отнести невозможность его применения в изделиях машиностроения, работающих по командам управления на открытие и закрытие проходного сечения магистралей, относительною сложность корпуса, большую массу. Перечисленные недостатки прототипа снижают возможность применения обратного клапана в различных изделиях машиностроения, а также несколько усложняют его конструкцию.
Целью предлагаемого изобретения является расширение возможности применения конструктивной схемы обратного клапана в различных изделиях машиностроения, упрощение конструкции, снижение массы агрегата.
Поставленная задача решается следующим образом.
В известном устройстве, содержащем корпус с входным и выходным патрубком, элемент с втулкой на ребрах и седлом, установленный в корпус, подпружиненный затвор с уплотнением, контактирующим с седлом и выполненным в виде грибка с центральной проточкой, взаимодействующий с втулкой внутренним диаметром проточки, согласно изобретению корпус выполнен из двух частей корпуса и корпуса входа, неподвижно соединенных между собой, втулка на ребрах и седло выполнены за одно целое с корпусом, на концевую часть втулки установлен поршень, центральная проточка в затворе выполнена ступенчатой, торцевая часть центральной проточки затвора выполнена разъемной, с установкой герметичной крышки, при этом наружный диаметр поршня взаимодействует с глухой центральной проточкой затвора большего диаметра.
В затворе в центральной проточке выполнено седло, а в поршне - уплотнение, контактирующее с седлом затвора, в ребре корпуса выполнен канал, сообщающийся с полостью втулки и глухой центральной проточкой затвора.
По наружному диаметру поршня выполнена канавка, в канавку поршня установлено уплотнение.
Предлагаемый клапан представлен на Фиг.1,
где: 1 - корпус;
2 - корпус входа;
3 - затвор с уплотнением;
4 - поршень;
5 - уплотнение поршня;
6 - уплотнение;
7 - пружина;
8 - крышка;
Рупр. - подвод управляющего давления.
Клапан содержит корпус выполнен из двух частей корпуса 1 и корпуса входа 2, неподвижно соединенных между собой, в корпус 1 установлен затвор 3, контактирующий с седлом, выполненным в корпусе 1, затвор выполнен в виде грибка с глухой центральной проточкой, в которую установлен поршень 4 с уплотнением поршня 5, контактирующим с седлом, выполненным на затворе 3 в центральной проточке, для герметизации глухой центральной проточки в поршне выполнена проточка, в которую установлено уплотнение 6, например разрезные кольца, которые взаимодействуют по диаметру с глухой центральной проточкой затвора 3, при этом торцевая часть центральной проточки затвора 3 выполнена разъемной с установкой крышки 8.
Клапан работает следующим образом: по команде на открытие клапана при запуске изделия подается управляющее давление азота через штуцер "Рупр.", через канал в ребре корпуса 1 давление попадет в полость втулки и глухую полость затвора 3, воздействуя на эффективную площадь затвора 3 с крышкой 8, преодолевает усилие от перепада давлений на затворе 3 и усилие пружины 7, перемещает затвор 3 до посадки на седло поршня 4, при этом открывается проходное сечение клапана.
Такое положение клапана сохраняется в течение всего времени работы изделия. При закрытии клапана управляющее давление сбрасывается из штуцера "Рупр.", и затвор 3 под действием усилия пружины 7 и перепада давлений рабочего тела на затворе уплотнением затвора садится на седло, выполненное в корпусе 1, закрывая проходное сечение клапана по линии "Вход-Выход".
Так как использование клапана планируется в ракетной технике его детали выполнены из материалов: сталь 07Х16Н6 для корпуса 1 и корпуса входа 2, затвора 3, поршня 4; сталь 12Х18Н10Т для пружины 7; бронза БрАЖ 9-4 для уплотнения 6; фторопласт - 4 для уплотнения затвора и уплотнения поршня 5.
Таким образом, применение указанного изобретения позволяет расширить возможность применения клапана в изделиях машиностроения, работающих по командам управления на открытие и закрытие, упростить конструкцию и снизить массу.