×
23.07.2019
219.017.b71c

ДЕФОРМИРУЕМЫЙ ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области металлургии, в частности к жаропрочным сплавам на никелевой основе, и может быть использовано для изготовления дисков турбин газотурбинных двигателей и установок, предназначенных для работы в условиях активного воздействия высоких термических напряжений, температур, статических и переменных нагрузок. Деформируемый жаропрочный сплав на основе никеля содержит, мас. %: углерод 0,03-0,12, хром 7,0-10,0, кобальт 16,0-28,0, вольфрам 2,5-6,0, молибден 2,8-4,8, титан 2,5-5,4, алюминий 3,2-4,6, ниобий 0,5-3,0, тантал 2,6-4,6, гафний 0,05-0,2, рений 1,0-3,0, бор 0,005-0,015, цирконий 0,005-0,03, церий 0,01-0,05, лантан 0,01-0,05, иттрий 0,01-0,05, магний 0,01-0,06, никель - остальное. Сплав характеризуется высокими значениями длительной, кратковременной прочности и пластичности в температурном интервале от 20 до 850°С. 1 ил., 3 табл., 3 пр.
Реферат Свернуть Развернуть

Предполагаемое изобретение относится к области металлургии, в частности, к жаропрочным сплавам на никелевой основе, и может быть использовано для изготовления дисков турбин газотурбинных двигателей и установок, предназначенных для работы в условиях активного воздействия высоких термических напряжений, температур, статических и переменных нагрузок.

Известен жаропрочный никелевый сплав, предназначенный для работы при высоких нагрузках и температурах, в частности, в газотурбинных двигателях, содержащий углерод, хром, кобальт, вольфрам, молибден, титан, алюминий, ниобий, гафний, бор, цирконий, магний, церий, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

углерод 0,03-0,08
хром 9,0-11,0
кобальт 14,0-16,0
вольфрам 5,5-6,5
молибден 3,2-3,8
титан 3,8-4,2
алюминий 3,4-4,2
ниобий 1,5-2,2
гафний 0,2-0,4
бор 0,005-0,055
цирконий 0,001-0,055
магний 0,01-0,06
церий 0,001-0,55
никель остальное

(описание изобретения к патенту РФ №2590792, С22С 19/05, опубл. 10.07.2016).

Сплав характеризуется высокими показателями длительной и кратковременной прочности во всем диапазоне рабочих температур, пластичности при горячей и холодной обработке. Его предел текучести при 20°С, равный (1185-1228) МПа и длительной прочности при 650°С (1108-1120) МПа стали соответствовать лучшему мировому аналогу - сплаву LSHR. Однако предел кратковременной прочности при 20°С (он уступает этому материалу). Кроме того в литературе указывается, что новое поколение никелевых жаропрочных сплавов для дисков газовых турбин должно обеспечивать более высокую работоспособность причем до температур (830-850)°С.

За рубежом наиболее высокую активность в деле создания нового поколения никелевых жаропрочных сплавов для дисков газовых турбин демонстрирует фирмы, Simens и др. В частности, известен созданный General Electric дисковый сплав, содержащий углерод, хром, кобальт, вольфрам, молибден, титан, алюминий, ниобий, тантал, гафний, бор, цирконий при следующем соотношении компонентов, мас. %:

углерод 0,02-0,1
хром 11,5-14,3
кобальт 17,1-20,9
вольфрам 1,0-5,0
молибден 1,3-4,9
титан 1,7-5,0
алюминий 2,1-3,7
ниобий 0,9-2,5
тантал 4,4-5,6
гафний 0,0-0,6
бор 0,01-0,05
цирконий 0,02-0,08
никель остальное

(патент USA №210/033665 А1, опубликован 02.12.2010).

При этом 0.55≤Al/Ti≤l,85 (для более узкого и более эффективного сплава 0.85≤Al/Ti≤l,02) Имеется также еще одно условие: l,31≤Mo/(Mo+W)≤4,2 (для более узкого и более эффективного сплава 0,51≤Mo/(Mo+W)≤0,76).

Известен жаропрочный никелевый сплав фирмы General Electric для изготовления дисков газовых турбин, содержащий углерод, хром, кобальт, вольфрам, молибден, титан, алюминий, ниобий, гафний, бор, цирконий при следующем соотношении компонентов, мас. %:

углерод 0,04-0,2
хром 11,4-16,0
кобальт 18,0-30,0
вольфрам 0,0-0,0
молибден 5,5-7,5
титан 2,5-4,0
алюминий 2,5-3,5
ниобий 0,0-2,0
гафний 0,0-2,0
бор 0,01-0,05
цирконий 0,03-0,09
никель остальное

(патент US 2010/033666 А1).

Сплав характеризуется следующими показателями:

Его особенность заключается в том, что, поскольку состав легирующих элементов всех последних сплавов примерно один и тот же, то обеспечение наиболее высоких показателей достигается оптимальным соотношением между отдельными элементами или группами элементов. В частности, в данном патенте указаны следующие условия легирования:

1) Ti/Al=0.71-1.6 (мас%/мас%) или Al/Ti=l,4-0,625 (мас%/мас%)

2) Mo(Mo+W)=0,51-l,0 (мас%)

В составе известных сплавов отсутствует рений Re (обеспечивающий высокотемпературную прочность сплавов), поэтому их эффективность при температурах более 750°С резко снижается.

Известен жаропрочный сплав на основе никеля для производства ответственных деталей ГТД и ГТУ - дисков газовых турбин, имеющий следующий химический состав (мас. %):

углерод 0,6-0,13
хром 8,0-12,0
кобальт 14,0-16,0
вольфрам 5,4-7,0
молибден 2,0-3,5
титан 3,0-4,5
алюминий 3,0-4,5
ниобий 1,5-2,5
тантал 0,5-4,5
гафний 0,05-0,5
рений 0,2-0,7
бор 0,005-0,05
цирконий 0,001-0,05
магний 0,001-0,05
железо 0,01-1,0
марганец 0,001-0,5
кремний 0,001-0,5
никель остальное

(описание изобретения к патенту РФ №2410457, С22С 19/05, опубл. 27.01.2011).

Сплав характеризуется высокими показателями прочности, низкими ползучестью и скоростью распространения усталостных трещин при высоких температурах.

Однако уровень его кратковременной прочности σb и предела текучести σ0.2 при комнатной температуре (1600 МПа и 1150 МПа соответственно) уступает показателям сплавов МЕ3 (Rene104) и LSHR (равны 1650 и 1160, 1700 и 1210 МПа, соответственно), что снижает возможность удовлетворения требований конструкторов применительно к созданию перспективных объектов новой техники.

Наиболее близким к предлагаемому является жаропрочный никелевый сплав для дисков газотурбинных двигателей, содержащий кобальт, хром, вольфрам, молибден, рений, ванадий, алюминий, титан, ниобий, углерод, бор, лантан, церий, магний и скандий при следующем соотношении компонентов, мас. %:

кобальт 14,0-15,9
хром 9,7-12,0
вольфрам 1,5-3,5
молибден 3,5-4,5
рений 0,5-2,5
ванадий 0,4-0,7
алюминий 3,5-4,2
титан 2,5-3,5
ниобий 2,5-4,0
углерод 0,04-0,10
бор 0,007-0,014
лантан 0,005-0,015
церий 0,003-0,010
магний 0,004-0,015
скандий 0,003-0,015
никель остальное

(описание изобретения к патенту РФ №2280091, МПК С22С 19/05, опубл. 20.07.2006, Бюл. №20.).

Известный сплав характеризуется высокими показателями прочности, низкими ползучести и скоростью распространения усталостных трещин при высоких температурах до 850°С.

Однако уровень его кратковременной прочности σв и предела текучести σ0.2 при комнатной температуре составляет 1535 МПа и 1177 МПа, соответственно, что снижает эффективность данного сплава в реальной конструкции, так как при высоких температурах эксплуатируется только венец диска, а ступица, воспринимающая всю нагрузку, формируемую центробежной силой, работает при значительно меньших температурах. По этой причине недостаток прочности при малых температурах приводит к значительному увеличению размеров и веса диска, что отрицательным образом сказывается на удельной тяге газотурбинного двигателя.

Задачей изобретения является увеличение надежности и ресурса дисков из жаропрочного никелевого сплава при более высоких термодинамических параметрах процессов.

Техническим результатом, на который направлено изобретение, является повышение длительной и кратковременной прочности жаропрочного сплава на основе никеля при хорошей пластичности во всем температурном интервале (от 20 до 850°С), который планируется к реализации в новых поколениях газотурбинных двигателей.

Технический результат достигается тем, что деформируемый жаропрочный сплав на основе никеля, содержащий углерод, хром, кобальт, вольфрам, молибден, титан, алюминий, ниобий, рений, бор, церий, лантан, магний, в отличие от известного, дополнительно содержит тантал, гафний, цирконий, иттрий при следующем соотношении компонентов, мас. %:

углерод 0,03-0,12
хром 7,0-10,0
кобальт 16,0-28,0
вольфрам 2,5-6,0
молибден 2,8-4,8
титан 2,5-5,4
алюминий 3,2-4,6
ниобий 0,5-3,0
тантал 2,6-4,6
гафний 0,05-0,2
рений 1,0-3,0
бор 0,005-0,015
цирконий 0,005-0,03
церий 0,01-0,05
лантан 0,01-0,05
иттрий 0,01-0,05
магний 0,01-0,06
никель остальное.

Изобретение поясняется фиг., на которой изображена зависимость напряжение-деформация при растяжении образца предлагаемого сплава, выплавка (ВИ+ВДП)+ТО+деформация 1180°С + двухступенчатое старение.

Химический состав заявляемого сплава отличается от прототипа наличием тантала, содержанием титана, кобальта, хрома и рения, а также концентрацией вольфрама.

Увеличение содержания титана в сочетании с танталом обеспечивает повышение количества упрочняющей γ'-фазы, а также способствует росту температур ее растворения и замедлению ее коагуляции в процессе эксплуатации, за счет подавления диффузионных процессов, что положительным образом сказывается на фазовой стабильности и росте рабочих температур.

Содержание хрома, являющегося основным элементом, повышающим жаростойкость никелевых сплавов, в предлагаемом сплаве несколько ниже, чем в прототипе, что обеспечивает возможность введения большего количества тугоплавких элементов, таких как рений, вольфрам и молибден, без риска образования охрупчивающих ТПУ-соединений на их основе. При этом жаростойкость предлагаемого сплава сохраняется на достаточном уровне.

Увеличение содержания кобальта положительным образом сказывается на технологичности сплава за счет расширения интервала между температурами полного растворения упрочняющей γ'-фазой (Tпрγ') и температурой солидус (TS). Также кобальт положительным образом сказывается на пластичности сплава.

Кроме того, поскольку состав легирующих элементов известных сплавов примерно один и тот же, то обеспечение наиболее высоких показателей достигается оптимальным соотношением между отдельными элементами или группами элементов. Исследования прочностных характеристик более 100 известных сплавов показали, что:

1) на уровень прочностных характеристик при 20°С (σв и σ0,2) наибольшее влияние оказывают Ti, Nb, Та, Аl и W;

2) Ti, Та и Nb оказывают положительное влияние на длительную прочность при температурах до 650°С;

3) При температурах выше 650°С наиболее эффективно влияют Аl, Та, Nb и Re;

Следовательно, для достижения высоких прочностных свойств во всем температурном диапазоне эксплуатации перспективных сплавов необходимо в максимально возможной степени использовать сплав Ti, Nb, Та и Re.

Однако увеличение легирования фазы на основе Ni3Al такими γ'-образующими элементами, как Ti, Nb, Та, Hf и др. может привести к распаду γ'-частиц и образованию охрупчивающих электронных соединений типа η (на базе Ni3Ti), δ (на базе Ni3Nb, Та) и т.д.

Известна нижняя граница соотношения в γ'-фазе Аl и других γ'-образующих элементов, т.е. если:

то охрупчивающие соединения не будут образовываться.

Выполненные авторами исследования показали, что для получения высокопрочных и жаропрочных дисковых никелевых сплавов оптимальным является соотношение:

При этом должно быть обеспечено соотношение:

Кроме того, никелевая γ-матрица должна быть упрочнена Cr и Со на уровне

19≤(СCrCo)≤39 мас%

Увеличение в составе сплава рения позволяет для снижения удельного веса и при этом увеличения высокотемпературной прочности частично использовать вместо тяжелого вольфрама более легкий молибден при следующем соотношении:

Гафний в составе сплава является сильным карбидообразователем. Это один из редких элементов, который позволяет одновременно повысить и прочность, и пластичность сплава.

Лантан, иттрий и церий заметно повышают жаростойкость сплава, также они значительно тормозят диффузионные процессы по границам зерен. Кроме того введение иттрия обеспечивает выпадение карбидов МС в процессе их кристаллизации при более высоких температурах (близких к ликвидус), чем в сплавах без иттрия, в которых «пик» выпадения карбидов находится вблизи солидуса.

Дополнительное введение в состав циркония повышает пластичность сплава и снижает скорость развития трещин.

Кроме того, из сплава исключен ванадий и скандий. Несмотря на положительное влияние ванадия на жаропрочность никелевых сплавов его эффективность относительно невелика, при этом он оказывает заметное отрицательное влияние на жаростойкость. Скандий вводится в сплавы для раскисления и рафинирования металла. В предложенном сплаве с этой ролью эффективно справляется комплекс легирования состоящий из La, Се и Y.

Пример осуществления.

С целью экспериментальной проверки методом (ВИ+ВДП) были отлиты заготовки и разработан режим их деформации. Из деформированных заготовок были изготовлены плоские образцы на растяжение с размерами рабочей части 8×3,5×1,5 мм, которые перед испытанием шлифовались для снятия напряженного слоя. Кратковременные испытания проводились при температуре 20°С.

Для апробации сплава были выплавлены три опытных состава предлагаемого сплава, содержание компонентов в которых приведено в таблице 1.

В таблице 2 представлены механические свойства образцов предлагаемого сплава в деформированном состоянии, полученного из металла ВИ и металла (ВИ+ВДП, многократный переплав) - сравнительные механические свойства при растяжении предлагаемого сплава после горячей деформации и упрочняющей термической обработки.

На фиг. приведена диаграмма растяжения образца из металла (ВИ+ВДП) при 20°С. Видно, что предел прочности материала σB превышает 1700 МПа при высоком уровне пластичности.

Сравнительные прочностные характеристики предлагаемого сплава и прототипа приведены в таблице 3.

* - где в числителе минимальные, а в знаменателе максимальные значения.

Предлагаемый дисковый сплав имеет наиболее высокие показатели прочности (при удовлетворительной пластичности) как при комнатных, так и высоких (750°С и выше) температурах. Предлагаемый сплав, полученный двойным вакуумным переплавом (ВИ+ВДП), имеет после деформации и двухступенчатого старения пределы прочности и текучести при 20°С, равные (1708 и 1205) МПа соответственно, а пластичность около 11%. Такие показатели не имеет ни один отечественный сплав, а среди зарубежных он соответствует самым высоким параметрам.

Предлагаемое техническое решение направлено на повышение длительной и кратковременной прочности при хорошей пластичности во всем температурном интервале, который планируется к реализации в новых поколениях газотурбинных двигателей. Это в свою очередь обеспечивает существенное увеличение надежности и ресурса дисков турбин при более высоких термодинамических параметрах процессов.


ДЕФОРМИРУЕМЫЙ ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
25.08.2018
№218.016.7f36

Способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов подшипников качения газотурбинного двигателя при испытаниях и в эксплуатации и может найти применение в двигателестроении для выявления наличия дефекта недостаточной смазки подшипника качения. Технический результат изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664748
Дата охранного документа: 22.08.2018
13.10.2018
№218.016.919d

Способ определения периодичности контроля деталей газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в способах определения периодичности контроля деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью вихретокового метода обнаружения подповерхностных дефектов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669432
Дата охранного документа: 11.10.2018
30.11.2018
№218.016.a251

Способ измерения сил, действующих на подшипник качения при статическом и динамическом нагружении с использованием тензодатчиков сопротивления

Изобретение относится к способам измерения осевых и радиальных сил, воздействующих на работающий подшипник качения, и может найти применение во всех узлах, имеющих подшипники качения. При реализации способа тензодатчики установлены на наружной посадочной поверхности неподвижного кольца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673503
Дата охранного документа: 27.11.2018
13.12.2018
№218.016.a664

Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам включения фрикционных муфт. Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора содержит поршень в управляющей полости, масляный картер, насос управления, клапаны, аккумулятор масла и маслопроводы. Нагнетание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674729
Дата охранного документа: 12.12.2018
26.01.2019
№219.016.b4a6

Способ изготовления крупногабаритных лопаток газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на операциях шлифования, фрезерования лопаток газотурбинных двигателей. Изготовление лопатки осуществляют путем механической обработки заготовки по разработанной управляющей программе, которую ведут в несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678222
Дата охранного документа: 24.01.2019
31.01.2019
№219.016.b559

Способ проведения резонансных испытаний рабочих лопаток в составе турбомашины

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано при прочностной доводке осевых турбомашин, преимущественно турбореактивных двухконтурных двигателей, а также при создании систем диагностики. При реализации способа устанавливают на неподвижных частях турбомашины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678511
Дата охранного документа: 29.01.2019
13.03.2019
№219.016.dea2

Комбинированный способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к области электрохимической обработки металлов и сплавов и может быть использовано для получения сложнофасонных поверхностей деталей авиационных газотурбинных двигателей. Способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов включает импульсно-циклическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681590
Дата охранного документа: 11.03.2019
16.03.2019
№219.016.e188

Главная судовая энергетическая установка

Изобретение относится к области судовых энергетических установок, в частности к главным энергетическим установкам судов. Главная судовая энергетическая установка содержит судовые энергетические установки левого и правого бортов, включающие в себя каждая состоящую из двух двигателей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682029
Дата охранного документа: 14.03.2019
20.03.2019
№219.016.e30e

Устройство для смазки подшипников роторной машины

Изобретение относится к области машиностроения и двигателестроения и может быть использовано в подшипниковых узлах с консистентной смазкой, например в опорах роторов турбомашин с консистентной смазкой. Устройство для смазки подшипников роторной машины включает подшипник, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682294
Дата охранного документа: 18.03.2019
27.04.2019
№219.017.3d2d

Главный судовой газотурбинный агрегат с реверсивным двигателем

Изобретение относится к области главных судовых энергетических установок, в частности к главным судовым газотурбинным агрегатам с реверсивным двигателем и зубчатым редуктором с шестеренными насосами на его корпусе, приводимых от одного из валов редуктора. Главный судовой газотурбинный агрегат с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686258
Дата охранного документа: 24.04.2019
Показаны записи 1-10 из 40.
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.03.2013
№216.012.2d98

Способ изготовления слоистого композиционного материала титановый сплав-алюминид титана

Изобретение относится к области изготовления слоистого композиционного материала посредством диффузионной сварки листовых заготовок. Слоистый композиционный материал титановый сплав-алюминид титана служит для использования при изготовлении деталей авиационных и космических летательных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477203
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.01.2014
№216.012.93c1

Способ изготовления накладки передней кромки композиционной лопатки вентилятора

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении накладки передней кромки композиционной лопатки вентилятора газотурбинного двигателя. Заготовку из титанового сплава профилируют в вертикальной и горизонтальной плоскостях. После профилирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503519
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.04.2014
№216.012.b451

Устройство для регулировки угла поворота лопаток направляющего аппарата компрессора

Изобретение относится к области газотурбостроения судового и промышленного назначения и может найти применение при проектировании промышленных и судовых компрессоров с поворотными направляющими аппаратами. Устройство регулировки угла поворота лопаток направляющего аппарата компрессора содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511880
Дата охранного документа: 10.04.2014
27.06.2014
№216.012.d774

Жаропрочный никелевый сплав, обладающий высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании с высокой жаропрочностью

Изобретение относится к области металлургии, в частности к никелевым сплавам, и может быть использовано при производстве сопловых и рабочих охлаждаемых лопаток газотурбинных двигателей и установок. Жаропрочный никелевый сплав, обладающий высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520934
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.09.2014
№216.012.f12c

Способ изготовления насосной штанги для глубинного насоса

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве длинномерных насосных штанг, которые являются составным элементом колонны штанг глубинного насоса, используемого при добыче нефти. Пруток подвергают механической обработке и правке-полировке. На концах прутка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527562
Дата охранного документа: 10.09.2014
20.04.2015
№216.013.41d3

Способ изготовления осесимметричных деталей типа дисков

Изобретение относится к области обработки давлением и может быть использовано при изготовления осесимметричных деталей типа дисков из труднодеформируемых жаропрочных сплавов. Осуществляют деформирование периферийной части заготовки раскаткой роликами при температуре сверхпластичности в очаге...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548349
Дата охранного документа: 20.04.2015
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
20.06.2015
№216.013.562b

Способ функционирования сверхзвукового пульсирующего детонационного прямоточного воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к способам функционирования сверхзвуковых пульсирующих детонационных прямоточных воздушно-реактивных двигателей, преимущественно при полете с числом Маха больше 6. Способ функционирования сверхзвукового пульсирующего детонационного прямоточного воздушно-реактивного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553589
Дата охранного документа: 20.06.2015
20.06.2015
№216.013.56d5

Способ изготовления металлической защитной накладки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении металлической накладки лопатки вентилятора газотурбинного двигателя. Осуществляют предварительное профилирование исходной заготовки с образованием в заготовке внутренней полости, параллельных боковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553759
Дата охранного документа: 20.06.2015
+ добавить свой РИД