×
27.06.2014
216.012.d774

Результат интеллектуальной деятельности: ЖАРОПРОЧНЫЙ НИКЕЛЕВЫЙ СПЛАВ, ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСОКИМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ К СУЛЬФИДНОЙ КОРРОЗИИ В СОЧЕТАНИИ С ВЫСОКОЙ ЖАРОПРОЧНОСТЬЮ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области металлургии, в частности к никелевым сплавам, и может быть использовано при производстве сопловых и рабочих охлаждаемых лопаток газотурбинных двигателей и установок. Жаропрочный никелевый сплав, обладающий высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании с высокой жаропрочностью, содержит, мас.%: хром 9-16, кобальт 10-16, вольфрам 4-9, молибден 0,2-3,0, алюминий 1,8-4,5, титан 2,0-4,5, тантал 2,5-7,0, ниобий 0,01-1,5, бор 0,01-0,5, лантан 0,01-0,5, иттрий 0,01-0,2, церий 0,01-0,2, рений 0,5-5,0, гафний 0,1-1,0, марганец 0,05-1,0, кремний 0,05-1,0, магний 0,01-0,2, никель - остальное. Сплав обладает высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании с высокой жаропрочностью. 1 табл.
Основные результаты: Жаропрочный никелевый сплав, обладающий высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании с высокой жаропрочностью, содержащий хром, кобальт, вольфрам, молибден, алюминий, титан, тантал, бор, иттрий, рений, отличающийся тем, что он дополнительно содержит ниобий, лантан, церий, гафний, марганец, кремний и магний при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при производстве сопловых и рабочих охлаждаемых лопаток газотурбинных двигателей и установок.

Сплавы, имеющие никелевую матрицу с гранецентрированной кристаллической структурой, обладают высокой жаропрочностью вследствие наличия большого количества (до 70 объемных процентов) упрочняющей γ′ - фазы, которая образуется в процессе дисперсионного распада γ-твердого раствора при охлаждении сплава. Особенностью образования структуры, обеспечивающей высокую длительную прочность при температуре до (1000-1100)°C и выше, является близкий тип решетки γ и γ′ фаз, практически совпадающие размеры их кристаллических решеток, наличие когерентной связи на межфазных границах и высокая температурная устойчивость упрочняющей γ′-фазы. Указанные факторы определяют повышенную термодинамическую и структурную стабильность этих материалов, что, в свою очередь, обеспечивает их длительную работоспособность при рабочих температурах.

Вместе с тем детали авиационных ГТД и морских ГТУ, изготовленные из этих сплавов, работают в значительно отличающихся друг от друга условиях. В частности, в авиационных ГТД используется топливо высокой степени очистки, практически не содержащее вредных примесей. Основная работа авиационных двигателей приходится на большие высоты, где атмосфера практически не загрязнена. Поэтому основной причиной снижения работоспособности материала лопаток в этих условиях является высокотемпературная коррозия, протекающая со сравнительно невысокой скоростью.

Принципиально в других условиях работают лопатки морских ГТУ. В этом случае высокотемпературный воздушный поток, обтекающий поверхность пера лопатки, насыщен парами морской соли, содержащей большое количество соединений серы, натрия, хлора и других активных элементов, вызывающих появление и эффективное развитие сульфидной коррозии, которая на несколько порядков выше по сравнению с горячей коррозией на поверхности лопаток авиационных ГТД. Поэтому сплавы, предназначенные для морских ГТУ, значительно отличаются по уровню и характеру легирования от сплавов для авиационных ГТД прежде всего наличием высокой концентрации хрома, активно подавляющего сульфидную коррозию. Следует, однако, иметь ввиду, что дальнейшее повышение жаропрочности никелевых жаропрочных сплавов может быть обеспечено путем их легирования элементами, имеющими низкую диффузионную подвижность и высокую температуру плавления, в первую очередь W, Mo, Re и другие элементы. Однако в присутствии высокого содержания хрома эти элементы образуют пластинчатые топологически плотноупакованные фазы (ТПУ-фазы), резко снижающие работоспособность сплавов. Именно поэтому жаропрочные свойства сплавов для авиационных ГТД являются значительно более высокими по сравнению со свойствами сплавов для морских ГТУ, однако их стойкость к сульфидной коррозии на один - два порядка ниже.

Таким образом, создание сплавов, имеющих повышенную стойкость к сульфидной коррозии и при этом уровень жаропрочности, соответствующий сплавам для авиационных ГТД, представляет собой сложную многопараметрическую задачу, учитывающую комплекс термодинамических, структурных, физико-химических и прочностных факторов, и на этой основе обеспечивающую оптимальные составы новых сплавов.

Известен литейный жаропрочный сплав на основе никеля CMSX-11B (патент US 5489346, C22C 19/05; дата публикации 06.02.1996) при следующем соотношении компонентов, %:

Хром Cr 12,5
Кобальт Co 7
Молибден Mo 0,5
Вольфрам W 5
Тантал Ta 5
Ниобий Nb 0,1
Алюминий Al 3,6
Титан Ti 4,2
Гафний Hf 0,04
Никель Ni Остальное

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявленному жаропрочному никелевому сплаву является жаропрочный сплав на основе никеля (Патент РФ 2215804 C2; дата публикации 20.06.2003; МПК C22C 19/05), при следующем соотношении компонентов, %:

Хром Cr 12,5-14,5
Кобальт Co 8,0-10,0
Молибден Mo 0,8-2,2
Вольфрам W 3,5-5,5
Тантал Ta 0,5-2,5
Иттрий Y 0,005-0,05
Алюминий Al 3,5-4,8
Бор B 0,001-0,02
Титан Ti 3.4-4.3
Рений Re 0,8-2,0
Углерод C 0,005-0,07
Никель Ni Остальное

Описанные сплавы обладают недостаточным уровнем свойств для использования в перспективных газотурбинных установках, в том числе эксплуатируемых в условиях воздействия морской среды, а именно высоким показателем жаропрочности и стойкости к сульфидной коррозии. Достигнутый уровень свойств в указанных сплавах не позволяет обеспечить требования по ресурсу и надежности, предъявляемые к новым перспективным ГТУ. Кроме того, описанные сплавы не могут быть использованы в конструкциях авиационных ГТД и двигателей экранопланов, требования к материалам которых по жаропрочности значительно выше, чем у материалов ГТУ.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является разработка жаропрочного никелевого сплава, обладающего высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании с высокой жаропрочностью, что обеспечивает применение этого сплава в перспективных газотурбинных установках, в том числе эксплуатируемых в условиях воздействия морской солевой среды, а также в конструкциях авиационных ГТД и двигателей экранопланов.

Указанный технический результат достигается тем, что жаропрочный никелевый сплав, обладающий высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании с высокой жаропрочностью, содержащий хром, кобальт, вольфрам, молибден, алюминий, титан, тантал, бор, иттрий, рений, отличается тем, что дополнительно содержит ниобий, лантан, церий, гафний, марганец, кремний, магний при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Хром Cr 9-16
Кобальт Co 10-16
Вольфрам W 4-9
Молибден Mo 0,2-3,0
Алюминий Al 1,8-4,5
Титан Ti 2,0-4,5
Тантал Ta 2,5-7,0
Ниобий Nb 0,01-1,5
Бор B 0,01-0,5
Лантан La 0,01-0,5
Иттрий Y 0,01-0,2
Церий Ce 0,01-0,2
Рений Re 0,5-5,0
Гафний Hf 0,1-1,0
Марганец Mn 0,05-1,0
Кремний Si 0,05-1,0
Магний Mg 0,01-0,2
Никель Ni Остальное

Повышение жаропрочности никелевого сплава обеспечивается наибольшим содержанием тугоплавких элементов, таких как вольфрам, тантал и рений в сравнении с аналогами. Углерод, снижающий ликвидус и солидус сплава, в состав предлагаемого сплава не вводится. Повышенная стойкость к сульфидной коррозии достигается высоким содержанием хрома и оптимальным соотношением основных элементов, влияющих на коррозионную стойкость. Соотношение не превышает 0,2 (Гецов Л.Б. Материалы и прочность деталей газовых турбин, книга 1, Рыбинск - 2010, с.470-471).

Также дополнительное положительное влияние на сопротивление сульфидной коррозии оказывает введение ниобия, гафния, кремния и оптимального соотношения лантана, церия, иттрия, марганца, бора и магния.

Для подтверждения эффективности предлагаемого жаропрочного никелевого сплава были проведены экспериментальные исследования стойкости к сульфидной коррозии в «Европейской среде» (удельная потеря массы в среде 25% NaCl+75% Na2SO4 при температуре 900°) и жаропрочности (длительная прочность ) с разной концентрацией рения. Результаты испытаний представлены в таблице 1.

Вариант 1. Состав исследуемого сплава, при следующем соотношении компонентов, %:

Хром Cr 9-16
Кобальт Co 10-16
Вольфрам W 4-9
Молибден Mo 0,2-3,0
Алюминий Al 1,8-4,5
Титан Ti 2,0-4,5
Тантал Ta 2,5-7,0
Ниобий Nb 0,1-1,5
Бор B 0,01-0,5
Лантан La 0,01-0,5
Иттрий Y 0,01-0,2
Церий Ce 0,01-0,2
Рений Re 0,5-1,5
Гафний Hf 0,1-1,0
Марганец Mn 0,05-1,0
Кремний Si 0,05-1,0
Магний Mg 0,01-0,2
Никель Ni Остальное

По окончании исследований получены результаты:

- Критерий (отношение концентраций легирующих элементов алюминия, хрома, титана), определяющий коррозионную стойкость сплава, не превышает допустимого значения 0,2;

- сплав с содержанием рения (Re) от 0,5 до 1,5 в расплаве солей 25% NaCl+75% Na2SO4 при температуре 900°C имеет удельную потерю массы за 1 час меньше, чем приведенные аналог и прототип, а именно 0,7-10-4 г/см2;

- длительная прочность при сточасовой выдержке при температуре 1000°C не уступает прототипу и равна 185-196 MПa.

Вариант 2. Состав исследуемого сплава, при следующем соотношении компонентов, %:

Хром Cr 9-16
Кобальт Co 10-16
Вольфрам W 4-9
Молибден Mo 0,2-3,0
Алюминий Al 1,8-4,5
Титан Ti 2,0-4,5
Тантал Ta 2,5-7,0
Ниобий Nb 0,1-1,5
Бор B 0,01-0,5
Лантан La 0,01-0,5
Иттрий Y 0,01-0,2
Церий Ce 0,01-0,2
Рений Re 1,5-3,0
Гафний Hf 0,1-1,0
Марганец Mn 0,05-1,0
Кремний Si 0,05-1,0
Магний Mg 0,01-0,2
Никель Ni Остальное

По окончании исследований получены результаты:

- Критерий также не превышает допустимого значения 0,2;

- сплав с содержанием рения (Re) от 1,5 до 3,0 в расплаве солей 25% NaCl+75% Na2SO4 при температуре 900°C имеет удельную потерю массы за 1 час меньше, чем приведенные аналог и прототип, а именно 0,87·10-4 г/см2;

- длительная сточасовая прочность при температуре 1000°C превышает показатели прототипа и изменяется от 200-212 MПa.

Вариант 3. Состав исследуемого сплава, при следующем соотношении компонентов. %:

Хром Cr 9-16
Кобальт Co 10-16
Вольфрам W 4-9
Молибден Mo 0,2-3,0
Алюминий Al 1,8-4,5
Титан Ti 2,0-4,5
Тантал Ta 2,5-7,0
Ниобий Nb 0,1-1,5
Бор B 0,01-0,5
Лантан La 0,01-0,5
Иттрий Y 0,01-0,2
Церий Ce 0,01-0,2
Рений Re 3,0-5,0
Гафний Hf 0,1-1,0
Марганец Mn 0,05-1,0
Кремний Si 0,05-1,0
Магний Mg 0,01-0,2
Никель Ni Остальное

По окончании исследований получены результаты:

- Критерий не превышает допустимого значения 0.2;

- сплав с содержанием рения (Re) от 3,0 до 5,0 в расплаве солей 25% NaCl+75% Na2SO4 при температуре 900°C имеет удельную потерю массы за 1 час меньше, чем приведенные аналог и прототип, а именно 0,9·10-5 г/см2;

- длительная сточасовая прочность при температуре 1000°C значительно превышает показатели прототипа и равна 230-240 MПa.

В таблице 1 представлены результаты исследований.

Таблица 1
Стойкость к сульфидно-оксидной коррозии Жаропрочность Удельная потеря массы в среде 25% NaCl+75% Na2SO4 при 900°C, г/см2
CMSX-11B(аналог) 0,24 183,7 0,3·10-3 при (850°C)
Патент № 2215804 (прототип) 0,28 190-195 0,2·10-3
Предлагаемый сплав 1 вариант 0,2 185-196 0,7·10-4
2 вариант 0,2 200-212 0,87·10-4
3 вариант 0,2 230-240 0,9·10-5

Анализ полученных результатов позволил установить, что рений является одним из наиболее эффективных легирующих элементов в жаропрочных никелевых сплавах. Положительное влияние рения на жаропрочность никелевых сплавов обусловлено увеличением при его присутствии в сплаве температуры солидуса, повышенными температурами начала и полного растворения γ′-фазы в никелевом γ-твердом растворе и увеличением периода его кристаллической решетки, снижением коэффициента диффузии легирующих элементов.

Предлагаемый сплав превосходит сплав-прототип по характеристикам жаропрочности на величину до 20%, а по сопротивлению к сульфидной коррозии в от 3 до 22 раз в зависимости от варианта сплава.

Таким образом, применение предлагаемого сплава позволит значительно повысить комплекс свойств деталей ГТУ, существенно увеличить ресурс и надежность перспективных изделий. Кроме того, высокие характеристики длительной прочности по сравнению с другими сплавами для ГТУ (на уровне широко применяемого в авиации сплава ЖС32) позволяют использовать его как материал для лопаток турбин ГТД самолетов и вертолетов морской авиации.

Жаропрочный никелевый сплав, обладающий высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании с высокой жаропрочностью, содержащий хром, кобальт, вольфрам, молибден, алюминий, титан, тантал, бор, иттрий, рений, отличающийся тем, что он дополнительно содержит ниобий, лантан, церий, гафний, марганец, кремний и магний при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 110.
10.01.2013
№216.012.17d7

Электролит для электрохимической обработки

Изобретение относится к электрохимическим и электрофизическим способам обработки материалов, а именно - к электролитам для электрохимической обработки острых кромок после слесарной зачистки в изделиях, преимущественно из нержавеющих и жаропрочных сплавов. Электролит для электрохимической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471595
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1941

Алмазная буровая коронка

Изобретение относится к области породоразрушающего инструмента, а именно к буровым коронкам с алмазным вооружением для бурения скважин с отбором керна. Обеспечивает оптимальную схему промывки матрицы секторов с большей длиной, повышение эффективности работы коронки, увеличение проходки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471957
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1cfc

Буровое долото

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к шарошечным буровым долотам. Обеспечивает более эффективное разрушение породы в центральной зоне скважины, повышение технико-экономических показателей работы долота. Буровое долото содержит полый корпус с цапфой, закрепленную на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472914
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1cfd

Буровое шарошечное долото

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к шарошечным долотам, преимущественно для бурения твердых и крепких пород. Обеспечивает повышение эффективности работы долота, повышение ресурса работы его опоры. Буровое шарошечное долото включает лапы с цапфами, на которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472915
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.204f

Коронка для ударно-вращательного бурения

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к коронкам для ударно-вращательного бурения, преимущественно по монолитным твердым породам. Она содержит корпус с очистными каналами, разделяющими торец коронки на секторы, армированные скважино- и кернообразующими резцами....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473772
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.2456

Способ доводки двигателя

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474804
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.284a

Способ обеспечения вибрационной прочности деталей

Изобретение относится к способам обеспечения вибрационной прочности деталей сложной геометрической формы. Техническим результатом является корректировка вибрационных характеристик детали путем изменения геометрии конкретного места на детали для обеспечения ее вибрационной прочности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475834
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b7e

Опора шарошечного долота (варианты)

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к опорам буровым шарошечных долот, содержащих лапу со ступенчатой цапфой и шарошку, закрепленную на цапфе замковым узлом. Замковый узел установлен в кольцевой проточке цапфы, расположенной между кольцевым буртом и базовым торцом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476661
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b89

Резец для горных машин

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к резцовому породоразрушающему инструменту, используемому для оснащения исполнительных органов выемочных и проходческих машин. Предложенный резец для горных машин включает державку с осевым каналом, в котором с возможностью поворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476672
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.04.2013
№216.012.374c

Коронка для бурения скважин в высокогазоносных пластах

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, используемому при бурении скважин в пластах с повышенным содержанием газа. Предложенная буровая коронка содержит корпус с седлом и промывочными каналами. В полости корпуса, посредством вертикально закрепленного штифта, установлен запорный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479709
Дата охранного документа: 20.04.2013
Показаны записи 1-10 из 78.
10.01.2013
№216.012.17d7

Электролит для электрохимической обработки

Изобретение относится к электрохимическим и электрофизическим способам обработки материалов, а именно - к электролитам для электрохимической обработки острых кромок после слесарной зачистки в изделиях, преимущественно из нержавеющих и жаропрочных сплавов. Электролит для электрохимической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471595
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2456

Способ доводки двигателя

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474804
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.284a

Способ обеспечения вибрационной прочности деталей

Изобретение относится к способам обеспечения вибрационной прочности деталей сложной геометрической формы. Техническим результатом является корректировка вибрационных характеристик детали путем изменения геометрии конкретного места на детали для обеспечения ее вибрационной прочности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475834
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.3fe6

Способ изготовления электрода-инструмента при объемной электрохимической обработке (эхо)

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки. При изготовлении электрода-инструмента для объемной электрохимической обработки к его двум деталям подключают положительный полюс источника постоянного импульсно-циклического тока и источник импульсного тока с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481928
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4748

Приспособление для поддержки заклепок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройству для клепки крупногабаритных деталей цилиндрическими заклепками. Приспособление содержит упор и рукоятку. Также содержит зафиксированный на основании посредством ребер жесткости стержень с вмонтированной в него при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483828
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.57db

Способ рентгеноструктурного контроля детали

Использование: для рентгеноструктурного контроля детали. Сущность: заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали, выполняют определение параметра, зависящего от наработки детали, при этом снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488099
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.7208

Способ изготовления направляющего аппарата

Изобретение относится к способу изготовления направляющего аппарата газотурбинного двигателя, представляющего собой кольцевые наборы неподвижных или поворотных профилированных лопаток, образующих расширяющиеся каналы, и может быть использовано в авиастроении, машиностроении и других областях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494849
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.81b7

Способ изготовления лопатки компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве лопаток газотурбинных двигателей. Способ включает фрезерование пера лопатки на пятикоординатном станке с числовым программным управлением. Вращающейся фрезе сообщают перемещение и периодическую подачу на строчку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498883
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.01.2014
№216.012.9c9d

Способ оценки технического состояния деталей

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля и может быть использовано для оценки технического состояния деталей авиационной техники. Способ включает снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505799
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.03.2014
№216.012.aeea

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов элементов газотурбинного двигателя при его испытаниях и может найти применение при его доводке, а также для создания систем диагностики двигателя. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510493
Дата охранного документа: 27.03.2014
+ добавить свой РИД