×
19.07.2019
219.017.b6a2

СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТМЕТОК ДОННОЙ И ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПРИ МОНИТОРИНГЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к гидрометрии и гидрологии, используется при мониторинге береговой полосы водных объектов. Система содержит высотную сеть в виде спутниковой системы навигации, антенну приемника спутниковой системы навигации, устройство определения отметок дна в виде параметрического профилографа. Система дополнительно снабжена устройством определения расстояния до береговой линии, камерой технического зрения, устройством измерения крена и дифферента плавучего средства в виде гироскопа, акселерометра и магнитного компаса. Устройство определения отметок дна, устройство определения расстояния до береговой линии, камера технического зрения и устройство измерения крена и дифферента синхронизированы по времени измерений параметров с помощью ЭВМ. Увеличивается ряд измеряемых параметров за счет возможности определения планово-высотного положения береговой линии водного объекта с точной привязкой к географическим координатам. Проводится более полный мониторинг надводной и подводной частей береговой полосы. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к гидрометрии и гидрологии и может быть использовано при мониторинге береговой полосы водных объектов: водоемов, водохранилищ, рек или их частей в целях наблюдения за состоянием, режимами использования и морфометрическими изменениями объектов.

Известен патент RU №2632342, МПК G01С 5/00, опубл. 04.10.2017, г. на изобретение «Автономный мобильный робототехнический комплекс (АМРК)», предназначенный для мониторинга прибрежной зоны и прогнозирования морских природных катастроф. Комплекс содержит транспортное средство, включающее герметичный корпус и надстройку, силовую и трансмиссионную установки, движитель, аппаратную часть и блок управления комплексом, при этом аппаратная часть включает в себя приборы мониторинга окружающей среды, навигационное оборудование и приборы контроля проходимости грунтовой поверхности, размещенные на надстройке транспортного средства.

Недостатком изобретения является невозможность выполнения промеров глубин (профилирования) водоемов для составления топографического плана береговой полосы.

Известна система определения отметок свободной поверхности реки (см. патент РФ №2234056, МПК G01С 5/00, опубл. 5.07.2004), содержащая высотную сеть в виде реперов и два теодолита, установленные на плавучем средстве. Определение отметок донной и водной поверхности объекта ведется с плавучего средства тригонометрическим нивелированием. Замеры осуществляет бригада специалистов. Стационарность точки замера обеспечивается остановкой плавучего средства. При этом для повышения точности определения отметки свободной поверхности воды, она определяется путем визирования на все видимые репера

Недостатками известной системы являются большие трудозатраты, как на замеры, так и на обработку полученных результатов, осуществляемых вручную, и необходимость перевода полученных результатов в цифровой формат для использования в современной информационной среде.

Известна система определения донной и водной поверхности по патенту РФ на полезную модель №104304, МПК G01C 5/00, опубл. 10.05.2011, в которой замеры параметров осуществляются в режиме «on-line», а обработка полученных результатов - с использованием современных информационных технологий. Указанный аналог по назначению и технической сущности наиболее близок к заявляемому изобретению и выбран его прототипом.

Прототип содержит плавучее средство, высотную сеть в виде спутниковой системы навигации (GNSS), устройство определения отметок дна в виде гидролокатора, блок ввода погрешности для определения отметок водной поверхности и ЭВМ, осуществляющую обработку, хранение и передачу полученных результатов.

Недостатком системы является недостаточное количество измеряемых параметров для полного мониторинга водного объекта, в частности в системе отсутствует возможность определения планово-высотного положения береговой линии и заиленности водоема.

Заявляемое изобретение позволяет увеличить ряд измеряемых параметров, за счет возможности определения планово-высотного положения береговой линии водного объекта с точной привязкой к географическим координатам, что позволяет проводить более полный мониторинг водного объекта. Изобретение также позволяет повысить точность определения измеряемых параметров при качке плавучего средства, а также - осуществлять измерение высоты донных осадков (заиленности) на дне исследуемого водоема.

Для решения указанной проблемы используется следующая совокупность существенных признаков: система определения отметок донной и водной поверхности водных объектов, (содержащая также как и прототип, высотную сеть в виде спутниковой системы навигации и плавучее средство с установленными на нем антенной приемника спутниковой системы навигации, устройством определения отметок дна и соединенной с ними ЭВМ), в отличие от прототипа дополнительно снабжена размещенным на палубе плавучего средства устройством определения расстояния до береговой линии, соединенным с ЭВМ и выполненным в виде лазерного дальномера и камеры технического зрения. Кроме того, система дополнительно содержит устройство измерения крена и дифферента плавучего средства, соединенным с ЭВМ и выполненным в виде гироскопа, акселерометра и магнитного компаса. Кроме того, в системе устройство определения отметок дна выполнено в виде параметрического профилографа.

Сущность изобретения заключается в синхронизированных по времени измерениях параметров, характеризующих состояние, режим использования и морфометрические изменения водных объектов, а, именно: состояния и расположения береговой линии, профиля дна, высоты уровня воды, глубины водного объекта и заиленности дна, с привязкой их к государственной нивелирной сети или к Балтийской системе высот 1977 г. Указанный результат достигается за счет использования измерительного комплекса, обеспечивающего определение текущего географического положения плавучего средства (судна) и его курса, высокоточные и оперативные измерения определяемых параметров дна, а также ведущего фото, видео и геодезическую съемку береговой черты. При этом бортовая ЭВМ наряду с обработкой данных о географических координатах судна и параметров водного объекта дополнительно обеспечивает непрерывную обработку видеоряда береговой линии.

Сопоставление предлагаемой системы и прототипа показало, что поставленная задача - увеличение ряда измеряемых параметров, за счет возможности определения планово-высотного положения береговой линии водного объекта - решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».

Вместе с тем, проведенный информационный поиск в области гидрометрии и гидрологии, не выявил решений, содержащих отдельные отличительные признаки изобретения, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой системы критерию «изобретательский уровень».

Сущность предлагаемой системы поясняется графическими материалами (фиг. 1).

Система определения отметок донной и водной поверхности водных объектов выполнена в следующем составе: малое судно 1 (плавучее средство) на мачте которого установлена антенна 2 GNSS-приемника. На палубе судна 1 установлены камера технического зрения 3, направленная в сторону берега, и лазерный дальномер 4, представляющий собой прибор для измерения расстояния с применением лазерного луча. С помощью приборов 3 и 4 ведется измерение расстояния до береговой линии и видеосъемка объекта. На борту судна закреплен параметрический профилограф 5, представляющий собой гидроакустическое устройство, предназначенное для исследования структуры дна. С помощью прибора 5 ведется измерение глубины водоема и высоты донных осадков. Для измерения крена и дифферента корпуса судна 1 на его палубе установлены гироскоп 6, микроэлектромеханический акселерометр 7 и магнитный компас 8. Бортовая ЭВМ 9 осуществляет обработку видеоряда береговой линии, снятого камерой 3, данных параметрического профилографа 5 и лазерного дальномера 4, а также спутникового позиционирования с учетом мгновенно измеренного крена и дифферента корпуса судна.

Система работает следующим образом.

С борта судна 1, движущегося по заданному маршруту и ориентирующегося по антенне 2 GNSS-приемника, магнитному компасу 8, акселерометру 7 и гироскопу 6 (образующих вместе систему высокоточной навигации и измерения крена и дифферента корпуса судна), осуществляется измерение расстояния до береговой линии (уреза воды). (Спутниковая система навигации (GNSS) определяет координаты антенны 2 приемника GNSS и соответственно географическое положение судна с привязкой измеряемых параметров к государственной нивелирной сети или к Балтийской системе высот 1977 г.) Одновременно ведется видеосъемка береговой линии камерой технического зрения 3 высокого разрешения. Бортовая ЭВМ 9 осуществляет непрерывную обработку видеоряда береговой линии с видимой подсветкой от лазерного дальномера 4, корректируя при этом расстояние, измеренное лазерным дальномером 4, за счет исключения измерений, которые имеют отклонения подсветки дальномера от уреза вода при качке судна 1 в заданном диапазоне. Синхронно профилографом 5 определяется глубина водоема и высота донных осадков. Вся полученная информация накапливается и обрабатывается в ЭВМ и далее поступает на хранение в базы данных, или в ситуационные центры для использования в оперативном управлении, или на печать соответствующего графического материала.

Предлагаемое техническое решение позволяет повысить оперативность и точность получения данных об уровне воды, глубине водоема, заиленности дна и положении береговой линии на водных объектах, с точной привязкой к географическим координатам. Система дает хороший результат при морфометрическом мониторинге состояния береговой черты, т.к. в ней реализуется возможность синхронизации нескольких видов данных с возможностью их сравнения во временном периоде и автоматизированной обработки для составления точного топографического профиля, как подводной, так и надводной частей береговой линии.

Предлагаемое изобретение было создано специалистами кафедры «Основ инженерного проектирования» ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в составе научно-исследовательской работы совместно с ООО «3Д спутниковая навигация», ООО «Фарватер» и ЗАО «НПК «ПРОМЭЛЕКТРОНИКА». Были произведены расчеты, моделирование и испытания макетов устройств, показавшие возможность использования заявляемой системы для выполнения морфометрического мониторинга водных объектов.

Изложенное, позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «промышленная применимость».


СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТМЕТОК ДОННОЙ И ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПРИ МОНИТОРИНГЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТМЕТОК ДОННОЙ И ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПРИ МОНИТОРИНГЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
10.04.2016
№216.015.2c6f

Предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Предохранительное устройство состоит из гибкого заградительного органа 1 в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, и двух тележек 3, установленных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579229
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.08.2016
№216.015.4a7e

Устройство защиты ворот судоходного шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из двух узлов формирования встречной волны, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594536
Дата охранного документа: 20.08.2016
27.08.2016
№216.015.5158

Устройство для магнитной обработки углеводородного топлива в теплоэнергетических установках

Изобретение относится к области теплоэнергетики, в частности к двигателям внутреннего сгорания, газотурбинным двигателям и котлам, работающим на углеводородных топливах. Предложено устройство для магнитной обработки углеводородного топлива, содержащее источник электропитания 9, электромагнит с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596086
Дата охранного документа: 27.08.2016
12.01.2017
№217.015.6278

Способ определения теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к контролю теплового состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении точности и полноты диагностирования теплового состояния двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588891
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.73ac

Способ определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов

Изобретение относится к области исследования металлов на износ, возникающий в результате гидроэрозионного воздействия, а именно к способам определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов. Сущность: определяют t по графику R=ƒ(t), где по оси ординат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597936
Дата охранного документа: 20.09.2016
13.01.2017
№217.015.9004

Электроэнергетическая установка многовального судна

Использование - в области электротехники, судостроения. Технический результат - повышение надежности и КПД, расширение функциональных возможностей электроэнергетической установки. Согласно изобретению электроэнергетическая установка многовального судна содержит паропроизводящую установку с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605449
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.c7ac

Способ очистки теплоэнергетического оборудования от отложений и накипи и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к теплоэнергетике и могут быть использованы для химической очистки систем энергетических установок и технологического оборудования, в частности систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, теплообменных аппаратов, литейной оснастки, и предназначено для повышения их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619010
Дата охранного документа: 11.05.2017
26.08.2017
№217.015.d53e

Паводковый водосброс для плотин и других водоподпорных сооружений

Изобретение относится к объектам гидротехнического строительства, а именно к закрытым трубчатым водосбросам, и предназначено для безопасного сброса вод при чрезвычайных паводках. Устройство содержит трубопровод, состоящий из водоприемного 3, наклонного 4 и водовыпускного 5 участков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623047
Дата охранного документа: 21.06.2017
26.08.2017
№217.015.d5a8

Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов

Использование: в области электротехники. Техническим результат - повышение надежности защиты генераторных агрегатов (ГА) от перегрузки. Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов (ГА) заключается в том, что непрерывно контролируют техническое состояние каждого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623106
Дата охранного документа: 22.06.2017
04.04.2018
№218.016.3270

Способ распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами

Изобретение относится к области энергетики, а именно к средствам распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами. Способ позволяет оптимально загрузить агрегаты и сократить удельный расход топлива (УРТ) при их работе. Сущность указанного способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645387
Дата охранного документа: 21.02.2018
Показаны записи 1-9 из 9.
18.07.2018
№218.016.71fa

Способ повышения точности при определении углов пространственной ориентации судна в условиях нарушения структуры принимаемых сигналов гнсс судовой инфраструктурой

Изобретение относится к способам повышения точности определения углов пространственной ориентации по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) путем компенсации влияния отраженных от объектов инфраструктуры судна с использованием геометрической модели отражений сигналов ГНСС...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661336
Дата охранного документа: 16.07.2018
02.03.2019
№219.016.d19b

Способ определения осадки судна

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам для определения осадки судна. Предложен способ определения осадки судна, заключающийся в замерах в нескольких точках судна параметров для определения высоты подводного борта судна, при этом замеры осуществляют с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680944
Дата охранного документа: 28.02.2019
11.07.2019
№219.017.b253

Способ разведки ледовой обстановки на северном морском пути

Изобретение относится к способам определения ледовой обстановки. Сущность: получают спутниковые радиолокационные снимки, а также текущую и прогнозную информацию о ледовой обстановке, включающую основные характеристики ледового покрытия с учетом гидрометеорологической ситуации в регионе....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694085
Дата охранного документа: 09.07.2019
19.06.2020
№220.018.2816

Швартовое причальное устройство

Изобретение относится к области судостроения, а именно к причальному оборудованию для магнитной швартовки безэкипажных судов. Швартовое причальное устройство содержит электромагнит, закрепленный через амортизатор на причальной стенке и подключенный через управляемое реле к источнику...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723697
Дата охранного документа: 17.06.2020
24.07.2020
№220.018.36b6

Альтиметрический способ выполнения морской высотометрии с определением уклонения отвесной линии и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области радиотехнических измерений и может быть использована для определения уклонений отвесной линии (УОЛ), уточнения параметров вращения Земли и для решения других геодезических задач на акваториях. В способе, включающим этапы: приема антенной с диаграммой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727584
Дата охранного документа: 22.07.2020
23.05.2023
№223.018.6c6c

Швартовое причальное устройство

Заявляемое изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам для электрического питания и зарядки аккумуляторных батарей безэкипажных или автономных надводных судов при их швартовой стоянке. Швартовое причальное устройство содержит блок управления, расположенный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002734644
Дата охранного документа: 21.10.2020
23.05.2023
№223.018.6cea

Способ натурных испытаний безэкипажных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам натурных испытаний безэкипажных и автономных судов. Способ заключается в задании маршрута движения судна и сравнении его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта с помощью установленного на нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002775813
Дата охранного документа: 11.07.2022
23.05.2023
№223.018.6cff

Система мониторинга технического состояния средств связи и навигационного оборудования

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002774400
Дата охранного документа: 21.06.2022
23.05.2023
№223.018.6d1f

Способ мониторинга технического состояния средств связи и навигационного оборудования

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773048
Дата охранного документа: 30.05.2022
+ добавить свой РИД