×
11.07.2019
219.017.b253

СПОСОБ РАЗВЕДКИ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к способам определения ледовой обстановки. Сущность: получают спутниковые радиолокационные снимки, а также текущую и прогнозную информацию о ледовой обстановке, включающую основные характеристики ледового покрытия с учетом гидрометеорологической ситуации в регионе. Рассчитывают толщину льда, используя из баз данных информацию о ледопроходимости судна, скорости хода судна во льдах и в чистой воде. С учетом полученных данных строят оптимальный маршрут следования судна. Технический результат: определение оптимального маршрута следования судна без использования дополнительных технических средств. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к способам определения навигационных характеристик ледовой обстановки и может быть использовано при выборе маршрута следования судов ледового класса через морские ледовые поля арктических морей.

Общеизвестным способом разведки ледовой обстановки является авиаразведка, при которой на пилотируемых средствах: самолетах или вертолетах регистрируют изображение ледовой обстановки с помощью радиолокационных станций бокового обзора (РЛС БО) и по радиоканалу передают это изображение в оптическом и инфракрасном диапазонах на обеспечивающее судно (Исследование ледяного покрова с помощью радиолокационных станций бокового обзора (РЛС БО). - Л.: Гидрометеоиздат, 1983. - С. 6-9.). Недостатком способа является невозможность его использования в условиях низкой облачности.

Известен способ определения ледовой обстановки по патенту РФ №2425400, МПК G01W 1/08, опубл. 03.12.2008, позволяющий исключить указанный недостаток. Сущность способа заключается в следующем: с обеспечивающего судна высылают по планируемому маршруту движения два беспилотных летательных аппарата (БЛА) с верхним и нижним эшелонами полета. Первый аппарат ведет разведку при помощи установленного на нем оборудования видео-фотосъемки и радара, второй - используемый в качестве ретранслятора, решает проблему дальней связи. Генеральное направление полета аппаратов задают с обеспечивающего судна в соответствии с планируемым маршрутом его движения и оперативными данными разведки, получаемыми по радиоканалу.

Недостатком данного способа является отсутствие возможности объективной оценки такого важного для судоходства параметра, как толщина льда.

В способе по патенту №2631966 этот недостаток устранен за счет того, что первый БЛА осуществляет измерение толщины льда установленным на нем измерительным акустическим аппаратно-программным комплексом с излучающими антеннами путем непосредственного контакта со льдом. При этом с обеспечивающего судна задают необходимые эшелоны полета, а также намечают необходимое число точек контактного измерения посредством видео/радио аппаратного комплекса летательного аппарата. Способ обеспечивает информативность и точность ледовой разведки, однако требует для реализации непосредственного контакта со льдом.

В последние годы одним из основных способов гидрометеорологического обеспечения в Арктике и Антарктике стала спутниковая информация. Ее роль существенно возросла в связи со значительным сокращением наземной сети береговых и островных полярных станций, а также свертыванием деятельности авиационной полярной разведки. Наиболее эффективным средством наблюдений за состоянием ледяного покрова являются спутниковые радиолокационные системы, позволяющие получать информацию независимо от освещенности и наличия облачного покрова. В этом направлении совершенствуется технология спутникового мониторинга состояния ледяного покрова (см. Научные исследования в Арктике. Том 3. Дистанционное зондирование морских льдов на северном морском пути: изучение и применение. / Йоханнессен О.М., Александров В.Ю., Фролов И.Е. и др., СПб., Наука, 2007, с. 88-116). При этом особое внимание уделяется автоматической географической привязке спутниковых изображений, их интерпретации и одновременной работе с ними. Такой подход позволяет давать достоверные оценки основных навигационных характеристик ледовых полей. Практически на всех судах есть возможность постоянно получать через сеть интернет электронные ледовые карты и прогнозы непосредственно с сайтов их разработчиков. Современные средства телекоммуникации позволяют быстро передавать спутниковые снимки, ледовые карты, прогноз погоды и т.д. непосредственно на морские суда и отображать данные в электронных навигационных картографических системах.

Известен способ по патенту РФ №2449326 МПК G01W 1/00, опубл. 27.04.2012, включающий получение спутниковых радиолокационных снимков на Северном морском пути, содержащих основные характеристики ледового покрытия, последующий анализ и интерпретацию изображений в бортовом программно-вычислительном комплексе и выделение границ ледовых зон, при этом толщину льда определяют посредством параметрического гидроакустического измерителя путем зондирования ледового образования линейными частотно-модулированными импульсами.

Указанный способ по технической сущности и назначению является наиболее близким аналогом заявляемого изобретения. Недостатком прототипа является необходимость наличия гидроакустического измерителя, осуществляющего измерение толщины льда контактным путем.

Заявляемый способ позволяет решить проблему определения толщины льда не контактным, а расчетным путем.

Для решения указанной проблемы используется следующая совокупность существенных признаков: в способе разведки ледовой обстановки на Северном морском пути, включающем так же, как и прототип, получение спутниковых радиолокационных снимков на основе оперативных и прогнозных данных дистанционного мониторинга ледовой обстановки, содержащих основные характеристики ледового покрытия с учетом гидрометеорологической ситуации в заданном регионе, при этом входящая информация обрабатывается в бортовом программно-вычислительном комплексе, в отличие от прототипа, толщину льда рассчитывают по формуле где Н - толщина льда, h - ледопроходимость судна, V - скорость хода судна во льдах, v - скорость хода судна в чистой воде, при этом данные для расчета получают из баз данных, содержащих информацию о скорости и маршрутах движения судов в заданном географическом регионе, информацию о тактико-технических характеристиках данных судов, а также информацию о динамике ледообразования, типу, возрасту и толщине льда с привязкой по времени и географическому положению.

Заявляемое изобретение позволяет получить подробную информацию о толщине льда в заданном регионе расчетным путем и по полученным результатам построить оптимальный маршрут движения судна выбранного класса в заданном регионе по точкам с допустимыми для данного класса расчетными толщинами льда в пределах генерального направления движения судна. Указанный результат достигается за счет включения в итерационный расчет большого количества архивных вариантов движения судов при различных ледовых условиях (толщине льда, его сплоченности и др.) и данных дистанционного мониторинга ледовой обстановки, архивных и прогнозных климатических данных.

Для реализации способа может быть использован программно-вычислительный комплекс, выполненный в виде специализированного автоматизированного рабочего места. На комплекс по различным каналам связи поступает информация:

о тактико-технических характеристиках судов (ледопроходимость, максимальная скорость в чистой воде и др.) из Регистровой книги Российского морского регистра судоходства (PC) - https://lk.rs-class.org/regbook/regbookVessel?ln=ru, архивная и оперативная информация с периодичностью в одну минуту о маршрутах движения судов (на чистой воде и в различной ледовой обстановке) от автоматической идентификационной системы (АИС) судна (содержит подробную информацию о названии судна, географических координатах, скорости, курсе, осадке и конечной точке движения судна) от сервиса - http://www.scanex.ru/geo-service/AIS-history/ или от сервиса https://www.shippingexplorer.net/ru. В комплексе реализована возможность формирования отдельного слоя геоинформационной системы (ГИС) по выбранным оператором параметрам, таким как: судно или группа судов, период года, географическая местность (широта, долгота), результаты дистанционного зондирования мирового океана, в т.ч. по площади ледовых полей, сплоченности льда от сервисов национального центра данных по снегу и льду - http://nsidc.org или от сервисов системы данных и информации по наблюдения Земли (EOSDIS) - https://earthdata.nasa.gov, информацию о ледовой обстановке в арктических морях, оперативную и прогнозную от суток до месяца, содержащую данные о ледообразовании в течение календарного года, типу льда, его возрасте и толщине - по открытым данным государственного научного центра «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» - http://www.aari.ru или по открытым данным ФГБУ «Администрация Северного морского пути» http://www.nsra.ru/ru/navigatsionnaya_i_gidrometinformatsiya/icecharts.html или по данным монографии Думанской И.О. «Ледовые условия морей азиатской части».

Сопоставление предлагаемого способа и прототипа показало, что поставленная задача - определение толщины льда в ледовых полях арктических морей расчетным путем с целью выбора оптимального пути судна заданного ледового класса в заданном регионе - решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».

Вместе с тем, проведенный информационный поиск в области навигации не выявил решений, содержащих отдельные отличительные признаки изобретения, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой системы критерию «изобретательский уровень».

Сущность предлагаемого способа поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 представлено изображение спутникового радиолокационного снимка района Карского моря с нанесенными на него результатами дистанционного мониторинга ледовой обстановки (сплоченности ледовых полей) в период зимней навигации 2018 года, значениями скоростей и направления движения судов класса ARC7. На рисунке стрелками обозначен курс следования судна, цифрами - скорость движения в узлах;

на фиг. 2 - изображен построенный оптимальный маршрут движения судна YamalMax ледового класса ARC7 в ледовых полях Карского моря с учетом расчетных минимальных толщин льда. На рисунке следующими линиями обозначены: ⎯ границы генерального направления следования судна, ----- оптимальный маршрут следования судна, о - расчетная толщина льда.

Предлагаемый способ выполняется в следующей последовательности.

При планировании перехода судна по заданному маршруту посредством судовой аппаратуры приема и обработки метеорологической спутниковой информации получают параметры гидрометеорологических характеристик по маршруту движения судна. С использованием средств электронной связи (преимущественно сети интернет) получают архивную и оперативную информацию о прошлых маршрутах движения судов, аналогичных по своим тактико-техническим характеристикам выбранному судну. Информация содержит сведения о географических координатах маршрута, скорости, курсе, осадке и конечной точке движения судна в выбранном географическом регионе, перекрывающей планируемый маршрут судна. Также получают результаты дистанционного зондирования мирового океана, в т.ч. по площади ледовых полей, сплоченности льда, получают информацию о ледовой обстановке в арктических морях, архивную, оперативную и прогнозную от суток до месяца, содержащую данные о ледообразовании в течение заданного календарного периода, типу льда, его возрасте и толщине.

Комплекс программно-аппаратных средств обработки, выполненный в виде специализированного автоматизированного рабочего места (АРМ), производит обработку полученной информации. В АРМ все исходные и оперативные данные в графическом виде вносятся в электронную картографическую навигационную информационную систему (ЭКНИС) для соответствующего района плавания судна (фиг. 1), при этом в автоматическом режиме на назначенную оператором ширину по оси планируемого маршрута судна наносятся дополнительные информационные слои, содержащие данные о текущей и прогнозной ледовой обстановке (сплоченности и толщине льда) на даты планируемого перехода судна, а также информация о подобных переходах судов в прошлые периоды с аналогичной климатической картиной, включая их повторяемость. Программными средствами выполняется расчет толщины льда по формуле: где Н - толщина льда, h - ледопроходимость судна, V - скорость хода судна во льдах, v - скорость хода судна в чистой воде. Полученные результаты наносятся на электронную карту (фиг. 2) и далее строится маршрут следования судна выбранного класса в ледовом поле в пределах генерального направления движения судна.

Предлагаемое изобретение было создано специалистами Арктического факультета ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в составе цикла научно-исследовательских работ.

Были произведены расчеты толщины льда в ледовых полях в период зимней навигации 2017-18 гг. в районе перехода из Баренцева в Карское море в двух географические отдаленных районах: пролив Карские ворота, мыс Желания. Результаты расчетов легли в основу выбора оптимального пути для судов ледового класса ARC7 при переходе из Баренцева в Карское море (вход в акваторию Северного морского пути). Для расчетов использовались данные о движении следующих групп судов:

- проекта YamalMax, ледовый класс ARC7 (максимальная скорость на чистой воде - 19,5 уз., ледопроходимость - 2,1 метра)

- проекта 42К, ледовый класс ARC7 (максимальная скорость на чистой воде - 14,9 уз., ледопроходимость - 1,8 метра)

- проекта «Норильский никель», ледовый класс ARC7 (максимальная скорость на чистой воде - 15,5уз., ледопроходимость - 1,5 метра).

В дальнейшем, способ предполагается использовать для определения оптимального пути для произвольных направлений движения судов ледового класса в акватории всего Северного морского пути в любой период навигации.

Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «промышленная применимость».


СПОСОБ РАЗВЕДКИ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ
СПОСОБ РАЗВЕДКИ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ
СПОСОБ РАЗВЕДКИ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
10.04.2016
№216.015.2c6f

Предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Предохранительное устройство состоит из гибкого заградительного органа 1 в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, и двух тележек 3, установленных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579229
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.08.2016
№216.015.4a7e

Устройство защиты ворот судоходного шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из двух узлов формирования встречной волны, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594536
Дата охранного документа: 20.08.2016
27.08.2016
№216.015.5158

Устройство для магнитной обработки углеводородного топлива в теплоэнергетических установках

Изобретение относится к области теплоэнергетики, в частности к двигателям внутреннего сгорания, газотурбинным двигателям и котлам, работающим на углеводородных топливах. Предложено устройство для магнитной обработки углеводородного топлива, содержащее источник электропитания 9, электромагнит с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596086
Дата охранного документа: 27.08.2016
12.01.2017
№217.015.6278

Способ определения теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к контролю теплового состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении точности и полноты диагностирования теплового состояния двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588891
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.73ac

Способ определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов

Изобретение относится к области исследования металлов на износ, возникающий в результате гидроэрозионного воздействия, а именно к способам определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов. Сущность: определяют t по графику R=ƒ(t), где по оси ординат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597936
Дата охранного документа: 20.09.2016
13.01.2017
№217.015.9004

Электроэнергетическая установка многовального судна

Использование - в области электротехники, судостроения. Технический результат - повышение надежности и КПД, расширение функциональных возможностей электроэнергетической установки. Согласно изобретению электроэнергетическая установка многовального судна содержит паропроизводящую установку с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605449
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.c7ac

Способ очистки теплоэнергетического оборудования от отложений и накипи и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к теплоэнергетике и могут быть использованы для химической очистки систем энергетических установок и технологического оборудования, в частности систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, теплообменных аппаратов, литейной оснастки, и предназначено для повышения их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619010
Дата охранного документа: 11.05.2017
26.08.2017
№217.015.d53e

Паводковый водосброс для плотин и других водоподпорных сооружений

Изобретение относится к объектам гидротехнического строительства, а именно к закрытым трубчатым водосбросам, и предназначено для безопасного сброса вод при чрезвычайных паводках. Устройство содержит трубопровод, состоящий из водоприемного 3, наклонного 4 и водовыпускного 5 участков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623047
Дата охранного документа: 21.06.2017
26.08.2017
№217.015.d5a8

Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов

Использование: в области электротехники. Техническим результат - повышение надежности защиты генераторных агрегатов (ГА) от перегрузки. Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов (ГА) заключается в том, что непрерывно контролируют техническое состояние каждого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623106
Дата охранного документа: 22.06.2017
04.04.2018
№218.016.3270

Способ распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами

Изобретение относится к области энергетики, а именно к средствам распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами. Способ позволяет оптимально загрузить агрегаты и сократить удельный расход топлива (УРТ) при их работе. Сущность указанного способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645387
Дата охранного документа: 21.02.2018
Показаны записи 1-8 из 8.
02.03.2019
№219.016.d19b

Способ определения осадки судна

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам для определения осадки судна. Предложен способ определения осадки судна, заключающийся в замерах в нескольких точках судна параметров для определения высоты подводного борта судна, при этом замеры осуществляют с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680944
Дата охранного документа: 28.02.2019
19.07.2019
№219.017.b6a2

Система определения отметок донной и водной поверхности при мониторинге водных объектов

Изобретение относится к гидрометрии и гидрологии, используется при мониторинге береговой полосы водных объектов. Система содержит высотную сеть в виде спутниковой системы навигации, антенну приемника спутниковой системы навигации, устройство определения отметок дна в виде параметрического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694702
Дата охранного документа: 16.07.2019
19.06.2020
№220.018.2816

Швартовое причальное устройство

Изобретение относится к области судостроения, а именно к причальному оборудованию для магнитной швартовки безэкипажных судов. Швартовое причальное устройство содержит электромагнит, закрепленный через амортизатор на причальной стенке и подключенный через управляемое реле к источнику...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723697
Дата охранного документа: 17.06.2020
24.07.2020
№220.018.36b6

Альтиметрический способ выполнения морской высотометрии с определением уклонения отвесной линии и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области радиотехнических измерений и может быть использована для определения уклонений отвесной линии (УОЛ), уточнения параметров вращения Земли и для решения других геодезических задач на акваториях. В способе, включающим этапы: приема антенной с диаграммой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727584
Дата охранного документа: 22.07.2020
23.05.2023
№223.018.6c6c

Швартовое причальное устройство

Заявляемое изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам для электрического питания и зарядки аккумуляторных батарей безэкипажных или автономных надводных судов при их швартовой стоянке. Швартовое причальное устройство содержит блок управления, расположенный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002734644
Дата охранного документа: 21.10.2020
23.05.2023
№223.018.6cea

Способ натурных испытаний безэкипажных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам натурных испытаний безэкипажных и автономных судов. Способ заключается в задании маршрута движения судна и сравнении его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта с помощью установленного на нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002775813
Дата охранного документа: 11.07.2022
23.05.2023
№223.018.6cff

Система мониторинга технического состояния средств связи и навигационного оборудования

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002774400
Дата охранного документа: 21.06.2022
23.05.2023
№223.018.6d1f

Способ мониторинга технического состояния средств связи и навигационного оборудования

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773048
Дата охранного документа: 30.05.2022
+ добавить свой РИД