×
14.07.2019
219.017.b400

Результат интеллектуальной деятельности: ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗО-НИКЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано в машиностроении для получения покрытий сплавом железо-никель на восстанавливаемых в размер изношенных деталей машин, в частности сельскохозяйственных машин. Электролит содержит, г/л: железо двухлористое FeCl×4HO 380-420, хлористый никель NiCl ×7НO 100-150, серную кислоту HSO 0,8-10,0 мл/л, йодистый калий 3-5, соляную кислоту до рН 0,8-1,0, гидрохлорид тетраэтиламмония 3-4 г/л, гексаметилен-,,N,N-тетрауксусную кислоту 0,5-3,0, полиметилен-β-нафталинсульфонат натрия 0,01-0,02 г/л. Технический результат: повышение рассеивающей и кроющей способности электролита, повышение коррозионной стойкости и уменьшение шероховатости покрытия, повышение стабильности электролита, расширение рабочих плотностей тока и повышение адгезии покрытия к основе стальной детали. 1 пр.

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для получения покрытий железо-никель на восстанавливаемых в размер изношенных деталях машин, в частности, сельскохозяйственного профиля.

Широко применяются покрытия железом для ремонта деталей со значительной величиной износа из электролитов состава, г/л:

железо двухлористое FeCl2×4H2O 380-420 г/л;

серная кислота H2SO4 0.8-10 мл/л;

йодистый калий 3-5 г/л;

соляная кислота до рН 0,8-1,0 [1-4].

Недостатком этих электролитов является невозможность получения «мягких» железных покрытий, особенно при восстановительном ремонте пальцев шаровых опор с надежным сцеплением осадка, так как мягкие покрытия железом можно получить лишь небольшой толщины, а в основном железные покрытия имеют высокие механические свойства и износостойкость, близкую к износостойкости закаленной стали. Однако такие осадки отличаются высокой пористостью.

Из известных хлористых электролитов железнения, содержащих хлористый никель, соляную кислоту, наиболее рациональным является электролит в котором использованы в качестве основных компонентов FeCl2 и H2SO4.

Недостатком этого электролита является получение покрытия со значительными растягивающими напряжениями и большим количеством трещин, а микротвердость осадков железа зависит не только от режимов электролиза, но и от толщины железных покрытий - с увеличением толщины твердость покрытия значительно снижается. Например, от 6250 МПа при толщине 0,3 мм до 4800 МПа при 3 мм.

Задачей изобретения является повышение срока службы деталей за счет их ремонта путем восстановления в размер методом электролиза; получение осадков железа с регулируемой микротвердостью, независимо от толщины осадка.

Поставленная задача достигается тем, что электролит железнения, содержащий соляную кислоту, серную кислоту, двухлористое железо и йодистый калий, согласно изобретению дополнительно содержит хлористый никель, гидрохлорид тетраэтиламмония, гексаметилендиамин-,,N,N-тетрауксусную кислоту, полиметилен-β-нафталинсульфонат натрия и имеет следующие соотношения указанных компонентов, г/л:

железо двухлористое FeCl2×4H2O 380-420

хлористый никель NiCl2 ×7Н2O 100-150

серная кислота H2SO4 0,8-10,0 мл/л

йодистый калий 3-5

соляная кислота до рН 0,8-1,0

гидрохлорид тетраэтиламмония 3-4

гексаметилендиамин-,,N,N-тетрауксусная кислота 0,5-3,0

полиметилен-β-нафталинсульфонат натрия 0,01-0,02

Пример.

Рассмотрим процесс нанесения покрытия железо-никель 30 мкм на шаровые пальцы рулевого управления автотранспорта.

Обработка поверхности перед осаждением стандартная. Процесс электролиза проводили при комнатной температуре с варьированием плотностей токов анодного и катодного импульсов ассиметричного переменного тока и продолжительности электролиза в зависимости от толщины покрытия.

Соотношение площадей анода и катода 1:2. Аноды из стали3. Время промывания горячей водой 50-60°С до 10 мин.

Микротвердость измерена на приборе ПМТ-3 по ГОСТ 9450-60 при нагрузке 100-200 КГС/мм2 и толщине покрытия 50 мкм при плотности катодного импульса тока 10 А/дм2, анодного - 5 А/дм2, а также определено содержание никеля в сплаве методом химического анализа.

Опыт нанесения покрытия сплавом Fe-Ni в предлагаемом электролите показал, что производительность процесса, физико-механические и эксплуатационные свойства покрытий выше по сравнению с прототипом. Применение предлагаемого электролита отличается высоким выходом по току 85÷90% с содержанием никеля в сплаве от 8 до 30%.

По сравнению с прототипом предлагаемый электролит обладает следующими преимуществами:

меньшим временем получения покрытия сопоставимой толщины;

более высокий выход сплава железо-никель по току;

регулируемая микротвердость осадков железо-никель с высокой адгезией сцепления к основе при восстановительном ремонте в размер изношенных деталей;

повышение рассеивающей и кроющей способности электролита;

повышение стабильности электролита за счет связывания ионов трехвалентного железа в малорастворимые комплексы;

уменьшение шероховатости и дендритообразования покрытия;

увеличение коррозионной стойкости покрытия;

расширение диапазона рабочих катодных плотностей тока;

повышение срока службы деталей за счет повторного возврата, уменьшение материальных затрат.

Технический результат. Введение вышеуказанных добавок в состав электролита способствует формированию мелкокристаллической структуры с регулируемой микротвердостью, износостойкостью, повышает предел выносливости восстанавливаемых деталей, уменьшает шероховатость получаемых покрытий. Электролит с вышеуказанными добавками обладает высокой кроющей и рассеивающей способностью, что позволяет его применять для размерного железнения длинномерных штоков, цилиндров, деталей сложной конфигурации.

Дополнительным эффектом от применения добавок является создание барьера гидридообразования и наводороживания объема покрытия. Электролит рекомендуемого состава можно применить не только для восстановления изношенных деталей, но и для повышения износостойкости деталей и инструментов.

Источники информации:

1. Патент РФ №2349684, C25D 3/20, опубликовано 30.03.2009 г.

2. Авторское свидетельство СССР №168569, C25D 5/18, C25D 5/36, опубликовано 18.11.1965 г.

3. Патент РФ №2192509, C25D 3/56, опубликовано 10.11.2002.

4. Патент РФ №2424380, C25D 3/56, опубликовано 20.07.2011.


ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗО-НИКЕЛЬ
ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗО-НИКЕЛЬ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 38.
09.06.2018
№218.016.5cf5

Бесчелюстная тележка локомотива

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к бесчелюстным тележкам локомотивов. Бесчелюстная тележка локомотива содержит раму с кронштейнами для крепления поводков букс, рессорное подвешивание и колесно-моторные блоки. На торцевых поверхностях каждой из букс...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656006
Дата охранного документа: 30.05.2018
09.06.2018
№218.016.5ee1

Трёхосная бесчелюстная тележка тепловоза

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к трехосным бесчелюстным тележкам тепловоза. Трехосная бесчелюстная тележка тепловоза состоит из рамы с установленными на ней тяговыми электродвигателями с колесными парами, буксами и рессорным подвешиванием. На раме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656755
Дата охранного документа: 06.06.2018
09.06.2018
№218.016.5f41

Тепловозная трёхосная тележка

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к тепловозным трехосным тележкам. Тепловозная трехосная тележка включает раму, колесно-моторные блоки с буксами, поводками и рессорное подвешивание. Одни из конусов поводков крайних колесно-моторных блоков тележки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656756
Дата охранного документа: 06.06.2018
20.06.2018
№218.016.649c

Бесчелюстная тележка тепловоза

Бесчелюстная тележка тепловоза имеет раму, снабженную первой и второй ступенями рессорного подвешивания. Вторая ступень рессорного подвешивания выполнена в виде торсиона, расположенного в поперечной плоскости тележки, стержень которого в своей средней части снабжен шлицами, контактирующими с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658200
Дата охранного документа: 19.06.2018
28.07.2018
№218.016.7627

Автопоезд

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Автопоезд состоит из автомобиля-тягача, на раме которого установлено седло, взаимодействующее со шкворнем, жестко закрепленным на уступе рамы полуприцепа. К концевой части рамы автомобиля-тягача с помощью рессор установлена ось с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662615
Дата охранного документа: 26.07.2018
28.07.2018
№218.016.7699

Автопоезд

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Автопоезд содержит седельный тягач и полуприцеп, связанные между собой шкворнем. Шкворень с одной стороны жестко закреплен на опорном листе рамы полуприцепа, а с другой стороны расположен в седельном устройстве тягача. В опорном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662617
Дата охранного документа: 26.07.2018
24.11.2018
№218.016.a093

Тепловоз

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к тепловозам. Тепловоз содержит кузов и две трехосные тележки. Тележки содержат тяговые электродвигатели и колесные пары. На крайних электродвигателях каждой тележки жестко закреплены по два цилиндрических пальца. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673196
Дата охранного документа: 22.11.2018
24.11.2018
№218.016.a095

Тележка тепловоза бесчелюстная

Изобретение относится к бесчелюстным тележкам рельсовых транспортных средств. Тележка тепловоза содержит раму, шарнирно связанную с кузовом, колесно-моторные блоки и рессорное подвешивание. Буксы колесно-моторных блоков соединены посредством поводков с рамой и кронштейнами рессорного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673183
Дата охранного документа: 22.11.2018
24.11.2018
№218.016.a0b7

Бесчелюстная тележка тепловоза

Изобретение относится к бесчелюстным тележкам рельсовых транспортных средств. Тележка тепловоза содержит раму, шарнирно связанную с кузовом, колесно-моторные блоки и рессорное подвешивание. Буксы колесно-моторных блоков соединены посредством поводков с рамой и кронштейнами рессорного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673192
Дата охранного документа: 22.11.2018
24.11.2018
№218.016.a0f9

Бесчелюстная трёхосная тележка тепловоза

Изобретение относится к бесчелюстным трехосным тележкам рельсовых транспортных средств. Тележка содержит раму, два крайних и один средний колесно-моторные блоки. На раме тележки установлен кузов рельсового транспортного средства. На продольной оси симметрии днища кузова над крайними...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673199
Дата охранного документа: 22.11.2018
Показаны записи 1-9 из 9.
10.04.2013
№216.012.34df

Способ утилизации никель-цинковых щелочных аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнической промышленности и промышленной экологии. Способ механической и химической переработки утилизируемых Ni-Zn аккумуляторов заключается в механической сепарации пластмассовой и металлической составляющей, в химической стадии растворения активной массы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479078
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.04.2013
№216.012.366f

Способ получения растворов различной концентрации сернокислого кадмия

Изобретение может быть использовано в аналитической химии. Для получения раствора сульфата кадмия амальгаму кадмия обрабатывают раствором сернокислой меди при соотношении ионов меди в растворе и кадмия в амальгаме, равном 1:2,5. Изобретение позволяет приготовить растворы сульфата кадмия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479488
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.01.2018
№218.016.1573

Накопительная платформа для раздельного сбора и транспортировки отходов

Изобретение относится к оборудованию для накопления отходов. Накопительная платформа для раздельного сбора и транспортировки отходов содержит основание. Основание разделено на боковые и выдвижную центральную секции. На секциях установлены передвижные универсальные тележки. На тележках...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634959
Дата охранного документа: 08.11.2017
09.06.2018
№218.016.5d80

Установка для прессования длинномерных изделий из композиционных материалов

Изобретение относится к области переработки композитных материалов, а именно к оборудованию для производства длинномерных изделий в виде полос, прутков и профилей из сырья на основе термопластичных полимеров. Установка включает в себя загрузочную камеру, горизонтальный гидравлический пресс,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656468
Дата охранного документа: 05.06.2018
29.05.2019
№219.017.621b

Способ гальванического железнения стальных деталей

Изобретение относится к нанесению гальванических покрытий при восстановительном ремонте стальных деталей в машиностроении. Способ включает анодное пассирование и железнение деталей, при этом анодное пассирование проводят в электролите следующего состава, г/л: серная кислота 20-30, лимонная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689341
Дата охранного документа: 27.05.2019
01.02.2020
№220.017.fc73

Способ очистки природных вод от органических водорастворимых веществ

Изобретение может быть использовано для очистки природной воды в электронно-гальванической промышленности. Воду подвергают ионообменной сорбции путём её фильтрации через анионит марки ИА-1 в хлоридной форме, а затем через узел финишной очистки из смеси катионита КУ-2-8 и анионита АВ-17-8....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712538
Дата охранного документа: 29.01.2020
09.02.2020
№220.018.0160

Электролит для осаждения сплава cr-v

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано в машиностроении для получения покрытий сплавом хром-ванадий на восстанавливаемых в размер изношенных деталей машин, в частности сельскохозяйственных машин, а также для изготовления инструмента. Электролит содержит, г/л:...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713771
Дата охранного документа: 07.02.2020
16.05.2023
№223.018.6386

Способ нанесения покрытий железо-никель-хром на изношенные поверхности деталей с помощью реверсивного тока

Изобретение относится к нанесению гальванических покрытий на основе железа и может быть использовано при выполнении ремонтных дорог. Способ электроосаждения покрытия сплава железо-никель-хром на изношенную поверхность детали включает подготовку изношенной поверхности детали и последующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002775586
Дата охранного документа: 05.07.2022
16.05.2023
№223.018.6395

Способ осаждения покрытий fe-ni-p

Изобретение относится к электроосаждению покрытий Fe-Ni-P на детали. Способ включает электроосаждение покрытия из электролита на переменном токе промышленной частоты. Электроосаждение покрытия осуществляют на асимметричном переменном токе из электролита, содержащего, г/л: FeSO⋅7НО 300-350, NiSO...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002775554
Дата охранного документа: 04.07.2022
+ добавить свой РИД