×
19.06.2019
219.017.8b88

Результат интеллектуальной деятельности: ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиально-осевых опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов. Гидростатический подшипник содержит корпус с кольцевыми каналами для нагнетания смазки, вал и подвижную втулку с радиальными дросселирующими каналами, находящуюся в полости между корпусом и валом. Оба кольцевых канала расположены по краям втулки симметрично относительно продольной плоскости подшипника. Сопряженные поверхности втулки и корпуса образуют радиальный и осевые управляющие дросселирующие зазоры, а сопряженные поверхности вала и втулки образуют радиальный и осевые дросселирующие зазоры. На внешней цилиндрической поверхности втулки выполнены карманы, соединенные радиальными дросселирующими каналами с радиальным дросселирующим зазором, а на торцевых поверхностях втулки выполнены карманы, соединенные диагональными дросселирующими каналами, выполненными во втулке, с осевыми дросселирующими зазорами. Сопряженные поверхности корпуса и вала, с выполненными на валу проточками, образуют зазоры для слива смазки. Технический результат: расширение активного диапазона нагрузок, а также снижение потерь мощности на нагнетание смазки. 2 ил.

Заявляемое устройство относится к области машиностроения и может применяться в радиальных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов.

Известен гидростатический подшипник, содержащий корпус с радиальным каналом, сообщенным с источником нагнетания смазки, вал и подвижную втулку, находящуюся в полости между корпусом и валом и образующую с поверхностью вала щелевой дросселирующий зазор. В средней плоскости подшипника с внешней стороны втулки выполнен кольцевой канал, сообщенный с источником нагнетания смазки. Внешняя цилиндрическая поверхность втулки имеет по обоим концам кольцевые выступы и образует с корпусом ступенчатый дросселирующий зазор. Между корпусом и валом и между торцевыми поверхностями втулки и корпусом образованы щелевые дросселирующие зазоры. В средней части подвижной втулки между кольцевым каналом и щелевым дросселирующим зазором, разделяющим вал и подвижную втулку, выполнен щелевой зазор, являющийся демпфирующим дросселем. Щелевые дросселирующие зазоры между поверхностями подвижной втулки и корпуса, сопряженные с поверхностью вала, образуют дросселирующую щель ступенчатой формы (патент РФ №2262622, МПК F16C 17/18, 32/06, опубл. 2005 г.).

Недостатками подшипника являются узкий активный диапазон, большой расход смазки в нагруженном состоянии и невозможность воспринимать осевые нагрузки.

Наиболее близким аналогом изобретения является гидростатический подшипник, содержащий корпус с кольцевым и радиальным каналами для нагнетания смазки, вал и подвижную втулку с радиальными каналами. Втулка находится в полости между корпусом и валом. Радиальный канал в корпусе выполнен в виде расположенных по окружности дросселирующих отверстий или щелевого дросселирующего зазора и соединяет кольцевой канал со ступенчатым щелевым дросселирующим зазором. Радиальные каналы втулки выполнены дросселирующими, а на торцах втулки выполнены кольцевые выступы, образующие с внутренними торцами корпуса ступенчатые щелевые дросселирующие зазоры. На валу выполнен кольцевой бурт, который образует с сопряженными поверхностями корпуса и втулки щелевые дросселирующие зазоры (патент РФ №2298116, МПК F16C 32/06, 17/10, опубл. 27.04.2007 г.).

Недостатками подшипника являются узкий активный диапазон нагрузок, так как применяется активное управление перемещениями вала только по давлению в смазочном слое, и большие потери мощности на нагнетание смазки в нагруженном состоянии потому, что с ростом нагрузки расход смазки увеличивается.

Техническим результатом изобретения является расширение активного диапазона нагрузок, а также снижение потерь мощности на нагнетание смазки.

Задача для решения технического результата достигается тем, что в гидростатическом подшипнике, содержащем корпус с кольцевым каналом для нагнетания смазки, вал, подвижную втулку с радиальными дросселирующими каналами, находящуюся в полости между корпусом и валом, согласно изобретению корпус снабжен дополнительным кольцевым каналом для нагнетания смазки, причем оба кольцевых канала расположены по краям подвижной втулки симметрично относительно продольной плоскости подшипника, сопряженные поверхности подвижной втулки и корпуса образуют радиальный и осевые управляющие дросселирующие зазоры, а сопряженные поверхности вала и подвижной втулки образуют радиальный и осевые дросселирующие зазоры, на внешней цилиндрической поверхности подвижной втулки выполнены карманы, соединенные радиальными дросселирующими каналами с радиальным дросселирующим зазором, а на торцевых поверхностях подвижной втулки выполнены карманы, соединенные диагональными дросселирующими каналами, выполненными во втулке, с осевыми дросселирующими зазорами, сопряженные поверхности корпуса и вала, с выполненными на нем проточками, образуют зазоры для слива смазки.

На фиг.1 показан продольный разрез гидростатического подшипника; на фиг.2 - разрез A-A на фиг.1.

Гидростатический подшипник состоит из корпуса 1, вала 2, подвижной втулки 3, находящейся в полости между корпусом 1 и валом 2. По краям подвижной втулки 3 симметрично относительно продольной плоскости подшипника выполнены кольцевые каналы 4 и 5, расположенные в корпусе 1, которые сообщаются с источником нагнетания смазки (на чертеже не показан). Сопряженные поверхности подвижной втулки 3 и корпуса 1 образуют управляющий радиальный дросселирующий зазор 6 и осевые управляющие дросселирующие зазоры 7, а сопряженные поверхности вала 2 и подвижной втулки 3 образуют радиальный дросселирующий зазор 8 и осевые дросселирующие зазоры 9. На внешней цилиндрической поверхности подвижной втулки 3 выполнены карманы 10, соединенные радиальными дросселирующими каналами 11 с радиальным дросселирующим зазором 8, а на торцевых поверхностях подвижной втулки расположены карманы 12, соединенные диагональными дросселирующими каналами 13, выполненными во втулке, с осевыми дросселирующими зазорами 9, сопряженные поверхности корпуса 1 и вала 2, с выполненными на нем проточками 14, образуют зазоры 15 для слива смазки.

Подшипник работает следующим образом.

Смазка, нагнетаемая в кольцевые каналы 4 и 5, через радиальный управляющий дросселирующий зазор 6 и осевые управляющие дросселирующие зазоры 7, попадает в радиальные карманы 10 и торцевые карманы 12, откуда через радиальные дросселирующие каналы 11, диагональные дросселирующие каналы 13 поступает в радиальный дросселирующий зазор 8 и осевые дросселирующие зазоры 9, далее отводится на слив через кольцевые проточки 14 и зазоры 15.

Радиальная и/или осевая нагрузка, действуя на вал 2, увеличивает (уменьшает) давление смазки в нагруженной (разгруженной) области несущего слоя. Через радиальные каналы 11 изменения давлений передаются в карманы 10, 12 подвижной втулки 3. Возникшая разность давлений между нагруженными и разгруженными карманами 10, 12 смещает подвижную втулку 3 навстречу нагрузке. В соответствующей области несущего слоя, сопротивление радиального управляющего дросселирующего зазора 6 и/или осевого управляющего дросселирующего зазора 7 уменьшается (увеличивается), что вызывает возрастание (снижение) расхода смазки, поступающей через карманы 10, 12 и каналы 11 и/или 13 в нагруженную (разгруженную) часть несущего слоя. Радиальный дросселирующий зазор 8 и/или осевые дросселирующие зазоры 9, уменьшаясь (увеличиваясь), локально снижают (увеличивают) расход смазки. Это приводит к дополнительному увеличению разности давлений между нагруженной и разгруженной областями несущего слоя подшипника, смещающей вал 2 в направлении противоположном действию нагрузки, чем обеспечивается отрицательная податливость. Таким образом, расширяется активный диапазон нагрузок, а также снижаются потери мощности на нагнетание смазки.

Гидростатический подшипник, содержащий корпус с кольцевым каналом для нагнетания смазки, вал, подвижную втулку с радиальными дросселирующими каналами, находящуюся в полости между корпусом и валом, отличающийся тем, что корпус снабжен дополнительным кольцевым каналом для нагнетания смазки, причем оба кольцевых канала расположены по краям подвижной втулки симметрично относительно продольной плоскости подшипника, сопряженные поверхности подвижной втулки и корпуса образуют радиальный и осевые управляющие дросселирующие зазоры, а сопряженные поверхности вала и подвижной втулки образуют радиальный и осевые дросселирующие зазоры, на внешней цилиндрической поверхности подвижной втулки выполнены карманы, соединенные радиальными дросселирующими каналами с радиальным дросселирующим зазором, а на торцевых поверхностях подвижной втулки выполнены карманы, соединенные диагональными дросселирующими каналами, выполненными в подвижной втулке, с осевыми дросселирующими зазорами, сопряженные поверхности корпуса и вала с выполненными на валу проточками образуют зазоры для слива смазки.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
20.01.2013
№216.012.1d96

Стенд для исследования оборудования и процессов бестраншейного ремонта трубопроводов

Изобретение относится к строительной отрасли промышленности и может быть использовано для испытания и исследования рабочих органов для бестраншейной замены трубопроводов. Стенд содержит основание, установленную на нем трубу, источник тягового усилия, блок, перекинутый через него трос, к концу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473068
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d96

Способ наплавки

Изобретение может быть использовано для наплавки плоских металлических поверхностей, в частности, поверхностей, подверженных абразивному износу. Подготавливают пластинчатый электрод, повторяющий конфигурацию наплавляемой поверхности заготовки 2. При этом на одну из поверхностей пластины 1...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477201
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.311d

Способ получения композиционного материала

Изобретение относится к способу получения композиционных материалов на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) и может быть использовано в машиностроении при изготовлении износостойких футеровочных элементов для защиты бункеров, кузовов автотранспорта, транспортеров. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478111
Дата охранного документа: 27.03.2013
20.02.2019
№219.016.c235

Способ получения сплава на основе алюминия системы al-pb

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть применено при получении сплавов системы алюминий-свинец. В расплавленный в тигле алюминий с добавлением бериллиевой лигатуры вводят магний в количестве не более 3% от массы алюминия, одновременно готовят расплав алюминия с 10-16% свинца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002454472
Дата охранного документа: 27.06.2012
20.02.2019
№219.016.c27c

Система привода транспортного средства

Изобретение относится к устройствам передачи крутящегося момента от приводного колеса к ведущим колесам транспортного средства. Система привода транспортного средства содержит балансир с вертикально ориентированными направляющими пазами, винтовую передачу и опорный кронштейн. В опорный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002455175
Дата охранного документа: 10.07.2012
20.02.2019
№219.016.c27e

Способ складирования отходов в накопитель

Изобретение относится к энергетике и коммунальному хозяйству и может быть использовано для экологически безопасного складирования различных видов отходов - твердых бытовых, золошлаковых, шламов и т.д. Техническим результатом изобретения является уменьшение загрязнения окружающей среды при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002455087
Дата охранного документа: 10.07.2012
01.03.2019
№219.016.ce92

Механическая передача с гибким толкателем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в станках - автоматах различного назначения. Механическая передача с гибким толкателем состоит из направляющей, выполненной из набора секций прямолинейной формы и секций криволинейной формы. Каждая из секций состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002453748
Дата охранного документа: 20.06.2012
01.03.2019
№219.016.cea3

Способ определения качества смазочных масел

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их производстве и идентификации. Сущность: испытывают смазанную пару трения и определяют качество масел. Пробу масла нагревают при постоянной температуре с перемешиванием постоянной массы. Через равные промежутки времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002454654
Дата охранного документа: 27.06.2012
01.03.2019
№219.016.ced1

Планетарный механизм

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах для преобразования вращательного движения ведущего звена в сложное вращательное движение ведомого звена. Планетарный механизм содержит корпус (1), центральное колесо (2) с внешними зубьями, центральное колесо...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002456490
Дата охранного документа: 20.07.2012
01.03.2019
№219.016.cf13

Способ определения работоспособности смазочных масел

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. При осуществлении способа отбирают пробы отработавших масел, делят на две части, первую часть подвергают фотометрированию, определяют коэффициент поглощения светового потока, вторую часть пробы постоянной массы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002451293
Дата охранного документа: 20.05.2012
Показаны записи 1-5 из 5.
27.08.2013
№216.012.6392

Гранулятор

Изобретение относится к устройствам для гранулирования сырья, в частности минерально-органического сырья, и может найти применение на предприятиях комбикормового производства и других отраслей. Гранулятор содержит корпус (1) с цилиндрической камерой (2), закрытой с обеих сторон крышками (4, 5),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491127
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.11.2014
№216.013.0c74

Гидростатический подшипник

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиальных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков, при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов. Гидростатический подшипник содержит вал (1) и корпус (2), сопряженные поверхности которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534596
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.12.2014
№216.013.16a1

Гидростатический подшипник

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиальных и радиально-осевых опорах шпиндельных узлов металлообрабатывающих станков и имеет повышенную нагрузочную характеристику с диапазоном отрицательной податливости. Подшипник содержит корпус, вал и втулку, имеющую на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537217
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.04.2015
№216.013.457c

Экструдер

Изобретение относится к устройствам для приготовления комбикормов. Экструдер содержит корпус в виде стоек на опорной плите, цилиндрическую рабочую камеру с торцевыми крышками. В камере расположены ведущий и ведомый элементы с измельчающими зубьями, образующие зубчатую передачу внутреннего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549292
Дата охранного документа: 27.04.2015
09.05.2019
№219.017.4948

Нутромер индикаторный

Изобретение может быть использовано для измерения больших размеров внутренних поверхностей деталей машин и механизмов в тяжелом машиностроении, в военно-промышленном комплексе и других отраслях. В нутромере индикаторном, содержащем корпус с центрирующим мостиком, в отверстие которого с одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687078
Дата охранного документа: 07.05.2019
+ добавить свой РИД