×
19.06.2019
219.017.8581

Результат интеллектуальной деятельности: ЭЛЕКТРОТЕПЛОВАЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, НАПРИМЕР, ДЛЯ ЛОПАСТЕЙ ВЕРТОЛЁТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02226481
Дата охранного документа
10.04.2004
Аннотация: Изобретение относится к авиации, в частности к противообледенительным системам летательных аппаратов, и может быть использовано для удаления и предотвращения образования льда, например, на лопастях несущего и рулевого винтов. Электротепловая противообледенительная система содержит теплоэлектрические нагреватели, соединенные последовательно с тиристорными ключами. Теплоэлектрические нагреватели смонтированы в виде пар, соединенных проводниками в концевой части лопасти, при этом каждая последующая пара нагревателей охватывает предыдущую пару. Нагреватели имеют переменное сопротивление по всей длине лопасти. Для контроля исправности системы установлены трансформаторы тока, обмотки которых соединены с операционными усилителями. Подача питания к нагревателям осуществляется блоком управления по циклограмме с выдержкой времени между циклами, зависимой от температуры наружного воздуха. Технический результат заключается в снижении веса и повышении надежности противообледенительной системы. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиации, в частности к противообледенительным системам летательных аппаратов, и может быть использовано для удаления и предотвращения образования льда, например, на лопастях несущего и рулевого винтов вертолета.

Известно противообледенительное устройство для несущего винта вертолета, содержащее нагревательные сопротивления, запитываемые от трехфазной бортовой сети питания через контактные кольца и контакторы, которые управляются программным устройством, переключатели силовых цепей на тиристорах, а управление программным распределителем осуществляется через контактные кольца с помощью модулированного сигнала (авт. св. СССР №454729. Противообледенительное устройство для несущего винта вертолета, МКИ В 64 D 15/12, БИ №47, 25.12.1974). Недостатком известного противообледенительного устройства является отсутствие возможности корректировки времени нагрева нагревательных устройств в соответствии с их характеристикой, что может приводить к образованию барьерного льда.

Известна противообледенительная система летательного аппарата, содержащая систему сигнализации, датчик обледенения, датчик температуры с чувствительным элементом и соответствующими преобразователями, блок формирования команд с распределителем, к выходу которого через контакторы подключены нагревательные элементы обогреваемых поверхностей, пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов, устройство моделирования процесса нагрева, блок сравнения, управляющий триггер и схема совпадения, причем входы устройства моделирования процесса нагрева соединены с соответствующими выходами распределителя, выход устройства моделирования соединен с входом блокировки выдачи команд распределителя через блок сравнения, другой вход которого через пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов связан с преобразователем датчика температуры, а управляющий триггер подключен одним входом к преобразователю обледенения, другим - к одному из выходов распределителя и своим выходом ко входу схемы совпадения, другой вход которой соединен с одним из выходов распределителя, а выход - с одним из входов распределителя (авт. св. СССР №669638. Противообледенительная система летательного аппарата, МКИ В 64 D 15/12, БИ №37, 07.10.1986). Недостаток известной противообледенительной системы заключается в том, что в схеме коммутации цепей питания нагревательных элементов используются электромагнитные контакторы, отсутствует контроль исправности цепей питания нагревателей. Это приводит к снижению эксплуатационной надежности, большому весу системы.

Известно электрическое противообледенительное устройство, содержащее трехфазный коллектор и трехцепные коммутирующие элементы, через которые электрические нагреватели, объединенные в группы по три нагревательных элемента в каждой, подключены к трехфазной сети питания, причем управляющие входы коммутирующих элементов подключены к выходу программного переключателя, каждая из цепей питания нагревательных элементов соответствующей группы расщеплена на две, причем в двух фазах одна из расщепленных цепей подключена к нагревательным элементам в обход коммутирующего элемента, а в третьей фазе каждая из расщепленных цепей подключена к нагревательному элементу через самостоятельную коммутирующую цепь (патент СССР №695546. Электрическое противообледенительное устройство, МКИ В 64 D 15/12, БИ №40, 30.10.1979). Недостатком известного противообледенительного устройства является сложность конструкции, отсутствие контроля исправности цепей питания нагревателей, что снижает эксплуатационную надежность.

Известна электротепловая система циклического действия для элементов планера самолета, которая содержит группы нагревательных элементов, каждая группа содержит три элемента, один из которых имеет мощность, в два раза большую каждого элемента в отдельности. Элементы двойной мощности соединены с программным переключателем через коммутирующие элементы и размыкающие контакты реле, соединенные с дополнительным каналом управления (патент RU №1633720. Электротепловая система циклического действия для элементов планера самолета, МКИ В 64 D 15/12, БИ №31, 10.11.1996). Недостатком известной электротепловой системы является ограниченные функциональные возможности.

Известна электротепловая противообледенительная система самолета циклического действия. Система содержит нагревательные элементы, трехфазные контакторы, трансформаторы тока и блок управления. Включение нагревательных элементов контролируется блоком управления по сигналам, снимаемым с контрольных контактов соответствующего контактора. При коротком замыкания нагревательного элемента на выходе трансформатора тока появляется сигнал, а при обрыве его, соответственно, пропадает. Ситуация анализируется блоком управления, который выдает команду на обмотку соответствующего контактора и неисправный нагревательный элемент отключается (патент RU №1828023. Электротепловая противообледенительная система самолета циклического действия, МКИ В 64 D 15/12, БИ 31, 10.11.1996). Данное изобретение принято за прототип.

Недостатком известной противообледенительной системы, принятой за прототип, является применение контакторов, использование большого количества токовых трансформаторов, выделяющих большое количества тепла, большие габариты и масса.

Задачей предлагаемого решения является снижение веса и повышение эксплуатационной надежности электротепловой противообледенительной системы путем сокращения числа и веса токовых трансформаторов за счет применения операционных усилителей и тиристорных ключей для коммутации нагревательных элементов и оптимизации их конструкции.

Техническим результатом, достигаемым при осущесвлении заявленного изобретения, является повышение безопасности полета и увеличение ресурса системы.

Указанный технический результат достигается тем, что в известную электротепловую противообледенительную систему, содержащую теплоэлектрические нагреватели, подключенные к трехфазному источнику переменного тока через коммутирующие элементы, трансформаторы тока, обмотками которых охвачены питающие провода теплоэлектрических нагревателей, блок управления, выходы которого соединены с управляющими входами коммутирующих элементов, а входы - с обмотками трансформаторов тока, согласно предложенному техническому решению, введены операционные усилители, через которые обмотки трансформаторов тока соединены с входами блока управления; коммутирующие элементы выполнены в виде тиристорных ключей, каждый из которых соединен с нагревателем лопасти; нагреватели выполнены длиной, равной всей длине обогреваемой поверхности лопасти; нагреватели выполнены с переменным сопротивлением по длине лопасти; нагреватели выполнены попарно, каждая пара которых соединена перемычкой в концевой части лопасти, а в комлевой части - с источником тока через тиристорные ключи, с охватом внутренней пары нагревателей; в нее введены сигнализатор обледенения и датчик температуры с соответствующим преобразователем сигнала, которые соединены с блоком управления; управляющие входы тиристорных ключей подключены к выходам блока управления, соответствующим каждому порядковому номеру установки нагревателей на всех лопастях; в систему введен блокирующий ключ, через который подключен один выход блока управления, причем управляющий вход блокирующего ключа соединен с преобразователем датчика температуры.

Приведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленной электротепловой противообледенительной системы, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности “новизна”.

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности “изобретательский уровень”.

На фиг.1 представлена структурная схема противообледенительной системы; на фиг.2 - схема соединения теплоэлектрических нагревателей и тиристорных ключей; на фиг.3 - развертка обогреваемой поверхности лопасти с теплоэлектрическими нагревателями; на фиг.4 - циклограмма работы системы.

Электротепловая противообледенительная система содержит теплоэлектрические нагреватели 1, например, по четыре штуки на всей длине каждой лопасти несущего винта, тиристорные ключи 2, соединенные последовательно с каждым нагревателем, трансфоматоры тока 3, обмотки которых охватывают провода А, В и С, подводящие питание к нагревателям 1, операционные усилители 4, входы которых соединены с обмотками трансформаторов тока 3. Управляющие входы тиристорных ключей 2 группы нагревателей с одним порядковым номером установки их на всех лопастях соединены с соответствующим выходом блока управления 5, причем в одной из цепей управления тиристорными ключами установлен блокирующий ключ 6, а первый, второй и третий входы блока управления - с выходами операционных усилителей 4. Пятый и шестой входы блока управления 5 соединены с сигнализатором обледенения 7 и датчиком температуры 8 через преобразователь 9, управляющий вход блокирующего ключа 6 соединен с выходом преобразователя сигнала 9 датчика температуры 8 (фиг.1). Тиристорные ключи 2 подключены к трем фазам А, В и С источника переменного тока по схеме “треугольник” (фиг.2). Теплоэлектрические нагреватели 1 смонтированы попарно на всей длине лопасти и соединены проводниками 10 в концевой части лопасти, при этом каждая последующая пара нагревателей охватывает предыдущую. Теплоэлектрические нагреватели 1 выполнены с переменным сопротивлением по длине лопасти (фиг.3).

Подача питания к теплоэлектрическим нагревателям 1 лопастей осуществляется по циклограмме (фиг.4).

Противообледенительная система работает следующим образом.

При образовании льда на лопасти сигнализатор обледенения 7 выдает сигнал в блок управления 5, который запускает противообледенительную систему на циклическое включение обогрева лопасти. С выходов блока управления поочередно подаются сигналы на управляющие входы тиристорных ключей 2, которые подключают группы нагревателей одного порядкового номера на всех лопастях. Благодаря переменному сопротивлению нагревателей 1 происходит равномерный сброс льда по всей длине лопасти. В зависимости от температуры наружного воздуха, величина которой в виде сигнала от датчика температуры 8 и преобразоателя сигнала 9 поступает в блок управления 5, между циклами подключения нагревателей выдерживается интервал времени. Чем ниже температура наружного воздуха, тем меньший интервал между циклами выдерживает блок управления 5. При температуре выше заданной от преобразователя 9 сигнала датчика температуры 8 включается блокирующий ключ 6, который разъединяет цепь одного выхода блока управления 5 и исключает из цикла нагревания по одному нагревателю каждой лопасти. Поскольку конструктивно каждый нагреватель соединен попарно проводниками 10, обогрев прекращается равномерно на нижней и верхней поверхностях лопасти. В процессе работы осуществляется контроль исправности системы. При нормальной работе противообледенительной системы в обмотках трансформаторов тока 3 появляется ток, который усиливается операционными усилителями 4 и поступает на соответствующие входы блока управления 5. Наличие тока заданного уровня является сигналом нормальной работы нагревателей 1 в блок управления 5. В случае возникновения короткого замыкания или обрыва фаз в группе нагревателей 1 уровень сигнала от операционного усилителя 4 становится меньше или падает до нуля, блок управления 5 размыкает управляющие входы тиристорных ключей 2, отключая тем самым неисправные нагреватели от источника питания вместе с группой нагревателей. О наличии отказов в работе противообледенительной системы блок управления 5 выдает информацию в бортовые системы контроля и регистрации.

На предложенную электротепловую противообледенительную систему разработана конструкторская документация и изготовлен опытный образец.

1.Электротепловаяпротивообледенительнаясистема,например,длялопастейвертолета,содержащаятеплоэлектрическиенагреватели,подключенныектрехфазномуисточникупеременноготокачерезкоммутирующиеэлементы,трансформаторытока,обмоткамикоторыхохваченыпитающиепроводатеплоэлектрическихнагревателей,блокуправления,выходыкоторогосоединенысуправляющимивходамикоммутирующихэлементов,авходы-собмоткамитрансформаторовтока,отличающаясятем,чтовсистемувведеныоперационныеусилители,черезкоторыеобмоткитрансформаторовтокасоединенысвходамиблокауправления,приэтомнагревателивыполненыпопарно,каждаяпаракоторыхсоединенаперемычкойвконцевойчастилопастисохватомвнутреннейпарынагревателей.12.Системапоп.1,отличающаясятем,чтокоммутирующиеэлементывыполненыввидетиристорныхключей,каждыйизкоторыхсоединенснагревателемлопасти.23.Системапоп.1,отличающаясятем,чтонагревателивыполненыдлиной,равнойвсейдлинеобогреваемойповерхностилопасти.34.Системапоп.1,отличающаясятем,чтонагревателивыполненыспеременнымсопротивлениемподлинелопасти.45.Системапоп.1,отличающаясятем,чтовсистемувведенысигнализаторобледененияидатчиктемпературыссоответствующимпреобразователемсигнала,которыесоединенысблокомуправления.56.Системапоп.1,отличающаясятем,чтоуправляющиевходытиристорныхключейподключеныквыходамблокауправления,соответствующихкаждомупорядковомуномеруустановкинагревателейнавсехлопастях.67.Системапопп.1и6,отличающаясятем,чтовсистемувведенблокирующийключ,черезкоторыйподключенодинвыходблокауправления,причемуправляющийвходблокирующегоключасоединенспреобразователемдатчикатемпературы.7
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 12.
10.04.2019
№219.017.00e4

Аэронавигационная светосигнальная система вертолёта

Изобретение относится к авиации и к области оборудования вертолетов средствами аэронавигационного освещения и сигнализации и может быть использовано на вертолетах для полетов в ночное время с использованием пилотажных очков ночного видения (ОНВ). Целью изобретения является обеспечение визуально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002205775
Дата охранного документа: 10.06.2003
10.04.2019
№219.017.00eb

Фюзеляж вертолёта с дверью-трапом

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов. Фюзеляж вертолета с дверью-трапом содержит панель силового пола, боковые панели, в одной из которых выполнен дверной проем с шарнирно навешенной дверью-трапом, наружная сторона которой соответствует...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002253592
Дата охранного документа: 10.06.2005
10.04.2019
№219.017.0163

Вертолет и способ управления одновинтовым вертолетом

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах. Вертолет содержит фюзеляж с несущим винтом, хвостовую и концевую балки, рулевой винт, при этом хвостовая балка имеет поперечные сечения, внешние обводы которых сужаются от заднего грузового отсека по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002238221
Дата охранного документа: 20.10.2004
10.04.2019
№219.017.0ae1

Фюзеляж вертолёта

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей вертолета. В заднем отсеке выполнен проем грузового люка с аппарелью, откидывающейся вниз вокруг оси крепления за задний торцовый шпангоут ниже...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002196704
Дата охранного документа: 20.01.2003
19.04.2019
№219.017.2bd5

Подкладка для формирования сварного шва

Изобретение относится к технологии сварки, а именно к приспособлениям для формирования обратной стороны сварных швов преимущественно при сварке листовых деталей из алюминиевых сплавов. Подкладка содержит формирующую канавку и отверстия для крепления подкладки в сварочном приспособлении. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263011
Дата охранного документа: 27.10.2005
19.04.2019
№219.017.2be3

Фюзеляж вертолета (варианты)

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов. Фюзеляж вертолета включает соединенные между собой стыковочными шпангоутами носовую и центральную части и хвостовую балку, каждая из которых содержит каркас из взаимосвязанных лонжеронов, стрингеров, шпангоутов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002268841
Дата охранного документа: 27.01.2006
19.04.2019
№219.017.2c05

Автомат перекоса несущего винта вертолёта

Изобретение относится к области вертолетостроения, в частности к оборудованию вертолетов средствами управления общим и циклическим шагом несущего винта вертолета. Автомат перекоса несущего винта вертолета содержит направляющий стакан, жестко закрепленный на неподвижном корпусе симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002261822
Дата охранного документа: 10.10.2005
19.04.2019
№219.017.34dd

Способ динамических испытаний лопастей рулевого винта вертолёта на усталостную прочность

Изобретение относится к области испытаний конструкций и устройств и может быть использовано для динамических испытаний рулевых винтов вертолетов на резонансных стендах с возбуждением, например, от механических вибраторов. Динамические испытания лопастей на усталостную прочность осуществляют на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02196313
Дата охранного документа: 10.01.2003
19.06.2019
№219.017.84d0

Система компенсации реактивного момента несущего винта одновинтового вертолёта

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах. Вертолет содержит рулевой винт, профилированную килевую балку, установленную на конце хвостовой балки под углом к вертикальной плоскости симметрии фюзеляжа, устройство управления шагом рулевого винта, хвостовую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002245821
Дата охранного документа: 10.02.2005
19.06.2019
№219.017.851e

Капот двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам крепления обтекателей и капотов летательных аппаратов, и может быть использовано на вертолетах и других видах транспорта. Целью изобретения является повышение безопасности технического персонала при эксплуатации авиационной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02204507
Дата охранного документа: 20.05.2003
Показаны записи 1-9 из 9.
10.04.2019
№219.017.0163

Вертолет и способ управления одновинтовым вертолетом

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах. Вертолет содержит фюзеляж с несущим винтом, хвостовую и концевую балки, рулевой винт, при этом хвостовая балка имеет поперечные сечения, внешние обводы которых сужаются от заднего грузового отсека по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002238221
Дата охранного документа: 20.10.2004
10.04.2019
№219.017.0af2

Вертолет

Изобретение относится к области авиации, в частности к оборудованию вертолетов спасательными средствами, и может быть использовано для аварийной посадки вертолета на воду при его эксплуатации над водной поверхностью. Задачей изобретения является повышение надежности аварийного приводнения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02191139
Дата охранного документа: 20.10.2002
19.04.2019
№219.017.2c05

Автомат перекоса несущего винта вертолёта

Изобретение относится к области вертолетостроения, в частности к оборудованию вертолетов средствами управления общим и циклическим шагом несущего винта вертолета. Автомат перекоса несущего винта вертолета содержит направляющий стакан, жестко закрепленный на неподвижном корпусе симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002261822
Дата охранного документа: 10.10.2005
19.04.2019
№219.017.2d9c

Санитарное транспортное средство, например вертолет

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к санитарно-техническому оборудованию, например вертолета, и может быть использовано для перевозки раненых и больных людей. В санитарном транспортном средстве - вертолете размещены в салоне носилки, установленные на жестких со стороны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02214206
Дата охранного документа: 20.10.2003
19.04.2019
№219.017.34c6

Система внешней подвески груза к вертолету

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к бортовым грузоподъемным устройствам вертолета. Целью изобретения является повышение надежности доставки груза и средств в труднодоступные места и обеспечение снабжения средств спасения электроэнергией от бортового источника и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02189925
Дата охранного документа: 27.09.2002
19.04.2019
№219.017.34c8

Способ балансировки воздушных винтов вертолетов

Изобретение предназначено для проверки статической балансировки конструкций и может быть использовано для балансировки несущих и рулевых винтов вертолетов. Для повышения комфортности и безопасности полета, снижения потерь мощности, вызываемых вибрацией вертолета, перед установкой лопастей на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02180735
Дата охранного документа: 20.03.2002
19.06.2019
№219.017.84d0

Система компенсации реактивного момента несущего винта одновинтового вертолёта

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах. Вертолет содержит рулевой винт, профилированную килевую балку, установленную на конце хвостовой балки под углом к вертикальной плоскости симметрии фюзеляжа, устройство управления шагом рулевого винта, хвостовую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002245821
Дата охранного документа: 10.02.2005
19.06.2019
№219.017.851f

Интегрированный бортовой пилотажно-навигационный комплекс вертолета

Изобретение относится к бортовому оборудованию вертолета, обеспечивающему навигацию, индикацию и управление. Комплекс содержит взаимосвязанные навигационную систему, систему управления вертолетом, систему индикации, бортовую вычислительную машину, выполняющую функции задания исходных данных,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02204504
Дата охранного документа: 20.05.2003
29.06.2019
№219.017.9a7f

Грузовой люк вертолёта

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к грузовым люкам вертолетов, и может быть использовано в качестве устройства погрузки/ выгрузки или закатки грузов. Грузовой люк содержит проем, аппарель, шарнирно соединенную с порогом грузовой кабины, привод ее отклонения, включающий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02240955
Дата охранного документа: 27.11.2004
+ добавить свой РИД