×
09.06.2019
219.017.7f07

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для управления работой двухконтурных ГТД летательных аппаратов за счет регулирования частоты вращения ротора низкого давления ГТД. Согласно способу управления частотой вращения ротора низкого давления двухконтурного газотурбинного двигателя контролируют частоту вращения ротора низкого давления, сравнивают ее с программной и полученный управляющий сигнал подают на исполнительный механизм для регулирования частоты вращения ротора воздействием на площадь критического сечения реактивного сопла, причем программное значение частоты вращения ротора низкого давления определяют как сумму программных значений частот вращения ротора низкого давления в зависимости от температуры воздуха на входе в газотурбинный двигатель и положения рычага управления двигателем. Технический результат изобретения - повышение оперативности управления и экономичности ГТД по топливу. 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для управления работой двухконтурных газотурбинных двигателей (ГТД) летательных аппаратов за счет регулирования частоты вращения ротора низкого давления ГТД, которое осуществляется воздействием на площадь критического сечения реактивного сопла.

Известен способ управления ГТД, при котором измеряют температуру и давление воздуха на входе в двигатель, давление в двигателе и частоту вращения ротора двигателя соответствующими датчиками температуры, давления и частоты вращения и осуществляют управление двигателем в соответствии с алгоритмом, использующим сигналы датчиков параметров воздуха на входе для формирования заданных значений регулируемых параметров системы автоматического управления, причем при отказе какого-либо одного из датчиков параметров воздуха на входе в двигатель, проводят "виртуальное" измерение сигнала отказавшего датчика, для чего предварительно формируют, функциональную зависимость между давлением в двигателе и частотой вращения в приведенных координатах и при "виртуальном" измерении сигнала отказавшего датчика, сначала определяют приведенное значение одного из этих параметров по сигналу работающего датчика параметра воздуха на входе в двигатель, определяют соответствующее ему значение другого приведенного параметра по функциональной зависимости и вводят его значение в другое соотношение для приведения, а затем вычисляют по нему значение сигнала отказавшего датчика и вычисленное значение вводят в систему автоматического управления для формирования заданных значений регулируемых параметров (см. опубликованную заявку №2006114247, кл. F02C 9/28, 2006 г.).

Данный способ сложен в осуществлении, характеризуется значительной инерционностью и невысокой точностью.

Известен реализуемый системой способ регулирования частоты вращения ротора низкого давления ГТД, согласно которому снимают сигнал с датчика частоты вращения ротора низкого давления, сравнивают его с заданным значением и формируют сигнал рассогласования между фактическим и заданным значениями частоты вращения ротора низкого давления. Полученный сигнал рассогласования дифференцируют, усиливают и суммируют с сигналом датчика давления воздуха на входе в ГТД и полученный управляющий сигнал подают на исполнительный механизм, осуществляющий регулирование частоты вращения ротора низкого давления (см. патент РФ №1066265, кл. F02C 9/28, 1994 г.) - наиболее близкий аналог.

В результате анализа известного способа необходимо отметить, что он обладает высокой помехоустойчивостью, для него характерны довольно высокое быстродействие и запасы устойчивости системы в широком диапазоне изменения условий работы ГТД в том числе, при изменении внешних условий, на переходных и установившихся режимах, что существенно расширяет возможность использования такого способа.

Однако данный способ не предусматривает возможности регулирования условий работы ГТД пилотом в процессе работы ГТД, а также оперативных компенсаций возмущений в газовоздушном тракте ГТД на дроссельных режимах.

Техническим результатом настоящего изобретения является разработка способа управления частотой вращения ротора низкого давления двухконтурного ГТД, обеспечивающего повышение оперативности управления и экономичности ГТД по топливу, за счет однозначного регулирования скольжения частот вращения роторов низкого и высокого давлений:

где αруд - положение рычага управления двигателем;

nквд - частота вращения ротора высокого давления;

nкнд - частота вращения ротора низкого давления;

Твх - температура воздуха на входе в двигатель.

Указанный технический результат обеспечивается за счет того, что в способе управления частотой вращения ротора низкого давления двухконтурного газотурбинного двигателя, согласно которому контролируют частоту вращения ротора низкого давления, сравнивают ее с программной и полученный управляющий сигнал подают на исполнительный механизм для регулирования частоты вращения ротора воздействием на площадь критического сечения сопла, новым является то, что программное значение частоты вращения ротора низкого давления определяют как сумму программных значений частот вращения ротора низкого давления в зависимости от температуры воздуха на входе в газотурбинный двигатель и положения рычага управления двигателем.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, на которых представлена схема реализующей способ системы управления частотой вращения ротора низкого давления двухконтурного ГТД.

Система управления ГТД 1, реализующая заявленный способ, содержит исполнительный механизм 2, который может быть выполнен различным образом например, в виде гидроцилиндра или электродвигателя. Механизм 2 связан с регулятором 3. Регулятор предназначен для выработки управляющего сигнала и подачи его на исполнительный механизм. В качестве регулятора используется стандартный гидромеханический блок. Вход регулятора 3 связан с выходом элемента сравнения 4, первый вход которого имеет возможность связи с датчиком частоты вращения ротора низкого давления (n).

Система оснащена первым 5 и вторым 6 программными устройствами, а также сумматором 7, выход которого связан со вторым входом элемента сравнения 4.

Входы первого 5 и второго 6 программных устройств имеют возможность соединения соответственно с датчиком температуры воздуха (Твх) на входе в ГТД и с датчиком положения рычага (не показан) управления двигателем (РУД) (αруд).

Первое программное устройство 5 предназначено для формирования программного значения частоты вращения ротора низкого давления (n°1) в зависимости от внешних условий (Твх).

Второе программное устройство 6 предназначено для формирования программного значения частоты вращения ротора низкого давления (n°2) в зависимости от положения РУД (αруд).

Первое 5 и второе 6 программные устройства могут быть выполнены различным известным образом, например, в виде профилированных кулачков, рабочие профили которых обеспечивают получение заданных характеристик на выходе.

Выходы программных устройств 5 и 6 связаны с входами сумматора 7, выход которого, как уже упоминалось выше, связан со вторым входом элемента сравнения 4.

Способ управления частотой вращения ротора низкого давления двухконтурного ГТД осуществляют следующим образом.

Перед эксплуатацией ГТД его программные устройства 5 и 6 настраивают на заданные параметры:

- в программном устройстве 5 реализуется заданная зависимость n°1=f(Tвx), обеспечивающая желаемое значение частоты вращения ротора низкого давления в зависимости от внешних условий, характеризуемых значением Твх, выбираемых из условия обеспечения высотно-скоростных характеристик ГТД;

- в программном устройстве 6 реализуется заданная зависимость n°2=f(αруд), обеспечивающая желаемое значение частоты вращения ротора низкого давления в зависимости от внешних условий, характеризуемых значением αруд, выбираемых из условия обеспечения дроссельных характеристик ГТД. Оптимальные значения n°2=f(Tвx) и n°2=f(αруд) определяются на этапе проектирования ГТД и могут уточняться при его испытании и эксплуатации.

В процессе работы ГТД параметры Твх, n с датчиков поступают на:

Твх - на программное устройство 5;

n - на первый вход элемента сравнения 4;

сигнал, характеризующий положение рычага управления двигателя (αруд), - на программное устройство 6.

В результате на первом программном устройстве 5 формируется программный управляющий сигнал частоты вращения ротора низкого давления в зависимости от температуры воздуха на входе в ГТД (n°1), а на втором программном устройстве 6 формируется программный управляющий сигнал частоты вращения ротора низкого давления (n°2) в зависимости от положения РУД. Указанная зависимость формируется заранее расчетным путем или в результате испытаний двигателя на стенде так, чтобы удельный расход топлива был минимальным.

На основе сигналов (n°1) и (n°2) в сумматоре 7 формируется программный управляющий сигнал (n°) и подается на второй вход элемента сравнения 4, где сравнивается с сигналом (n) датчика частоты вращения ротора низкого давления.

Выходной управляющий сигнал с выхода элемента сравнения 4 (Δn) поступает в регулятор 3, где формируется сигнал требуемого положения исполнительного механизма 2. С регулятора 3 управляющий сигнал (Fc) поступает на исполнительный механизм 2, исполнительный орган которого регулирует соответствующим образом скорость вращения ротора низкого давления за счет изменения площади критического сечения реактивного сопла.

Система отрегулирована таким образом, что на установившихся режимах работы ГТД сигналы (n), (n°) компенсируют друг друга и сигнал (Fc) равен нулю. В противном случае исполнительный механизм регулируют таким образом, чтобы данное значение стремилось к нулю.

Заявленный способ обеспечивает оптимальное соотношение частот вращения ротора высокого давления и ротора низкого давления и, тем самым, обеспечивает высокую экономичность ГТД по топливу на дроссельных режимах и в полете, а также обеспечивает быстрое перекрывание (компенсацию) возмущения по газовоздушному тракту за счет применения управления от РУД.

Способ управления частотой вращения ротора низкого давления двухконтурного газотурбинного двигателя, согласно которому контролируют частоту вращения ротора низкого давления, сравнивают ее с программной и полученный управляющий сигнал подают на исполнительный механизм для регулирования частоты вращения ротора воздействием на площадь критического сечения реактивного сопла, отличающийся тем, что программное значение частоты вращения ротора низкого давления определяют как сумму программных значений частот вращения ротора низкого давления в зависимости от температуры воздуха на входе в газотурбинный двигатель и положения рычага управления двигателем.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 28.
27.02.2013
№216.012.2a11

Способ обработки заготовки детали с пазами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при фрезеровании деталей со сложной пространственной геометрией, характеризующейся чередованием выступов и пазов, в частности, при изготовлении моноколес центробежных или осевых лопаточных машин. Способ включает обработку пазов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476296
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.03.2013
№216.012.30c8

Установка для снятия эвольвентных фасок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при механической обработке кромок и снятии фасок у металлических деталей. Установка содержит корпус, обрабатывающий инструмент с приводом вращения и приводом подачи инструмента, направляющую и обрабатываемую шестерню с зубьями....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478026
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.06.2013
№216.012.4761

Установка маятникового типа для снятия заусенцев с внутренних пазов деталей типа колец

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении кольцевых деталей, в частности при абразивной обработке пазов с внутренней стороны кольцевых деталей. Установка содержит стойку с вращающимся корпусом, включающим посадочное гнездо для обрабатываемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483853
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d4f

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и газотурбостроении. В способе изготовления щеточного уплотнения многослойно наматывают проволоку на оправку с возможностью обеспечения требуемого угла наклона ее витков относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485373
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d50

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано при изготовлении машин и аппаратов для уплотнения вращающихся валов. Осуществляют сборку двух предварительно изготовленных кольцевых заготовок оснований уплотнений,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485374
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.06.2013
№216.012.4fe0

Установка для электронно-лучевой сварки

Изобретение относится к установкам для электронно-лучевой сварки изделий. В вакуумной камере (1) размещены рабочая платформа для установки свариваемого изделия, вертикальные направляющие (9, 10), на которых с возможностью перемещения закреплена траверса (6) с установленной на ней поворотной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486041
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.51a7

Способ радиационной дефектоскопии

Использование: для неразрушающего контроля объектов посредством проникающего излучения. Сущность: заключается в том, что осуществляют генерирование проникающего излучения, его фильтрацию с последующим пропусканием через объект контроля и регистрацией прошедшего излучения, при этом в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486496
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.11.2013
№216.012.7ce4

Способ изготовления щеточного уплотнения роторов

Изобретение может быть использовано в процессах изготовления щеточных уплотнений методами пайки с помощью электронного луча. Кольцевое основание и кольцевые опорные пластины собирают в кольцевую оправку, на которую наматывают проволоку и прижимают ее к оправке прижимными кольцевыми пластинами....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497645
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.02.2014
№216.012.9f11

Охлаждаемая рабочая лопатка газовой турбины

Изобретение относится к газотурбостроению, а именно к производству рабочих лопаток турбины газотурбинных двигателей. Охлаждаемая рабочая лопатка газовой турбины содержит хвостовик и перо, выполненные с внутренним трактом охлаждения в виде продольного канала от хвостовика к торцу пера и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506429
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.02.2014
№216.012.a174

Способ изготовления сварной тонкостенной конической обечайки с продольными гофрами

Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано в процессах изготовления методами сварки тонкостенных обечаек с элементами жесткости в виде продольных гофр, используемых, например, в качестве теплового экрана сопла ГТД. Способ заключается в том, что производят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507047
Дата охранного документа: 20.02.2014
Показаны записи 1-10 из 22.
27.02.2013
№216.012.2ba8

Способ управления расходом топлива в основную камеру сгорания газотурбинного двигателя на приемистости

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для управления работой газотурбинных двигателей летательных аппаратов на переходных режимах. Способ управления расходом топлива в основную камеру сгорания газотурбинного двигателя на приемистости включает измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476703
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.05.2013
№216.012.4160

Способ запуска газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для запуска газотурбинных двигателей летательных аппаратов. Способ запуска газотурбинного двигателя включает кинематическое соединение посредством муфты ротора компрессора двигателя с турбостартером, приведение во вращение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482306
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.07.2013
№216.012.5781

Способ управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для управления авиационными газотурбинными двигателями. Способ управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя заключается в том, что по значениям температуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488009
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.742a

Способ диагностики трансмиссии двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относятся к диагностике турбомашин и может быть использовано для диагностирования состояния трансмиссии двухвальных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Способ диагностики трансмиссии двухвального газотурбинного двигателя включает приведение валов во вращение, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495395
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.831c

Способ вибродиагностики газотурбинного двигателя

Изобретение относится к контролю технического состояния авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для диагностики ГТД в процессе их эксплуатации, после технического обслуживания и/или ремонта. Получение эталонной виброхарактеристики осуществляют формированием базовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499240
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.04.2014
№216.012.be50

Способ диагностики положения направляющих аппаратов осевого компрессора

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для диагностики положения направляющих аппаратов осевого компрессора ротора газотурбинной установки, например, авиационного газотурбинного двигателя (ГТД). Дополнительно задают допустимые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514460
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.04.2014
№216.012.be51

Способ вибродиагностики двухвального газотурбинного двитателя

Изобретение относится к контролю технического состояния авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для диагностики ГТД в процессе их эксплуатации в реальном времени. Способ вибродиагностики двухвального газотурбинного двигателя включает измерение частоты вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514461
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.07.2014
№216.012.dcb1

Способ определения технического состояния энергетического объекта

Изобретение относится к контролю технического состояния сложных энергетических объектов, например авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), и может быть использовано для диагностики ГТД в процессе их эксплуатации в реальном времени, при техническом обслуживании и/или после ремонта. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522275
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.01.2015
№216.013.184a

Способ регулирования радиального зазора в турбине газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области управления авиационными двигателями, а частности к системам активного управления радиальными зазорами турбин газотурбинных двигателей. Для получения значения заданного радиального зазора предварительно определяют значения радиальных зазоров, в процессе работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537646
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.04.2015
№216.013.3a2d

Способ регулирования радиального зазора в турбине газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области управления авиационными двигателями, в частности к способам активного управления радиальными зазорами турбин газотурбинных двигателей. Для получения значения расчетного радиального зазора предварительно определяют значения центробежной вытяжки лопаток турбины для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546381
Дата охранного документа: 10.04.2015
+ добавить свой РИД