×
09.06.2019
219.017.7a95

Результат интеллектуальной деятельности: ЛЕГКОПЛАВКИЙ СПЛАВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано при изготовлении лопаток ГТД. Легкоплавкий сплав на основе висмута для закрепления маложестких деталей при их механической обработке включает олово (40,5-41,5 мас.%), кадмий (2,5-3,5 мас.%), висмут - остальное. Сплав сохраняет стабильность своих свойств при многократном использовании, обеспечивает повышение точности механической обработки маложестких деталей. 1 табл.

Изобретение относится к металлообработке, а именно к зажимным средствам, применяемым для закрепления маложестких деталей при их механической обработке, и может быть использовано в авиадвигателестроении при изготовлении лопаток ГТД.

Известно использование расплавленного уксусно-кислого натрия в качестве самотвердеющего состава для крепления маложестких деталей при механической обработке (а.с. №979073, B23Q 3/06 от 07.12.82 г), но ввиду низкой твердости и прочности состав получил ограниченное применение.

Известно применение легкоплавкого сплава, состоящего из следующих компонентов: висмут - 50%, олово - 12,5%, свинец - 25%, кадмий - 12,5%. В производстве данный сплав известен под названием сплава «Вуда» (В.В.Крымов, Ю.С.Елисеев, К.И.Зудин. Производство лопаток газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 2002 г., стр.136).

Недостатком данного сплава является то, что он имеет низкие прочностные характеристики (σв=2,2 кг/мм2, НВ=14), что не позволяет использовать данный сплав при заливке детали в брикет, так как под действием усилия крепления в приспособлении при механообработке происходит деформация брикета, достигающая 3% номинальной величины. Кроме того, происходит его пластическая деформация.

Наиболее близким легкоплавким сплавом, используемым для закрепления маложестких деталей при их механической обработке, выбранным в качестве прототипа, является сплав под названием «Cerrotru", состоящий из следующих компонентов: висмут 52% и олово - 48% (В.В.Крымов, Ю.С.Елисеев, К.И.Зудин. Производство лопаток газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 2002 г., стр.136).

Указанный сплав имеет более высокие прочностные характеристики (σв=3,4 кг/мм2, НВ=19,9). Недостатком данного легкоплавкого сплава является то, что в течение 24 часов после заливки сплав имеет низкую размерную стабильность. Брикет с залитой в него деталью вначале увеличивает свои размеры, а затем уменьшает. Размеры при этом меняются на 0,1-0,15% от номинальных значений. Такая нестабильность приводит к снижению точности положения базовых поверхностей относительно осей детали, что в конечном счете снижает точность получения размеров обрабатываемой детали.

Технический результат данного изобретения выражается в повышении прочности и стабильности сплава, что ведет к повышению точности механической обработки маложестких деталей.

Сплавы на основе легкоплавких металлов, применяемые для закрепления деталей при их механической обработке, позволяют:

- после остывания неподвижно фиксировать деталь,

- не допускать смещения детали в процессе остывания сплава,

- обеспечивать сохранение в брикете плоскостности базовых поверхностей, их взаимное расположение и размеры после остывания в течение 24 часов после заливки,

- не допускать смещения заготовки детали в брикете под действием усилий зажима и резания,

- не взаимодействовать с материалом детали,

- сохранить стабильность своих свойств при многократном использовании.

Указанный технический результат достигается тем, что легкоплавкий сплав на основе висмута, включающий олово и висмут, дополнительно содержит кадмий при следующем соотношении компонентов, мас.%: олово - 40,5-41,5; кадмий - 2,5-3,5; висмут - остальное до 100%.

При увеличении процентного содержания висмута в составе сплава больше 56% приведет к повышению твердости, но снижению размерной стабильности. При увеличении процентного содержания олова в составе больше 41,5% приведет к снижению твердости и возрастанию деформации брикета при механической обработке. Увеличение процентного содержания кадмия больше 3,5% приведет к ухудшению прочностных характеристик брикета с залитой в него деталью при механической обработке.

При уменьшении процентного содержания висмута в составе сплава меньше 55,5% твердость сплава составит НВ=20,9; а относительное изменение размера брикета изменится на 0,2%. При уменьшении процентного содержания олова меньше 40,5% относительное изменение размера брикета изменится до 0,35%, а при уменьшении процентного содержания кадмия менее 2,5% относительное изменение размера брикета достигнет 0,2%.

В таблице для сравнения приведены сплавы и их прочностные характеристики.

Таблица
№ сплава Содержание компонентов, мас.% Твердость, НВ Относительное изменение размера брикета из сплава после заливки, %
висмут олово кадмий
1 55 43 2,0 20,9 0,2
2 56 41,5 2,5 21,5 0,017
3 56 41 3 21,8 0,015
4 56 40,5 3,5 21,7 0,02
5 58 39 3 22,1 0,35
6 53 26 21 21,2 0,5

Как видно из таблицы, только заявленное соотношение компонентов сплава позволяет обеспечить одновременно повышенную прочность и стабильность получаемого сплава.

Технология применения состава следующая.

Перед обработкой маложесткую деталь, например лопатку ГТД, устанавливают в камеру на базирующие элементы. В зазор между деталью и камерой заливают расплавленный сплав. После затвердевания сплава и остывания его до комнатной температуры брикет с залитой в него деталью удаляется из камеры и направляется на механическую обработку, где брикет с деталью устанавливают в зажимное приспособление металлорежущего станка и подвергают обработке. После полной обработки деталь выплавляется из брикета. Таким образом, указанный легкоплавкий сплав за счет более высокой прочности и стабильности обеспечивает повышение точности механической обработки деталей, а также состав сохраняет стабильность своих свойств при многократном использовании.

Легкоплавкий сплав на основе висмута для закрепления маложестких деталей при их механической обработке, включающий олово, отличающийся тем, что он содержит кадмий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-6 из 6.
27.04.2019
№219.017.3dfa

Устройство для прямолинейного перемещения

Изобретение относится к средствам безлюфтового перемещения каретки измерительного устройства и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства: машиностроении, приборостроении, авиастроении и т.п., в частности в устройстве для перемещения контролирующих измерителей лопаток ГТД....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002314935
Дата охранного документа: 20.01.2008
18.05.2019
№219.017.5973

Способ изготовления заготовки пустотелой лопатки для газотурбинного двигателя

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано при изготовлении пустотелой лопатки для газотурбинного двигателя. Способ изготовления заготовки пустотелой лопатки газотурбинного двигателя включает выполнение выборки под крышку в боковине лопатки, установку в нее крышки и сварку....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002423216
Дата охранного документа: 10.07.2011
09.06.2019
№219.017.7a99

Способ изготовления вкладышей опорного подшипника скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении вкладышей опорного подшипника скольжения. Способ изготовления вкладыша опорного подшипника скольжения с антифрикционным фторопластовым слоем включает предварительный изгиб заготовки вкладыша и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002354863
Дата охранного документа: 10.05.2009
09.06.2019
№219.017.7ca2

Способ определения остаточного ресурса детали акустической диагностикой

Использование: для определения остаточного ресурса детали. Сущность заключается в том, что в детали кратковременным ударным воздействием возбуждают собственные упругие акустические колебания, регистрируют и анализируют их параметры, при этом в качестве информативного параметра выявляют и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002320987
Дата охранного документа: 27.03.2008
09.06.2019
№219.017.7f08

Способ обработки кромок лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при абразивной обработке, в частности, кромок лопаток газотурбинных двигателей. Лопатке задают движение вокруг оси, поджимают к ней абразивную ленту и сообщают ей перемещение вдоль кромки лопатки. Последнюю помещают между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002446038
Дата охранного документа: 27.03.2012
19.06.2019
№219.017.8956

Способ изготовления проволочного щеточного уплотнения

Изобретение относится к способам изготовления проволочных щеточных уплотнений. Способ изготовления проволочного щеточного уплотнения заключается в намотке проволоки на каркас последовательно слоями, разрезке намотанных слоев проволоки посредством электронно-лучевой или лазерной сварки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002425269
Дата охранного документа: 27.07.2011
+ добавить свой РИД