×
18.05.2019
219.017.588a

ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Охлаждаемая лопатка турбомашины содержит перо с полостью и каналом охлаждения входной кромки пера, сообщенным чередующимися по его длине входными и выходными каналами соответственно с полостью пера и с окружающим пространством со стороны спинки профиля пера. Выходные каналы выполнены тангенциальными относительно канала охлаждения входной кромки пера. Продольные оси входных каналов направлены по касательным к средним линиям плоских профилей пера лопатки в пределах канала охлаждения входной кромки. Выходные срезы входных каналов вынесены в канал охлаждения входной кромки так, что измеренное вдоль продольной оси входного канала расстояние L от выходного среза входного канала до противолежащего ему участка стенки канала охлаждения входной кромки составляет 0,85-1,65 от среднего радиуса кривизны R указанного участка стенки канала и связано с эквивалентным диаметром входного канала d следующим выражением: 2,5>L/d>0,9. Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения входной кромки пера лопатки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области газотурбостроения, а более конкретно, к конструкциям полых охлаждаемых рабочих и сопловых лопаток газовых турбин. Изобретение может быть использовано также в лопатках других типов турбомашин, использующих для охлаждения поток текучей среды, пропускаемой по внутренним каналам и полостям лопатки.

Известна охлаждаемая лопатка турбомашины, содержащая перо с полостью и каналом охлаждения входной кромки пера, сообщенным чередующимися по высоте пера входными и выходными каналами соответственно с полостью пера и с окружающим пространством со стороны спинки профиля пера (патент США №4507051, кл. 416/97R, опубл. 26.03.1985 г.).

Известная лопатка характеризуется тем, что подвод воздуха в канал охлаждения передней кромки лопатки осуществляется через входные каналы, выходные срезы которых отстоят (при измерении вдоль продольной оси входного канала) от противолежащих им участков стенки канала охлаждения входной кромки на расстояние, равное диаметру канала охлаждения входной кромки. При указанном взаимном положении выходных срезов входных каналов и противолежащих участков канала охлаждения входной кромки имеет место безударное натекание охлаждающего воздуха на внутреннюю стенку канала охлаждения входной кромки, что не позволяет достичь требуемой в современных лопатках газовых турбин эффективности конвективного охлаждения входной кромки и прилегающей к ней зоны пера лопатки. В дальнейшем для краткости, характеризуя предлагаемое и известные технические решения, будем говорить об эффективности охлаждения входной кромки пера лопатки как наиболее теплонапряженной части пера.

При этом здесь и далее эффективность охлаждения входной кромки лопатки численно характеризуется безразмерной глубиной охлаждения:

θ=(Тг*-Тл)/(Тг*-Тв*),

где: Тг* - средняя по длине входной кромки температура газа, омывающего входную кромку пера лопатки;

Тл - средняя температура поверхности входной кромки;

Тв* - средняя температура воздуха, поступающего по входным каналам в канал охлаждения входной кромки пера лопатки.

В описанной лопатке наиболее вероятно достижение значений параметра θ, ограниченных диапазоном от 0,22 и до 0,3.

Наиболее близкой к заявляемой является охлаждаемая лопатка турбомашины, содержащая перо с полостью и каналом охлаждения входной кромки пера, сообщенным чередующимися по высоте пера входными и выходными каналами соответственно с полостью пера и с окружающим пространством со стороны спинки профиля пера, причем выходные каналы выполнены тангенциальными относительно канала охлаждения входной кромки пера (патент РФ №2117768, кл. F01D 5/18, опубл. 20.08.1998 г.). В описанной лопатке входные каналы также выполнены тангенциальными по отношению к каналу охлаждения входной кромки пера лопатки.

При такой конструкции входных каналов в известной лопатке не может быть достигнута достаточно высокая эффективность охлаждения входной кромки пера. Это обусловлено тем, что при тангенциальном натекании охлаждающего воздуха на внутреннюю поверхность канала охлаждения входной кромки пера лопатки в сочетании с тангенциальным отводом воздуха из указанного канала удается достичь значений параметра θ, лежащих в диапазоне от 0,25 и до 0,31.

Современные конструкции авиационных газотурбинных двигателей с полыми охлаждаемыми лопатками газовой турбины требуют достижения более высокой эффективности охлаждения входной кромки пера лопатки, т.е. получения более высоких значений параметра θ.

Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, - повышение эффективности охлаждения входной кромки пера лопатки.

Указанный технический результат достигается тем, что в лопатке, содержащей перо с полостью и каналом охлаждения входной кромки пера, сообщенным чередующимися по его длине входными и выходными каналами соответственно с полостью пера и с окружающим пространством со стороны спинки профиля пера, причем выходные каналы выполнены тангенциальными относительно канала охлаждения входной кромки пера, продольные оси входных каналов направлены по касательным к средним линиям плоских профилей пера лопатки в пределах канала охлаждения входной кромки, выходные срезы входных каналов вынесены в канал охлаждения входной кромки так, что измеренное вдоль продольной оси входного канала расстояние L от выходного среза входного канала до противолежащего ему участка стенки канала охлаждения входной кромки составляет 0,85-1,65 от среднего радиуса кривизны Rср. указанного участка стенки канала и связано с эквивалентным диаметром входного канала dвх.канала следующим выражением: 2,5>L/dвх.канала>0,9.

Указанный технический результат достигается также тем, что отношение площадей поперечных сечений выходных и входных каналов выбрано из соотношения: 4,5>Fвых.канала/Fвх.канала>1,7. При таком соотношении площадей поперечных сечений указанных каналов достигается наиболее высокое значение параметра θ, определяющего эффективность охлаждения входной кромки пера лопатки.

Осуществление изобретения рассмотрим на примере конструкции охлаждаемой рабочей лопатки газовой турбины. На фиг.1 показан продольный разрез охлаждаемой рабочей лопатки газовой турбины. На фиг.2 показано плоское поперечное сечение по А-А охлаждаемой рабочей лопатки газовой турбины.

При характеристике элементов лопатки использована терминология, рекомендованная Отраслевым стандартом «ОСТ 1 02639-87. Лопатки авиационных осевых компрессоров и турбин».

Охлаждаемая лопатка турбомашины содержит перо 1 с полостью 2 и каналом 3 охлаждения входной кромки 4 пера. Контур поперечного сечения канала 3, в частном случае, представляет собой окружность или, в более общем случае, гладкую кривую, отдельные точки которой отстоят от вписанной в эту кривую окружности не более чем на 5% радиуса вписанной окружности. Канал 3 расположен в непосредственной близости от входной кромки 4 лопатки (т.е. он проходит в теле пера 1 лопатки вдоль ее входной кромки 4, например, эквидистантно ей) и сообщен входными каналами 5 с полостью 2 пера и выходными каналами 6 с окружающим лопатку пространством со стороны спинки 7 профиля ее пера.

Входные и выходные каналы имеют преимущественно цилиндрическую форму и чередуются вдоль канала 3. При этом может иметь место как чередование одиночных каналов разного типа (в данном случае за первый тип каналов могут быть приняты входные каналы 5, а за второй - выходные каналы 6), так и чередование групп однотипных каналов. Это означает, что не столь важно, сообщается ли канал 3 на каком-то локальном отрезке своей длины с каналами только одного типа или с каналами разного типа. Важно, чтобы на разных участках своей длины канал 3 поочередно сообщался то с каналами одного типа, то с каналами другого типа, а на всей длине канала 3 было не менее двух таких чередований.

Выходные каналы 6 выполнены тангенциальными относительно канала 3 охлаждения входной кромки пера лопатки. Для каждого такого канала это означает, что, по меньшей мере, одна из его образующих является касательной к окружности, вписанной в контур поперечного сечения канала 3. Продольные оси 8 входных каналов 5 направлены по касательным (т.е. совмещены с касательными) к средним линиям 9 плоских профилей пера лопатки в пределах канала 3 охлаждения входной кромки 4.

Выходные срезы 10 входных каналов 5 (т.е. их поперечные сечения, совпадающие с торцами указанных каналов) вынесены в канал 3 охлаждения входной кромки пера так, что измеренное вдоль продольной оси 8 входного канала расстояние L от выходного среза 10 входного канала до противолежащего ему участка 11 стенки канала 3 охлаждения входной кромки составляет 0,85-1,65 от среднего радиуса кривизны Rср. указанного участка стенки канала.

Под продольной осью входного канала в рамках настоящей заявки понимается следующее. Для осесимметричных каналов (включая канал, имеющий форму кругового цилиндра) продольной осью является ось симметрии канала. Для каналов, не являющихся осесимметричными, за продольную ось принимается прямая, аппроксимирующая линию, соединяющую центры масс поперечных сечений канала на последней (при движения по ходу воздуха в канале) четверти его длины.

При этом Rср. определяется как среднее арифметическое, по меньшей мере, трех, наиболее отличающихся друг от друга значений радиуса кривизны участка 11 стенки канала 3 охлаждения входной кромки пера 1. Для упрощенного случая, когда участок 11 стенки канала 3 имеет цилиндрическую форму, Rср. будет равно радиусу канала 3 на указанном участке. При этом указанное расстояние L связано с эквивалентным диаметром входного канала dвх.канала следующим выражением: 2,5>L/dвх.канала>0,9. Причем в тех случаях когда данный входной канал не является цилиндрическим каналом с круговым поперечным сечением, под его эквивалентным диаметром dвх.канала понимается диаметр условного цилиндрического канала с круговым поперечным сечением, пропускная способность которого во всем рабочем диапазоне изменения перепада давлений на нем отличается от пропускной способности данного канала несущественно, т.е. не более чем на 3%.

Для получения наиболее высоких значений заявленного технического результата в предлагаемой охлаждаемой лопатке турбомашины отношение площадей поперечных сечений выходных и входных каналов выбрано из соотношения: 4,5>Fвых.канала/Fвх.канала>1,7. При выполнении указанного соотношения обеспечивается максимальная интенсификация конвективного теплообмена между стенкой канала 3 охлаждения входной кромки и охлаждающим воздухом.

Полость 2 пера лопатки через промежутки между ребрами компланарной теплообменной матрицы 13 сообщается с отверстиями 12 сброса охлаждающего воздуха.

Охлаждаемая лопатка турбомашины работает в условиях ее обтекания высокоскоростным, высокотемпературным газовым потоком, вызывающим разогрев, в первую очередь, входной кромки 4 пера 1 лопатки.

При работе турбомашины от ее системы подачи охлаждающего воздуха (на фигурах не показана) воздух с заданными температурой и давлением подается в полость 2 пера лопатки. Одна часть охлаждающего воздуха по теплообменной матрице 13 проходит к отверстиям 12, охлаждая в процессе своего движения заднюю часть пера 1 лопатки, и сбрасывается в проточную часть турбомашины (не показана). Другая часть охлаждающего воздуха из полости 2 поступает во входные каналы 5 пера 1 лопатки.

Разгоняясь во входном канале 5, охлаждающий воздух истекает из выходного отверстия канала 5 и ударяется в противолежащий ему участок 11 стенки канала 3 охлаждения входной кромки. Происходит охлаждение участков 11 стенки канала 3, и благодаря активной теплопередаче по перегородке, разделяющей канал 3 и входную кромку 4 пера 1 лопатки, происходит активное охлаждение указанной входной кромки пера (а также прилегающей к ней зоны пера). Натекание воздуха на участок 11 стенки канала 3 носит преимущественно характер «ударного натекания», которое характеризуется возникновением сложного вихревого течения, возникающего в областях лобового столкновения струй охлаждающего воздуха, истекающих из каналов 5, с вогнутой внутренней стенкой канала 3.

Такой характер натекания воздуха на стенку канала 3 достигается благодаря тому, что выходные срезы 10 входных каналов 5 вынесены в канал охлаждения входной кромки так, что измеренное вдоль продольной оси 8 входного канала 5 расстояние L от выходного среза 10 входного канала 5 до противолежащего ему участка 11 стенки канала 3 охлаждения входной кромки составляет 0,85-1,65 от среднего радиуса кривизны Rср. указанного участка стенки канала и связано с эквивалентным диаметром входного канала dвх.канала следующим выражением: 2,5>L /dвх.канала>0,9. При реализации описанного характера натекания воздуха на стенку канала 3 достигается увеличение значений параметра θ на 20…25% по сравнению с известным решением, что соответствует увеличению эффективности охлаждения входной кромки 4 пера 1 лопатки.

Указанное сложное вихревое течение охлаждающего воздуха от выходов каналов 5 распространяется по каналу 3 в направлении к тангенциальным выходным каналам 6 и под их непосредственным влиянием. Далее охлаждающий воздух движется вдоль канала 3, достигая входов в выходные каналы 6, тангенциальные по отношению к каналу 3. По каналам 6 воздух поступает на внешнюю поверхность спинки 7 профиля пера лопатки, создавая защитное заграждение этой поверхности воздействия потока обтекающего ее горячего газа.

При выполнении лопатки с отношением площадей поперечных сечений выходных и входных каналов, выбранным из соотношения: 4,5>Fвых.канала/Fвх.канала>1,7, достигается дополнительное увеличение значения параметра θ, характеризующего эффективность охлаждения входной кромки пера лопатки.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-10 из 49.
10.04.2013
№216.012.33c5

Способ изготовления интегрального блиска с охлаждаемыми рабочими лопатками, интегральный блиск и охлаждаемая лопатка для газотурбинного двигателя

Отдельные охлаждаемые лопатки из монокристаллического сплава соединяют с дисковой частью из гранулируемого сплава в единую деталь горячим изостатическим прессованием (ГИП) в зоне, где длительные прочности этих сплавов одинаковы при одной и той же температуре в длительном рабочем режиме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478796
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.06.2013
№216.012.50cc

Способ формирования покрытия на рабочей охлаждаемой лопатке газовой турбины из никелевого сплава

Изобретение относится к технологии нанесения покрытий на лопатки газовых турбин из никелевых сплавов и может быть использовано в авиационной промышленности, машиностроении, энергетике и других отраслях промышленности. Предварительно обезжиренную лопатку размещают в камере промышленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486277
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.08.2013
№216.012.5dbb

Подшипник роликовый радиальный и способ его монтажа в подшипниковом узле

Группа изобретений относится к конструкциям подшипников роликовых радиальных, которые могут быть использованы для монтажа узлов опор роторов газотурбинных двигателей и способам их монтажа в подшипниковом узле. Подшипник роликовый радиальный содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489616
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.11.2014
№216.013.09f6

Струйный насадок водометного движителя

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов, лодок и других плавучих средств. Струйный насадок водометного движителя содержит наружный корпус с установленным в нем центральным телом, которое выполнено в виде тела вращения и образует совместно с наружным корпусом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533958
Дата охранного документа: 27.11.2014
10.09.2015
№216.013.75d6

Способ работы и устройство газотурбинной установки

Группа изобретений относится к энергетике Способ работы газотурбинной установки предусматривает подачу в камеру сгорания сжатого воздуха и паро-метановодородной смеси, расширение продуктов ее сгорания в газовой турбине, охлаждение путем испарения или перегрева водяного пара, направляемого в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561755
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.05.2018
№218.016.3e11

Способ работы парового компрессора многоступенчатой опреснительной установки и устройство для его реализации

Изобретение относится к области опреснения морской воды. Способ работы парового компрессора, в котором насыщенный пар с давлением 0,016-0,02 МПа последовательно термически сжимают, по меньшей мере, в двух паровых емкостях до давления 0,03-0,032 МПа путем его электрического нагрева и подают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648323
Дата охранного документа: 23.03.2018
10.05.2018
№218.016.4141

Система регулирования радиального зазора

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к системе регулирования радиального зазора в газотурбинных двигателях. Система активного управления радиальным зазором в турбине содержит, подвижное кольцо, расположенное между надроторными вставками статора, корпусом статора турбины и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649167
Дата охранного документа: 30.03.2018
10.05.2018
№218.016.4daf

Способ работы опреснительной установки с многоступенчатыми испарителями и паровым компрессором и установка для его реализации

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установкам для обессоливания морской воды (опреснительным установкам). Предлагаемая опреснительная установка имеет по меньшей мере две емкости, которые заполняют паром. Термосжатие пара в этих паровых емкостях производится с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652369
Дата охранного документа: 25.04.2018
25.01.2019
№219.016.b3d2

Комбинированная установка опреснения морской воды и выработки электроэнергии

Изобретение относится к теплоэнергетике, а точнее к направлению опреснения морской воды и выработки электроэнергии. Установка содержит: газотурбинную установку 1 с компрессором, камерой сгорания и газовой турбиной, электрогенератор 2, паропровод 3 перегретого пара, паровую турбину 4 с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678065
Дата охранного документа: 22.01.2019
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
+ добавить свой РИД