×
22.04.2019
219.017.3677

СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ НА СПЛАВЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, в частности к химико-термической обработке изделий из жаропрочных сплавов на основе никеля. Проводят последовательное нанесение слоев на основе хрома и на основе алюминия и термическую обработку. Нанесение слоя, содержащего хром, осуществляют методом диффузионного насыщения в циркулирующей газовой среде при следующем составе компонентов для насыщения, мас.%: хром 60-98, сплав, содержащий 80 никеля и 20 иттрия, 1-35, хлорид никеля 1-5. Данный способ позволяет повысить качество и долговечность защитного покрытия. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к разделу химико-термической обработки изделий из металлов и сплавов, и может быть использовано, например, для увеличения прочности и долговечности лопаток турбин газотурбинных двигателей или стационарных газовых турбин.

Известен способ нанесения покрытий на сплавы (Патент РФ №2213801 С2, 10.10.2003, С23С 4/16), включающий последовательное нанесение слоя покрытия из сплава на основе никеля, нанесение слоя покрытия на основе алюминия и термическую обработку покрытия. В данном способе нанесение первого слоя покрытия на основе никеля осуществляют путем напыления сплава следующего состава, мас.%: хром - 2-30%, алюминий 2-15%, тантал - 0,2-20%, вольфрам 0,5-10%,гафний 0,2-6%, иттрий - 0,001-5%, кремний 0,1-5%, никель - остальное до 100%. После нанесения второго слоя покрытия на основе алюминия проводят термообработку при температуре Т≤1,05 ТЗАК, где ТЗАК - температура закалки сплавов, на которые наносят покрытие.

Недостатком данного способа является то, что при напылении первого слоя на основе никеля любым из возможных методов в покрытии возникают дефекты структуры в виде капельной фазы, каналов и т.п., которые снижают характеристики долговечности покрытия. При этом частичное удаление таких дефектов путем дробеструйной обработки и последовательного отжига приводит к увеличению трудоемкости и стоимости, а следовательно, снижает эффективность способа.

Наиболее близким к предложенному способу является способ нанесения покрытий на сплавы (Патент РФ №2073742 С1, 20.02.1997, С23С 4/08), включающий последовательное нанесение слоя покрытия, содержащего хром, нанесение слоя покрытия на основе алюминия и термическую обработку. В данном способе наносят первый слой покрытия, содержащего хром, методом вакуумно-плазменного напыления при следующем соотношении компонентов: хром - 28-30%, алюминий - 6-8%, тантал - 8-10%, иттрий - 0,8-1,5%, никель - остальное до 100%. После нанесения второго слоя покрытия на основе алюминия сплав подвергают закалке в вакууме при температуре 1160-1200°С в течение 1-2 ч с последующим отпуском в вакууме при температуре 900-1000°С в течение 1-2 ч.

Недостатком данного технического решения является низкая пластичность покрытия, обусловленная довольно высоким содержанием алюминия и значительной толщиной покрытия.

Технический результат заявленного способа - повышение качества и долговечности покрытия.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе нанесения покрытий на жаропрочные сплавы на основе никеля, включающем последовательное нанесение слоя покрытия, содержащего хром, нанесение слоя покрытия на основе алюминия и термическую обработку, нанесение слоя покрытия, содержащего хром, осуществляют методом диффузионного насыщения в циркулирующей газовой среде при следующем соотношении компонентов, мас.%: хром 60-98, сплав (никель 80 - иттрий 20) 1-35, хлорид никеля 1-5.

При этом нанесение слоя покрытия, содержащего хром, можно осуществить при температуре t=970-1050°С.

Термическую обработку можно провести при температуре Т≤1,05 ТЗАК, где ТЗАК - температура закалки сплавов, на которые наносят покрытие.

Нанесение первого слоя покрытия, содержащего хром, осуществляют методом диффузионного насыщения в циркулирующей газовой среде, используя при этом компоненты: хром, сплав (никель 80 - иттрий 20), хлорид никеля.

Нанесение второго слоя покрытия на основе алюминия может быть осуществлено, например, методами диффузионного нанесения покрытий: газовое, или шликерное, или порошковое алитирование, хромоалитирование и т.д. Это позволяет получить покрытие, в котором основной структурной составляющей является фаза β-NiAl.

Применение технологического сплава никеля с иттрием обеспечивает очистку газовой среды камеры от влаги и кислорода воздуха, тем самым препятствуя окислению поверхности деталей и гранул хрома при насыщении, устраняет возможность образования оксидных пленок на деталях, обеспечивая высокое качество покрытия.

Применение хрома позволяет обеспечить высокую жаростойкость при пониженном содержании алюминия в получаемом покрытии. Гранулы хрома служат источником для образования галогенидов (например, хлоридов) хрома, используемых для переноса атомов хрома на поверхность деталей.

Соль NiCl2 является источником для образования галогенидов, участвующих в переносе хрома на поверхность деталей, а также источником никеля для его осаждения и выполняет роль активатора.

Для повышения вязкости и пластичности слоя после осуществления последовательного нанесения слоя покрытия, содержащего хром, и нанесения слоя покрытия на основе алюминия проводят термическую обработку покрытий при температуре Т≤1,05 ТЗАК, где ТЗАК - температура закалки сплавов, на которые наносят покрытие. Получают покрытие со структурой, состоящей из фазовой смеси β-NiAl и γ′-Ni3Al.

Время нанесения слоя покрытия, содержащего хром, и нанесения слоя покрытия на основе алюминия (изотермической выдержки на режиме нанесения покрытия на детали) выбирают в зависимости от требуемой толщины покрытия.

Температуру t нанесения слоя покрытия, содержащего хром, и нанесения слоя покрытия на основе алюминия назначают, исходя из вопросов сохранения жаропрочности обрабатываемых сплавов. Нанесение покрытия, содержащего хром, осуществляют при температуре 970°С и выше (например, для высокожаропрочных сплавов t=970-1050°С), на основе алюминия - при температуре 900°С и выше.

При этом нижний предел температуры t определяется температурой испарения источника газовой среды и, например, для галогенида NiCl2, составляет 970°С. Верхний предел температуры t определяется температурой закалки металлов и сплавов, из которых изготовлены детали, и обычно не превышает максимально допустимых значений рабочих температур изделий, изготовленных из жаропрочных сплавов.

Термическую обработку покрытия, например диффузионный отжиг, проводят при температуре Т≤1,05 ТЗАК, где ТЗАК - температура закалки сплавов, на которые наносят покрытие. При температурах термической обработки Т>1,05 ТЗАК происходит падение характеристик жаропрочности защищаемых сплавов. Так, при нагреве высокожаропрочных сплавов до температуры Т>1,05 ТЗАК происходит оплавление покрытия. Поэтому термическую обработку высокожаропрочных сплавов (например, лопаток газотурбинных двигателей из сплава ЖС6У) проводят при температуре 1180-1230°С.

Испытаниями на термостойкость установили, что оптимальные результаты, получаемые при нанесения покрытий на сплавы, достигаются, когда нанесение слоя покрытия, содержащего хром, осуществляют при следующем соотношении компонентов, мас.%: хром 60-98, сплав (никель 80 - иттрий 20) 1-35, хлорид никеля 1-5. В этом случае содержание хрома в слое покрытия составляет 16-18%.

При содержании никельиттриевого сплава <1% в составе ингредиентов рабочей камеры при нанесении слоя покрытия, содержащего хром, происходит локальное окисление поверхности деталей, что приводит в дальнейшем к дефектам в структуре покрытий в виде оксидов и пор, а при высоком содержании никельиттриевого сплава >35% резко тормозится перенос хрома на поверхность детали (в получаемом покрытии практически отсутствует хром) и активируется процесс переноса никеля.

При содержании хрома <60% в составе ингредиентов рабочей камеры при нанесении слоя покрытия, содержащего хром, на поверхности изделия формируется обогащенный никелем слой, практически не содержащий хрома, а при высоком содержании хрома >98% ухудшаются качество получаемого слоя и его свойства.

При содержании хлорида никеля <1% в составе ингредиентов рабочей камеры при нанесении слоя покрытия, содержащего хром, тормозится процесс химических транспортных реакций из-за недостаточного содержания молекул галогенидов никеля и хрома, участвующих в насыщении, а при высоком содержании хлорида никеля >5% создается избыточное давление в камере, которое может привести к деформации и даже поломке установки.

При реализации способа нанесения покрытий на сплавы может быть использована специальная установка, например приведенная в Патенте RU №2270880 С1, 27.02.2006, С23С 10/14, в которой осуществляют процесс диффузионного насыщения в циркулирующей газовой среде.

На фиг.1 приведена микроструктура покрытия сплава ЖС6У, полученного после нанесение слоя покрытия, содержащего хром, на фиг.2 - микроструктура покрытия сплава ЖС6У, полученного после термической обработки.

Примеры нанесения слоя покрытия, содержащего хром, методом диффузионного насыщения в циркулирующей газовой среде с различным составом компонентов для насыщения в рабочей камере приведены ниже.

Пример 1.

Проводилась химико-термическая обработка лопаток турбины, изготовленных из сплава ЖС6У, мас.%: хром 9, кобальт 10, молибден 2, вольфрам 10, алюминий 5,5, титан 2,5, ниобий 1,1, цирконий 0,4, бор 0,03, углерод 0,16, иттрий 0,01. Состав компонентов для насыщения в рабочей камере, мас.%: хром 59,5, сплав (Ni80Y20) 37,25, хлорид никеля 3,25. В рабочую камеру загружали детали (лопатки турбины) с указанными компонентами, откачивали воздух до давления 6-10 Па, нагревали садку до температуры 600°С, далее нагрев осуществляли без вакуумирования, а при температуре 800°С включали вентилятор для перемешивания газа и нагревали садку до температуры 1030°С. После выдержки при 1030°С в течение 3 ч нагрев отключали, садку охлаждали до температуры не выше 200°С и детали выгружали.

Получали покрытие толщиной 10-15 мкм, в котором содержится 76% никеля и практически отсутствует хром.

Пример 2.

Проводилась химико-термическая обработка лопаток турбины с теми же компонентами сплава ЖС6У и при тех же режимах процесса, которые приведены в примере 1, но с другим составом компонентов для насыщения в рабочей камере, мас.%: хром 98,8, сплав (Ni80Y20) 0,0, хлорид никеля 1,2.

Получали покрытие, содержащее 18% хрома. Толщина слоя покрытия составляла 10-15 мкм. Однако в слое присутствовали неметаллические оксидные включения.

Пример 3.

Проводилась химико-термическая обработка лопаток турбины с теми же компонентами сплава ЖС6У и при тех же режимах процесса, которые приведены в примерах 1 и 2, но с другим составом компонентов для насыщения в рабочей камере, мас.%: хром 96,4, сплав (Ni80Y20) 2,4, хлорид никеля 1,2.

Получали покрытие, состоящее из твердого раствора хрома в никеле, в котором содержится 16% хрома и в слое отсутствуют неметаллические оксидные включения. Толщина слоя покрытия составляла 10-15 мкм (фиг.1).

После нанесения слоя покрытия, содержащего хром (пример 3), проводили нанесение слоя покрытия на основе алюминия (алитирование) при температуре 1000°С в течение 3 ч. Получали покрытие толщиной 30-40 мкм, в котором основной структурной составляющей была фаза β-NiAl.

Для повышения вязкости и пластичности слоя проводили термическую обработку деталей при температуре 1210°С в течение 1 ч 15 мин. Получали покрытие со структурой, состоящей из фазовой смеси β-NiAl и γ′-Ni3Al (фиг.2).

Таким образом, использование предлагаемого способа позволяет получать защитное покрытие, обеспечивающее по сравнению с существующими следующие преимущества:

- увеличение на 30-50% термостойкости деталей, воспринимающих в процессе работы высокие термические нагрузки,

- увеличение стабильности поверхностного слоя и долговечности покрытия на деталях.

1.Способнанесенияпокрытийнажаропрочныесплавынаосновеникеля,включающийпоследовательноенанесениеслояпокрытия,содержащегохром,нанесениеслоянаосновеалюминияитермическуюобработку,отличающийсятем,чтонанесениеслоя,содержащегохром,осуществляютметодомдиффузионногонасыщениявциркулирующейгазовойсредеприследующемсоставекомпонентовдлянасыщения,мас.%:хром60-98,сплав,содержащий80никеляи20иттрия,1-35,хлоридникеля1-5.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтодиффузионноенасыщениеслояосуществляютпритемпературе970-1050°С.23.Способпоп.1,отличающийсятем,чтотермическуюобработкупроводятпритемпературеТ≤1,05Т,гдеТ-температуразакалкисплавов,накоторыенаносятпокрытие.3
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-10 из 55.
27.06.2013
№216.012.50cc

Способ формирования покрытия на рабочей охлаждаемой лопатке газовой турбины из никелевого сплава

Изобретение относится к технологии нанесения покрытий на лопатки газовых турбин из никелевых сплавов и может быть использовано в авиационной промышленности, машиностроении, энергетике и других отраслях промышленности. Предварительно обезжиренную лопатку размещают в камере промышленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486277
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.04.2015
№216.013.4768

Способ получения покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к формированию на деталях из безуглеродистых жаропрочных никелевых сплавов химико-термической обработкой комбинированных покрытий для защиты от газовой коррозии в условиях высоких температур (выше 900°С), и может быть использовано в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549784
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.08.2015
№216.013.7524

Способ получения жаростойкого покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к получению на деталях из безуглеродистых жаропрочных никелевых сплавов покрытий с барьерным слоем для защиты от газовой коррозии в условиях температур выше 900°C, и может быть использовано в авиадвигателестроении, судостроении, танкостроении и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561563
Дата охранного документа: 27.08.2015
10.09.2015
№216.013.75d6

Способ работы и устройство газотурбинной установки

Группа изобретений относится к энергетике Способ работы газотурбинной установки предусматривает подачу в камеру сгорания сжатого воздуха и паро-метановодородной смеси, расширение продуктов ее сгорания в газовой турбине, охлаждение путем испарения или перегрева водяного пара, направляемого в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561755
Дата охранного документа: 10.09.2015
27.11.2015
№216.013.9467

Состав для получения карбидного барьерного покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам для получения карбидного барьерного слоя в алюминийсодержащем покрытии, и может быть использовано в авиадвигателестроении, судостроении, танкостроении и других отраслях промышленности, где используют детали из безуглеродистых сплавов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569610
Дата охранного документа: 27.11.2015
10.06.2016
№216.015.46eb

Способ восстановления бандажных полок лопаток турбомашин из титановых сплавов

Изобретение может быть использовано при ремонте изношенных или поврежденных бандажных полок лопаток турбомашин, выполненных из титановых сплавов. С поврежденных участков удаляют покрытие и поверхностный слой металла, например, алмазным шлифованием. Осуществляют наплавку поврежденных участков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586191
Дата охранного документа: 10.06.2016
27.08.2016
№216.015.4fe4

Автоматизированная система сбора данных о потреблении энергоресурсов и счетчик электрической энергии

Группа изобретений относится к области автоматизированных систем сбора данных о потреблении энергоресурсов на основе счетчиков электрической энергии. Техническим результатом является повышение эффективности использования канала связи. Система содержит счетчики электрической энергии,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595939
Дата охранного документа: 27.08.2016
26.08.2017
№217.015.e87d

Способ восстановления бандажных полок лопаток компрессора газотурбинных двигателей (гтд)

Изобретение относится к способу восстановления бандажных полок лопаток компрессора газотурбинных двигателей (ГТД). Определяют линии ремонтного среза бандажных полок. Удаляют по указанной линии их дефектные части. Изготавливают накладки из твердосплавного материала толщиной не более 0,9 мм со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627558
Дата охранного документа: 08.08.2017
26.08.2017
№217.015.ec22

Способ защиты внутренних поверхностей реактора от насыщения компонентами рабочей среды при химико-термической обработке деталей

Изобретение относится к технологиям и оборудованию для нанесения покрытий на детали при их химико-термической обработке. Способ защиты внутренних поверхностей реактора от насыщения компонентами рабочей среды при химико-термической обработке деталей включает формирование на внутренних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628309
Дата охранного документа: 17.08.2017
13.02.2018
№218.016.1f29

Способ нанесения износостойкого покрытия на бандажную полку лопатки турбомашин из никелевых сплавов

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при производстве или ремонте бандажированных лопаток турбин турбомашин, выполненных из жаропрочных никелевых сплавов. Выполняют бандажную полку лопатки турбины. Наносят на подготовленную к наплавке контактную поверхность бандажной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641210
Дата охранного документа: 16.01.2018
+ добавить свой РИД