×
22.04.2019
219.017.3669

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ РЕМОНТА ЖАРОВОЙ ТРУБЫ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области ремонта, а именно к способам ремонта жаровых труб камер сгорания газотурбинных двигателей с дефектами в виде трещин. Способ включает устранение дефекта в виде трещины путем ее механического удаления с образованием паза и заварку последнего. При этом паз получают шириной 1-3 мм, длиной, превышающей на 2-3 мм длину трещины, и глубиной, составляющей 0,3...0,5 толщины участка с трещиной. В результате снижается трудоемкость и повышается эксплуатационная надежность отремонтированной жаровой трубы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области ремонта, в частности к способам ремонта жаровых труб камер сгорания газотурбинных двигателей с дефектами в виде трещин, и может быть использовано в авиационной промышленности, энергетике и других отраслях техники, где используются газотурбинные двигатели.

Известен способ ремонта жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, включающий выпиливание круглым надфилем трещины с перекрытием на 1,5-2,0 мм (см. «Ремонт двигателей 37Ф и 37АФ», часть шестая. Ремонт, сборка и испытание узлов горячей части двигателя», Москва, Оборонгиз, 1963, стр.83).

Недостатки известного способа - ограниченное применение, так как он пригоден для устранения трещин, расположенных у кромок поверхностей и имеющих длину до 5 мм.

Наиболее близким к предложенному является способ ремонта жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, включающий устранение трещины путем выполнения отверстий у концов трещины и последующей заварки трещины (см. «Ремонт двигателей 37 Ф и 37 АФ», часть шестая. Ремонт, сборка и испытание узлов горячей части двигателя», Москва, Оборонгиз, 1963, стр.83-85).

Однако данный способ трудоемок из-за необходимости высверливания отверстий около концов трещин. Из-за того, что не всегда удается точно определить концы трещин, появляется вероятность того, что дефект устранен не полностью, это приводит к развитию новых микротрещин и, в конечном итоге, к снижению эксплуатационной надежности жаровой трубы. Способ не позволяет устранить трещины в труднодоступных местах, например на участке жаровой трубы в зоне проточной части охлаждения жаровой трубы из-за отсутствия свободного доступа к этой зоне, что, в конечном итоге, также отрицательно сказывается на надежности отремонтированного изделия - жаровой трубы.

Технический результат данного изобретения - снижение трудоемкости и повышение эксплуатационной надежности отремонтированной жаровой трубы.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе ремонта жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя, включающем устранение дефекта в виде трещины, согласно изобретению, устранение трещины осуществляют механическим удалением с образованием паза шириной 1-3 мм, длиной, превышающей на 2-3 мм длину трещины, и глубиной, составляющей (0,3-0,5) от толщины участка с трещиной, и заваркой упомянутого паза.

Выбор указанных выше количественных признаков обусловлен геометрическими размерами дефектов (трещин, растрескиваний), которые подлежат ремонту. Паз необходимо выполнять шириной 1-3 мм. При выполнении паза шириной больше 3 мм снимается лишний слой поверхности, который необходимо заварить, что приводит к неоправданному расходу сварочного материала и к изменению геометрических параметров ремонтируемой жаровой трубы из-за усадки материала. При выполнении паза шириной, меньшей 1 мм, не возможно полностью удалить дефект (трещину), так как трещины имеют, как правило, криволинейную форму (синусоидальная, параболическая и т.д.), что приводит к образованию новых микротрещин и, как следствие, к снижению эксплуатационной надежности жаровой трубы.

Длина паза должна превышать длину дефекта (трещины) на 2-3 мм. В связи с тем, что определить точно концы дефекта (трещины) удается не всегда, поэтому разделку основного материала в зоне расположения трещины осуществляют с запасом. Указанное соотношение гарантирует полное устранение дефекта. Выполнять паз длиной, превышающей указанный диапазон, нецелесообразно, так как это приводит к неоправданному расходу сварочного материала, к созданию дополнительных напряжений, возникающих при сварке, и, как следствие, к возникновению новых трещин. Выполнять паз длиной меньше указанного диапазона нельзя, поскольку появляется вероятность, что дефект устранен не полностью, что приводит к развитию новых микротрещин и, в конечном итоге, к снижению эксплуатационной надежности жаровой трубы и камеры сгорания в целом.

Глубина h паза составляет (0,3-0,5) толщины участка с дефектом. Выполнение паза большей глубины приводит к нежелательным проплавам, к созданию дополнительных напряжений при сварке, к короблению основного материала и не дает повышения качества заделанного дефекта. Выполнение паза меньшей глубины не позволяет полностью устранить дефект, что отрицательно сказывается на надежности отремонтированного изделия.

На участок с трещиной со стороны, противоположной заварке, можно устанавливать медную или латунную пластину, что позволяет осуществить отвод тепла от поверхностей, не подлежащих заварке, обеспечив тем самым их охлаждение и предотвратив их коробление.

На фиг.1 схематично изображен сегмент жаровой трубы с дефектами (продольный разрез);

на фиг.2 - вид А фиг.1;

на фиг.3 - вид Б фиг.1.

Жаровая труба 1 имеет следующие дефекты: дефект 2 - несквозная трещина, дефект 3 - сквозная трещина. Со стороны, противоположной заварке, расположена пластина 4 латунная или медная. Участок с дефектом механически удален (обработан) с образованием паза 5 (выемки). S - ширина паза, L - длина паза, l - длина трещины, h - глубина паза, δ - толщина участка с дефектом (трещиной).

Способ ремонта осуществляется следующим образом. Способ рассмотрен на примере ремонта дефекта в виде сквозной трещины.

Визуально определяют наличие трещины, измеряют (определяют) ее длину l. В конкретном примере l=10 мм. Измеряют (определяют) толщину δ участка, на котором выявлена трещина. В конкретном примере δ=1,2 мм.

При помощи бормашины и абразивного круга удаляют участок с трещиной, т.е. удаляют трещину 3 с поверхности жаровой трубы. На месте удаленной трещины 3 образуется паз шириной S=3 мм, длиной L=13 мм и глубиной h=0,60 мм. Образовавшийся на месте трещины 3 паз 5 очищают чистой салфеткой, смоченной в нефрасе. В зазор (проточный канал) между стенками жаровой трубы устанавливают, например, медную пластину толщиной на 0,2-0,3 мм меньше ширины зазора (проточного канала) и производят аргонодуговую заварку трещины со стороны, противоположной поверхности, на которой расположена пластина. В результате заварки происходит расплавление присадочного материала, который заполняет (заплавляет) оставшуюся, механически не удаленную (не разделанную) часть трещины. После заварки трещины убирают пластину 4 и осуществляют механическими средствами, например абразивным кругом, удаление наплывов от заварки и осуществляют контроль сварного шва, например, лупой или методом цветной дефектоскопии.

В каждом конкретном случае рассматривается целесообразность применения пластины 4.

1.Способремонтажаровойтрубыкамерысгораниягазотурбинногодвигателя,включающийустранениедефектаввидетрещины,отличающийсятем,чтоустранениетрещиныосуществляютмеханическимудалениемсобразованиемпазашириной1-3мм,длиной,превышающейна2-3ммдлинутрещины,иглубиной,составляющей0,3-0,5оттолщиныучасткастрещиной,изаваркойупомянутогопаза.12.Способремонтапоп.1,отличающийсятем,чтонаучастокстрещинойсостороны,противоположнойзаварке,устанавливаютмеднуюилилатуннуюпластину.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-2 из 2.
10.07.2015
№216.013.5d26

Способ лечения амблиопии у детей

Изобретение относится к медицине, в частности к офтальмологии, и может быть использовано в лечении амблиопии у детей. При проведении одной процедуры продолжительностью 10 мин чередуют воздействие в течение 1-2 мин лазерными спекл-структурами зеленого диапазона с длиной волны 0,5-0,65 мкм и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555387
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.04.2019
№219.017.3dff

Способ восстановления гребешков лабиринтных уплотнений лопаток турбомашин

Изобретение относится к наплавке гребешков лабиринтных уплотнений лопаток турбомашин и может быть использовано в авиационной промышленности и энергомашиностроении. Устанавливают лопатки турбомашин в положение, обеспечивающее подвод к ним сварочной головки. Между гребешками лабиринтных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317182
Дата охранного документа: 20.02.2008
+ добавить свой РИД