×
22.04.2019
219.017.3661

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАННОГО РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА МЕЖДУ РАБОЧИМ ВАЛОМ И САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ СЕГМЕНТНЫМИ ВКЛАДЫШАМИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПОДШИПНИКА (ВАРИАНТЫ)

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретения относятся к механосборочным работам, в частности к технологии изготовления и монтажа подшипников, например газовых, с самоустанавливающимися сегментными вкладышами. Способ обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами при изготовлении подшипника, по первому варианту, заключается в том, что при изготовлении подшипника в него устанавливают вал с обеспечением касания с ним самоустанавливающихся сегментных вкладышей. Выполняют совместную механическую обработку соединительного элемента и части наружной поверхности корпуса подшипника. Радиус устанавливаемого вала выбирают равным сумме величины радиуса рабочего вала и величины заданного радиального зазора. В качестве устанавливаемого вала может быть использован фальшвал или рабочий вал с предварительно нанесенным на него удаляемым покрытием. Способ обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами при изготовлении подшипника, по второму варианту, заключается в том, что при изготовлении подшипника в него устанавливают вал с обеспечением касания с ним самоустанавливающихся сегментных вкладышей. Выполняют совместную механическую обработку соединительного элемента и части наружной поверхности корпуса подшипника. Осуществляют далее дополнительную обработку соединительного элемента на величину заданного радиального зазора. Изобретения упрощают и повышают точность изготовления (сборки) подшипника, а также повышают надежность и долговечность работы подшипника. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретения относятся к механосборочным работам, в частности к технологии изготовления и монтажа подшипников, например, газовых с самоустанавливающимися сегментными вкладышами.

Известен способ обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами при изготовлении подшипника, в котором каждый самоустанавливающийся сегментный вкладыш выполняют контактирующим с корпусом при помощи соединительных элементов (Ю.В.Пешти. Газовая смазка, М., изд-во МГТУ им. Баумана, 1993 г., стр.58). В данном способе для обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами используют микрометрические винты. Указанный способ является наиболее близким к предложенному способу обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами при изготовлении подшипника по первому варианту.

Недостатком указанного способа является то, что для обеспечения заданного радиального зазора необходимо наличие микрометрической резьбы в соединительных элементах подшипника и микрометрических винтов, а также конструктивных элементов для обеспечения упругой установки самоустанавливающихся сегментных вкладышей, что усложняет конструкцию подшипника и уменьшает его надежность. Кроме того, требуется проведение операции измерения радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами в процессе сборки подшипника, что усложняет сборку подшипника.

Известен способ обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами при изготовлении подшипника, в котором каждый самоустанавливающийся сегментный вкладыш выполняют контактирующим с корпусом при помощи соединительных элементов (Ю.В.Пешти. Газовая смазка, М., изд-во МГТУ им. Баумана, 1993 г., стр.58). В данном способе для обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами используют микрометрические винты. Указанный способ является наиболее близким к предложенному способу обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами при изготовлении подшипника по второму варианту.

Недостатком указанного способа является то, что для обеспечения заданного радиального зазора необходимо наличие микрометрической резьбы в соединительных элементах подшипника и микрометрических винтов, а также конструктивных элементов для обеспечения упругой установки самоустанавливающихся сегментных вкладышей, что усложняет конструкцию подшипника и уменьшает его надежность. Кроме того, требуется проведение операции измерения радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами в процессе сборки подшипника, что усложняет сборку подшипника.

Технический результат заявленного изобретения по первому варианту - упрощение и повышение точности изготовления (сборки) подшипника, а также повышение надежности и долговечности работы подшипника.

Технический результат заявленного изобретения по второму варианту - упрощение и повышение точности изготовления (сборки) подшипника, а также повышение надежности и долговечности работы подшипника.

Указанный технический результат по первому варианту достигается тем, что в способе обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами при изготовлении подшипника, в котором каждый самоустанавливающийся сегментный вкладыш выполняют контактирующим с корпусом при помощи соединительных элементов, при изготовлении подшипника в него устанавливают вал с обеспечением касания с ним самоустанавливающихся сегментных вкладышей, выполняют совместную механическую обработку соединительного элемента и части наружной поверхности корпуса подшипника, при этом радиус устанавливаемого вала выбирают равным сумме величины радиуса рабочего вала и величины заданного радиального зазора.

При этом в качестве устанавливаемого вала могут использовать фальшвал, имеющий радиус, больший радиуса рабочего вала на величину заданного радиального зазора.

В качестве устанавливаемого вала могут использовать рабочий вал с предварительно нанесенным на него удаляемым покрытием, толщину которого выбирают равной величине заданного радиального зазора и которое удаляют после завершения совместной механической обработки.

Каждый из соединительных элементов может включать, по меньшей мере, две детали.

Совместную механическую обработку могут осуществлять шлифованием.

Радиус устанавливаемого вала R выбирают равным сумме величины радиуса рабочего вала Rр.в. и величины заданного радиального зазора l с учетом технологических допусков, например, суммарной погрешности Δ изготовления вала и самоустанавливающегося сегментного вкладыша:

Величина Δ может иметь как положительное, так и отрицательное значение. В идеальном случае величина Δ равна нулю.

Проведение операций установки вала, имеющего радиус, равный сумме величины радиуса рабочего вала и величины заданного радиального зазора, до обеспечения касания самоустанавливающихся сегментных вкладышей с валом и выполнение совместной обработки соединительного элемента и части наружной поверхности корпуса подшипника позволяет упростить и повысить точность изготовления (сборки) подшипника, поскольку исключает операции измерения зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами в процессе сборки (что присуще прототипу). Заявленный способ позволяет упростить конструкцию подшипника, поскольку отпадает необходимость в наличии в нем микрометрической резьбы и микрометрических винтов, что повышает надежность и долговечность работы подшипника.

Указанный технический результат по второму варианту достигается тем, что в способе обеспечения заданного радиального зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами при изготовлении подшипника, в котором каждый самоустанавливающийся сегментный вкладыш выполняют контактирующим с корпусом при помощи соединительных элементов, при изготовлении подшипника в него устанавливают вал с обеспечением касания с ним самоустанавливающихся сегментных вкладышей, выполняют совместную механическую обработку соединительного элемента и части наружной поверхности корпуса подшипника, затем осуществляют дополнительную обработку соединительного элемента на величину заданного радиального зазора.

При этом каждый из соединительных элементов может включать, по меньшей мере, две детали.

Совместную механическую обработку могут осуществлять шлифованием.

Проведение операций установки рабочего вала до обеспечения касания самоустанавливающихся сегментных вкладышей с ним и выполнение совместной обработки соединительного элемента и части наружной поверхности корпуса подшипника, а также дальнейшая дополнительная обработка соединительного элемента на величину заданного радиального зазора позволяет упростить и повысить точность изготовления (сборки) подшипника, поскольку исключает операции измерения зазора между рабочим валом и самоустанавливающимися сегментными вкладышами в процессе сборки (что присуще прототипу). Заявленный способ позволяет упростить конструкцию подшипника, поскольку отпадает необходимость в наличии в нем микрометрической резьбы и микрометрических винтов, что повышает надежность и долговечность работы подшипника.

Предложенные изобретения поясняются на примере газового подшипника, представленного на схематичном чертеже, где изображен поперечный разрез подшипника.

Газовый подшипник содержит корпус 1, самоустанавливающиеся сегментные вкладыши 2, каждый из которых контактирует с корпусом 1 при помощи соединительных элементов, например состоящих из двух деталей - полусферы наружной 3 и полусферы внутренней 4. Самоустанавливающиеся сегментные вкладыши 2 установлены с радиальным зазором l относительно вала 5. Для фиксации самоустанавливающихся сегментных вкладышей 2 используют, по крайней мере, один фиксирующий элемент, выполненный, например, в виде прижимной планки 6.

Способ изготовления подшипников по первому варианту осуществляется следующим образом.

Устанавливают в подшипник вал, в качестве которого используют фальшвал, имеющий радиус, больший радиуса рабочего вала 5 на величину заданного радиального зазора l, или рабочий вал 5 с предварительно нанесенным на него удаляемым покрытием (например, электролитическим, или мерное меднение с последующим удалением в аммиаке), толщину которого выбирают равной величине заданного радиального зазора l. Посредством перемещения соединительного элемента, состоящего, например, из полусферы наружной 3 и полусферы внутренней 4, обеспечивают касание самоустанавливающихся сегментных вкладышей 2 с фальшвалом или с рабочим валом 5 с нанесенным на него удаляемым покрытием до упора. При этом часть соединительного элемента может выступать за корпус 1 подшипника. Выполняют совместную механическую обработку, например, шлифованием соединительного элемента (в нашем примере полусферы наружной 3) и части наружной поверхности корпуса 1 подшипника до устранения выступания соединительного элемента за корпус 1 подшипника. Для исключения дальнейшего перемещения соединительного элемента в подшипнике его фиксируют с помощью фиксирующего элемента, выполненного, например, в виде прижимной планки 6. В случае использования рабочего вала 5 с нанесенным на него покрытием после фиксации соединительного элемента покрытие удаляют. Таким образом получают заданный радиальный зазор l между самоустанавливающимися сегментными вкладышами 2 и устанавливаемым в подшипник рабочим валом 5.

Способ изготовления подшипников по второму варианту осуществляется следующим образом.

Устанавливают подшипник на рабочий вал 5. Посредством перемещения соединительного элемента, состоящего, например, из полусферы наружной 3 и полусферы внутренней 4, обеспечивают касание самоустанавливающихся сегментных вкладышей 2 с рабочим валом 5 до упора. При этом часть соединительного элемента может выступать за корпус 1 подшипника. Выполняют совместную механическую обработку, например, шлифованием соединительного элемента (в нашем примере полусферы наружной 3) и части наружной поверхности корпуса 1 подшипника до устранения выступания соединительного элемента за корпус 1 подшипника. Далее вынимают соединительный элемент из подшипника и осуществляют дополнительную обработку, например, шлифованием соединительного элемента на величину заданного радиального зазора l. Затем обработанный соединительный элемент вставляют обратно в подшипник. Для исключения дальнейшего перемещения соединительного элемента в подшипнике его фиксируют с помощью фиксирующего элемента, выполненного, например, в виде прижимной планки 6. Таким образом получают заданный радиальный зазор l между самоустанавливающимися сегментными вкладышами 2 и устанавливаемым в подшипник рабочим валом 5.

1.Способобеспечениязаданногорадиальногозазорамеждурабочимваломисамоустанавливающимисясегментнымивкладышамиприизготовленииподшипника,вкоторомкаждыйсамоустанавливающийсясегментныйвкладышвыполняютконтактирующимскорпусомприпомощисоединительныхэлементов,отличающийсятем,чтоприизготовленииподшипникавнегоустанавливаютвалсобеспечениемкасанияснимсамоустанавливающихсясегментныхвкладышей,выполняютсовместнуюмеханическуюобработкусоединительногоэлементаичастинаружнойповерхностикорпусаподшипника,приэтомрадиусустанавливаемоговалавыбираютравнымсуммевеличинырадиусарабочеговалаивеличинызаданногорадиальногозазора.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтовкачествеустанавливаемоговалаиспользуютфальшвал,имеющийрадиус,большийрадиусарабочеговаланавеличинузаданногорадиальногозазора.23.Способпоп.1,отличающийсятем,чтовкачествеустанавливаемоговалаиспользуютрабочийвалспредварительнонанесеннымнанегоудаляемымпокрытием,толщинукотороговыбираютравнойвеличинезаданногорадиальногозазораикотороеудаляютпослезавершениясовместноймеханическойобработки.34.Способпоп.1,отличающийсятем,чтокаждыйизсоединительныхэлементоввключает,поменьшеймере,дведетали.45.Способпоп.1,отличающийсятем,чтосовместнуюмеханическуюобработкуосуществляютшлифованием.56.Способобеспечениязаданногорадиальногозазорамеждурабочимваломисамоустанавливающимисясегментнымивкладышамиприизготовленииподшипника,вкоторомкаждыйсамоустанавливающийсясегментныйвкладышвыполняютконтактирующимскорпусомприпомощисоединительныхэлементов,отличающийсятем,чтоприизготовленииподшипникавнегоустанавливаютвалсобеспечениемкасанияснимсамоустанавливающихсясегментныхвкладышей,выполняютсовместнуюмеханическуюобработкусоединительногоэлементаичастинаружнойповерхностикорпусаподшипника,затемосуществляютдополнительнуюобработкусоединительногоэлементанавеличинузаданногорадиальногозазора.67.Способпоп.6,отличающийсятем,чтокаждыйизсоединительныхэлементоввключает,поменьшеймере,дведетали.78.Способпоп.6,отличающийсятем,чтосовместнуюмеханическуюобработкуосуществляютшлифованием.8
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-10 из 12.
19.01.2018
№218.016.0321

Подшипник газостатический

Изобретение относится к деталям машин, а именно, к конструкциям радиальных и упорных газостатических подшипников, предназначенных для использования, в частности, в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов. Подшипник газостатический содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630271
Дата охранного документа: 06.09.2017
10.05.2018
№218.016.4b8f

Радиальный подшипник скольжения

Изобретение относится к деталям машин, а именно к конструкциям радиальных подшипников скольжения, используемых в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов. Радиальный подшипник скольжения содержит корпус (1), как минимум один сегмент (2),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651961
Дата охранного документа: 24.04.2018
20.06.2018
№218.016.64e7

Регулируемый сопловой аппарат турбины, турбина и способ работы турбины

Группа изобретений относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использована в паротурбинных приводах, транспортных газотурбинных двигателях, а также в турбокомпрессорах двигателей внутреннего сгорания. Регулируемый сопловой аппарат турбины содержит внутренний корпус,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658168
Дата охранного документа: 19.06.2018
05.07.2018
№218.016.6bcc

Пластинчатый теплообменник и способ изготовления пластинчатого теплообменника

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в технике для подогрева жидких или газообразных сред, например, в качестве рекуператора. Пластинчатый теплообменник, содержащий цилиндрический наружный корпус, одно центральное и два периферийных разделительных кольца, размещенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659677
Дата охранного документа: 03.07.2018
06.04.2019
№219.016.fdc6

Истираемое уплотнение и способ его изготовления

Изобретение относится к энергетике, а именно к истираемым уплотнениям для газовой турбины, имеющим ячеистые металлические структуры, применяемым для уплотнения зазоров между лопатками вращающегося колеса и статором турбомашин. Истираемое уплотнение (3) содержит основу (4) уплотнения и сотовую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684055
Дата охранного документа: 03.04.2019
22.04.2019
№219.017.3676

Компрессор газотурбинного двигателя (варианты)

Изобретения относятся к авиационной технике и могут быть использованы в газотурбинном двигателестроении, а именно в компрессоростроении. В компрессоре с диагональной ступенью упорный подшипник, установленный на валу ротора, размещается таким образом, чтобы ось, проходящая через центры тел...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002301360
Дата охранного документа: 20.06.2007
27.04.2019
№219.017.3c8b

Пластинчатый теплообменник и способ изготовления пластинчатого теплообменника

Изобретение относится к теплотехнике и может быть использовано в технике для подогрева жидких или газообразных сред, например, в качестве рекуператора. Пластинчатый теплообменник содержит первую секцию теплообменника, которая включает цилиндрический наружный корпус, одно центральное и два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686134
Дата охранного документа: 24.04.2019
09.06.2019
№219.017.764d

Устройство поддержания температурного режима потребителя и способ его работы

Изобретение относится к теплотехнике, а именно к системам регулирования теплового режима различных установок. Устройство поддержания температурного режима потребителя содержит первый и второй контуры циркуляции охлаждающей жидкости, контур холодильной машины. Причем первый контур включает в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690996
Дата охранного документа: 07.06.2019
09.06.2019
№219.017.7df7

Парокомпрессионная установка

Изобретение относится к парокомпрессионным установкам, работающим по разомкнутому циклу, принцип действия которых основан на создании в камере разрежения, сопровождающегося кипением и испарением жидкого рабочего тела, последующего сжатия полученного пара и его конденсации в камере конденсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002450218
Дата охранного документа: 10.05.2012
02.08.2019
№219.017.bb77

Лепестковый газостатический подшипник и способ изготовления лепесткового газостатического подшипника

Изобретение относится к деталям машин, а именно к конструкциям радиальных и упорных газостатических подшипников, предназначенных для использования, в частности, в высокоскоростных роторных системах, например компрессорах, турбинах, электрогенераторах. Лепестковый газостатический подшипник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696144
Дата охранного документа: 31.07.2019
+ добавить свой РИД