×
11.03.2019
219.016.d8e0

Результат интеллектуальной деятельности: КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано при разработке конструкций преимущественно автомобильных колес из легких сплавов, изготавливаемых горячей объемной штамповкой. Колесо содержит дисковую часть и сочлененный с ней в зоне минимальных диаметральных размеров обод в виде двух оболочек, обращенных максимальными диаметральными размерами к опорным площадкам для шины. В упомянутых зонах упомянутые оболочки изнутри и снаружи ограничены тороидальными поверхностями с образующими, обращенными вогнутостью к оси колеса, центры радиусов которых расположены на нормалях, проходящих через точки сопряжения. В результате уменьшается масса колеса при сохранении прочности и упругости конструкции. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Предлагаемое изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано при разработке конструкций преимущественно автомобильных колес из легких сплавов, изготавливаемых горячей объемной штамповкой.

Известно литое колесо автомобиля, содержащее дисковую часть и сочлененный с ней обод в виде тела вращения, ограниченного с внешней стороны опорными площадками для шины с ребордами и хампами и углублением для монтажа шины (пат. ФРГ № 1975459, кл. B60B 3/06, опубл. 1999).

Недостатком известного колеса является большая масса, так как литая структура не обеспечивает получение оптимальных прочностных свойств при минимизации размеров элементов конструкции колеса.

Известно горячештампованное колесо транспортного средства, содержащее дисковую часть со ступицей и сочлененный с ней обод в виде тела вращения, ограниченного с внешней стороны опорными площадками для шины с передней и задней ребордами соответственно с одной стороны и хампами - с другой, а также выполненное в части обода между хампами примыкающее к последним углубление для монтажа шины с участками в виде сопряженных между собой и с дисковой частью в зоне минимальных диаметральных размеров наружных поверхностей пары оболочек, которые большими диаметральными размерами наружных поверхностей обращены в разные стороны относительно этой зоны, а внутренние поверхности упомянутых оболочек сопряжены в этой зоне соответственно с передней и задней поверхностями дисковой части тороидальными поверхностями с образующими, обращенными вогнутостью к оси колеса (пат. РФ № 2285621, кл. B60B 3/06, опубл. 2006 - прототип).

Недостатком известного колеса является большая масса, так как его форма не является оптимальной.

Предлагаемое колесо транспортного средства содержит дисковую часть со ступицей и сочлененный с ней обод в виде тела вращения, ограниченного с внешней стороны опорными площадками для шины с передней и задней ребордами соответственно с одной стороны и хампами - с другой, а также выполненное в части обода между хампами примыкающее к последним углубление для монтажа шины с участками в виде сопряженных между собой и с дисковой частью в зоне минимальных диаметральных размеров наружных поверхностей пары оболочек, которые большими диаметральными размерами наружных поверхностей обращены в разные стороны относительно этой зоны, а внутренние поверхности упомянутых оболочек сопряжены в этой зоне соответственно с передней и задней поверхностями дисковой части тороидальными поверхностями с образующими, обращенными вогнутостью к оси колеса. При этом внешняя и внутренняя поверхности оболочки, обращенной к передней реборде, сопряжены с поверхностями опорной площадки посредством эквидистантных тороидальных поверхностей, обращенных вогнутостью к оси колеса и касательных соответственно как поверхностям опорной площадки, так и поверхностям упомянутой оболочки, а центры радиусов образующих упомянутых тороидальных поверхностей расположены на нормалях, проходящих через точки касания сопряженных поверхностей опорной площадки в зоне хампа и поверхностей оболочки в зоне минимальных диаметральных размеров с тороидальными поверхностями соответственно.

Образующая оболочки, обращенной к передней реборде, может быть выполнена криволинейной, выпуклостью наружу (от оси колеса).

Образующая оболочки, обращенной к передней реборде, может быть выполнена криволинейной, выпуклостью внутрь (к оси колеса).

Центры радиусов образующих тороидальных поверхностей, сопрягающих внутреннюю и наружную поверхность каждой из упомянутых оболочек с передней и задней поверхностями дисковой части, могут находиться на одной нормали, но не совпадать.

Предложенное колесо отличается тем, что внешняя и внутренняя поверхности оболочки, обращенной к передней реборде, сопряжены с поверхностями опорной площадки посредством эквидистантных тороидальных поверхностей, обращенных вогнутостью к оси колеса и касательных соответственно как поверхностям опорной площадки, так и поверхностям упомянутой оболочки, а центры радиусов образующих упомянутых тороидальных поверхностей расположены на нормалях, проходящих через точки касания сопряженных поверхностей опорной площадки в зоне хампа и поверхностей оболочки в зоне минимальных диаметральных размеров с тороидальными поверхностями соответственно.

Колесо может отличаться тем, что образующая оболочки, обращенной к передней реборде, выполнена криволинейной, выпуклостью наружу (от оси колеса), или может отличаться тем, что образующая оболочки, обращенной к передней реборде, выполнена криволинейной, выпуклостью внутрь (к оси колеса).

Колесо может отличаться тем, что центры радиусов образующих тороидальных поверхностей, сопрягающих внутреннюю и наружную поверхности каждой из упомянутых оболочек с передней и задней поверхностями дисковой части, находятся на одной нормали, но не совпадают.

Технический результат - минимизация массы колеса, так как оптимальная форма позволяет облегчить его при обеспечении необходимой упругости всей конструкции.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показаны:

на фиг.1 - колесо в разрезе с широким ободом;

на фиг.2 - то же, но с узким ободом (выпуклостью наружу);

на фиг.3 - то же, но с широким ободом (выпуклостью внутрь);

на фиг.4 - возможные сопряжения поверхностей оболочки с задней поверхностью дисковой части.

Колесо содержит дисковую часть 1 и сочлененный с ней обод 2 в виде тела вращения. На внешней стороне обода 2 имеются опорные площадки 3 и 4 для шины. У опорной площадки 3 с одной стороны выполнена передняя реборда 5, с другой - хамп 6. У опорной площадки 4 с одной стороны выполнена задняя реборда 7, с другой - хамп 8. На части обода 2 между хампами 6 и 8 выполнено примыкающее к последним углубление 9 для монтажа шины с участками 10 и 11. Эти участки сопряжены между собой и с дисковой частью 1 в зоне 9 минимальных диаметральных размеров наружных поверхностей пары оболочек 12 и 13, которые большими диаметральными размерами наружных поверхностей соответственно 14 и 15 обращены в разные стороны относительно этой зоны. Наружные поверхности 14 и 15 и внутренние поверхности 16 и 17 оболочек 12 и 13 соответственно сопряжены в зоне 9 соответственно с передней 18 и задней 19 поверхностями дисковой части тороидальными поверхностями с радиусами образующих R4, R5 и R6, R7, R8. При этом наружная поверхность 14 и внутренняя поверхность 16 оболочки 12 сопряжены с поверхностями опорной площадки 3 эквидистантными тороидальными поверхностями с радиусами образующих R2 и R3 соответственно. Центры радиусов образующих тороидальных поверхностей расположены на нормалях, проходящих через точки касания сопряженных поверхностей, в том числе и в зоне хампа 6. При этом центры радиусов образующих тороидальных поверхностей, сопрягающих как внешнюю, так и внутреннюю поверхности упомянутых оболочек с передней и задней стенкой дисковой части, могут располагаться на одной нормали, проходящей через точки касания сопрягаемых поверхностей, но при этом не совпадать между собой на величины n, k и ν соответственно. При сложной конфигурации контура тормозной системы сопряжение внутренней поверхности 17 оболочки 13 с задней стенкой 19 дисковой части 1 производится через, например, дополнительные пары тороидальных поверхностей с радиусами образующих R14, R15, центры которых размещены на нормали, расположенной под углом α° к оси колеса. Это позволяет выполнять оболочки 12 и 13 переменной по длине толщины (переменной жесткости) при минимизации массовых и оптимизации прочностных характеристик и упругости конструкции. Этому же способствует и конусность внешней поверхности оболочки 13, определяемая углом γ° (фиг.4б).

Примеры.

1. Опытное колесо из магниевого сплава AZ80A размерами 11×13” имеет массу примерно на 6,5% меньше массы «штатного» колеса. При этом масса оболочки 12 (фиг.2) снижена на 4,2%.

2. Опытное колесо из магниевого сплава AZ80A размерами 13,7×13” имеет массу примерно на 7,6% меньше массы «штатного» колеса. При этом общая масса оболочек 12 и 13 (фиг.3) снижена на 8,5%.

3. Экспериментальное колесо из магниевого сплава AZ80A размерами 13,7×13” имеет массу примерно на 8,2% меньше массы «штатного» колеса. При этом масса оболочек 12 и 13 (фиг.1) снижена на 9%.

Таким образом, предлагаемая конструкция позволяет минимизировать массу колеса и оптимизировать как прочностные характеристики, так и упругость конструкции.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
11.03.2019
№219.016.dc73

Способ объемной горячей штамповки деталей типа стаканов и чаш

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении полых деталей. Исходную круглую заготовку выдавливают через осесимметричный ручей, образованный поверхностями неподвижного дорна и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002402401
Дата охранного документа: 27.10.2010
11.03.2019
№219.016.dcf0

Способ концентричного углового прессования деталей типа стакана или чаши

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении полых деталей. Прессование осуществляют в три стадии. На первой стадии производят выдавливание цилиндрической исходной заготовки из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002437738
Дата охранного документа: 27.12.2011
11.03.2019
№219.016.dd38

Способ изготовления деталей типа осесимметричной чаши

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении деталей типа чаши или стакана. Из исходной цилиндрической заготовки горячей объемной штамповкой в два этапа формируют полуфабрикат. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002443497
Дата охранного документа: 27.02.2012
11.03.2019
№219.016.dd3c

Способ концентричного углового прессования деталей типа стаканов или чаш

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении полых деталей. Формируют промежуточную заготовку с утолщением у торца путем выдавливания исходной заготовки из сквозного канала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002443498
Дата охранного документа: 27.02.2012
Показаны записи 1-10 из 15.
20.11.2013
№216.012.81af

Способ изготовления цилиндрического полуфабриката из цилиндрического слитка легкого сплава горячей обработкой давлением

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении деталей, преимущественно крупногабаритных из слитков легких сплавов. При изготовлении цилиндрического полуфабриката последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498875
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.03.2014
№216.012.ae4b

Колесо транспортного средства

Изобретение относится к конструкции автомобильных колес из легких сплавов, изготовленных горячей объемной штамповкой. Обод между хампами выполнен с углублением для монтажа шины и имеет минимальные диаметральные размеры в зоне его сочленения с дисковой частью. В зоне углубления обод выполнен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510334
Дата охранного документа: 27.03.2014
10.11.2014
№216.013.04ca

Способ горячего прессования полуфабриката из цилиндрической заготовки

Изобретение относится к заготовительному производству и может быть использовано в кузнечно-прессовых цехах при получении полуфабрикатов. Капсулу, имеющую цилиндрическую стенку и плоские днища, с расположенной в ней цилиндрической заготовкой размещают в сквозном отверстии ручья контейнера....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532624
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.11.2014
№216.013.04cb

Способ горячего прессования полуфабриката из цилиндрической заготовки

Изобретение относится к заготовительному производству и может быть использовано в кузнечно-прессовых цехах заводов. Заготовку помещают в капсулу с цилиндрической стенкой и плоскими днищами. Капсулу устанавливают в сквозном отверстии ручья контейнера, который смонтирован на станине пресса с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532625
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.11.2014
№216.013.04d0

Способ изготовления полуфабрикатов типа галет и шайб из цилиндрической заготовки горячей обработкой давлением

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении полуфабрикатов типа галет или шайб для последующего изготовления деталей из высокопрочных сплавов. Производят плющение цилиндрической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532630
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.11.2014
№216.013.0500

Способ изготовления деталей типа стакана или чаши из алюминиевого сплава

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах заводов при изготовлении полых деталей из алюминиевых сплавов. Исходную круглую заготовку получают из слитка гомогенизацией при температуре (310-340)°C в течение (1-5) часов с последующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532678
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.11.2014
№216.013.0509

Способ изготовления деталей типа осесимметричной чаши из сплава, содержащего алюминий

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении, например, автомобильных колес, емкостей высокого давления и подобных им изделий. Из исходной цилиндрической заготовки горячей объемной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532687
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.04.2016
№216.015.2c69

Инструмент для объемной штамповки деталей типа чаш

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении полых деталей типа чаш и стаканов. Инструмент содержит матрицу, закрепленные на ползуне пресса пуансон и упор для ограничения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579839
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.08.2016
№216.015.4f92

Способ изготовления исходной заготовки из алюминиевого сплава для горячей объемной штамповки деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении полуфабрикатов из слитков алюминиевых сплавов. Слиток после гомогенизации охлаждают, затем нагревают и деформируют путем изменения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595154
Дата охранного документа: 20.08.2016
11.03.2019
№219.016.d83f

Способ объемной горячей штамповки деталей типа чаш и стаканов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении полых деталей. Исходную круглую заготовку и приводной пуансон размещают в контейнере внутри ступени меньшего диаметра, образованной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391174
Дата охранного документа: 10.06.2010
+ добавить свой РИД