×
20.02.2019
219.016.c065

ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002304730
Дата охранного документа
20.08.2007
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Центробежно-шестеренный насос относится к насосам для систем топливопитания газотурбинных двигателей. Центробежно-шестеренный насос содержит корпус с патрубками входа и выхода, установленные в расточках корпуса подпятники, радиальные центробежные крыльчатки с индивидуальными каналами подвода рабочей жидкости, закрепленные в ведущей и ведомой шестернях, выполненных с кольцевыми расточками у ножек зубьев, сопрягаемыми с разделителями полостей всасывания и нагнетания, установленными в подпятниках. Подпятники выполнены в виде двух общих для ведущей и ведомой шестерен подшипников скольжения, на одном из которых выполнена боковая прорезь, соединяющая индивидуальные каналы подвода рабочей жидкости к радиальным центробежным крыльчаткам с патрубком входа. Глубина прорези ограничена плоскостью, проходящей через центры подшипников. Такое выполнение конструкции насоса позволяет сократить утечки, повышая объемный КПД насоса. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Заявленное изобретение относится к машиностроению, в частности к центробежно-шестеренным насосам, и используется в системе топливопитания газотурбинных двигателей (ГТД).

Известен шестеренный насос [см. Т.М.Башта «Гидравлические приводы летательных аппаратов», М.: Машиностроение, 1967, стр.171, фиг.99] с дифференциальным поджимом втулок. В этом насосе плавающие втулки поджимаются к шестерням рабочим давлением жидкости. Часть площади торцевой поверхности втулок, на которую действует жидкость, изолирована от рабочего давления с помощью резинового уплотнительного кольца. Образованная этим кольцом фигурная камера соединена с помощью канала с камерой всасывания, обеспечивая максимальную равномерность распределения нагрузки. Недостатком этих насосов является то, что заполнению рабочих впадин шестерен будут препятствовать развивающиеся при их вращении центробежные силы, действующие на жидкость во впадинах. Под действием центробежной силы давление во впадинах значительно понижается, что приводит к выделению воздуха и к ухудшению режима заполнения впадин жидкостью.

К недостаткам данного насоса следует отнести также сложность обеспечения равномерного поджатия плавающих втулок к торцам шестерен из-за необходимости подбора величины, расположения и конфигурации фигурной камеры, соединенной с полостью всасывания.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является шестеренный насос [см. а.с. СССР №1717865, кл. F04C 2/04, 1990 г.], содержащий корпус с днищем и торцевой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены ведущая и ведомая шестерни с закрепленными на них крыльчатками и с радиальными расточками, выполненными у ножек зубьев и сопрягаемыми с разделителями, расположенными на подпятниках. В этом насосе за счет подвода рабочей жидкости со стороны впадины зубьев при вращении шестерен центробежные силы, действующие на жидкость, не препятствуют заполнению впадин рабочей жидкостью, а наоборот повышают давление во впадинах зубьев, и это давление увеличивается с ростом числа оборотов. Однако этот насос не предназначен для работы при высоких давлениях рабочей жидкости, т.к. в нем отсутствует гидравлическая компенсация торцевых зазоров, в связи с чем при работе насоса при высоких давлениях увеличиваются утечки по торцевым зазорам, что снижает КПД насоса.

Техническим результатом, на решение которого направлено заявленное изобретение, является повышение объемного КПД насоса и обеспечение длительной работы насоса при высоких давлениях нагнетания.

Для достижения указанного технического результата в центробежно-шестеренном насосе, содержащем корпус с патрубками входа и выхода, установленные в расточках корпуса подпятники, радиальные центробежные крыльчатки с индивидуальными каналами подвода рабочей жидкости, закрепленные в ведущей и ведомой шестернях, выполненных с кольцевыми расточками у ножек зубьев, сопрягаемыми с разделителями полостей всасывания и нагнетания, установленными в подпятниках, подпятники выполнены в виде двух общих для ведущей и ведомой шестерен подшипников скольжения, на одном из которых выполнена боковая прорезь, соединяющая индивидуальные каналы подвода рабочей жидкости к радиальным центробежным крыльчаткам с патрубком входа, при этом глубина прорези ограничена плоскостью, проходящей через центры подшипников.

В одном из подшипников может быть выполнена компенсационная зона, соединенная с давлением нагнетания, контур которой совпадает с контуром разделителей полостей всасывания и нагнетания, и ограниченная с одной стороны размерами разделителей, а с другой стороны - наружной поверхностью подшипника скольжения со стороны давления нагнетания. Отличительные признаки, а именно, выполнение подпятников в виде двух общих для ведущей и ведомой шестерен подшипников скольжения, на одном из которых выполнена боковая прорезь, соединяющая индивидуальные каналы подвода рабочей жидкости к радиальным центробежным крыльчаткам с патрубком входа, при этом глубина прорези ограничена плоскостью, проходящей через центры подшипников, позволяют значительно повысить величину рабочего давления, создаваемого насосом, и создать условия безкавитационной работы.

Выполнение компенсационной зоны, соединенной с давлением нагнетания, контур которой совпадает с контуром разделителей, и ограниченной с одной стороны размерами разделителей, а с другой стороны - наружной поверхностью подшипника скольжения со стороны давления нагнетания, позволяет полностью компенсировать давление нагнетания, действующее на подвижный подпятник со стороны шестерен. В результате повышается объемный КПД насоса и обеспечивается длительная работа насоса при высоких давлениях нагнетания. Предложенное устройство представлено на чертежах фиг.1-4, где на фиг.1 показан продольный разрез предложенного насоса, на фиг.2 - сечение по А-А фиг.1, на фиг.3 - сечение по Б-Б фиг.1 и на фиг.4 - сечение по В-В фиг.1, и описано ниже.

Центробежно-шестеренный насос содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками, фланец 4 и торцевую крышку 5. В расточках корпуса установлены неподвижный 6 и подвижный 7 подпятники. Подпятник 7 поджат пружиной 8. В расточках корпуса также установлены ведущая 9 и ведомая 10 шестерни с закрепленными на них радиальными центробежными крыльчатками 11, имеющими индивидуальные каналы подвода рабочей жидкости. Шестерни 9 и 10 снабжены кольцевыми расточками у ножек зубьев, сопрягаемыми с разделителями 12, 13 полостей всасывания и нагнетания. Разделители 12, 13 установлены в подпятнике 7 или могут быть выполнены с ним за одно целое.

Подпятники 6 и 7 выполнены в виде двух общих для шестерен 9 и 10 подшипников скольжения, один из которых (подпятник 7) имеет боковую прорезь Е, соединяющую индивидуальные каналы подвода рабочей жидкости к радиальным центробежным крыльчаткам от патрубка 2 входа. Глубина прорези Е ограничена плоскостью Г-Г (фиг.4), проходящей через центры подпятников. Подпятник 7 на торце, прилегающем к крышке 5, имеет замкнутую фигурную канавку прямоугольного профиля сечения с установленным уплотнительным кольцом 14 (фиг.2), внутренняя полость (компенсационная зона) Ж которого связана с давлением нагнетания.

Контур компенсационной зоны Ж совпадает с контуром разделителей 12 и 13 и ограничен с одной стороны размерами профильной канавки D; D1; L; L1 (фиг.2), равными соответствующим размерам D′; D′1; L′; L′1 разделителей (фиг.3), а с другой стороны - наружной поверхностью подпятника (подшипника скольжения) 7 со стороны давления нагнетания. При равенстве указанных размеров подпятник 7 полностью разгружен от осевых гидравлических сил и поджатие его к шестерням 9 и 10 обеспечивается пружинами 8.

При работе насоса рабочая жидкость из патрубка 2 входа через боковую прорезь Е поступает к центробежным крыльчаткам 11 и далее по каналам в межзубовое пространство ведущей 9 и ведомой 10 шестерен, откуда через выходной патрубок 3 отводится потребителю.

Подпятники 6 и 7, выполненные в виде двух общих для обеих шестерен подшипников скольжения, позволяют значительно повысить величину рабочего давления, создаваемого насосом, т.к. нагрузка от высокого давления, действующая на валы шестерен, воспринимается подпятниками 6 и 7. Глубина прорези Е для подвода жидкости к радиально-центробежным крыльчаткам, ограниченная плоскостью, проходящей через центры отверстий подвижного подпятника 7, позволяет создать условия безкавитационной работы центробежно-шестеренного насоса за счет обеспечения расчетной площади входного сечения с сохранением прочности подпятника, а выполненная на подвижном подпятнике и соединенная с давлением нагнетания компенсационная зона Ж (фиг.2), контур которой совпадает с контурами разделителей 12, 13 полостей всасывания и нагнетания, позволяет полностью компенсировать давление нагнетания, действующее на подвижный подпятник со стороны шестерен, а пружинами 8 обеспечить поджатие подвижного подпятника к торцам шестерен с расчетным усилием, для компенсации торцевых зазоров, сократив тем самым утечки, повысив объемный КПД центробежно-шестеренного насоса, а также сохранить КПД неизменным в течение длительной эксплуатации насоса.

1.Центробежно-шестеренныйнасос,содержащийкорпусспатрубкамивходаивыхода,установленныеврасточкахкорпусаподпятники,радиальныецентробежныекрыльчаткисиндивидуальнымиканаламиподводарабочейжидкости,закрепленныевведущейиведомойшестернях,выполненныхскольцевымирасточкамиуножекзубьев,сопрягаемымисразделителямиполостейвсасыванияинагнетания,установленнымивподпятниках,отличающийсятем,чтоподпятникивыполненыввидедвухобщихдляведущейиведомойшестеренподшипниковскольжения,наодномизкоторыхвыполненабоковаяпрорезь,соединяющаяиндивидуальныеканалыподводарабочейжидкостикрадиальнымцентробежнымкрыльчаткамспатрубкомвхода,приэтомглубинапрорезиограниченаплоскостью,проходящейчерезцентрыподшипников.12.Насоспоп.1,отличающийсятем,чтонаодномизподшипниковвыполненакомпенсационнаязона,соединеннаясдавлениемнагнетания,контуркоторойсовпадаетсконтуромразделителей,иограниченнаясоднойстороныразмерамиразделителей,асдругойсторонынаружнойповерхностьюподшипникаскольжениясостороныдавлениянагнетания.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
19.04.2019
№219.017.2c5f

Система топливопитания и регулирования двигателя

Изобретение предназначено для топливопитания и регулирования двигателя и может быть использовано в авиадвигателестроении. Система содержит установленные последовательно на приводном валу шестеренный качающий узел подачи топлива и шестеренный дозирующий качающий узел с клапаном постоянного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287075
Дата охранного документа: 10.11.2006
19.04.2019
№219.017.2fb2

Двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя

Двухканальная система топливопитания и регулирования предназначена для автоматического управления газотурбинными двигателями. Система содержит насос, дозатор топлива с клапаном перепада, основной и резервный каналы управления с селектором переключения. Электрогидропреобразователь основного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338911
Дата охранного документа: 20.11.2008
29.04.2019
№219.017.3f72

Система автоматического регулирования воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к области автоматического регулирования воздушно-реактивных двигателей, в частности, к подаче топлива в камеру сгорания двигателя на всех режимах полета. Система содержит дозаторы, через соответствующие рычаги связанные с соответствующими пружинами обратной связи и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02209990
Дата охранного документа: 10.08.2003
29.04.2019
№219.017.405f

Двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя

Двухканальная система топливопитания и регулирования предназначена для управления газотурбинными двигателями. Система содержит насос, дозатор топлива с клапаном перепада, основной и резервный каналы управления с селектором переключения. Электрогидропреобразователь основного канала управления по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002344305
Дата охранного документа: 20.01.2009
09.06.2019
№219.017.7c67

Система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя

Система относится к области двигателестроения, в частности к системе автоматического регулирования газотурбинного двигателя. Система содержит качающий узел (КУ), связанный с регулируемым приводом, снабженным блоком управления. В выходной магистрали КУ установлен датчик расхода, выполненный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002322600
Дата охранного документа: 20.04.2008
29.06.2019
№219.017.9d74

Система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя

Система топливопитания и регулирования предназначена для автоматического управления газотурбинными двигателями. Система содержит центробежный насос с приводом от двигателя и объемный дозатор с регулируемым приводом. Объемный дозатор выполнен в виде шестеренного гидравлического механизма, во...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002352802
Дата охранного документа: 20.04.2009
Показаны записи 1-8 из 8.
10.06.2014
№216.012.d117

Герметичный осевой электроприводной насосный агрегат

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в насосах с электроприводом мокрого или полумокрого типа, в частности в авиадвигателестроении. Насосный электроприводной агрегат содержит статор электропривода, в торцевых крышках которого со стороны всасывания и нагнетания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519298
Дата охранного документа: 10.06.2014
27.09.2014
№216.012.f938

Устройство для дозирования рабочей жидкости

Устройство для дозирования рабочей жидкости, содержащее корпус и втулку с магистралями подвода и отвода рабочей жидкости, разделенными уплотнительным кольцом, расположенным в канавке, выполненной во втулке, в которой с возможностью осевого перемещения установлен золотник с подпружиненным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529637
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.11.2014
№216.013.0ae7

Система подачи топлива для спарки вертолетных газотурбинных двигателей

Система подачи топлива предназначена для спарки вертолетных ГТД. Она содержит две гидромеханические части (ГМЧ). Чтобы можно было использовать систему на двухмоторных вертолетах с высокой степенью надежности, в ГМЧ введены синхронизатор мощности двигателей, ограничитель частоты вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534199
Дата охранного документа: 27.11.2014
10.03.2016
№216.014.c0f8

Клапан высокого давления

Клапан высокого давления используется для гидроприводов насосов высокого давления. Дифференциальная золотниковая пара имеет каналы подвода жидкости из зоны высокого давления и отвода жидкости в зону низкого давления. В зоне низкого давления установлена пружина. Перед пружиной выполнен третий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576828
Дата охранного документа: 10.03.2016
26.08.2017
№217.015.d7b4

Система топливопитания газотурбинного двигателя

Система топливопитания газотурбинного двигателя относится к области двигателестроения, в частности к системам топливопитания газотурбинных двигателей летательного аппарата. Система содержит регулятор, связанный с датчиками параметров работы двигателя, насос высокого давления и основной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622683
Дата охранного документа: 19.06.2017
22.09.2018
№218.016.8965

Двухканальная система регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель

Двухканальная система регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель относится к области авиационного двигателестроения и предназначена для автоматического управления ГТД на всех режимах работы двигателя. Система содержит основной и резервный каналы управления, междроссельную камеру,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667201
Дата охранного документа: 17.09.2018
20.02.2019
№219.016.c0bb

Система топливоподачи газотурбинного двигателя

Система топливоподачи предназначена для газотурбинных двигателей летательных аппаратов. Насос низкого давления выполнен в виде центробежно-шестеренного. Это обеспечивает заполнение межзубового пространства изнутри, улучшая полноту заполнения, устраняя кавитацию и срыв подачи топлива. Полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002368794
Дата охранного документа: 27.09.2009
29.04.2019
№219.017.4532

Система автоматического регулирования прямоточного воздушно-реактивного двигателя

Система предназначена для автоматического регулирования прямоточного воздушно-реактивного двигателя. В системе дозатор расхода топлива с регулятором постоянного перепада давлений подключен к магистралям отдозированного и неотдозированного топлива. Распределитель топлива по коллекторам форсунок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002400642
Дата охранного документа: 27.09.2010
+ добавить свой РИД