×
16.01.2019
219.016.afeb

Способ измерения скорости судна доплеровским лагом

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Достигаемый технический результат - повышение точности измерения скорости судна доплеровским лагом в условиях вертикального перемещения судна. Указанный технический результат достигается тем, что в доплеровском лаге, функционирующем по схеме "Янус", дополнительно измеряют направление и скорость вертикального перемещения судна в момент излучения зондирующих сигналов и в момент обнаружения эхо-сигналов, отраженных от дна, которые учитывают при вычислении скорости судна. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения скорости судна доплеровским методом.

Для повышения точности измерения скорости судна широко применяется схема «Янус» излучения зондирующих сигналов (ЗС) и приема эхо-сигналов (ЭС), отраженных от дна, по двум наклонным лучам, симметричным в вертикальной плоскости относительно вертикали и противоположно направленных в горизонтальной плоскости (фиг. 1).

На фиг. 1: V - скорость судна, - угол между направлением вертикально вниз и направлением излучения.

В основе схемы «Янус» лежит измерение доплеровской частоты ƒдоп как разности частот ЭС, отраженных от дна, полученных с двух направлений излучения ЗС:

где ƒЭС/нос, ƒЭС/корма - частоты эхо-сигналов, отраженных от дна и принимаемых по лучам, направленным под углом в нос и корму, соответственно. При отсутствии возмущений, обусловленных качкой и рысканием судна, ƒЭС/нос и ƒЭС/корма вычисляются по формулам [1]:

где

ƒЗС - частота ЗС;

с - скорость звука в воде.

Подставляя (2) в (1), получим:

Раскрывая скобки и выполняя очевидные преобразования, получим формулу для вычисления скорости судна [1, формула (2.8)]:

Как правило, на практике одновременно используются две схемы «Янус» во взаимно перпендикулярных направлениях, что позволяет определять две проекции скорости судна.

Одним из факторов, снижающих точность определения скорости судна доплеровским лагом, является вертикальное перемещение судна, обусловленное влиянием волнения для надводного судна либо рысканием по глубине для подводной лодки [1, 2].

Вертикальное перемещение судна в момент излучения зондирующего сигнала (ЗС) и приема эхо-сигнала (ЭС), отраженного от дна, приводит к дополнительным ошибкам измерения скорости, пропорциональным проекции скорости вертикального перемещения судна на направление излучения ЗС.

С учетом вертикального перемещения формулы (2) примут вид:

где Vверт/изл, Vверт/пр - скорости вертикального перемещения судна в момент излучения ЗС и приема ЭС, соответственно (положительная скорость соответствует перемещению вниз, отрицательная - вверх).

Подставляя (5) в (1), получим:

Раскрывая в (6) скобки и выполняя очевидные преобразования, получим формулу для вычисления скорости судна с учетом его вертикального перемещения:

Рассмотрим частный случай, когда скорости вертикального перемещения судна в момент излучения ЗС и приема ЭС равны по модулю, т.е. |Vверт/изл|=|Vверт/пр|:

Из формулы (8) следует, что при наличии вертикального перемещения судна к формуле (4) для вычисления скорости судна в отсутствии возмущений, добавляется еще одни сомножитель, основу которого составляет разность между единицей и отношением проекции скорости вертикального перемещения судна на направление излучения к скорости звука в воде. При разнонаправленном вертикальном перемещении судна в моменты излучения и приема сигнала этот сомножитель имеет первую степень, при однонаправленном - вторую.

Если при вычислении скорости судна не учитывать наличие его вертикального перемещения (т.е. применять формулу (4)), то при типовой скорости вертикального перемещения 2 м/с ошибка определения скорости судна составит 0,15% при разнонаправленном вертикальном перемещении судна в моменты излучения и приема сигнала и 0,25% при однонаправленном, что является достаточно большой величиной (например, при скорости судна 10 м/с ошибка будет равна 25 мм/с при типовой норме 10 мм/с). Отсюда следует вывод, что вертикальное перемещение судна при определении скорости судна доплеровским лагом необходимо учитывать.

В качестве прототипа выбран описанный в работе [1] способ измерения скорости судна доплеровским лагом, включающий одновременное излучение двух тональных зондирующих сигналов по двум наклонным симметричным в вертикальной плоскости относительно вертикального направления и разнонаправленным в горизонтальной плоскости лучам, формирование двух характеристик направленности для приема сигналов с направлений излучения, обнаружение в каждой сформированной характеристике направленности отраженного от дна эхо-сигнала и измерение его частоты, вычисление разности частот сигналов, измеренных на выходе двух сформированных характеристик направленности, с использованием которой по формуле (4) вычисление скорости судна. Блок схема способа-прототипа приведена на фиг. 2.

Решаемая задача предлагаемого способа - повышение качества кораблевождения.

Технический результат - повышение точности измерения скорости судна в условиях его вертикального перемещения.

Указанный технический результат достигается тем, что дополнительно к способу-прототипу измеряют направление и скорость вертикального перемещения судна в моменты излучения зондирующих сигналов и обнаружения эхо-сигналов, которые учитывают при вычислении скорости судна по формуле (7).

Как показано выше, реализация заявляемого способа при типовой скорости вертикального перемещения 2 м/с позволяет сократить ошибку определения скорости судна от 0,15% до 0,25% (например, при скорости судна 10 м/с повышение точности измерения скорости судна составит от 15 до 25 мм/с (при типовой норме точности измерения скорости судна 10 мм/с).

Таким образом, заявленный технический результат - повышение точности измерения скорости судна в условиях его вертикального перемещения - можно считать достигнутым.

Блок-схема реализации заявляемого способа приведена на фиг. 3.

Источники информации

1. Виноградов К.А., Кошкарев В.Н., Осюхин Б.А., Хребтов А.А. Абсолютные и относительные лаги. // Л.: Судостроение, 1990.

2. Богородский В.В. и др. Гидроакустическая техника исследования и освоения океана. // Л.: Гидрометиздат, 1984, 264 с.

3. Хребтов А.А., Виноградов К.А., Кошкарев В.Н., и др. Судовые измерители скорости. // Л.: Судостроение, 1978.

4. Виноградов К.А., Новиков И.А., Гидроакустические навигационные системы и средства. // Навигация и гидрография, 1999, №7.

5. Патент РФ №2439613. Гидроакустический доплеровский лаг с алгоритмом многоальтернативной фильтрации эхо-сигнала, основанным на использовании банка фильтров Калмана.


Способ измерения скорости судна доплеровским лагом
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 87.
27.06.2015
№216.013.5a2b

Способ измерения физической неэлектрической величины

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве измерительных преобразователей неэлектрических величин типа датчиков угловых скоростей, датчиков линейных, угловых ускорений и т.д. Согласно заявленному изобретению преобразуют измеряемую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554624
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5a2f

Способ выставки осевого зазора в газодинамическом подвесе оси вращения ротора гиромотора

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве гиромоторов с газодинамическим подвесом оси вращения ротора, состоящего из двух полусферических опорных узлов, каждый из которых содержит опору и фланец. Технический результат -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554628
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.06.2015
№216.013.5a32

Стенд для выработки угловых колебаний в двух плоскостях

Предложенное изобретение используется для оценки динамических погрешностей микромеханических и других малогабаритных инерциальных систем. Заявленный стенд предназначен для выработки угловых колебаний в двух плоскостях, изменяющихся по гармоническому закону в расширенном частотном диапазоне,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554631
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.07.2015
№216.013.5e5e

Устройство для напыления тонкопленочных покрытий на сферические роторы электростатического гироскопа

Изобретение относится к устройствам для напыления покрытий на сферические роторы электростатических гироскопов и может быть использовано в точном приборостроении. Устройство содержит вакуумную камеру, внутри которой размещены источник распыления и механизм вращения ротора в виде двух рамок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555699
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.07.2015
№216.013.6863

Способ обнаружения и сопровождения целей циклически работающей системой наблюдения, состоящей из нескольких разнородных приемных каналов

Изобретение относится к области создания систем наблюдения, состоящих из нескольких разнородных приемных каналов. Существо предлагаемого изобретения состоит в том, что если условию идентичности наблюдаемой и комплексной цели удовлетворяет несколько комплексных целей, то из них выбирается та,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558276
Дата охранного документа: 27.07.2015
20.08.2015
№216.013.72fc

Микромеханический вибрационный гироскоп

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано при создании таких средств измерения угловой скорости движения основания, как вибрационные гироскопы. Микромеханический вибрационный гироскоп содержит основание, инерционный диск, имеющий одинаковую толщину и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561006
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.12.2015
№216.013.96cb

Способ определения погрешностей двухстепенного поплавкового гироскопа с газодинамическим подвесом ротора гиромотора

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве двухстепенных поплавковых гироскопов с газодинамическим подвесом оси вращения ротора гиромотора. Технический результат - повышение точности. Для этого в известном способе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570223
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.03.2016
№216.014.ca96

Способ бесплатформенной инерциальной навигации на микромеханических чувствительных элементах

Изобретение относится к навигационной технике, а именно к способам бесплатформенной инерционной навигации малогабаритных движущихся объектов. Способ бесплатформенной инерциальной навигации заключается в том, что на борту подвижного объекта устанавливают микромеханические гироскопы и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577567
Дата охранного документа: 20.03.2016
10.06.2016
№216.015.4665

Способ изготовления ротора электростатического гироскопа

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при производстве электростатических гироскопов. Способ изготовления ротора электростатического гироскопа содержит этапы, на которых: формируют из сплошной заготовки сферическую поверхность ротора, выполняют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586396
Дата охранного документа: 10.06.2016
20.08.2016
№216.015.4bcf

Двухстепенной поплавковый гироскоп

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве двухстепенных поплавковых гироскопов. Двухстепенной поплавковый гироскоп содержит корпус с двумя торцевыми крышками, цилиндрическую поплавковую гирокамеру, установленную в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594628
Дата охранного документа: 20.08.2016
Показаны записи 1-10 из 40.
10.09.2013
№216.012.68ec

Способ обработки информации в гидроакустической антенне

Использование: изобретение относится к области гидроакустики, а именно к способу обработки информации в гидроакустической антенне. Сущность: рассматривается способ снижения структурной составляющей помехи в сигнале гидроакустического приемника, жестко закрепленного на корпусе антенны,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492507
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.10.2013
№216.012.76fb

Антенный модуль

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть применено при разработке антенн гидроакустических систем и комплексов. Технический результат - снижение мощности отраженной антенной гидроакустической волны и повышение чувствительности гидроакустических датчиков. Антенный модуль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496119
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.11.2013
№216.012.7fa9

Способ оценки полного профиля вертикального распределения скорости звука

Использование: изобретение относится к области гидроакустики и может быть применено при формировании оценки полного профиля вертикального распределения скорости звука (ВРСЗ) по его измеренному в некотором диапазоне глубин фрагменту. Сущность: в способе осуществляется достраивание полного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498354
Дата охранного документа: 10.11.2013
27.04.2014
№216.012.bd1f

Способ распознавания ложных целей, вызванных собственными помехами подвижного носителя

Изобретение относится к областям гидроакустики и радиолокации и может быть применено в автоматических системах вторичной обработки радиолокационных и гидроакустических станций, установленных на подвижном носителе. В нем рассматривается способ снижения вероятности ложной тревоги за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514154
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.11.2014
№216.013.0b10

Способ получения упругого и звукопоглощающего полимерного материала с термопластичными микросферами

Изобретение относится к технологии изготовления упругих, звукопоглощающих и звукоизолирующих композиций на основе полиуретанов и термопластичных микросфер. Способ получения композиции из полимерного материала и порошкообразного наполнителя содержит процессы смешения компонентов, удаления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534240
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.12.2014
№216.013.1078

Бескорпусная гидроакустическая антенна

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к гидроакустическим антеннам, и может быть использовано в гидроакустических донных или опускаемых станциях различного назначения. Задача изобретения - повышение эффективности работы гидроакустических станций. Сущность изобретения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535639
Дата охранного документа: 20.12.2014
27.07.2015
№216.013.6863

Способ обнаружения и сопровождения целей циклически работающей системой наблюдения, состоящей из нескольких разнородных приемных каналов

Изобретение относится к области создания систем наблюдения, состоящих из нескольких разнородных приемных каналов. Существо предлагаемого изобретения состоит в том, что если условию идентичности наблюдаемой и комплексной цели удовлетворяет несколько комплексных целей, то из них выбирается та,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558276
Дата охранного документа: 27.07.2015
10.05.2018
№218.016.4423

Способ определения координат (пеленга и дистанции) и параметров движения (курса и скорости) морской шумящей цели

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к пассивным способам определения координат (пеленга и дистанции) и параметров движения (курса и скорости) морской шумящей цели (далее КПДЦ) по информации шумопеленгаторных станций (далее ШПС), установленных на подвижных носителях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649887
Дата охранного документа: 05.04.2018
29.05.2018
№218.016.56ff

Способ формирования характеристики направленности плоской, горизонтально расположенной многоэлементной излучающей антенны доплеровского лага

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Решаемая техническая проблема - уменьшение погрешности измерения собственной скорости судна и увеличение предельной глубины работы лага без увеличения цены и габаритов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655020
Дата охранного документа: 23.05.2018
29.05.2018
№218.016.570a

Способ измерения скорости судна доплеровским лагом

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Достигаемый технический результат - повышение надежности обнаружения эхосигналов, отраженных от морского дна, при наличии во входном сигнале, кроме эхосигналов, отраженных от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655019
Дата охранного документа: 23.05.2018
+ добавить свой РИД