×
28.08.2018
218.016.8027

Результат интеллектуальной деятельности: Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для управления подачей топлива в коллекторы основной и/или форсажной камер сгорания ГТД. Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя, содержащее два и более топливных коллектора для подвода топлива к топливным форсункам, дозатор. Между каждыми двумя последовательно подключаемыми топливными коллекторами дополнительно содержится соединительная магистраль с установленным в ней жиклером, с возможностью дозированного перетекания топлива из одного коллектора в другой на режимах запуска газотурбинного двигателя. Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить последовательное дозированное заполнение топливных коллекторов через соединительные магистрали с жиклерами, повысить надежность работы устройства подачи топлива и надежность процесса запуска двигателя в наземных и полетных условиях. 1 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для управления подачей топлива в коллекторы основной и/или форсажной камер сгорания ГТД.

Известно устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя, содержащее топливные магистрали, каналы выхода в I и II коллекторы форсунок камеры сгорания, запорный клапан, соединенный с источником высокого давления и с каналом выхода в I коллектор, и распределительный клапан, который соединен с одной стороны с каналом выхода в I коллектор, а с другой - с каналом выхода во II коллектор, дополнительно введены шунтирующий и электромагнитный клапаны, причем запорный элемент шунтирующего клапана установлен с возможностью соединения канала выхода в I коллектор с каналом выхода во II коллектор, а полость управления шунтирующего клапана соединена с электромагнитным клапаном и через жиклер с источником постоянного давления (Патент RU №2616327, МПК F02C 7/22, публ. 14.04.2017).

Недостатком устройства является отсутствие возможности плавного повышения режима работы двигателя на запуске ввиду необходимости заполнения топливом второго коллектора после открытия распределительного клапана. Это приводит к ступенчатому запуску и, как следствие, к повышению времени запуска, снижает надежность запуска и срок службы пусковых устройств.

Известно устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя, принятое за прототип, содержащее насосный блок, имеющий возможность соединения своим входом с топливным баком, а выходом - посредством основной топливной магистрали через распределитель - с дозаторами топлива в коллекторы камеры сгорания, новым является то, что как минимум один топливный коллектор имеет второй вход, соединенный первой дополнительной топливной магистралью с выходом насосного блока, и выход, соединенный второй дополнительный топливной магистралью с входом насосного блока, причем в дополнительных топливных магистралях установлены отсечные клапаны, при этом в первой дополнительной топливной магистрали может быть установлен регулятор давления топлива, связанный с датчиком давления газов в камере сгорания (Патент RU №148619, МПК F02C 9/26, публ. 10.12.2014).

Недостатком устройства является наличие отсечных клапанов в дополнительных магистралях, через которые осуществляется заполнение коллекторов недозированным топливом, что усложняет систему подачи топлива в камеру сгорания, снижает ее надежность. Кроме этого, на запуске двигателя давление топлива перед насосом может быть выше давления воздуха в камере сгорания. В этом случае недозированное топливо может перетекать в форсунки, что ухудшает стабильность запуска, снижает его надежность.

Технической задачей предлагаемого изобретения является упрощение конструкции устройства подачи топлива, повышение надежности его работы, повышение надежности запуска двигателя на земле и в полете.

Техническая задача решается за счет того, что в многоколлекторном устройстве подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя, содержащем два и более топливных коллектора для подвода топлива к топливным форсункам, дозатор, согласно изобретению, между каждыми двумя последовательно подключаемыми топливными коллекторами дополнительно содержится соединительная магистраль с установленным в ней жиклером, с возможностью дозированного перетекания топлива из одного коллектора в другой на режимах запуска газотурбинного двигателя.

На фиг. 1 представлена схема устройства, где 1 - дозатор, 2 - топливные форсунки, 3 - первый коллектор, 4 - второй коллектор, 5 - дополнительная соединительная магистраль, 6 - жиклер, 7 - третий коллектор, 8 - дополнительная соединительная магистраль, 9 - жиклер.

На запуске двигателя во время раскрутки ротора компрессора высокого давления (КВД) пусковым устройством или при его авторотации в условиях полета топливо от дозатора 1 подается в первый коллектор 3 и группу топливных форсунок 2, запитываемую этим коллектором. Одновременно, под действием перепада давления между давлением топлива в коллекторе 3 и давлением в камере сгорания топливо поступает во второй коллектор 4 через дополнительную соединительную магистраль 5 с жиклером 6. Величина расхода топлива через дополнительную соединительную магистраль 5 определяется размером жиклера 6 и подбирается исходя из условия полного заполнения топливом коллектора 4 к моменту начала подачи топлива в коллектор 4 от дозатора 1 при раскрутке ротора КВД. Аналогичным образом осуществляется предварительное заполнение третьего коллектора 7 через дополнительную соединительную магистраль 8 с жиклером 9.

Применение двух и более коллекторов, запитывающих соответствующие группы топливных форсунок, позволяет более равномерно распределить топливо в камере сгорания по окружности на розжиге и при выходе газотурбинного двигателя на режим малого газа. Розжиг камеры сгорания осуществляется с помощью первого (пускового) коллектора. По мере увеличения оборотов ротора КВД происходит подключение последующих коллекторов. Для того чтобы исключить заброс температуры газа перед турбиной необходимо плавное подключение вторичных коллекторов. Для решения этой задачи между предыдущим и последующим коллекторами устанавливается дополнительная соединительная магистраль с жиклером. Предварительное заполнение коллектора осуществляется дозированным топливом через дополнительную магистраль. Размер жиклера подбирается таким образом, чтобы обеспечить заполнение коллектора топливом до форсунок на заданных оборотах ротора КВД. Это позволяет упростить конструкцию устройства подачи топлива, повысить его надежность, повысить стабильность запуска двигателя на земле и в полете.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет обеспечить последовательное дозированное заполнение топливных коллекторов через соединительные магистрали с жиклерами, повысить надежность работы устройства подачи топлива и надежность процесса запуска двигателя в наземных и полетных условиях.

Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя, содержащее два и более топливных коллектора для подвода топлива к топливным форсункам, дозатор, отличающееся тем, что между каждыми двумя последовательно подключаемыми топливными коллекторами дополнительно содержится соединительная магистраль с установленным в ней жиклером, с возможностью дозированного перетекания топлива из одного коллектора в другой на режимах запуска газотурбинного двигателя.
Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя
Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 44.
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
13.01.2017
№217.015.8f83

Валопровод газотурбинного двигателя и способ его сборки

Изобретения относятся к двигателестроению, а именно к конструкциям привода коробок приводных агрегатов газотурбинного двигателя, и могут быть использованы в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Валопровод газотурбинного двигателя включает промежуточную опору,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605161
Дата охранного документа: 20.12.2016
13.01.2017
№217.015.8fa8

Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реверсивным устройствам газотурбинных двигателей. Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя включает «пушечный» замок с подвижным кольцом. Подвижное кольцо выполнено цельным по окружности, имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605160
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.b103

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель включает компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания. Спрямляющий аппарат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613101
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b941

Шевронное сопло газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к реактивным соплам с устройствами подавления шума, и предназначено для использования в авиационных двигателях. Шевронное сопло газотурбинного двигателя включает выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615309
Дата охранного документа: 04.04.2017
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
20.06.2018
№218.016.64e3

Устройство крепления нижней полки лопатки переходного канала между турбинами высокого и низкого давлений

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может быть использовано в турбинах газотурбинных двухконтурных двигателей авиационного применения. Устройство крепления нижней полки лопатки переходного канала между турбинами высокого и низкого давлений содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658163
Дата охранного документа: 19.06.2018
25.06.2018
№218.016.65c1

Труба для распределения горячего воздуха по кромке носка воздухозаборника

Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов. Труба распределения горячего воздуха по кромке носка воздухозаборника включает кольцевой патрубок (1) с отверстиями и кронштейны (4) для крепления кольцевого патрубка к перегородке. Кольцевой патрубок (1) выполнен цельносварным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658711
Дата охранного документа: 22.06.2018
09.08.2018
№218.016.787c

Способ изготовления секций несущей решетки реверсера тяги

Изобретение относится к области авиации и касается разработки и производства элементов газотурбинного двигателя самолета. При изготовлении секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов в продольные и поперечные канавки оправки непрерывным жгутом из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663249
Дата охранного документа: 03.08.2018
28.08.2018
№218.016.8030

Ротор турбины

Изобретение относится к роторам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбины содержит диск турбины, на ободе которого верхним байонетным соединением установлен дефлектор диска, ступица которого выполнена с цилиндрическим упругим элементом и с щелевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664902
Дата охранного документа: 23.08.2018
Показаны записи 1-3 из 3.
20.01.2018
№218.016.1167

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтовое устройство. На фронтовой плите устройства расположены горелочные модули с продольной осью, коллинеарной оси жаровой трубы, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633982
Дата охранного документа: 20.10.2017
01.09.2018
№218.016.826c

Способ регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к камерам сгорания газотурбинных двигателей, преимущественно малоэмиссионным камерам сгорания, и позволяет повысить топливную эффективность полноты сгорания топлива газотурбинного двигателя, на таких режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665602
Дата охранного документа: 31.08.2018
14.12.2018
№218.016.a6ce

Способ создания необходимого давления и расхода топлива в топливной системе газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу создания необходимого давления и расхода топлива в топливной системе авиационного газотурбинного двигателя. Способ создания давления и расхода топлива в топливной системе газотурбинного двигателя, содержащей топливный насос с электрическим приводом, топливный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674806
Дата охранного документа: 13.12.2018
+ добавить свой РИД