×
13.01.2017
217.015.8f83

Результат интеллектуальной деятельности: ВАЛОПРОВОД ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002605161
Дата охранного документа
20.12.2016
Аннотация: Изобретения относятся к двигателестроению, а именно к конструкциям привода коробок приводных агрегатов газотурбинного двигателя, и могут быть использованы в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Валопровод газотурбинного двигателя включает промежуточную опору, размещенную внутри разделительного корпуса в межконтурном пространстве между внутренним и наружным контурами газотурбинного двигателя. Промежуточная опора содержит корпус подшипника, на котором закреплен валик с подшипником, и крышку промежуточной опоры. Между корпусом подшипника и крышкой промежуточной опоры установлены уплотнительные кольца. Корпус подшипника закреплен с крышкой промежуточной опоры и с разделительным корпусом посредством крепежных элементов. При сборке валопровода газотурбинного двигателя собирают промежуточную опору, закрепив валик с подшипником на корпусе подшипника. Затем промежуточную опору вставляют внутрь разделительного корпуса в межконтурное пространство между внутренним и наружным контурами газотурбинного двигателя через задний фланец втулочной части разделительного корпуса. Далее на корпус подшипника надевают крышку промежуточной опоры. После этого закрепляют корпус подшипника с крышкой промежуточной опоры и с разделительным корпусом посредством крепежных элементов. Группа изобретений позволяет повысить надежность валопровода газотурбинного двигателя, а также упростить сборку валопровода и повысить ее качество. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретения относятся к двигателестроению, а именно к конструкциям привода коробок приводных агрегатов газотурбинного двигателя, и могут быть использованы в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения.

Известна конструкция подшипникового узла валопровода газотурбинного двигателя, включающего промежуточную опору с подшипниковым узлом (патент US №4566269, F02C 7/32, опубл. 28.01.1986).

Недостатком известной конструкции является недостаточная герметичность масляной полости, что ухудшает надежность конструкции, а также невозможность монтирования промежуточной опоры без полной разборки двигателя.

Наиболее близким к заявляемому устройству является валопровод газотурбинного двигателя, включающий промежуточную опору, размещенную внутри разделительного корпуса в межконтурном пространстве между внутренним и наружным контурами газотурбинного двигателя и содержащую корпус подшипника, на котором закреплен валик с подшипником, крышку промежуточной опоры (патент US №3907386, F01D 25/16, F02C 7/06, 7/32, опубл. 23.09.1975).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является то, что подшипниковый узел промежуточной опоры в работе не гарантирует обеспечение полной герметичности, так как отсутствуют элементы уплотнения в соединениях его конструктивных деталей, а имеющиеся недочеты в конструкции затрудняют сборку и точность сборки устройства, что уменьшает его надежность и может привести к поломке в процессе работы.

Технический результат заявляемой конструкции заключается в повышении надежности валопровода газотурбинного двигателя, а также упрощении сборки валопровода и повышении ее качества.

Указанный технический результат достигается тем, что в валопроводе газотурбинного двигателя, включающем промежуточную опору, размещенную внутри разделительного корпуса в межкотурном пространстве между внутренним и наружным контурами газотурбинного двигателя и содержащую корпус подшипника, на котором закреплен валик с подшипником, крышку промежуточной опоры, между корпусом подшипника и крышкой промежуточной опоры установлены уплотнительные кольца, а корпус подшипника закреплен с крышкой промежуточной опоры и с разделительным корпусом посредством крепежных элементов.

Установка уплотнительных колец между корпусом подшипника и крышкой промежуточной опоры обеспечивает герметичность масляной опоры, а закрепление корпуса подшипника с крышкой промежуточной опоры и с разделительным корпусом посредством крепежных элементов обеспечивает надежную фиксацию конструктивных элементов устройства, что повышает надежность работы валопровода газотурбинного двигателя. При этом заявленное выполнение конструктивных элементов валопровода позволяет также упростить и повысить качество сборки устройства за счет обеспечения свободного доступа ко всем конструктивным элементам и исключения полной разборки газотурбинного двигателя при монтаже (демонтаже) валопровода.

Известен способ сборки валопровода газотурбинного двигателя, включающий выполнение монтажно-сборочных работ, при которых смещают промежуточную опору со шлицевым валиком вниз, освобождая центральный привод, и вверх - освобождая корпус наружный, после чего осуществляют монтаж самой промежуточной опоры с валиком. Выполнение данных операций возможно благодаря наличию в конструкции устройства плавающей втулки (патент US №4566269, F02C 7/32, опубл. 28.01.1986).

Недостатком известной конструкции является невозможность монтажа (демонтажа) промежуточной опоры валопровода без полной разборки газотурбинного двигателя.

Наиболее близким к заявляемому устройству является способ валопровода газотурбинного двигателя, включающий выполнение монтажно-сборочных работ (патент US №3907386, F01D 25/16, F02C 7/06, 7/32, опубл. 23.09.1975), выполнение которых не требует полной разборки газотурбинного двигателя.

Недостатками известного способа является то, что при монтаже валопровода, в начальный момент вращения резьбовой муфты не исключена возможность проворота верхнего кольца за счет трения в резьбе, что может привести к несовпадению направляющего устройства в верхнем кольце и позиционного отверстия в корпусе. Операция выполняется «вслепую», т.е. сборщик не может гарантировать попадание направляющего устройства в отверстие верхнего кольца. При непопадании направляющего устройства в отверстие и дальнейшем закручивании гайки происходит нерасчетное сжатие сильфона, что может привести к его поломке.

Технический результат заявляемой конструкции заключается в повышении надежности валопровода газотурбинного двигателя, а также упрощении сборки валопровода и повышении ее качества.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе сборки валопровода газотурбинного двигателя, включающем выполнение монтажно-сборочных работ, сначала собирают промежуточную опору, закрепив валик с подшипником на корпусе подшипника, затем промежуточную опору вставляют внутрь разделительного корпуса в межконтурное пространство между внутренним и наружным контурами газотурбинного двигателя через задний фланец втулочной части разделительного корпуса, а далее на корпус подшипника надевают крышку промежуточной опоры, после чего закрепляют корпус подшипника с крышкой промежуточной опоры и с разделительным корпусом посредством крепежных элементов.

Заявленный способ позволяет упростить и повысить качество сборки устройства за счет обеспечения свободного доступа ко всем конструктивным элементам и исключения полной разборки газотурбинного двигателя при монтаже (демонтаже) валопровода, что, в свою очередь, повышает надежность валопровода газотурбинного двигателя.

Предлагаемая конструкция валопровода газотурбинного двигателя и способ его изготовления поясняются следующими схематичными чертежами.

На фиг. 1 изображен общий вид валопровода газотурбинного двигателя.

На фиг. 2 представлен элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде.

На фиг. 3 показан порядок сборки валопровода.

Валопровод газотурбинного двигателя (фиг. 1, 2) включает в себя промежуточную опору 1, размещенную внутри разделительного корпуса 2 в межконтурном пространстве 3, образованном внутренним 4 и наружным 5 контурами газотурбинного двигателя. Промежуточная опора 1 содержит корпус 6 подшипника, на котором закреплен валик 7 с подшипником 8, крышку 9. Корпус 6 подшипника закреплен с крышкой 9 промежуточной опоры 1 и с разделительным корпусом 2 (стенками разделительного корпуса 2) посредством соответствующих крепежных элементов 10 и 11, выполненных, например, в виде винтов. Валик 7 закреплен с корпусом 6 подшипника 8 с помощью крепежных элементов 12 и 13.

Герметизацию внутренней масляной полости 14 разделительного корпуса 2 обеспечивают уплотнительные кольца 15 и 16, расположенные между крышкой 9 промежуточной опоры 1 и корпусом 6 подшипника. Точность ориентации положения конструктивных элементов промежуточной опоры 1 обеспечивается штифтами 17 и 18, посадками корпуса подшипника 6 в крышку 9, крышки 9 в разделительный корпус 2 и точностью изготовления размеров: L1 - в разделительном корпусе 2, L2 - в крышке 9 промежуточной опоры 1, L3 - в корпусе 6 подшипника.

Сборка валопровода газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом.

Способ сборки валопровода газотурбинного двигателя включает выполнение ряда монтажно-сборочных работ (см. фиг. 3). На первом этапе собирают конструктивные части промежуточной опоры 1 (без крышки 9), закрепив валик 7 на корпусе 6 подшипника 8 с помощью крепежных элементов 12 и 13. Затем собранную промежуточную опору 1 через задний фланец 19 втулочной части 20 разделительного корпуса 2 вставляют внутрь разделительного корпуса 2 в межконтурное пространство 3 между внутренним 4 и наружным 5 контурами газотурбинного двигателя. Далее на корпус 6 подшипника 8 надевают крышку 9 промежуточной опоры 1. После этого закрепляют корпус 6 подшипника 8 с крышкой 9 промежуточной опоры 1 и с разделительным корпусом 2 посредством крепежных элементов 10 и 11.


ВАЛОПРОВОД ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ
ВАЛОПРОВОД ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ
ВАЛОПРОВОД ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ
ВАЛОПРОВОД ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 45.
20.08.2016
№216.015.4c02

Способ фиксации штифта в корпусе

Изобретение относится к способам фиксации штифтов в корпусе и может использоваться в конструкциях коробок приводных агрегатов и редукторов, используемых в составе газотурбинного двигателя. В способе фиксации штифта в корпусе перед установкой штифта отверстие под резьбовой втулкой, установленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594457
Дата охранного документа: 20.08.2016
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
13.01.2017
№217.015.8fa8

Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реверсивным устройствам газотурбинных двигателей. Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя включает «пушечный» замок с подвижным кольцом. Подвижное кольцо выполнено цельным по окружности, имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605160
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.b103

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель включает компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания. Спрямляющий аппарат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613101
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b941

Шевронное сопло газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к реактивным соплам с устройствами подавления шума, и предназначено для использования в авиационных двигателях. Шевронное сопло газотурбинного двигателя включает выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615309
Дата охранного документа: 04.04.2017
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
20.06.2018
№218.016.64e3

Устройство крепления нижней полки лопатки переходного канала между турбинами высокого и низкого давлений

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может быть использовано в турбинах газотурбинных двухконтурных двигателей авиационного применения. Устройство крепления нижней полки лопатки переходного канала между турбинами высокого и низкого давлений содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658163
Дата охранного документа: 19.06.2018
25.06.2018
№218.016.65c1

Труба для распределения горячего воздуха по кромке носка воздухозаборника

Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов. Труба распределения горячего воздуха по кромке носка воздухозаборника включает кольцевой патрубок (1) с отверстиями и кронштейны (4) для крепления кольцевого патрубка к перегородке. Кольцевой патрубок (1) выполнен цельносварным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658711
Дата охранного документа: 22.06.2018
09.08.2018
№218.016.787c

Способ изготовления секций несущей решетки реверсера тяги

Изобретение относится к области авиации и касается разработки и производства элементов газотурбинного двигателя самолета. При изготовлении секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов в продольные и поперечные канавки оправки непрерывным жгутом из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663249
Дата охранного документа: 03.08.2018
28.08.2018
№218.016.8027

Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для управления подачей топлива в коллекторы основной и/или форсажной камер сгорания ГТД. Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664900
Дата охранного документа: 23.08.2018
Показаны записи 1-10 из 15.
20.08.2016
№216.015.4c02

Способ фиксации штифта в корпусе

Изобретение относится к способам фиксации штифтов в корпусе и может использоваться в конструкциях коробок приводных агрегатов и редукторов, используемых в составе газотурбинного двигателя. В способе фиксации штифта в корпусе перед установкой штифта отверстие под резьбовой втулкой, установленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594457
Дата охранного документа: 20.08.2016
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
13.01.2017
№217.015.8fa8

Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реверсивным устройствам газотурбинных двигателей. Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя включает «пушечный» замок с подвижным кольцом. Подвижное кольцо выполнено цельным по окружности, имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605160
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.b103

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель включает компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания. Спрямляющий аппарат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613101
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b941

Шевронное сопло газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к реактивным соплам с устройствами подавления шума, и предназначено для использования в авиационных двигателях. Шевронное сопло газотурбинного двигателя включает выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615309
Дата охранного документа: 04.04.2017
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
22.09.2018
№218.016.897e

Коробка приводных агрегатов

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к элементам маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя. Коробка приводных агрегатов содержит зубчатое колесо, патрубок, подшипники, центробежную крыльчатку с лопатками. Центробежная крыльчатка с лопатками содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667251
Дата охранного документа: 18.09.2018
06.12.2018
№218.016.a3d2

Главный редуктор вертолета

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для обеспечения передачи крутящего момента от газотурбинного двигателя к потребителю, в частности, для привода вала несущего винта вертолета. Основная маслосистема и вспомогательная маслосистема функционируют одновременно и независимо друг от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674106
Дата охранного документа: 04.12.2018
10.04.2019
№219.017.0353

Способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при монтаже редукторов и мультипликаторов. Устанавливают в корпусе ведомое зубчатое колесо первой ступени и ведущее зубчатое колесо второй ступени. Размещают опоры подшипников с обеих сторон корпуса. Устанавливают в шлицы ведомого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002389595
Дата охранного документа: 20.05.2010
10.04.2019
№219.017.055d

Способ контроля жесткости торсионного шлицевого вала при скручивании

Изобретение относится к области механики и к методам измерения. Сущность: закрепляют вал, прикладывают нагрузку и определяют угол скручивания, характеризующий жесткость вала. Закрепление вала в окружном направлении осуществляют между двумя механизмами нагружения, выполненными с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369838
Дата охранного документа: 10.10.2009
+ добавить свой РИД