×
01.09.2018
218.016.826c

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002665602
Дата охранного документа
31.08.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к камерам сгорания газотурбинных двигателей, преимущественно малоэмиссионным камерам сгорания, и позволяет повысить топливную эффективность полноты сгорания топлива газотурбинного двигателя, на таких режимах работы камеры сгорания, когда вследствие неблагоприятного сочетания параметров топлива в зоне горения за частью или всеми горелками, полнота сгорания топлива снижается. Перед подачей в камеру сгорания топливо предварительно дозированно нагревают в подогревателе, а степень нагрева топлива для полного его сгорания определяют и контролируют в системе автоматического управления двигателя, куда от газоанализатора поступают показания эмиссии одного или нескольких продуктов недожога - моноокиси углерода - СО и несгоревших углеводородов - CnHm, а при превышении показания эмиссии одного или нескольких продуктов недожога - моноокиси углерода - СО и несгоревших углеводородов - CnHm из системы автоматического управления поступает сигнал на нагрев топлива. Технический результат изобретения - уменьшение времени задержки воспламенения и повышение скорости горения путем дозированного подогрева топлива. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к камерам сгорания газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно малоэмиссионным камерам сгорания, и позволяет повысить топливную эффективность, полноту сгорания топлива газотурбинного двигателя, на таких режимах работы камеры сгорания, когда вследствие неблагоприятного сочетания параметров топлива в зоне горения за частью или всеми горелками полнота сгорания топлива снижается.

Одной из основных характеристик камеры сгорания ГТД является полнота сгорания топлива. От полноты сгорания топлива напрямую зависит экономичность ГТД, ею же определяется эмиссия моноокиси углерода - СО и несгоревших углеводородов - CnHm. В ряде случаев низкая полнота сгорания топлива становится причиной неустойчивой работы камеры сгорания в виде нестабильного - предсрывного горения, сопровождающегося колебаниями давления воздуха в камере сгорания.

Обеспечение высокой полноты сгорания топлива особенно важно в малоэмиссионных камерах сгорания ГТД, в которых для минимизации эмиссии наиболее экологически опасных оксидов азота - NOx на высоких режимах работы ГТУ обеспечивают минимально возможную температуру пламени, при которой камера может стабильно работать. Однако при этом на частичных и минимальных режимах работы ГТУ, когда температура пламени, зависящая от концентрации топлива, ниже, чем на высоких режимах, происходит рост эмиссии СО и CnHm, т.е. снижение полноты сгорания топлива.

Причинами снижения полноты сгорания топлива при снижении режима двигателя являются повышение времени задержки воспламенения топлива и повышение времени (снижение скорости) его сгорания в результате снижения температуры смеси и снижения концентрации топлива. Полнота сгорания топлива начинает уменьшаться, когда сумма времен задержки воспламенения и сгорания топлива приблизится и станет превышать время пребывания топлива в камере сгорания, т.е. топливо просто перестанет успевать выгореть в объеме камеры сгорания. «Основы теории горения», учебное пособие, А.В. Талантов - Казанский Авиационный институт, 1975 г, стр. 56.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату и выбранным за прототип является способ регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель (Патент RU 2162953, МПК F02C 9/26, опубл. 10.02.2001), в котором происходят изменения площади горения в сочетании с перепуском части воздуха мимо горелочного устройства. Изменение площади горения производится путем последовательного подключения в работу нескольких групп горелок. Каждая группа управляется собственным дозатором газа. Расход топлива в подключаемую группу увеличивается до достижения заданной температуры пламени, обеспечивающей низкие выбросы вредных веществ. После этого подключают следующую группу, а температуру пламени в ранее включенных группах поддерживают постоянной при дальнейшем увеличении мощности двигателя. Поддержание постоянной температуры пламени в работающих группах обеспечивается управлением концентрацией топлива и перепуском части воздуха мимо горелочных устройств.

Недостаток прототипа заключается в возрастании неравномерности температурных полей перед лопатками турбины в результате частичного подключения горелок. Это приводит к возрастанию динамических и тепловых напряжений в лопатках турбины и снижению их ресурса. Следующий недостаток прототипа заключается в снижении эффективности охлаждения жаровой трубы и первого соплового аппарата турбины из-за снижения перепада давления охлаждающего воздуха при его перепуске мимо горелочных устройств и возрастания эмиссии NOx вследствие забогащения топлива в результате этого. Кроме того, способ регулирования подачи топлива, предложенный в прототипе, весьма сложен из-за наличия нескольких коллекторов подвода топлива к горелочным устройствам, нескольких дозаторов в системе топливопитания и регулирующих высокотемпературных кранов в системе перепуска воздуха мимо горелочных устройств.

Технической задачей заявленного изобретения является повышение полноты сгорания топлива, снижение эмиссии вредных веществ и повышение устойчивости работы камеры сгорания ГТД на таких режимах работы ГТД, когда вследствие неблагоприятного сочетания параметров топлива в зоне горения за частью или всеми горелками полнота сгорания топлива снижается.

Технический результат достигается тем, что в способе регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель, на вход которого подают поток воздуха, который сжимают в компрессоре до высокого давления, и поток топлива, которые воспламеняют, а полученные при горении топлива газы направляют через турбину и сопло в атмосферу, согласно изобретению перед подачей в камеру сгорания топливо предварительно дозированно нагревают в подогревателе, а степень нагрева топлива для полного его сгорания определяют и контролируют в системе автоматического управления двигателя, куда от газоанализатора поступают показания эмиссии одного или нескольких продуктов недожога - моноокиси углерода - СО и несгоревших углеводородов - CnHm, а при превышении показания эмиссии одного или нескольких продуктов недожога - моноокиси углерода - СО и несгоревших углеводородов - CnHm из системы автоматического управления поступает сигнал на нагрев топлива.

В предлагаемом изобретении в отличии от прототипа перед подачей в камеру сгорания топливо предварительно дозированно нагревают в подогревателе, а степень нагрева топлива для полного его сгорания выбирают и контролируют с помощью системы автоматического управления (САУ) двигателя, в которую от газоанализатора поступают показания эмиссии одного или нескольких продуктов недожога - моноокиси углерода - СО и несгоревших углеводородов - CnHm, в случае превышения эмиссии из САУ поступает сигнал на дополнительный нагрев топлива. САУ будет повышать температуру топлива до тех пор, пока эмиссия продуктов недожога не достигнет минимального, заранее определенного уровня. В случае достижения нулевого значения эмиссии продуктов недожога САУ начнет снижать степень нагрева топлива, вплоть до полного его отключения, для предотвращения нерасчетного роста эмиссии NOx, вследствие избыточного подогрева топлива.

На фиг. 1 представлена блок-схема осуществления подачи топлива в ГТД.

На схеме обозначены: 1 - подогреватель, 2 - термопара контроля температуры топлива, 3 - топливный коллектор камеры сгорания, 4 - газоанализатор, 5 - САУ двигателя.

Способ осуществляется следующим образом. На вход газотурбинного двигателя подают поток воздуха, который сжимают в компрессоре (не указан) до высокого давления, и поток топлива, которые воспламеняют. Газоанализатор - 4 отслеживает уровень эмиссии продуктов недожога топлива и выдает сигнал в САУ - 5. При превышении допустимого уровня эмиссии продуктов недожога САУ выдает команду на повышение температуры топлива в подогреватель - 1. В случае, когда эмиссия продуктов недожога достигнет заданного минимального уровня, САУ - 5 прекращает дальнейшее повышение степени подогрева топлива. В случае, если эмиссия продуктов недожога исчезнет полностью, САУ - 5 начинает снижать степень подогрева топлива до их появления в предварительно установленном минимальном количестве. Таким образом, будет обеспечен минимально необходимый дозированный подогрев топлива, достаточный для обеспечения полноты сгорания и не приводящий к росту эмиссии NOx свыше расчетной величины. Термопара - 2 замера температуры топлива предназначена для осуществления обратной связи между САУ и подогревателем - 1 с целью контроля за работой устройства.

Таким образом, выполнение предлагаемого изобретения с вышеуказанными отличительными признаками в совокупности с известными признаками, позволяет уменьшить время задержки воспламенения и повысить скорость горения топлива путем дозированного подогрева топлива, а следовательно, повысить полноту сгорания топлива.

Способ регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель, на вход которого подают поток воздуха, который сжимают в компрессоре до высокого давления, и поток топлива, которые воспламеняют, а полученные при горении топлива газы направляют через турбину и сопло в атмосферу, отличающийся тем, что перед подачей в камеру сгорания топливо предварительно дозированно нагревают в подогревателе, а степень нагрева топлива для полного его сгорания определяют и контролируют в системе автоматического управления двигателя, куда от газоанализатора поступают показания эмиссии одного или нескольких продуктов недожога - моноокиси углерода - СО и несгоревших углеводородов - CnHm, а при превышении показания эмиссии одного или нескольких продуктов недожога - моноокиси углерода - СО и несгоревших углеводородов - CnHm из системы автоматического управления поступает сигнал на нагрев топлива.
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 35.
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.ddb3

Способ измерения фактической минимальной площади проходного сечения межлопаточных каналов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для автоматизированного измерения фактической минимальной площади проходного сечения проточной части межлопаточных каналов сопловых аппаратов турбин, роторов компрессоров. В способе измерения фактической минимальной площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624784
Дата охранного документа: 06.07.2017
26.08.2017
№217.015.dddb

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к конструкциям основных камер сгорания. Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит кольцевой топливный коллектор, установленный вокруг внешней стороны корпуса камеры сгорания, и множество...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624783
Дата охранного документа: 06.07.2017
19.01.2018
№218.016.0436

Центробежно-струйная форсунка

Изобретение относится к форсункам для распыления жидкости и может быть использовано в авиадвигателестроении, а также на других промышленных объектах, где требуется распыление жидкости. Центробежно-струйная форсунка включает корпус и завихрительную камеру. В камеру с помощью резьбового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630521
Дата охранного документа: 11.09.2017
20.01.2018
№218.016.1167

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтовое устройство. На фронтовой плите устройства расположены горелочные модули с продольной осью, коллинеарной оси жаровой трубы, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633982
Дата охранного документа: 20.10.2017
13.02.2018
№218.016.1efe

Способ изготовления керамических форм для равноосного литья жаропрочных сплавов по выплавляемым моделям

Изобретение относится к литейному производству. Поверхности модельного блока очищают от смазок и загрязнителей водным раствором моющих средств. Наносят на модельный блок керамическую суспензию на основе кремнезоля. Обсыпают огнеупорным зернистым материалом. Сушат лицевой слой в потоке воздуха с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641205
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.1f4d

Способ доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке и эксплуатации всех типов газотурбинных двигателей (ГТД), к способам доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока, к проведению инженерных и сертификационных испытаний ГТД,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641182
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.268f

Упругодемпферная опора турбины

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644003
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.2fcc

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель содержит газогенератор, выход которого соединен с силовой свободной турбиной. Выход из газогенератора дополнительно соединен с реактивным соплом, выполненным в виде секторов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644660
Дата охранного документа: 13.02.2018
10.05.2018
№218.016.3ca0

Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с биротативным вентилятором авиационного применения. Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором содержит подпорные ступени, размещенные между рабочими колесами биротативного вентилятора, а также биротативную турбину, соединенную валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647944
Дата охранного документа: 21.03.2018
Показаны записи 1-6 из 6.
20.01.2018
№218.016.1167

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтовое устройство. На фронтовой плите устройства расположены горелочные модули с продольной осью, коллинеарной оси жаровой трубы, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633982
Дата охранного документа: 20.10.2017
28.08.2018
№218.016.8027

Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для управления подачей топлива в коллекторы основной и/или форсажной камер сгорания ГТД. Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664900
Дата охранного документа: 23.08.2018
09.05.2019
№219.017.4f48

Камера сгорания предварительного смешения газотурбинной установки

Камера сгорания предварительного смешения газотурбинной установки содержит горелочное устройство с, по меньшей мере, одним направляющим аппаратом для крутки потока топливовоздушной смеси и цилиндрической выходной частью, а также жаровую трубу со входной частью в виде диффузора. Диффузор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002451881
Дата охранного документа: 27.05.2012
09.05.2019
№219.017.4f7b

Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя

Топливовоздушная горелка камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит топливную форсунку в виде корпуса с отверстиями подачи и распыла топлива, стабилизатор потока воздуха, осевой и тангенциальный завихрители воздуха, снабженные конфузорно диффузорными соплами с внутренними и внешними...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002406934
Дата охранного документа: 20.12.2010
09.05.2019
№219.017.4fc9

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, в котором расположена кольцевая жаровая труба с лобовой, внешней и внутренней относительно оси жаровой трубы кольцевыми оболочками, в которых выполнены перфорация и отверстия под горелочные модули, свечи зажигания и подачи воздуха в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002439436
Дата охранного документа: 10.01.2012
29.06.2019
№219.017.a064

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит наружный корпус и съемный кожух. Кожух выполнен из не менее трех частей с продольными разъемами. Разъемы равномерно расположены по окружности. Как минимум один из двух кольцевых фланцев кожуха выполнен конической формы сопрягаемой поверхности....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002406035
Дата охранного документа: 10.12.2010
+ добавить свой РИД