×
14.07.2018
218.016.710d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002661269
Дата охранного документа
13.07.2018
Аннотация: Изобретение относится к способу траекторного управления беспилотным летательным аппаратом (БЛА). Способ заключается в том, что производят вывод БЛА с диспетчерского пункта на траекторию с заданным углом наклона, корректируют угол наклона траектории при сближении с группой препятствий, каждое из которых аппроксимируют определенным образом. Обеспечивается повышение живучести БЛА за счет автоматизации процесса облета групп препятствий в вертикальной плоскости при маловысотном полете. 3 ил.

Изобретение относится к способам траекторного управления беспилотными летательными аппаратами (БЛА) и может быть использовано для повышения их безопасности при выполнении маловысотных полетов.

Повышение живучести летательных аппаратов в процессе управления ЛА [1] является одной из основных тенденций развития систем с БЛА. Одним из направлений повышения живучести БЛА при совершении маловысотных полетов (МВП) в условиях местности с типичной городской застройкой является облет групп препятствий в вертикальной плоскости. В пилотируемых летательных аппаратах (ЛА) для осуществления МВП над пересеченной местностью и местностью с городской застройкой используется специальный радиолокационный комплекс - радиоэлектронная система управления маловысотным полетом (РЭСУ МВП), основной задачей которой является формирование профильного полета ЛА, при котором траектория полета летательного аппарата повторяет профиль рельефа местности. Важно отметить, что РЭСУ МВП должна обеспечивать решение задач в любое время года, суток и любых метеоусловиях. Указанные требования предопределяют многоканальный принцип построения вычислительной системы радиолокационного комплекса с использованием РЛС для определения расстояния до препятствий и радиовысотомеров для контроля текущей высоты [2]. Таким образом, в состав указанной системы входит оборудование, которое характеризуется достаточно большими массогабаритными и стоимостными характеристиками. Очевидно, что применение аналогичного комплекса в составе бортового оборудования БЛА представляется нецелесообразным по критерию «стоимость-эффективность». Кроме того, при решении некоторых специальных задач использование активного радиолокатора не рекомендуется, так как это может служить сильным демаскирующим фактором.

В существующих системах с БЛА [2] (прототип) (см. фиг. 1), включающих пункт управления 1 и беспилотный летательный аппарат 2, для облета объектов городской застройки 3 при маловысотном полете, как правило, используется маршрутный метод, который осуществляется в два этапа. На первом (подготовительном) этапе диспетчером (оператором, офицером боевого управления) намечается ряд контрольных точек 4, которые должен пройти БЛА с заданным углом наклона траектории. Далее для обеспечения последовательного прохождения БЛА намеченных точек в штурманском расчете реализуются алгоритмы наведения на неподвижные цели (поочередно на каждую соответствующую контрольную точку). На втором этапе осуществляется непосредственно управление летательным аппаратом 2 для обхода группы препятствий в вертикальной плоскости 3 по рассчитанным траекториям 5 при помощи команд управления с диспетчерского (командного) пункта управления 1. Процедуру существующего способа облета группы препятствий летательным аппаратом иллюстрирует фиг. 1.

Следует отметить, что такой способ облета групп препятствий, связанный с нанесением контрольных точек, предполагает непосредственное участие человека и представляет собой довольно трудоемкую задачу, поскольку такие действия необходимо производить для каждого БЛА. При этом нанесение таких точек требует наличия большого опыта у оператора, и, в общем случае, это является нетривиальной задачей.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение живучести БЛА за счет использования командного управления и автоматизации процесса облета групп препятствий в вертикальной плоскости при маловысотном полете БЛА по запланированному маршруту.

Заявленный технический результат достигается за счет того, что при планировании маршрута полета БЛА каждое препятствие группы в вертикальной плоскости аппроксимируется прямоугольником, расположенным в верхней части координатной плоскости OXY, одна из сторон которого лежит на оси ОХ (совпадающей с нулевой выстой). Оператор для описания выбранного препятствия указывает только центр такого прямоугольника и длины его сторон. Далее осуществляется непосредственно управление летательным аппаратом с обходом групп препятствий путем коррекции рассчитанной траектории наведения.

Возможность достижения технического результата обусловлена следующими причинами:

- существенным уменьшением времени описания оператором препятствий, что снижает нагрузку на оператора [3];

- универсальным (однотипным) способом описания препятствий, что дает возможность применять традиционные методы управления летательными аппаратами [2].

Вариант взаимного расположения управляемого летательного аппарата и группы препятствий иллюстрирует фиг. 2, на которой летательный аппарат движется равномерно со скоростью VЛА, прямолинейно и параллельно земной поверхности на заданной высоте Н. Препятствия имеют вид типичных объектов городской застройки.

Для таких условий одним из возможных способов управления, повышающим живучесть беспилотного летательного аппарата, является новый способ, полученный на основе математического аппарата метода обратных задач динамики [4] с использованием результатов [7], в котором траектория управляемого БЛА корректируется при сближении его с группой препятствий путем совмещения его вектора скорости с касательной, построенной к желаемой траектории. Вычисление требуемого приращения угла наклона траектории (параметра рассогласования) управляемого БЛА производится по правилу:

где переменные w1 и w2 вычисляются путем дифференцирования функции ψ(х,у) от координат БЛА. Система координат OXY выбирается таким образом, чтобы координата у соответствовала высоте полета, а направление оси координат х - направлению полета БЛА. Выражение для переменных w1 и w2 имеет вид:

Функция ψ(х,у) - функция тока потока идеальной жидкости при обтекании нескольких прямоугольных параллелепипедов, которая может быть получена на основе положений теории функций комплексного переменного и выражения для комплексного потенциала бесциркуляционного обтекания нескольких прямоугольных параллелепипедов, будучи выделена как его мнимая часть.

Выражение для комплексного потенциала и зависимости для функции тока и потенциала скорости результирующего потока идеальной жидкости, в свою очередь, с использованием конформного отображения внешности сечения прямоугольного параллелепипеда на внешность кругового цилиндра [5, 6, 7], в рассматриваемом случае записываются следующим образом:

где z=x+iy - комплексная переменная на комплексной плоскости OXY, N - количество аппроксимирующих объекты прямоугольников,

- угол, зависящий от соотношения сторон j-ого прямоугольника (Xj - длина, Yj - высота прямоугольника), V и - скорость БЛА (до и после облета рельефа) и его сопряженная скорость, соответственно; , z0j=x0j+iy0j0j, y0j - смещение центра j-ого прямоугольника относительно начала выбранной системы координат OXY), .

Указанные параметры определяются на диспетчерском пункте (ДП).

Корректировка угла наклона траектории БЛА начинается тогда, когда расстояние от управляемого БЛА до центра аппроксимирующего препятствие прямоугольника становится меньше определенной величины:

где хП и уП - координаты центра прямоугольника аппроксимации; х и у - координаты БЛА; L - заданное расстояние.

Примерный вид траектории облета 7 группы препятствий, которые аппроксимированы прямоугольниками 6, представлен на фиг. 3. Здесь же показано требуемое приращение Δϑ угла наклона траектории (параметра рассогласования) управляемого БЛА, сформированного по правилу (1).

Таким образом, для коррекции угла наклона траектории при облете групп препятствий в вертикальной плоскости описанным способом (1) - (4) необходимо учитывать:

1) параметры движения БЛА - координаты х и у, значение

2) параметры групп препятствий - координаты центров прямоугольников аппроксимации z0j и длины их сторон Xj и Yj.

Величины, необходимые для реализации (1) - (4) и составляющие первую группу параметров, измеряются штатными средствами на диспетчерских пунктах, а величины, составляющие вторую группу, расположены в памяти ЭВМ КП ВП, куда они заносятся непосредственно диспетчером (оператором, офицером боевого управления).

Коррекция угла наклона траектории управляемого БЛА прекращается, когда его высота становится равной начальной (заданной) высоте Н полета беспилотного летательного аппарата, определяемой запланированным маршрутом полета.

Спецификой описанного способа является то, что зависимости (1) - (4) построены на основе аппроксимации групп препятствий в вертикальной плоскости. Такой подход позволяет унифицировать и автоматизировать процесс описания препятствий, тем самым существенно снизив нагрузку на диспетчера.

Заявленный технический результат обеспечивается предлагаемым способом (1) - (4) управления беспилотным летательным аппаратом, а также использованием универсального (однотипного) способа описания групп препятствий в вертикальной плоскости, что дает возможность существенно уменьшить время описания рельефа городской застройки диспетчером, тем самым снизив нагрузку на него.

Таким образом, указанный технический результат достигается тем, что на основе измеренных значений скорости полета VЛА и высоты полета Н беспилотного ЛА, а также заданных диспетчером (оператором, офицером боевого управления) значений координат центров прямоугольников аппроксимации и их сторон, с использованием (3), вычисляется функция тока ψ(х,у). Затем с помощью (2) определяются значения переменных w1 и w2, на основании которых и измеренного значения текущего угла наклона траектории ϑ, с помощью (1) формируется сигнал требуемого приращения угла наклона траектории Δϑ для БЛА, позволяющий произвести облет группы объектов городской застройки.

Это позволяет использовать описанный способ управления для коррекции траекторий полета летательных аппаратов при облете ими групп объектов городской застройки в вертикальной плоскости при маловысотном полете.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Верба В.С. Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения. Состояние и тенденции развития. М.: Радиотехника. 2008. 432 с.

[2] Авиационные системы радиоуправления. Т. 3. Системы командного радиоуправления. Автономные и комбинированные системы наведения / В.И. Меркулов, А.И. Канащенков [и др.]. М.: Радиотехника, 2004. 317 с.

[3] Авиация ПВО России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра / Е.А. Федосов [и др.]. М.: Дрофа, 2001.

[4] Крутько П.Д. Обратные задачи динамики в теории автоматического управления. М.: Машиностроение, 2004.

[5] Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. Физматгиз, 1959.

[6] Лаврентьев М.А., Шабат Б.В. Методы теории функций комплексного переменного. М.: Наука, 1965, 716 с.

[7] Сузанский Д.Н., Попов В.Ю. Способ построения опорной траектории движения сложной системы // Труды XV Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». Самара: Самарский научный центр РАН, 2013. С. 543-547.


СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
СПОСОБ ТРАЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ДЛЯ ОБЛЕТА ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 66.
10.08.2015
№216.013.69f1

Способ автоматизированного выявления компактных групп взаимодействующих воздушных объектов

Изобретение предназначено для выявления и радиолокационного сопровождения групп взаимодействующих воздушных объектов (ВО). Достигаемый технический результат - увеличение времени сопровождения групп ВО за счет более раннего их выявления. Указанный результат достигается за счет того, что с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558674
Дата охранного документа: 10.08.2015
27.08.2015
№216.013.73bb

Способ формирования канала для передачи оптического сигнала между компонентами электронного модуля

Изобретение относится к технике связи и может использоваться в оптических системах. Технический результат состоит в упрощении формирования оптического канала. Для этого из оптически прозрачного материала изготавливают призму, которая в основании имеет трапецию, углы которой равны 45, 135,135,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561202
Дата охранного документа: 27.08.2015
27.10.2015
№216.013.8918

Способ терморихтовки металлических пластин и устройство для его осуществления

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к точному, и может быть использовано, в частности, при изготовлении металлических подложек электронных модулей. Пакет металлических листов размещают между плоскими шлифовальными, сжимающими пакет плитами при помощи шпилек, затем равномерно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566699
Дата охранного документа: 27.10.2015
20.11.2015
№216.013.8f75

Способ образования канала для передачи оптического сигнала между компонентами электронного модуля

Изобретение относится к способам образования канала передачи оптического сигнала. Из материала, который выбирают исходя из длины волны используемого оптического излучения, изготавливают оптическую деталь, которая представляет собой волновод оптического излучения, выполненный в виде двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568341
Дата охранного документа: 20.11.2015
20.11.2015
№216.013.9143

Устройство для терморихтовки металлических пластин

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно точного, и может быть использовано при подготовке металлических пластин к монтажу электронных компонентов. Устройство терморихтовки металлических пластин содержит плоские опорные плиты с отверстиями, расположенными по контуру,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568803
Дата охранного документа: 20.11.2015
20.12.2015
№216.013.9b05

Переменный аттенюатор

Изобретение относится к технике СВЧ и может быть использовано в антенно-фидерных устройствах для регулировки уровня проходящей мощности СВЧ. Заявленный переменный аттенюатор содержит полосковый проводник, соединенный с входным и выходным коаксиальными разъемами и установленный между двумя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571310
Дата охранного документа: 20.12.2015
20.12.2015
№216.013.9b3a

Способ управления инерционным приводом антенны, обеспечивающий устойчивое сопровождение интенсивно маневрирующих и высокоскоростных воздушных объектов

Изобретение относится к радиоэлектронным системам сопровождения, в частности к следящим системам по направлению (измерителям углов и угловых скоростей линии визирования), в которых используется инерционный привод антенны, и может быть использовано для эффективного управления инерционными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571363
Дата охранного документа: 20.12.2015
20.12.2015
№216.013.9d1c

Способ траекторного управления беспилотным летательным аппаратом для облета рельефа местности в вертикальной плоскости

Изобретение относится к способам управления летательными аппаратами. Для управления пилотируемыми или беспилотными летательными аппаратами (БЛА) при совершении маловысотного полета с облетом групп препятствий в вертикальной плоскости задают движение по траектории полета с заданными углами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571845
Дата охранного документа: 20.12.2015
27.12.2015
№216.013.9e01

Способ и система совместной обработки измерений дальности и скорости для многодиапазонной радиолокационной системы кругового обзора

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для обработки сигналов двухдиапазонных радиолокационных систем. Достигаемый технический результат - повышение точности обработки измерений дальности до цели и скорости сближения с целью. Указанный результат достигается за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572079
Дата охранного документа: 27.12.2015
20.01.2016
№216.013.a34f

Датчик температуры электронного модуля

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля температуры компонентов электронного модуля, использующего в качестве коммуникационной среды оптическое излучение, например может быть использовано в составе высокоскоростных оптических каналов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573449
Дата охранного документа: 20.01.2016
Показаны записи 1-10 из 38.
20.08.2013
№216.012.5fda

Способ траекторного управления летательными аппаратами с облетом зон с неблагоприятными метеорологическими условиями

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам траекторного управления летательных аппаратов (ЛА). Способ автоматизации процесса коррекции траектории полета ЛА, осуществляющего движение по заранее запланированному маршруту, при облете опасных зон (зон с неблагоприятными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490170
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.11.2013
№216.012.7f9d

Способ перехвата воздушных целей летательными аппаратами

Изобретение относится к наведению летательных аппаратов на воздушные цели (ВЦ). Достигаемый технический результат - повышение ситуационной осведомленности летчика о конечных результатах наведения и упрощение соответствующих вычислений. Указанный результат достигается за счет того, что в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498342
Дата охранного документа: 10.11.2013
27.07.2015
№216.013.6677

Способ стробового отождествления сигналов с источниками радиоизлучения в многоцелевой обстановке

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для повышения точности определения местоположения и других параметров наземных источников радиоизлучений (ИРИ) с помощью систем радиотехнической разведки (СРТР). Достигаемый технический результат - повышение достоверности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557784
Дата охранного документа: 27.07.2015
10.08.2015
№216.013.69f1

Способ автоматизированного выявления компактных групп взаимодействующих воздушных объектов

Изобретение предназначено для выявления и радиолокационного сопровождения групп взаимодействующих воздушных объектов (ВО). Достигаемый технический результат - увеличение времени сопровождения групп ВО за счет более раннего их выявления. Указанный результат достигается за счет того, что с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558674
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.12.2015
№216.013.9b3a

Способ управления инерционным приводом антенны, обеспечивающий устойчивое сопровождение интенсивно маневрирующих и высокоскоростных воздушных объектов

Изобретение относится к радиоэлектронным системам сопровождения, в частности к следящим системам по направлению (измерителям углов и угловых скоростей линии визирования), в которых используется инерционный привод антенны, и может быть использовано для эффективного управления инерционными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571363
Дата охранного документа: 20.12.2015
20.12.2015
№216.013.9d1c

Способ траекторного управления беспилотным летательным аппаратом для облета рельефа местности в вертикальной плоскости

Изобретение относится к способам управления летательными аппаратами. Для управления пилотируемыми или беспилотными летательными аппаратами (БЛА) при совершении маловысотного полета с облетом групп препятствий в вертикальной плоскости задают движение по траектории полета с заданными углами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571845
Дата охранного документа: 20.12.2015
27.12.2015
№216.013.9e01

Способ и система совместной обработки измерений дальности и скорости для многодиапазонной радиолокационной системы кругового обзора

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для обработки сигналов двухдиапазонных радиолокационных систем. Достигаемый технический результат - повышение точности обработки измерений дальности до цели и скорости сближения с целью. Указанный результат достигается за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572079
Дата охранного документа: 27.12.2015
10.02.2016
№216.014.c2c0

Способ и система идентификации измерений в многодиапазонных рлс

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для обработки сигналов двухдиапазонных радиолокационных систем. Достигаемый технический результат - повышение быстродействия и точности идентификации измерений, приходящих от двухдиапазонных радиолокационных систем. Суть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574075
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.08.2016
№216.015.4f0e

Робототехнический комплекс разминирования

Робототехнический комплекс разминирования содержит самодвижущееся в безэкипажном режиме наземное транспортное средство, опорный элемент для подрыва мин, беспилотный летательный аппарат, выносной пульт управления, модуль расчетного резервного времени сохранения работоспособности, модуль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595097
Дата охранного документа: 20.08.2016
13.01.2017
№217.015.72cd

Способ управления инерционным приводом антенны, обеспечивающий устойчивое сопровождение интенсивно маневрирующих и высокоскоростных летательных аппаратов с повышенной адаптацией к маневру носителя и система для его реализации

Изобретение относится к радиоэлектронным системам сопровождения, в частности к следящим системам по направлению (измерителям углов и угловых скоростей линии визирования), в которых используется инерционный привод антенны, и может быть использовано для эффективного управления инерционными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598001
Дата охранного документа: 20.09.2016
+ добавить свой РИД