×
20.06.2018
218.016.64b4

Результат интеллектуальной деятельности: Смазочная композиция для поршневых двигателей

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к смазочным композициям для поршневых двигателей, в частности к всесезонным смазочным композициям для авиационных поршневых двигателей, и направлено на улучшение эксплуатационных характеристик смазочной композиции требуемой вязкости при использовании ее для смазки тяжелонагруженных деталей авиационных поршневых двигателей. Техническим результатом, достигаемым в заявленном изобретении, является повышение температуры вспышки и снижение зольности смазочной композиции для поршневых двигателей при сохранении ее высоких вязкостно-температурных, трибологических и термоокислительных свойств. Технический результат достигается за счет того, что смазочная композиция для поршневых двигателей содержит базовый состав и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки, диспергирующую присадку на основе сукцинимида, противоизносную присадку и полиметилсилоксан ПМС-200А в качестве антипенной присадки, при этом базовый состав содержит смесь двух полиальфаолефиновых масел (ПАО), одно из которых имеет вязкость 10 мм/с при 100°С, а другое - 125-145 мм/с при 100°С, со сложным эфиром Syntolux L-6115 с вязкостью 11,5 мм/с при 100°С, а пакет присадок в качестве антиокислительных присадок содержит жидкий октилированный, бутилированный дифениламин и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, в качестве диспергирующей присадки содержит сукцинимидную присадку ЛАГ-03, в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат, и дополнительно содержит сложный эфир двухосновной кислоты Syntolux L-439 с вязкостью 3,9 мм/с при 100°С в качестве присадки для повышения растворимости пакета присадок в базовом масле и ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол при следующем соотношении компонентов, масс. %: сукцинимидная присадка ЛАГ-03 3,5-4,5; жидкий октилированный, бутилированный дифениламин 0,8-1,2; 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,4-0,6; 1,2,3-бензотриазол 0,04-0,06; полиметилсилоксан ПМС-200А 0,001-0,003; сложный эфир двухосновной кислоты Syntolux L-439 3,637-5,659; трикрезилфосфат 1,3-1,7; смесь ПАО 61,9-74,1; сложный эфир Syntolux L-6115 14,7-25,9. 5 ил.

Изобретение относится к смазочным композициям для поршневых двигателей внутреннего сгорания, в частности к всесезонным смазочным композициям для авиационных поршневых двигателей.

Смазочные композиции, в частности масла, в авиационных поршневых двигателях работают в тяжелых условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней и других тяжелонагруженных деталей двигателей. Чтобы обеспечить жидкостную смазку узлов трения в условиях высокого удельного давления и высокой температуры, а также хорошее уплотнение зазоров между поршнем и цилиндром, масло должно обладать высокой смазывающей способностью и термической стабильностью. При этом, поскольку масло в данных условиях находится в тесном контакте с различными металлами в присутствии кислорода воздуха, оно должно быть достаточно стабильным, чтобы длительное время сохранять свои свойства и не давать больших загрязнений в виде нагара, лака и шлаков, т.е. иметь небольшую зольность.

Известны авиационные масла МС-14, МС-20 на нефтяной основе, получаемые в соответствии с ГОСТ 21743-76. Данные масла имеют недостаточные вязкостно-температурные свойства, высокую склонность к коксообразованию, а также низкую смазывающую способность, что делает их непригодными для смазки тяжелонагруженных деталей поршневых двигателей. Высокая склонность к коксообразованию может вызвать закупорку маслопроводов, фильтров, пригорание поршневых колец и другие неполадки.

Известна смазочная композиция для авиационных поршневых двигателей (WO 2010149712, 2010), содержащая базовый состав на основе полиальфаолефинового масла и пакет присадок, содержащий ингибитор коррозии триазольного типа, фенольную и аминную антиокислительные присадки, сукцинимидную присадку и антипенную присадку.

Известная композиция непригодна для использования при низких температурах в связи с невысокими низкотемпературными свойствами.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является смазочная композиция для поршневых двигателей (RU 2485173, 2013), содержащая базовый состав на основе полиальфаолефинового масла и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки, диспергирующую присадку на основе сукцинимида, противоизносную присадку и полиметилсилоксан ПМС-200А в качестве антипенной присадки.

Известная композиция обладает высокой зольностью и имеет низкую температуру вспышки, что ограничивает возможность ее применения в соответствии с условиями обеспечения безопасной работы поршневых двигателей.

Технической проблемой, на решение которой направлено заявленное изобретение, является создание смазочной композиции требуемой вязкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками при использовании ее для смазки тяжелонагруженных деталей авиационных поршневых двигателей.

Технический результат, обеспечиваемый предлагаемым изобретением, заключается в повышении температуры вспышки и снижении зольности смазочной композиции для поршневых двигателей при сохранении ее высоких вязкостно-температурных, трибологических и термоокислительных свойств.

Технический результат достигается за счет того, что смазочная композиция для поршневых двигателей содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки, диспергирующую присадку на основе сукцинимида, противоизносную присадку и полиметилсилоксан ПМС-200А в качестве антипенной присадки, при этом базовый состав содержит смесь двух полиальфаолефиновых масел (ПАО), одно из которых имеет вязкость 10 мм2/с при 100°С, а другое - 125-145 мм2/с при 100°С, со сложным эфиром Syntolux L-6115 с вязкостью 11,5 мм2/с при 100°С, а пакет присадок в качестве антиокислительных присадок содержит жидкий октилированный, бутилированный дифениламин и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, в качестве диспергирующей присадки содержит сукцинимидную присадку ЛАГ-03, в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат, и дополнительно содержит сложный эфир двухосновной кислоты Syntolux L-439 с вязкостью 3,9 мм2/с при 100°С в качестве присадки для повышения растворимости пакета присадок в базовом масле и ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол при следующем соотношении компонентов, масс. %:

сукцинимидная присадка ЛАГ-03 3,5-4,5
жидкий октилированный,
бутилированный дифениламин 0,8-1,2
4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,4-0,6
1,2,3-бензотриазол 0,04-0,06
полиметилсилоксан ПМС-200А 0,001-0,003
сложный эфир двухосновной
кислоты Syntolux L-439 3,637-5,659
трикрезилфосфат 1,3-1,7
смесь ПАО 61,9-74,1
сложный эфир Syntolux L-6115 14,7-25,9

Существенность отличительных признаков смазочной композиции для поршневых двигателей подтверждается тем, что только указанная совокупность признаков, характеризующая состав заявленной композиции, обеспечивает получение всесезонной смазочной композиции, обладающей высокой температурой вспышки и низкой зольностью при сохранении ее высоких вязкостно-температурных, трибологических и термоокислительных свойств при ее применении в тяжелонагруженных деталях авиационных поршневых двигателей.

Признаки и сущность заявленного изобретения поясняются в последующем детальном описании со ссылкой на фиг. 1-5, где

на фиг. 1 представлена таблица, характеризующая соотношение компонентов образцов смазочной композиции с различным содержанием компонентов базового состава;

на фиг. 2 представлена таблица, характеризующая соотношение компонентов образцов смазочной композиции с различным содержанием компонентов пакета присадок и вязкостью 15 мм2/с;

на фиг. 3 представлена таблица, характеризующая соотношение компонентов образцов смазочной композиции с различным содержанием компонентов пакета присадок и вязкостью 20 мм2/с;

на фиг. 4 представлен график зависимости вязкости образцов смазочной композиции от температуры;

на фиг. 5 представлена таблица, характеризующая физические и химические свойства образцов смазочной композиции.

Для иллюстрации сущности изобретения было приготовлено восемь образцов смазочной композиции, которые не должны толковаться как ограничивающие область изобретения - П-12-2, П-15-1, П-15-2, П-15-3, П-20-1, П-20-2, П-20-3 и П-25-2, где первое число после буквы «П» характеризует вязкость образца в мм2/с при 100°С, а второе число обозначает соотношение компонентов пакета присадок. В таблице на фиг. 1 приведено соотношение компонентов в образцах П-12-2, П-15-2, П-20-2 и П-25-2, различающихся вязкостью, в таблице на фиг. 2 - образцы П-15-1, П-15-2, П-15-3, различающиеся соотношением компонентов пакета присадок, а в таблице на фиг. 3 - образцы П-20-1, П-20-2, П-20-3, различающиеся соотношением компонентов пакета присадок.

Для приготовления образцов использовались товарные сырьевые компоненты:

- полиальфаолефиновое масло Spectrasyn10, представляющее собой гидрогенированные олигомеры олефинов с вязкостью 10 мм2/с при 100°С;

- полиальфаолефиновое масло Durasyn 180I с вязкостью 125-145 мм2/с при 100°С;

- присадка для повышения растворимости пакета присадок в базовом масле Syntolux L-439 по СТО 57175009-019-2014, представляющая собой сложный эфир двухосновной кислоты с вязкостью 3,9 мм2/с при 100°С;

- сложный эфир Syntolux L-6115 по СТО 57175009-019-2014 с вязкостью 11,5 мм2/с при 100°С;

- сукцинимидная присадка ЛАГ-03 по ТУ 0257-001-15184856-2003;

- антиокислительные присадки - жидкий октилированный, бутилированный дифениламин Irganox L-57 и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90;

- ингибитор коррозии 1,2,3-бензотриазол по ТУ 6-09-1201-87;

- антипенная присадка, представляющая собой полиметилсилоксан ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79;

- противоизносная присадка трикрезилфосфат.

В другом частном случае в качестве полиальфаолефиновых масел могут с сохранением свойств получаемой смазочной композиции использоваться другие масла, например в качестве полиальфаолефинового масла с вязкостью 10 мм2/с при 100°С может использоваться Durasyn 170, а в качестве полиальфаолефинового масла с вязкостью 125-145 мм2/с при 100°С - Spectrasyn 100 или Spectrasyn Ultra 150.

Технология приготовления смазочной композиции включает следующие этапы:

- получение базового состава путем перемешивания компонентов, входящих в базовый состав, при температуре 60°С в течение 60 минут;

- дозировка и добавление пакета присадок в базовый состав;

- перемешивание базового состава с пакетом присадок при температуре 60°С в течение 60 минут;

- фильтрация полученной смазочной композиции.

У подготовленных образцов оценивали вязкостно-температурные свойства по ГОСТ 33-2000 и ГОСТ 25371-97, трибологические свойства на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490-75, термоокислительную стабильность (ТОС) смазочной композиции по ГОСТ 23797-79, а также измеряли зольность по ГОСТ 1461-75, температуру застывания по ГОСТ 20287-91, температуру вспышки по ГОСТ 4333-2014.

На фиг. 4 приведены графики зависимости вязкости от температуры образцов масла П-12-2, П-15-2, П-20-2 и П-25-2, где по оси абсцисс откладывается температура в °С, а по оси ординат - кинематическая вязкость образца в мм2/с. Как видно из фиг. 4, использование различного соотношения компонентов базового состава позволяет получить смазочную композицию с заданными вязкостными свойствами в диапазоне температур от минус 40 до 130°С.

Результаты испытаний образцов смазочной композиции в сравнении с прототипом и маслами МС-14 и МС-20, применяющимся для смазки поршневых двигателей, приведены в таблице на фиг. 5, где для образцов П-15-1, П-15-2, П-15-3, П-20-1, П-20-2, П-20-3, а также смазочной композиции по прототипу и масел МС-14 и МС-20 по ГОСТ 21743-76 приведены кинематическая вязкость при минус 20 и 100°С, индекс вязкости, кислотное число в мг КОН на г композиции (мг КОН/г), коксуемость в %, зольность в %, температура застывания в °С, температура вспышки в °С, трибологические свойства - критическая нагрузка Рк в Н, диаметр пятна износа D, в мм, а также данные о термоокислительной стабильности образцов: кислотное число в мг КОН/г, кинематическая вязкость при минус 20 и 100°С, содержание осадка, не растворимого в изооктане в %, а также данные о коррозионности на пластинках ШХ-15, АК-4 и М-2 в г/м2.

Из данных таблицы на фиг. 5 следует, что предлагаемая смазочная композиция превосходит известную из прототипа смазочную композицию по показателю температуры вспышки, обладает более низкой зольностью и не уступает известным решениям по вязкостно-температурным, трибологическим и термоокислительным свойствам.

Смазочная композиция согласно изобретению решает проблему улучшения эксплуатационных характеристик при использовании ее в тяжелонагруженных деталях поршневых двигателей во всем диапазоне эксплуатационных температур и требуемой вязкости.


Смазочная композиция для поршневых двигателей
Смазочная композиция для поршневых двигателей
Смазочная композиция для поршневых двигателей
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 204.
10.02.2013
№216.012.23f8

Система регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины

Изобретение относится к системе регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины и позволяет уменьшить воздействие осевой силы на радиально-упорный подшипник передней части составного ротора турбомашины путем перераспределения по заданному закону избыточной силы на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474710
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2458

Способ мультиантенной электростатической диагностики газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы

Изобретение относится к области диагностики технического состояния газотурбинных двигателей. Технический результат - повышение эффективности и оперативности диагностики технического состояния газотурбинных двигателей в процессе их производства, испытаний и эксплуатации. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474806
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2baa

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ функционирования двигателя

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит сверхзвуковой воздухозаборник, сверхзвуковую камеру смешения, сверхзвуковую камеру сгорания, выходное сверхзвуковое сопло, воспламенитель топливовоздушной смеси и систему подачи топлива. Система подачи топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476705
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c7c

Способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков

Изобретение относится к области авиационной техники. По замерам полетной информации определяют величину R идеальной тяги двигателя как R=R- GV, где R - условная тяга реактивного сопла, соответствующая полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, G - расход воздуха на входе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476915
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.33c5

Способ изготовления интегрального блиска с охлаждаемыми рабочими лопатками, интегральный блиск и охлаждаемая лопатка для газотурбинного двигателя

Отдельные охлаждаемые лопатки из монокристаллического сплава соединяют с дисковой частью из гранулируемого сплава в единую деталь горячим изостатическим прессованием (ГИП) в зоне, где длительные прочности этих сплавов одинаковы при одной и той же температуре в длительном рабочем режиме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478796
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e2d

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит топливную форсунку, размещенную в носовой части двигателя перед воздухозаборником, и расположенные за ним камеру сгорания и сопло, а также устройство возбуждения молекул кислорода резонансным лазерным излучением в камере сгорания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481484
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4d6c

Газодинамический воспламенитель

Изобретение может быть использовано в авиационных и ракетных двигателях и стендовых газоструйных устройствах. Газодинамический воспламенитель содержит полый корпус, стержневой газоструйный излучатель со сверхзвуковым кольцевым соплом, резонатор с цилиндрической полостью, соединительную камеру с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485402
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.07.2013
№216.012.5497

Газогенератор гтд

Газогенератор газотурбинного двигателя содержит двухступенчатый центробежный компрессор, камеру сгорания и, по меньшей мере, одну осевую ступень турбины, связанную с компрессором по оси в единый ротор, установленный в статоре на подшипниках качения. Рабочие колеса ступеней компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487258
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.08.2013
№216.012.5d9f

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания и способ управления ее работой

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания содержит осевой компрессор, турбину, теплообменник-рекуператор, каталитическую камеру сгорания, соединяющий их газовоздушный канал, топливную систему с форсункой, систему автоматического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489588
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.6526

Способ определения коэффициента сухого трения фрикционных пар при быстро осциллирующих перемещениях

Изобретение относится к области исследований и физических измерений. Сущность: одну неподвижную деталь фрикционной пары, выполняющую функцию демпфера, прижимают с варьируемым регулируемым усилием к другой подвижной детали этой пары, совершающей на резонансной частоте быстро осцилирующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491531
Дата охранного документа: 27.08.2013
Показаны записи 1-10 из 20.
27.02.2013
№216.012.2b34

Смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации, включающей базовую основу - авиационный триметилолпропановый эфир на основе смеси сложных эфиров триметилолпропана и жирных монокарбоновых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476587
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.09.2013
№216.012.6765

Авиационная силовая установка на базе топливных элементов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к авиационной силовой установке на базе топливных элементов. Авиационная силовая установка содержит воздушный винт, электродвигатель, батарею твердооксидных топливных элементов и устройство поддержания ее рабочей температуры. Воздушный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492116
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.02.2015
№216.013.26ad

Установка для получения газа из гидрата газа

Изобретение относится к устройствам для получения газообразного и сжиженного топлив из залежей гидратов. Технический результат заключается в получении свободного сжатого газа высокого давления и сжиженного газа, обеспечении работы установки за счет собственных энергетических ресурсов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541354
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.10.2015
№216.013.82f8

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом горючем и способ функционирования двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению и предназначено для прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом горючем содержит воздухозаборник, газогенератор с зарядом твердого горючего в отдельном корпусе, камеру дожигания и сопло....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565131
Дата охранного документа: 20.10.2015
20.11.2015
№216.013.933d

Топливная композиция авиационного неэтилированного бензина

Изобретение относится к топливной композиции авиационного неэтилированного бензина, которая в качестве изомерных углеводородов содержит технический изооктан, изопентан или изомеризат С или их смесь; в качестве ароматических углеводородов содержит толуол или фракцию бензина риформинга НК-180°C...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569311
Дата охранного документа: 20.11.2015
26.08.2017
№217.015.de9e

Газотурбинная установка и способ функционирования газотурбинной установки

Изобретение относится к энергетике. Газотурбинная установка (ГТУ) содержит компрессор, камеру сгорания, турбину, потребитель энергии, магистраль топливоподачи и котел утилизатор, снабженный контурами горячего и холодного теплоносителей. Контур горячего теплоносителя выполнен в виде выпускного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624690
Дата охранного документа: 05.07.2017
19.01.2018
№218.016.017c

Трансмиссионная смазочная композиция

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629949
Дата охранного документа: 05.09.2017
20.01.2018
№218.016.115a

Газогенератор твердого топлива

Изобретение относится к отраслям промышленности, где требуется создание потока с регулируемым массовым расходом газообразного низкотемпературного рабочего тела. Газогенератор содержит центральный полый цилиндр, закрытый с одного торца и открытый в виде суживающегося сопла с другого торца,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633976
Дата охранного документа: 20.10.2017
13.02.2018
№218.016.22c6

Способ сравнительной оценки эффективности присадок - промоторов горения топлива в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к жидким углеродсодержащим топливам, содержащим присадки, применительно к оценке эффективности присадок - промоторов горения топлива в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя. Способ заключается в том, что на первом этапе в испарительную камеру сгорания подают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642236
Дата охранного документа: 24.01.2018
10.05.2018
№218.016.4fb1

Авиационная силовая установка

Авиационная силовая установка содержит турбокомпрессорный блок, батарею твердооксидных топливных элементов с выходами для анодного и катодного газов, отдельно расположенный тяговый вентилятор, топливный насос. Турбокомпрессорный блок включает контур низкого давления и контур высокого давления с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652842
Дата охранного документа: 03.05.2018
+ добавить свой РИД