×
20.04.2016
216.015.367b

Результат интеллектуальной деятельности: ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Выпрямительно-инверторный преобразователь предназначен для питания тяговых электродвигателей электрического подвижного состава, получающего питание от сети переменного тока, и может работать в выпрямительном и инверторном режимах. Преобразователь содержит силовой тяговый трансформатор (1) с секционированной вторичной обмоткой и выпрямительные мосты, выполненные на тиристорах (3÷10) и соединяющие вторичную обмотку с тяговыми двигателями (2), а также узел принудительной коммутации, состоящий из коммутирующего конденсатора (13), подключенного параллельно цепи из последовательно включенных коммутирующего тиристора (20) и дросселя (21), и соединенный первым дополнительным тиристором (12) с анодной группой плеч выпрямительных мостов, а вторым дополнительным тиристором (11) - с катодной группой плеч выпрямительных мостов. Для достижения технического результата - расширения диапазона устойчивой работы преобразователя - в него дополнительно введен источник зарядного напряжения в виде моста на диодах (16÷19), зажимы переменного тока которого подключены к одной из секций вторичной обмотки силового тягового трансформатора, а зажимы постоянного тока подключены через зарядные тиристоры (14 и 15) к соответствующим выводам узла принудительной коммутации, и перезарядный тиристор (22), подключенный встречно-параллельно коммутирующему тиристору. 2 ил.
Основные результаты: Выпрямительно-инверторный преобразователь, содержащий силовой тяговый трансформатор, вторичная обмотка которого выполнена из нескольких секций, соединена с тяговыми электродвигателями через выпрямительные тиристорные мосты, анодная группа плеч которых соединена с анодом первого дополнительного тиристора, а катодная - с катодом второго дополнительного тиристора, и узел принудительной коммутации, выполненный на коммутирующем конденсаторе, коммутирующем тиристоре и дросселе, соединенный одним выводом с катодом первого дополнительного тиристора, а другим - с анодом второго дополнительного тиристора, причем коммутирующий конденсатор подключен параллельно цепи из последовательно включенных коммутирующего тиристора и дросселя, отличающийся тем, что в него дополнительно введены перезарядный тиристор, зарядные тиристоры и источник зарядного напряжения, при этом источник зарядного напряжения выполнен в виде диодного моста, зажимы переменного тока которого подключены к одной из секций вторичной обмотки силового тягового трансформатора, зажимы постоянного тока подключены через зарядные тиристоры к соответствующим выводам узла принудительной коммутации, а перезарядный тиристор подключен встречно-параллельно коммутирующему тиристору.

Изобретение относится к области преобразовательной техники преимущественно транспортного назначения и предназначено, в частности, для электроподвижного состава с рекуперативным торможением, получающего питание от сети переменного тока.

Известен выпрямительно-инверторный преобразователь, содержащий силовой тяговый трансформатор, вторичная обмотка которого выполнена из нескольких секций и соединена с тяговыми электродвигателями через выпрямительные тиристорные мосты, при этом ТЭД подключены между анодной и катодной группами плеч выпрямительно-инверторного преобразователя (Электровоз ВЛ80Р. Руководство по эксплуатации. / Под ред. Б.А. Тушканова. - М.: Транспорт, 1985, с. 63-68).

Управление таким выпрямительно-инверторным преобразователем осуществляется путем подачи управляющих импульсов на тиристоры с фазовым сдвигом по отношению к моменту перехода кривой питающего напряжения через ноль. Возникающие при сетевой коммутация изменения тока коммутации могут иметь апериодический или колебательный характер в зависимости от параметров контактной сети и режима работы электроподвижного состава. При апериодическом характере изменения тока коммутации процесс коммутации в выпрямительно-инверторном преобразователе завершается относительно быстро, при колебательном - значительно дольше.

Увеличение интервала коммутации приводит к увеличению угла сдвига между напряжением и током и, как следствие, к снижению энергетических показателей преобразователя, в частности коэффициента мощности, а в некоторых случаях, при работе в режиме инвертирования, увеличение интервала сетевой коммутации приводит к «опрокидыванию» инвертора, возникновению короткого замыкания и нарушению режима электрического рекуперативного торможения.

Эти недостатки частично устранены в выпрямительно-инверторном преобразователе, содержащем силовой тяговый трансформатор, вторичная обмотка которого выполнена из нескольких секций, соединена с тяговыми электродвигателями через выпрямительные тиристорные мосты, анодная группа плеч которых соединена с анодом первого дополнительного тиристора, а катодная - с катодом второго дополнительного тиристора, и узел принудительной коммутации, выполненный на коммутирующем конденсаторе, коммутирующем тиристоре и дросселе, соединенный одним выводом с катодом первого дополнительного тиристора, а другим - с анодом второго дополнительного тиристора, причем коммутирующий конденсатор подключен параллельно цепи из последовательно включенных коммутирующего тиристора и дросселя, описанном в авторском свидетельстве СССР №852660, кл. B60L 9/12, 1981, который следует рассматривать в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является зависимость напряжения на коммутирующем конденсаторе от тока нагрузки тяговых электродвигателей. При малых и средних значениях тока тяговых электродвигателей заряд коммутирующего конденсатора может оказаться недостаточным для принудительного запирания тиристоров преобразователя, что вызывает «опрокидывание» инвертора и срыв режима рекуперативного торможения.

Техническим результатом является расширение диапазона устойчивой работы выпрямительно-инверторного преобразователя.

Технический результат достигается тем, что в выпрямительно-инверторный преобразователь дополнительно введены перезарядный тиристор, зарядные тиристоры и источник зарядного напряжения, при этом источник зарядного напряжения выполнен в виде диодного моста, зажимы переменного тока которого подключены к одной из секций вторичной обмотки силового тягового трансформатора, зажимы постоянного тока подключены через зарядные тиристоры к соответствующим выводам узла принудительной коммутации, а перезарядный тиристор подключен встречно-параллельно коммутирующему тиристору.

Наличие дополнительных конструктивных элементов: источника зарядного напряжения, зарядных и перезарядного тиристоров и связи между ними обеспечивают устойчивую работу выпрямительно-инверторного преобразователя во всем диапазоне изменения тока нагрузки тяговых двигателей.

Существо предложения иллюстрируется на конкретном примере его исполнения, показанном на фиг. 1, где изображена принципиальная схема выпрямительно-инверторного преобразователя. На фиг. 2 приведены временные диаграммы токов и напряжений на элементах схемы преобразователя, поясняющие его работу.

На фиг. 1 приведена схема выпрямительно-инверторного преобразователя, содержащего силовой тяговый трансформатор 1, вторичная обмотка которого выполнена из нескольких секций и соединена с тяговыми электродвигателями 2 через выпрямительные тиристорные мосты 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10. Анодная группа плеч 4, 6, 8 и 10 соединена с анодом первого дополнительного тиристора 11, а катодная 3, 5, 7 и 9 - с катодом второго дополнительного тиристора 12. Узел принудительной коммутации, выполненный на коммутирующем конденсаторе 13, соединен одним выводом с катодом первого дополнительного тиристора 11, а другим - с анодом второго дополнительного тиристора 12. Коммутирующий конденсатор 13 зарядными тиристорами 14 и 15 подключен к соответствующим зажимам постоянного тока источника зарядного напряжения, выполненного в виде диодного моста 16, 17, 18 и 19, зажимы переменного тока которого подключены к одной из секций вторичной обмотки тягового трансформатора. Параллельно коммутирующему конденсатору подключена цепь из последовательно включенных коммутирующего тиристора 20 и дросселя 21, а встречно-параллельно коммутирующему тиристору подключен перезарядный тиристор 22.

На фиг. 2, а и 2, б приведены диаграммы uc и ic соответственно, напряжение на первичной обмотке силового тягового трансформатора и ток этой обмотки. Диаграммы ucond и icond на фиг. 2, в и 2, г - это напряжение и ток коммутирующего конденсатора 13. Диаграммы uvip и ivip (фиг. 2, д и 2, е) - это напряжение и ток на выходе выпрямительно-инверторного преобразователя, т.е. на нагрузке 2.

Работа выпрямительно-инверторного преобразователя, связанная с регулированием величины напряжения на нагрузке, осуществляется так же, как и в типовом преобразователе, путем включения тиристоров с задержкой на угол регулирования после перехода кривой напряжения через ноль.

Сетевую коммутацию основных тиристоров 3-10 преобразователя благодаря наличию узла принудительной коммутации осуществляют иначе.

Для выполнения сетевой коммутации за несколько эл. град. до конца полупериода с помощью разрядных тиристоров 11 и 12 производится подключение предварительно заряженного коммутирующего конденсатора 13 параллельно выключаемым основным тиристорам преобразователя так, что напряжение коммутирующего конденсатора 13 прикладывается в обратном направлении к основным тиристорам 3-10. В результате чего проводящие тиристоры закрываются, а ток нагрузки начинает протекать через узел принудительной коммутации: тиристор 11, коммутирующий конденсатор 13 и тиристор 12. Это вызывает разряд и перезаряд коммутирующего конденсатора 13. Когда он перезаряжается, тиристоры 11 и 12 закрываются, отключая коммутирующий конденсатор 13, и одновременно с этим подаются управляющие импульсы на два из основных тиристоров (3-10) согласно алгоритму, которые начинают открываться. Когда они полностью откроются, сетевая коммутация завершается. При этом ток нагрузки остается непрерывным (рис. 2, е), плавно переходя между основными тиристорами преобразователя и узлом принудительной коммутации.

На диаграммах фиг. 2 показано, что на интервале времени t1 в самом начале полупериода завершается принудительная сетевая коммутация, начавшаяся на предыдущем полупериоде. Импульсы управления α0 и α подаются одновременно на соответствующие основные тиристоры преобразователя, которые начинают открываться, что сопровождается нарастанием тока сети ic до нормального значения работы под нагрузкой. Поскольку на интервале принудительной сетевой коммутации, начавшейся на предыдущем полупериоде, перезаряд коммутирующего конденсатора 13 происходит током нагрузки, то в случае малого тока нагрузки коммутирующий конденсатор не перезарядится. Поэтому эта перезарядка выполняется принудительно: через несколько эл. град. после начала полупериода коммутирующий конденсатор 13 с помощью перезарядного тиристора 22 и дросселя 21 перезаряжается в отрицательную полярность (фиг. 2, в), это «первая» перезарядка коммутирующего конденсатора на рассматриваемом полупериоде. По завершению перезарядки на разрядных тиристорах 11 и 12 появляется обратное напряжение, они закрываются, и коммутирующий конденсатор 13 отключается от силовой цепи, ток конденсатора становится равным нулю (фиг. 2, г) в начале интервала времени t2.

На интервале времени t3 выполняется «вторая» на полупериоде перезарядка коммутирующего конденсатора 13 с помощью коммутирующего тиристора 20 и дросселя 21. На конденсаторе восстанавливается положительная полярность (фиг. 2, в).

По окончанию интервала времени включают зарядные тиристоры 14, 15 и происходит дозаряд коммутирующего конденсатора 13 от источника зарядного напряжения. Коммутирующий конденсатор 13 за время t4 заряжается до уровня, соответствующего амплитуде напряжения на вторичной обмотке трансформатора, питающей источник зарядного напряжения, после чего зарядные тиристоры запираются, и конденсатор готов к следующей коммутации. На интервале времени t5 продолжается обычная работа преобразователя в режиме тяги.

В начале интервала времени t6 начинается принудительная сетевая коммутация подачей импульсов управления на разрядные тиристоры 11 и 12. Напряжение коммутирующего конденсатора 13 прикладывается в обратном направлении к основным тиристорам преобразователя, вызывая их закрытие. При этом ток нагрузки начинает проходить через коммутирующий конденсатор 13, вызывая его разряд и перезаряд (фиг. 2, г).

Таким образом, можно смещать момент начала принудительной коммутации так, чтобы обеспечивались максимальные энергетические показатели и коэффициент мощности преобразователя. Угол коммутации сокращается до 2-3 эл. град. в режимах тяги и рекуперативного торможения во всем диапазоне токов тяговых электродвигателей благодаря стабильной принудительной сетевой коммутации предлагаемого выпрямительно-инверторного преобразователя.

Таким образом, предлагаемый выпрямительно-инверторный преобразователь обеспечивает стабильную и надежную работу преобразователя в режимах тяги и рекуперативного торможения и благодаря увеличению коэффициента мощности до значений 0,95 обеспечивает на 5% снижение расхода электроэнергии на тягу поездов.

Выпрямительно-инверторный преобразователь, содержащий силовой тяговый трансформатор, вторичная обмотка которого выполнена из нескольких секций, соединена с тяговыми электродвигателями через выпрямительные тиристорные мосты, анодная группа плеч которых соединена с анодом первого дополнительного тиристора, а катодная - с катодом второго дополнительного тиристора, и узел принудительной коммутации, выполненный на коммутирующем конденсаторе, коммутирующем тиристоре и дросселе, соединенный одним выводом с катодом первого дополнительного тиристора, а другим - с анодом второго дополнительного тиристора, причем коммутирующий конденсатор подключен параллельно цепи из последовательно включенных коммутирующего тиристора и дросселя, отличающийся тем, что в него дополнительно введены перезарядный тиристор, зарядные тиристоры и источник зарядного напряжения, при этом источник зарядного напряжения выполнен в виде диодного моста, зажимы переменного тока которого подключены к одной из секций вторичной обмотки силового тягового трансформатора, зажимы постоянного тока подключены через зарядные тиристоры к соответствующим выводам узла принудительной коммутации, а перезарядный тиристор подключен встречно-параллельно коммутирующему тиристору.
ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
20.06.2014
№216.012.d2d4

Способ прогнозирования эффективности лечения человеческим хорионическим гонадотропином гипогонадотропного и нормогонадотропного гипогонадизма

Изобретение относится к медицине, а именно к андрологии, эндокринологии, а именно к способу прогнозирования эффективности лечения человеческим хорионическим гонадотропином гипогонадотропного и нормогонадотропного гипогонадизма. Способ позволяет прогнозировать эффективность лечения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519743
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.01.2015
№216.013.1ae1

Устройство оповещения граждан на пешеходном переходе через железнодорожные пути о приближении подвижного состава

Изобретение относится к устройствам оповещения об опасности наезда подвижным составом, предназначенным для автоматической звуковой сигнализации на пешеходном переходе через железнодорожные пути. Технический результат заключается в повышении безопасности граждан на пешеходном переходе при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538309
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.02.2015
№216.013.2732

Способ регулирования температуры энергетической установки транспортного средства и устройство для его реализации

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к области автоматических систем регулирования температуры теплоносителей в системах охлаждения энергетических установок транспортных средств. Способ осуществляется путем анализа температуры энергетической установки и механических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541491
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c7d

Способ защиты от бокового износа головки рельса и смазочная композиция для его осуществления

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Способ защиты от бокового износа головки рельса заключается в том, что на боковую поверхность головки рельса на криволинейных участках пути и зонах стрелочных переводов наносят смазочную композицию на основе органического связующего,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542857
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2ebf

Способ диагностирования состояния дроссельных перемычек путевых дроссель-трансформаторов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и обеспечивает возможность диагностирования состояния дроссельных перемычек путевых дроссель-трансформаторов за счет выполнения дополнительных операций. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно измеряют падение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543435
Дата охранного документа: 27.02.2015
20.03.2015
№216.013.31f7

Способ изготовления полупроводникового графена

Изобретение относится к области производства полупроводниковых материалов, используемых в наноэлектронике. Техническим результатом изобретения является достижение определенной концентрации изотопа углерода С, что обеспечит открытие запрещенной зоны в десятки мэВ. В способе изготовления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544266
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.03.2015
№216.013.3466

Способ экспериментального определения сопротивлений обмоток трансформаторов

Изобретение относится к области энергетики, а именно к измерению параметров обмоток трансформаторов. Сущность заявляемого изобретения состоит в том, что измерение параметров трехфазных двухобмоточных трансформаторов при коротком замыкании производится вначале при схеме соединения первичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544889
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.08.2015
№216.013.6ce6

Привод конвейера

Привод конвейера содержит ведущие и ведомые звездочки, огибаемые бесконечно замкнутыми тяговыми цепями с закрепленными на них тяговыми магнитными элементами, взаимодействующими с ферромагнитными элементами грузоносителей конвейера. Привод снабжен неподвижно закрепленными отдельно на его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559436
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.11.2015
№216.013.91e9

Элеватор тележечно-ковшевой

Элеватор содержит тяговый элемент в виде соединенных между собой тележек с реактивной полосой, движущихся за счет электромагнитного фрикционного привода, и рабочие органы в виде ковшей. Упрощается конструкция элеватора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568969
Дата охранного документа: 20.11.2015
27.11.2015
№216.013.93ec

Способ адаптивного формирования единой глобальной системы трёхмерных координат непосредственно на эллипсоиде

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение, например, в системах навигации и управления подвижных объектов (ПО) наземного транспорта при формировании геометрии траектории движения ПО. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569487
Дата охранного документа: 27.11.2015
Показаны записи 1-10 из 21.
10.01.2015
№216.013.1ae1

Устройство оповещения граждан на пешеходном переходе через железнодорожные пути о приближении подвижного состава

Изобретение относится к устройствам оповещения об опасности наезда подвижным составом, предназначенным для автоматической звуковой сигнализации на пешеходном переходе через железнодорожные пути. Технический результат заключается в повышении безопасности граждан на пешеходном переходе при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538309
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.02.2015
№216.013.2732

Способ регулирования температуры энергетической установки транспортного средства и устройство для его реализации

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к области автоматических систем регулирования температуры теплоносителей в системах охлаждения энергетических установок транспортных средств. Способ осуществляется путем анализа температуры энергетической установки и механических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541491
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c7d

Способ защиты от бокового износа головки рельса и смазочная композиция для его осуществления

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Способ защиты от бокового износа головки рельса заключается в том, что на боковую поверхность головки рельса на криволинейных участках пути и зонах стрелочных переводов наносят смазочную композицию на основе органического связующего,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542857
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2ebf

Способ диагностирования состояния дроссельных перемычек путевых дроссель-трансформаторов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и обеспечивает возможность диагностирования состояния дроссельных перемычек путевых дроссель-трансформаторов за счет выполнения дополнительных операций. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно измеряют падение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543435
Дата охранного документа: 27.02.2015
20.03.2015
№216.013.31f7

Способ изготовления полупроводникового графена

Изобретение относится к области производства полупроводниковых материалов, используемых в наноэлектронике. Техническим результатом изобретения является достижение определенной концентрации изотопа углерода С, что обеспечит открытие запрещенной зоны в десятки мэВ. В способе изготовления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544266
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.03.2015
№216.013.3466

Способ экспериментального определения сопротивлений обмоток трансформаторов

Изобретение относится к области энергетики, а именно к измерению параметров обмоток трансформаторов. Сущность заявляемого изобретения состоит в том, что измерение параметров трехфазных двухобмоточных трансформаторов при коротком замыкании производится вначале при схеме соединения первичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544889
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.04.2015
№216.013.3818

Износостойкая сменная прокладка боковой рамы тележки грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструктивным элементам тележек. Износостойкая сменная прокладка устанавливается в буксовом проеме боковой рамы между опорными поверхностями буксового проема боковой рамы и подшипникового узла. Износостойкая сменная прокладка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545848
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.08.2015
№216.013.6ce6

Привод конвейера

Привод конвейера содержит ведущие и ведомые звездочки, огибаемые бесконечно замкнутыми тяговыми цепями с закрепленными на них тяговыми магнитными элементами, взаимодействующими с ферромагнитными элементами грузоносителей конвейера. Привод снабжен неподвижно закрепленными отдельно на его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559436
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.11.2015
№216.013.91e9

Элеватор тележечно-ковшевой

Элеватор содержит тяговый элемент в виде соединенных между собой тележек с реактивной полосой, движущихся за счет электромагнитного фрикционного привода, и рабочие органы в виде ковшей. Упрощается конструкция элеватора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568969
Дата охранного документа: 20.11.2015
27.11.2015
№216.013.93ec

Способ адаптивного формирования единой глобальной системы трёхмерных координат непосредственно на эллипсоиде

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение, например, в системах навигации и управления подвижных объектов (ПО) наземного транспорта при формировании геометрии траектории движения ПО. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569487
Дата охранного документа: 27.11.2015
+ добавить свой РИД