×
20.08.2015
216.013.72da

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002560972
Дата охранного документа
20.08.2015
Аннотация: Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания. Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателей внутреннего сгорания заключается в измерении давления в масленой магистрали при работе двигателя, отличается тем, что давление масла измеряют в масленой магистрали на участке канала, расположенным между коренным и шатунным подшипниками по оси коленчатого вала при работе двигателя без нагрузки, и по величине измеренного давления судят о допустимой степени износа шатунного подшипника. Работоспособность подшипников в основном определяется условиями смазки и в свою очередь износы подшипников приводят к снижению давления в различных частях системы. Технический результат заключается в возможности предотвращения отказов подшипников путем заблаговременного выявления предотказного состояния и своевременного текущего ремонта ДВС, например, с заменой вкладышей коленчатого вала и восстановлением технического состояния подшипников, при котором будет обеспечиваться гидродинамический эффект жидкостного трения. 3 ил.
Основные результаты: Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в измерении давления в масленой магистрали при работе двигателя, отличающийся тем, что давление масла измеряют в масленой магистрали на участке канала, расположенном между коренным и шатунным подшипниками по оси коленчатого вала при работе двигателя без нагрузки, и по величине измеренного давления выше нуля судят о степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания, а при достижении величины измеренного давления, равной нулю, судят о наступлении предельного состояния.

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателей внутреннего сгорания заключается в измерении давления в масленой магистрали при работе двигателя, отличается тем, что давление масла измеряют в масленой магистрали на участке канала, расположенном между коренным и шатунным подшипниками по оси коленчатого вала при работе двигателя без нагрузки, и по величине измеренного давления судят о допустимой степени износа шатунного подшипника.

Работоспособность подшипников в основном определяется условиями смазки, и в свою очередь износы подшипников приводят к снижению давления в различных частях системы смазки [1].

Уровень техники

Уровень развития техники в способах диагностирования степени износа подшипников ДВС определяется известными методами диагностирования степени износа, основанными на измерении давления масла в различных частях системы смазки ДВС.

В аналоге способ диагностирования степени износа подшипников ДВС, авт. св. №1134897 (кл. G01M 15/00) при безразборной диагностике [2] измеряется давление в главной масленой магистрали. Данный способ предусматривает подключение к двигателю в момент эксперимента гидроаккумулятора с дроссельным устройством и определение интенсивности падения в нем давления по двум манометрам на определенных режимах. Недостатком этого способа является необходимость установки сложных по конструкции устройств гидроаккумулятора.

В прототипе по авт. св. №2006811 (кл. G01M 15/00) [3] используют при безразборной диагностике степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания измерение давления в двух точках системы смазки.

Способ заключается в том, что измеряют значение давления в центральной масленой магистрали ДВС и сравнивают полученные значения давления с эталонными, определенными для нового двигателя. По сравнению определяют степень износа подшипников.

При этом измерение давления производят по меньшей мере в двух точках системы смазки двигателя, первая из которых расположена на выходе из нагнетательной секции насоса, преобразуют эти давления и сравнивают их с эталонными величинами. В качестве второй точки измерения давления принимают точку на входе в диагностируемый участок двигателя.

Для эталонного двигателя определяют зависимость отношения величины первого давления к величине второго от степени износа подшипников или отношения разности величин первого и второго давлений к величине второго от степени износа. На неработающем двигателе при чистых фильтрах определяют отношение разности величин первого и второго давлений к величине второго давления и сравнивают величины этих отношений с эталонной зависимостью от степени износа подшипников. Причем рост этого отношения соответствует росту степени износа.

Недостатком этого способа является зависимость результатов диагностирования от многих факторов состояния элементов системы смазки ДВС, способ требует большого опыта оператора-диагноста.

Анализ известных способов показывает целесообразность поиска способа оценки технического состояния подшипников ДВС с сохранением преимуществ ранее существующих способов и обеспечение возможностей определения более глубоких связей структурного параметра с диагностическим для безразборной диагностики степени износа подшипника ДВС.

Целью изобретения является определение степени износа подшипников ДВС и выявление предельного состояния двигателя. Эта цель достигается тем, что в предлагаемом способе безразборной диагностики степени износа подшипников ДВС измеряют давление в масляной магистрали на участке канала подвода масла к шатунным подшипникам по оси коленчатого вала после коренных и до шатунных подшипников коленчатого вала при работе ДВС без нагрузки, которое на любом режиме в процессе эксплуатации должно быть больше нуля. По величине превышения измеренного давления выше нуля судят о степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания, а при достижении в процессе эксплуатации величины измеренного давления нулю судят о наступлении предельного состояния.

Раскрытие изобретения

Система смазки двигателя внутреннего сгорания обеспечивает смазку, охлаждение, очистку деталей и сопряжений. Основным предназначением системы смазки ДВС является обеспечение в подшипниках гидродинамического эффекта смазывания(режима жидкостного трения), которое достигается в эксплуатации определенным соотношением между нагрузкой двигателя, фактической величиной диаметрального зазора подшипника, которая изменяется вследствие износа, давлением подачи смазываемого материала его вязкостью и частотой вращения коленчатого вала.

Известно также, что износ отдельных сопряжений и износ подшипников по мере эксплуатации приводит к общему снижению уровня давления в системе смазки, которое показывает манометр 1 (фиг. 1) и постепенному ухудшению условий смазки подшипников, что необходимо заранее диагностировать и предотвратить изменения режима жидкостного трения в подшипнике в полусухое или сухое трение, что может привезти к интенсивным износам подшипника и их отказам.

Предлагаемый способ позволит диагностировать степень износа подшипников, предотвратить отказы, так как позволяет определить степень обеспечения жидкостного трения подшипника даже при минимальной частоте вращения коленчатого вала при работе двигателя без нагрузки.

Чаще всего отказывают шатунные подшипники, потому что общее снижение давления в системе смазки негативно сказывается на уменьшение подачи масла к шатунным подшипникам.

На фиг. 1 представлена функциональная схема системы смазки ДВС, содержащая следующие элементы:

1 - манометр;

2 - главная масляная магистраль;

3 - фильтр тонкой очистки масла;

4 - масляный радиатор;

5 - предохранительный клапан;

6 - маслозаборник;

7 - редукционный клапан;

8 - масляный насос;

9 - фильтр грубой очистки;

10 - перепускной клапан фильтра.

В представленной схеме (фиг. 1) видно, что наиболее удаленные шатунные подшипники смазываются не напрямую от масляного насоса. Масло проходит к ним через коренные подшипники и каналы вращающегося коленчатого вала.

По сути условия смазки шатунных подшипников (фиг. 2) и их безотказность определяется наличием и величиной давления внутри каналов по оси коленвала. В полости шатунной шейки (15) и канале подвода (14) будет находиться масло под давлением, если оно есть в точке пересечения каналов (13) на входе в канал подвода к шатунной полости. В свою очередь масло до точки (13) дойдет при наличии достаточного давления в кольцевом канале (11) коренного подшипника, питающегося маслом от канала (12) в коренной шейке.

Структурным параметром, связанным с износом подшипников ДВС и одновременно определяющим работоспособность наиболее нагруженных и часто отказывающих шатунных подшипников, является наличие давления масла на входе в шатунную полость в точке (13).

Диагностика общего изнашивания подшипников ДВС, таким образом, сводится к тому, что необходимо определять наличие давления в точке перегиба каналов по оси коленчатого вала любым доступным способом.

Осуществление изобретения

На фиг. 3 показан пример реализации изобретения путем создания контрольного вывода путем подключения переходной вращающейся муфты (16) к каналу коленчатого вала(14) по оси коленчатого вала в точке (13). При проведении диагностирования на выходе муфты в невращающейся части устанавливается любой измеритель низкого давления, например, манометр.

После диагностирования вывод глушится вворачиванием резьбовой герметичной заглушки. По наличию и величине давления определяют интегральную степень износа диагностируемых подшипников ДВС, а при отсутствии масла и давления судят о наступлении предельного состояния.

При разработке данного способа на заводе двигателей ОАО «КАМАЗ» в стендовых условиях проводились измерения давления по оси коленчатого вала и определялись диагностические нормативы. Подтверждена возможность осуществления способа на автомобиле, его достоверность и информативность.

Технический результат

Технический результат заключается в возможности предотвращения отказов шатунных подшипников путем заблаговременного выявления предотказного состояния и своевременного текущего ремонта ДВС, например, с заменой вкладышей коленчатого вала и восстановлением технического состояния подшипников,при котором будет обеспечиваться гидродинамический эффект жидкостного трения.

Использование предлагаемого способа оценки технического состояния ДВС позволяет также прогнозировать время безаварийной работы двигателя до предельного состояния.

Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в измерении давления в масленой магистрали при работе двигателя, отличающийся тем, что давление масла измеряют в масленой магистрали на участке канала, расположенном между коренным и шатунным подшипниками по оси коленчатого вала при работе двигателя без нагрузки, и по величине измеренного давления выше нуля судят о степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания, а при достижении величины измеренного давления, равной нулю, судят о наступлении предельного состояния.
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
10.07.2013
№216.012.5397

Способ ремонта упрочненных азотированием шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технологии ремонта деталей, в частности коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Проводят обработку детали в установленные ремонтные размеры, предварительно проводят снятие с шейки материала оставшегося упрочненного азотированием слоя с помощью электроэрозионной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487002
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.12.2013
№216.012.89b2

Подшипник турбокомпрессора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессора. Подшипник включает моновтулку с центральным маслоподводящим каналом и маслораспределительной полостью, на концах которой выполнены опорные пояски. Центральный маслоподводящий канал выполнен глухим,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500932
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.01.2014
№216.012.9527

Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при конструировании, производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания. Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания содержит масляный насос с клапанами смазочной системы - редукционным и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503877
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.06.2014
№216.012.d20a

Турбокомпрессор

Турбокомпрессор включает корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку. В корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника. Осевое отверстие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519541
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.01.2015
№216.013.1b24

Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к двигателестроению. Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания содержит подшипниковый узел, в котором установлен вал ротора, с турбинным и компрессорным колесами, корпус центростремительной турбины, закрепленный на корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538376
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.20f9

Способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области ремонта корпусных конструкций агрегатов, содержащих элементы с трещинами, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В способе ремонтируемый блок размещают горизонтально заплатой вниз, в отверстия в вершинах трещины вставляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539889
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.02.2015
№216.013.2952

Способ ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области технологических процессов при ремонте металлических конструкций, и в частности при ремонте цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), пример, двигателей КамАЗ. Установку поршня осуществляют путем центрирования по днищу канавки под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542035
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.29dd

Способ регулирования турбонаддува двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом. Техническим результатом является расширение диапазона регулирования турбонаддува ДВС. Сущность изобретения заключается в изменении частоты вращения ротора с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542174
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.03.2015
№216.013.3608

Устройство контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к измерительной технике и касается устройства контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания. Устройство представляет собой нутромер с измерительной шкалой в мм и насадкой на корпусе, а также металлическую плиту,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545316
Дата охранного документа: 27.03.2015
20.05.2015
№216.013.4ccf

Узел сцепления

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к узлам сцепления. Узел сцепления содержит маховик, ведущие средний и нажимной диски, отлитые из серого чугуна, соединенные одним комплектом сопряжений шип-паз, состоящим из четырех пазов на маховике, выполненных при его изготовлении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551177
Дата охранного документа: 20.05.2015
Показаны записи 1-10 из 16.
10.01.2014
№216.012.9527

Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при конструировании, производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания. Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания содержит масляный насос с клапанами смазочной системы - редукционным и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503877
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.01.2015
№216.013.1b24

Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к двигателестроению. Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания содержит подшипниковый узел, в котором установлен вал ротора, с турбинным и компрессорным колесами, корпус центростремительной турбины, закрепленный на корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538376
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.20f9

Способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области ремонта корпусных конструкций агрегатов, содержащих элементы с трещинами, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В способе ремонтируемый блок размещают горизонтально заплатой вниз, в отверстия в вершинах трещины вставляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539889
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.02.2015
№216.013.2952

Способ ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области технологических процессов при ремонте металлических конструкций, и в частности при ремонте цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), пример, двигателей КамАЗ. Установку поршня осуществляют путем центрирования по днищу канавки под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542035
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.29dd

Способ регулирования турбонаддува двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом. Техническим результатом является расширение диапазона регулирования турбонаддува ДВС. Сущность изобретения заключается в изменении частоты вращения ротора с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542174
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.03.2015
№216.013.3608

Устройство контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к измерительной технике и касается устройства контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания. Устройство представляет собой нутромер с измерительной шкалой в мм и насадкой на корпусе, а также металлическую плиту,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545316
Дата охранного документа: 27.03.2015
20.05.2015
№216.013.4ccf

Узел сцепления

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к узлам сцепления. Узел сцепления содержит маховик, ведущие средний и нажимной диски, отлитые из серого чугуна, соединенные одним комплектом сопряжений шип-паз, состоящим из четырех пазов на маховике, выполненных при его изготовлении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551177
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.05.2015
№216.013.4d71

Способ восстановления изношенного отверстия поршня под поршневой палец и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к области машиностроения и могут быть использованы на предприятиях при ремонте и восстановлении поршневой группы ДВС автомобилей, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. В способе осуществляют дефектовку поршня и обработку его изношенного отверстия на станке с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551339
Дата охранного документа: 20.05.2015
10.12.2015
№216.013.9897

Способ обработки гильзы блока цилиндров с созданием антифрикционного покрытия

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при производстве поршневых машин. Способ включает первичную токарную обработку, закаливание внутренней рабочей поверхности гильзы токами высокой частоты и ее финишную обработку на хонинговальном станке. После финишной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570683
Дата охранного документа: 10.12.2015
25.08.2017
№217.015.d192

Способ восстановления изношенной поверхности зубьев каретки синхронизатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте деталей, в частности зубьев каретки синхронизатора. В способе наплавляют с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слой в среде углекислого газа, затем восстанавливают поверхность зубьев до номинального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621942
Дата охранного документа: 08.06.2017
+ добавить свой РИД