×
20.05.2015
216.013.4ccf

Результат интеллектуальной деятельности: УЗЕЛ СЦЕПЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, в частности к узлам сцепления. Узел сцепления содержит маховик, ведущие средний и нажимной диски, отлитые из серого чугуна, соединенные одним комплектом сопряжений шип-паз, состоящим из четырех пазов на маховике, выполненных при его изготовлении через 90 градусов, и комплектом из четырех шипов на каждом ведущем среднем и нажимном дисках. В маховике дополнительно выполнены при изготовлении два комплекта пазов через 30 и 60 градусов для смены рабочих поверхностей сопряжений шип-паз в эксплуатации для повышения ресурса и срока службы узла сцепления. Достигается обеспечение ремонтопригодности. 4 ил.
Основные результаты: Узел сцепления, включающий маховик, ведущие средний и нажимной диски, отлитые из серого чугуна, соединенные одним комплектом сопряжений шип-паз, состоящим из четырех пазов на маховике, выполненных при его изготовлении через 90 градусов, и комплектом из четырех шипов на каждом ведущем среднем и нажимном дисках, отличающийся тем, что в маховике дополнительно выполнены при изготовлении два комплекта пазов через 30 и 60 градусов для смены рабочих поверхностей сопряжений шип-паз в эксплуатации для повышения ресурса и срока службы узла сцепления.

Изобретение относится к области трансмиссий автомобильной техники, транспортных, транспортно-технологических машин, а конкретно - к узлам сцепления.

Известно фрикционное, сухое, двухдисковое сцепление с периферийным расположением витых нажимных пружин [1]. Основными частями являются маховик, ведущие средний и нажимной диски. Маховик, ведущие средний и нажимной диски образуют узел сцепления.

На наружной поверхности дисков выполнены четыре обработанных шипа, равномерно расположенных по окружности. Шипы входят в обработанные пазы, имеющиеся в маховике, это обеспечивает передачу крутящего момента от маховика к ведущим дискам и перемещение дисков в осевом направлении.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является сцепление автомобиля КамАЗ модели 14 или 142 (Фиг. 1), принятое за аналог [2]. Сцепление фрикционное, сухое, двухдисковое и с периферийным расположением витых нажимных пружин. Основные части - маховик (1), ведомые диски (2), ведущие средний (3) и нажимной (4) диски. Момент от стального ведомого диска передается через ступицу на первичный вал коробки передач.

В процессе эксплуатации автомобильной техники, транспортных и транспортно-технологических машин имеют место деформации, изнашивание пазов маховика и шипов ведущих дисков сцепления по сопрягаемым рабочим поверхностям, а также их поломки.

Недостатком аналога является то, что отказы узла сцепления вызывают частую потребность в ремонте (см. Проблемы надежности узла сцепления КамАЗ 14. Информационная справка, с. 1-5. Издание ОАО «КамАЗ» Научно-технический центр. Открытое издание) [3]. Ремонты сопровождаются разборкой двигателя, наплавкой и механической обработкой пазов маховика и шипов дисков (Фиг. 2).

Маховик, ведущие средний м нажимной диски сцепления отлиты из серого чугуна, имеют 4 паза и шипа, расположенных через 90 градусов. Поверхности всех пазов и шипов обрабатывают в один размер. При работе узла сцепления происходит значительный по величине односторонний износ рабочих поверхностей сопряжений шип-паз маховика и среднего диска по направлению вращения.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка узла сцепления, обеспечивающего по сопряжениям шип-паз замену работающих поверхностей пазов маховика поворотом ведущих, среднего и нажимного дисков на угол 30 или 60 градусов от первоначальной установки, а среднего диска - зеркальным переворотом поверхностей трения на 180 градусов относительно вертикальной оси от первоначальной установки, благодаря чему возможно восстановление технического состояния узла сцепления на пробег до предельного износа рабочих поверхностей сопряжений шип-паз.

Техническим решением задачи является обеспечение восстановления исправного технического состояния узла сцепления, близкого к техническому состоянию узла при его изготовлении.

За прототип принято техническое решение, используемое при восстановлении чашек дифференциала главных передач [4], в котором при износах четырех отверстий под шипы крестовины в чашках сверлят между изношенными отверстиями четыре новых отверстий, поворачивая на 45 градусов.

В предлагаемом изобретении в маховике при его изготовлении или выполняются дополнительно 2 комплекта пазов через 30 и 60 градусов от первоначальных, изготовленных с одинаковыми размерами и допусками. Изобретение поясняется Фиг. 3, на которой изображен общий вид маховика, ведущих среднего и нажимного дисков сцепления, где 5 - маховик; 6, 7 - ведущие средний и нажимной диски сцепления; 8 - пазы маховика; 9, 10 - шипы ведущего среднего и нажимного дисков сцепления.

В отличие от прототипа, имеющего один комплект из четырех пазов на маховике (11, Фиг. 4), в предлагаемом изобретении узла сцепления сопряжение ведущих среднего и нажимного дисков сцепления с маховиком осуществляется при износах последних за счет созданных дополнительных двух комплектов пазов через 30 и 60 градусов, расположенных на внешней поверхности маховика, каждый из упомянутых пазов имеет по четыре рабочие поверхности 12, 13. По этим поверхностям ведущие средний и нажимной диски шипами входят в пазы маховика и центрируются с определенной посадкой.

Дополнительные рабочие поверхности 12, 13 обеспечивают надежную центровку ведущих дисков и передачу крутящего момента через четыре сопряжения шип-паз после переустановки ведущих дисков разворотом на соответствующий угол.

Использование изобретения осуществляется следующим образом. В эксплуатации при износе сопряжений шип-паз нарушается центрирование ведущих среднего и нажимного дисков сцепления в пазах маховика, появляются вибрация и шум, в пазах маховика из-за износов образуются уступы. При включении сцепления перемещение шипов ведущего среднего диска сцепления происходит в пазах маховика с подклиниванием и рывками.

Требуется восстановление технического состояния узла, которое с использованием изобретения заключается в разборке узла сцепления, развороте ведущих дисков вначале на 30 градусов, а при следующем восстановлении технического состояния узла развороте на 60 градусов и сборке узла сцепления в обратном порядке без механической обработки, наплавки. При необходимости заменяются ведомые диски или накладки. Также при необходимости заменяется нажимной диск. Средний диск переставляется зеркально разворотом относительно вертикальной оси на 180 градусов, чтобы неработавшие поверхности шипов становились работающими по направлению вращения.

Применение предлагаемого узла сцепления позволяет, во-первых, обеспечить надежную передачу крутящего момента, во-вторых, снизить износ, дисбаланс, в-третьих, обеспечить восстановление технического состояния узла сцепления без съема маховика с двигателя, без наплавки и механической обработки. Общий технический ресурс узла сцепления благодаря возможности осуществления разворотов в узле сцепления с одной части ресурса увеличивается до трех таких частей ресурса.

Конструкция маховика, ведущих среднего и нажимного дисков в предлагаемом узле сцепления обеспечивает надежность узла сцепления, сохраняет исправное техническое состояние и увеличивает ресурс и срок службы узла сцепления в эксплуатации в три раза.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Васильченков В.Ф. Военные автомобили и гусеничные машины. Основы конструкции шасси, стр.24-26. Рыбинск: Издание ОАО «РДП» 1996 г. Открытое издание.

2. Автомобили КамАЗ: техническое обслуживание и ремонт. Под ред. Баруна В.Н., Азаматова Р.А. и др. Изд-во «Транспорт», 1988 г. Стр. 11-12, 99-103 (аналог).

3. Проблемы надежности узла сцепления КамАЗ 14. Информационная справка. Набережные Челны: ОАО «КамАЗ» Научно-технический центр Открытое издание.

4. Ремонт автомобиля ЗИЛ-130. Под ред. А.Г. Липкинда, П.И. Гринберга, А.И. Ильина. Изд-во «Транспорт», 1970 г., стр.253-254 (прототип).

Узел сцепления, включающий маховик, ведущие средний и нажимной диски, отлитые из серого чугуна, соединенные одним комплектом сопряжений шип-паз, состоящим из четырех пазов на маховике, выполненных при его изготовлении через 90 градусов, и комплектом из четырех шипов на каждом ведущем среднем и нажимном дисках, отличающийся тем, что в маховике дополнительно выполнены при изготовлении два комплекта пазов через 30 и 60 градусов для смены рабочих поверхностей сопряжений шип-паз в эксплуатации для повышения ресурса и срока службы узла сцепления.
УЗЕЛ СЦЕПЛЕНИЯ
УЗЕЛ СЦЕПЛЕНИЯ
УЗЕЛ СЦЕПЛЕНИЯ
УЗЕЛ СЦЕПЛЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
10.07.2013
№216.012.5397

Способ ремонта упрочненных азотированием шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технологии ремонта деталей, в частности коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Проводят обработку детали в установленные ремонтные размеры, предварительно проводят снятие с шейки материала оставшегося упрочненного азотированием слоя с помощью электроэрозионной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487002
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.12.2013
№216.012.89b2

Подшипник турбокомпрессора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессора. Подшипник включает моновтулку с центральным маслоподводящим каналом и маслораспределительной полостью, на концах которой выполнены опорные пояски. Центральный маслоподводящий канал выполнен глухим,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500932
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.01.2014
№216.012.9527

Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при конструировании, производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания. Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания содержит масляный насос с клапанами смазочной системы - редукционным и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503877
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.06.2014
№216.012.d20a

Турбокомпрессор

Турбокомпрессор включает корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку. В корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника. Осевое отверстие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519541
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.01.2015
№216.013.1b24

Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к двигателестроению. Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания содержит подшипниковый узел, в котором установлен вал ротора, с турбинным и компрессорным колесами, корпус центростремительной турбины, закрепленный на корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538376
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.20f9

Способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области ремонта корпусных конструкций агрегатов, содержащих элементы с трещинами, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В способе ремонтируемый блок размещают горизонтально заплатой вниз, в отверстия в вершинах трещины вставляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539889
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.02.2015
№216.013.2952

Способ ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области технологических процессов при ремонте металлических конструкций, и в частности при ремонте цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), пример, двигателей КамАЗ. Установку поршня осуществляют путем центрирования по днищу канавки под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542035
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.29dd

Способ регулирования турбонаддува двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом. Техническим результатом является расширение диапазона регулирования турбонаддува ДВС. Сущность изобретения заключается в изменении частоты вращения ротора с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542174
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.03.2015
№216.013.3608

Устройство контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к измерительной технике и касается устройства контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания. Устройство представляет собой нутромер с измерительной шкалой в мм и насадкой на корпусе, а также металлическую плиту,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545316
Дата охранного документа: 27.03.2015
20.05.2015
№216.013.4d71

Способ восстановления изношенного отверстия поршня под поршневой палец и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к области машиностроения и могут быть использованы на предприятиях при ремонте и восстановлении поршневой группы ДВС автомобилей, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. В способе осуществляют дефектовку поршня и обработку его изношенного отверстия на станке с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551339
Дата охранного документа: 20.05.2015
Показаны записи 1-10 из 16.
10.01.2014
№216.012.9527

Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при конструировании, производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания. Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания содержит масляный насос с клапанами смазочной системы - редукционным и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503877
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.01.2015
№216.013.1b24

Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к двигателестроению. Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания содержит подшипниковый узел, в котором установлен вал ротора, с турбинным и компрессорным колесами, корпус центростремительной турбины, закрепленный на корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538376
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.20f9

Способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области ремонта корпусных конструкций агрегатов, содержащих элементы с трещинами, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В способе ремонтируемый блок размещают горизонтально заплатой вниз, в отверстия в вершинах трещины вставляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539889
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.02.2015
№216.013.2952

Способ ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области технологических процессов при ремонте металлических конструкций, и в частности при ремонте цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), пример, двигателей КамАЗ. Установку поршня осуществляют путем центрирования по днищу канавки под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542035
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.29dd

Способ регулирования турбонаддува двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом. Техническим результатом является расширение диапазона регулирования турбонаддува ДВС. Сущность изобретения заключается в изменении частоты вращения ротора с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542174
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.03.2015
№216.013.3608

Устройство контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к измерительной технике и касается устройства контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания. Устройство представляет собой нутромер с измерительной шкалой в мм и насадкой на корпусе, а также металлическую плиту,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545316
Дата охранного документа: 27.03.2015
20.05.2015
№216.013.4d71

Способ восстановления изношенного отверстия поршня под поршневой палец и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к области машиностроения и могут быть использованы на предприятиях при ремонте и восстановлении поршневой группы ДВС автомобилей, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. В способе осуществляют дефектовку поршня и обработку его изношенного отверстия на станке с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551339
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.08.2015
№216.013.72da

Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания. Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателей внутреннего сгорания заключается в измерении давления в масленой магистрали при работе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560972
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.12.2015
№216.013.9897

Способ обработки гильзы блока цилиндров с созданием антифрикционного покрытия

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при производстве поршневых машин. Способ включает первичную токарную обработку, закаливание внутренней рабочей поверхности гильзы токами высокой частоты и ее финишную обработку на хонинговальном станке. После финишной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570683
Дата охранного документа: 10.12.2015
25.08.2017
№217.015.d192

Способ восстановления изношенной поверхности зубьев каретки синхронизатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте деталей, в частности зубьев каретки синхронизатора. В способе наплавляют с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слой в среде углекислого газа, затем восстанавливают поверхность зубьев до номинального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621942
Дата охранного документа: 08.06.2017
+ добавить свой РИД