×
27.08.2014
216.012.f00d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СМАЗОЧНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение может быть использовано для определения общего технического состояния их смазочной системы. Перед определением общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания, очищают масляный фильтр. Двигатель прогревают, устанавливают номинальную частоту вращения. Фиксируют значение давления масла перед фильтром и по истечении времени межконтрольной наработки вновь фиксируют значение давления масла перед фильтром. По полученным данным находят скорость повышения давления, сравнивают вычисленное значение с допускаемой скоростью повышения давления. По результатам сравнения определяют общее техническое состояние смазочной системы двигателя. Технический результат заключается в уменьшении затрат времени на техническое обслуживание двигателя. 2 ил.
Основные результаты: Способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания, при котором очищают масляный фильтр, прогревают двигатель, устанавливают номинальную частоту вращения, фиксируют значение давления масла перед фильтром, отличающийся тем, что по истечении времени межконтрольной наработки вновь фиксируют значение давления масла перед фильтром, по полученным данным находят измеренную скорость повышения давления, сравнивают вычисленное значение с допускаемой скоростью повышения давления, по результатам сравнения определяют общее техническое состояние смазочной системы двигателя.

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания, в частности к способам определения общего технического состояния их смазочной системы.

Известны способы определения технического состояния отдельных элементов смазочной системы двигателя внутреннего сгорания. К ним относятся: проверка производительности масляного насоса и состояния клапанов системы смазки двигателя - на основе дросселирования масла; проверка состояния реактивной масляной центрифуги - например, по времени выбега ротора после остановки двигателя; проверка состояния картерного масла - по скорости накопления массы осадка в роторе центрифуги /1/.

Недостатком указанных способов является то, что они не позволяют определить общее техническое состояние смазочной системы двигателя внутреннего сгорания.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, основанный на измерении давления масла в его смазочной системе /2/.

Недостатком известного способа является то, что при его реализации возникает необходимость контроля, по крайней мере, двух параметров, а это усложняет процесс диагностирования и приводит, как правило, к дополнительным погрешностям и трудозатратам.

Задачей изобретения является создание способа, позволяющего просто и в то же время точно определять общее техническое состояние смазочной системы двигателя.

Сущность изобретения заключается в следующем. Фиксируют значение давления масла перед фильтром после его очистки и по истечении времени межконтрольной наработки, по полученным данным находят измеренную скорость повышения давления. Затем сравнивают вычисленное значение скорости с допускаемой скоростью повышения давления. По результатам сравнения определяют общее техническое состояние смазочной системы двигателя. Технический результат: возможность достаточно точного определения общего технического состояния смазочной системы при наименьших затратах труда.

На фиг.1 и 2 изображен способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания. В частности, на фиг.1 для примера приведена схема смазки дизеля Д-240 трактора МТЗ-80А /3/, на фиг.2 представлена графическая иллюстрация способа. На схеме смазки дизеля Д-240 (фиг.1) показан манометр 2 для контроля давления масла, перед фильтром предварительной (грубой) очистки масла. Кроме того, на этой схеме (фиг.1) обозначены: 1 - масляный радиатор; 3, 10, 14 - масляные каналы; 4 - редукционный (радиаторный) клапан; 5 - штатный манометр; 6 - сливной клапан; 7 - главная масляная магистраль двигателя; 8 - предохранительный клапан; 9 - центробежный масляный фильтр; 11 - масляный насос; 12 - маслоприемник; 13 - масляный картер; 15 - фильтр грубой очистки масла. В основу определения общего технического состояния смазочной системы двигателя положена связь параметров состояния ее элементов: масляного насоса 11 с маслоприемником 12 и клапанами 4, 6, 8, а также масла, центробежного масляного фильтра 9 и фильтра 15 грубой очистки масла.

Общее техническое состояние смазочной системы двигателя внутреннего сгорания определяют следующим образом. Проводят техническое обслуживание машины, при котором очищают от отложений фильтр 15 очистки масла. Затем прогревают двигатель до температуры масла 75-80°C и устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Контролируют давление масла перед фильтром 15 и фиксируют его значение. После истечения заданного времени работы двигателя, равного межконтрольной наработке, вновь контролируют давление масла в той же точке. По полученным данным находят измеренную скорость повышения давления VK по формуле:

,

где PH, PK - давление масла перед фильтром после его очистки и по истечении времени межконтрольной наработки tK. После чего найденное значение измеренной скорости повышения давления сравнивают с допускаемой скоростью повышения давления VD (фиг.2) - с верхней VDB и нижней VDH границами поля допуска. По результатам сравнения определяют общее техническое состояние смазочной системы двигателя.

Измерение скорости повышения давления перед фильтром 15 осуществляют через равные промежутки времени работы машины TP (фиг.2), например, при каждом периодическом техническом обслуживании трактора - через 125 мото-ч. Для примера на фиг.2 показаны: tK1, tK2, tK3 - первая, вторая и третья межконтрольные наработки (соответствующие им точки - результаты определения VK).

Если измеренное значение скорости повышения давления перед фильтром 15 не соответствует допускаемому (не находится в поле допускаемых значений), как показано на фиг.2 при tK3, то проводят углубленное диагностирование смазочной системы двигателя. В ином случае, в приведенном примере при tK1 и tK2 продолжают эксплуатацию двигателя в течение следующей межконтрольной наработки, по истечении которой вновь контролируют давление масла перед фильтром 15. В целом, это позволяет снизить затраты труда и средств на техническое обслуживание двигателя.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Технология диагностирования тракторов/В.И. Бельских [и др.]. - М.: ГОСНИТИ, 1973. - С.49-57, 255.

2. А.с. СССР №352169, опубл. 21.09.1972, бюллетень №28 - прототип.

3. Тракторы «Беларусь» МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С.43-45.

Способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания, при котором очищают масляный фильтр, прогревают двигатель, устанавливают номинальную частоту вращения, фиксируют значение давления масла перед фильтром, отличающийся тем, что по истечении времени межконтрольной наработки вновь фиксируют значение давления масла перед фильтром, по полученным данным находят измеренную скорость повышения давления, сравнивают вычисленное значение с допускаемой скоростью повышения давления, по результатам сравнения определяют общее техническое состояние смазочной системы двигателя.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СМАЗОЧНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СМАЗОЧНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 38.
20.06.2013
№216.012.4db1

Линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств содержит измерительную шкалу в виде штрихов, расположенных друг от друга на расстоянии 1 мм, с началом отсчета от торцевой грани или концевого штриха....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485471
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.08.2013
№216.012.6192

Способ тяговых испытаний транспортных машин при трогании с места под нагрузкой

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу тяговых испытаний транспортных машин (преимущественно трактора) при трогании с места под нагрузкой. Машину присоединяют к тяговому устройству с возможностью измерения силы тяги, приложенной к остову и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490610
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.08.2013
№216.012.6490

Рельс облегченной конструкции

Изобретение относится к железнодорожному строительству, а также к машиностроению, в частности к конструкции рельс. Рельс облегченной конструкции выполнен в виде стальной балки с головкой вверху и подошвой внизу. В промежутке между головкой и подошвой рельса выполнены отверстия по длине балки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491381
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.09.2013
№216.012.68ab

Компьютерный способ определения дымности отработанных газов дизельных двигателей

Изобретение может быть использовано для определения дымности отработавших газов (ОГ) дизелей и диагностирования их технического состояния. Способ определения дымности ОГ заключается в получении отпечатка дымности на белой бумаге. Отпечаток получают устанавливая лист бумаги на некотором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492442
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.04.2014
№216.012.b3fd

Смазочный нагнетатель с пружинным энергоаккумулятором

Нагнетатель предназначен для подачи пластичной смазки под давлением через прессмасленки в смазываемые узлы автотранспортных, сельскохозяйственных и других машин при их техническом обслуживании и ремонте. Нагнетатель содержит домкрат, который оборудован пружинным энергоаккумулятором для подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511794
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b3ff

Центробежный масляный фильтр двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а также к диагностированию двигателей внутреннего сгорания, в частности к конструкции центробежных масляных фильтров и средствам определения их технического состояния. Предложен центробежный маслоочиститель с возможностью контроля частоты вращения его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511796
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b401

Эжекторная гидроэнергетическая установка

Установка предназначена для выработки электроэнергии за счет энергии гидравлического потока реки, покрытой льдом. Подвод перекачиваемой среды, воздуха, выполнен в виде коленообразной трубы, вертикальная часть которой жестко зафиксирована во льду и сообщена с атмосферой, а горизонтальная часть с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511798
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b495

Понтонная гидроэнергетическая установка

Изобретение относится к гидроэнергетике, в частности к конструкциям устройств для выработки электроэнергии. Понтонная гидроэнергетическая установка содержит заякоренный плавучий корпус и лопастные колеса 6, связанные с электрогенераторами. Корпус выполнен в виде двух параллельно и жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511950
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b4e6

Экран для контроля начала поворота управляемых колес при диагностировании автотранспортных средств

Изобретение относится к диагностированию автотранспортных колесных машин, в частности к средствам измерения свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобилей, тракторов и самоходных комбайнов. Экран для контроля начала поворота управляемых колес при диагностировании рулевого управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512034
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b4f6

Динамометр для тяговых испытаний машин

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к устройствам для измерения силы тяги на крюке транспортной машины. Динамометр для тяговых испытаний машин содержит опорный и прижимной диски с проушинами, цилиндр с размещенной в нем камерой сжатия,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512050
Дата охранного документа: 10.04.2014
Показаны записи 1-10 из 71.
20.06.2013
№216.012.4db1

Линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств содержит измерительную шкалу в виде штрихов, расположенных друг от друга на расстоянии 1 мм, с началом отсчета от торцевой грани или концевого штриха....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485471
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4df0

Способ определения технического состояния асинхронного двигателя в процессе пуска

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для экспресс-контроля работоспособности электрических машин. Техническим результатом являются определение технического состояния двигателя и оценка производительности машины и качества выполняемого процесса. В способе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485534
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.08.2013
№216.012.6192

Способ тяговых испытаний транспортных машин при трогании с места под нагрузкой

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу тяговых испытаний транспортных машин (преимущественно трактора) при трогании с места под нагрузкой. Машину присоединяют к тяговому устройству с возможностью измерения силы тяги, приложенной к остову и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490610
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.08.2013
№216.012.6490

Рельс облегченной конструкции

Изобретение относится к железнодорожному строительству, а также к машиностроению, в частности к конструкции рельс. Рельс облегченной конструкции выполнен в виде стальной балки с головкой вверху и подошвой внизу. В промежутке между головкой и подошвой рельса выполнены отверстия по длине балки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491381
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.09.2013
№216.012.68ab

Компьютерный способ определения дымности отработанных газов дизельных двигателей

Изобретение может быть использовано для определения дымности отработавших газов (ОГ) дизелей и диагностирования их технического состояния. Способ определения дымности ОГ заключается в получении отпечатка дымности на белой бумаге. Отпечаток получают устанавливая лист бумаги на некотором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492442
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.04.2014
№216.012.b3fd

Смазочный нагнетатель с пружинным энергоаккумулятором

Нагнетатель предназначен для подачи пластичной смазки под давлением через прессмасленки в смазываемые узлы автотранспортных, сельскохозяйственных и других машин при их техническом обслуживании и ремонте. Нагнетатель содержит домкрат, который оборудован пружинным энергоаккумулятором для подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511794
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b3ff

Центробежный масляный фильтр двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а также к диагностированию двигателей внутреннего сгорания, в частности к конструкции центробежных масляных фильтров и средствам определения их технического состояния. Предложен центробежный маслоочиститель с возможностью контроля частоты вращения его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511796
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b401

Эжекторная гидроэнергетическая установка

Установка предназначена для выработки электроэнергии за счет энергии гидравлического потока реки, покрытой льдом. Подвод перекачиваемой среды, воздуха, выполнен в виде коленообразной трубы, вертикальная часть которой жестко зафиксирована во льду и сообщена с атмосферой, а горизонтальная часть с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511798
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b495

Понтонная гидроэнергетическая установка

Изобретение относится к гидроэнергетике, в частности к конструкциям устройств для выработки электроэнергии. Понтонная гидроэнергетическая установка содержит заякоренный плавучий корпус и лопастные колеса 6, связанные с электрогенераторами. Корпус выполнен в виде двух параллельно и жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511950
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b4e6

Экран для контроля начала поворота управляемых колес при диагностировании автотранспортных средств

Изобретение относится к диагностированию автотранспортных колесных машин, в частности к средствам измерения свободного хода (люфта) рулевого колеса автомобилей, тракторов и самоходных комбайнов. Экран для контроля начала поворота управляемых колес при диагностировании рулевого управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512034
Дата охранного документа: 10.04.2014
+ добавить свой РИД