×
10.08.2014
216.012.e76f

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АППАРАТОМ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к аппаратам воздушного охлаждения и может использоваться для охлаждения масла газоперекачивающих агрегатов. Система управления аппаратом воздушного охлаждения масла содержит блок 1 задания температуры, пропорционально-интегральный регулятор 2, частотный преобразователь 3, асинхронный двигатель 4, вентилятор 5, теплообменник 6, датчик 7 температуры, блок 8 форсирования. Технический результат - обеспечение работы системы без перенастройки регуляторов.4 ил.
Основные результаты: Система управления аппаратом воздушного охлаждения масла, содержащая блок задания температуры, пропорционально-интегральный регулятор, частотный преобразователь, асинхронный двигатель, вентилятор, теплообменник и датчик температуры, причем выход блока задания температуры соединен с первым входом пропорционально-интегрального регулятора, выход которого соединен с входом частотного преобразователя, выход частотного преобразователя соединен с асинхронным двигателем, кинематически связанным с вентилятором, вентилятор воздействует потоком воздуха на теплообменник, оснащенный датчиком температуры, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена блоком форсирования, причем выход датчика температуры соединен с входом блока форсирования, выход которого соединен с вторым входом пропорционально-интегрального регулятора.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к аппаратам воздушного охлаждения (АВО) и, в частности, может использоваться для охлаждения масла газоперекачивающих агрегатов.

Наиболее близкой по технической сущности является система управления аппаратом воздушного охлаждения масла (см. Россеев Н.Н. Создание энергоэффективной системы автоматического управления аппаратами воздушного охлаждения масла на основе частотно-регулируемого электропривода // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2006. - С.60 - 72), содержащая блок задания температуры, пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор, частотный преобразователь, асинхронный двигатель, вентилятор, теплообменник и датчик температуры.

Недостаток наиболее близкой по технической сущности системы управления аппаратом воздушного охлаждения масла заключается в том, что при изменении температуры охлаждающего воздуха в широких пределах она требует перенастройки регуляторов.

Сущность изобретения состоит в том, что система управления аппаратом воздушного охлаждения масла, содержащая блок задания температуры, пропорционально-интегральный регулятор, частотный преобразователь, асинхронный двигатель, вентилятор, теплообменник и датчик температуры, причем выход блока задания температуры соединен с первым входом пропорционально-интегрального регулятора, выход которого соединен с входом частотного преобразователя, выход частотного преобразователя соединен с асинхронным двигателем, кинематически связанным с вентилятором, вентилятор воздействует потоком воздуха на теплообменник, оснащенный датчиком температуры, дополнительно снабжена блоком форсирования, причем выход датчика температуры соединен с входом блока форсирования, выход которого соединен с вторым входом пропорционально-интегрального регулятора.

Существенные отличия находят свое выражение в новой совокупности связей между элементами устройства. Указанная совокупность связей позволяет обеспечить работу системы управления аппаратом воздушного охлаждения масла без перенастройки регуляторов.

На фиг.1 приведена функциональная системы управления аппаратом воздушного охлаждения масла; на фиг.2 - структурная схема системы управления аппаратом воздушного охлаждения масла; на фиг.3 - расчетная модель системы управления аппаратом воздушного охлаждения масла; на фиг.4 - переходные процессы по управляющему воздействию.

Система управления аппаратом воздушного охлаждения масла (фиг.1) содержит блок 1 задания температуры, пропорционально-интегральный регулятор 2, частотный преобразователь 3, асинхронный двигатель 4, вентилятор 5, теплообменник 6, датчик 7 температуры, блок 8 форсирования.

Выход блока 1 задания соединен с первым входом пропорционально-интегрального регулятора 2, выход которого соединен с входом частотного преобразователя 3. Выход частотного преобразователя 3 соединен с асинхронным двигателем 4, кинематически связанным с вентилятором 5. Вентилятор 5 воздействует потоком воздуха на теплообменник 6, оснащенный датчиком 7 температуры. Выход датчика 7 температуры соединен с входом блока 8 дифференцирования, выход которого соединен с вторым входом пропорционально-интегрального регулятора 2.

Блок 1 задания параметров, пропорционально-интегральный регулятор 2, частотный преобразователь 3 и блок 8 форсирования могут быть реализованы, например, на частотном преобразователе MICROMASTER 430 фирмы Siemens с помощью его внутренних функциональных возможностей и BICO-технологии программирования. В частности, параметром Р2200 может быть разрешено использование, например, технологического регулятора. Параметрами Р2201 и Р2253 формируется фиксированное задание регулятору, параметром Р2264 -источник обратной связи для технологического регулятора, например, аналоговый вход. Параметром Р2280 задается коэффициент усиления, а параметром Р2285 - постоянная времени пропорционально-интегрального регулятора 2. Параметром Р2263 выбирается тип технологического регулятора, позволяющий применение блока 8 форсирования в цепи обратной связи, параметром Р2271 - тип обратной связи. Параметр Р2274 определяет величину постоянной времени блока 8 форсирования. Следует отметить, что блок 1 задания параметров, пропорционально-интегральный регулятор 2 и блок 8 форсирования могут быть реализованы также программно на микропроцессорном контроллере. В качестве асинхронного двигателя 4 может быть взят, например, двигатель 4А132М8УЗ, применяемый в аппаратах воздушного охлаждения масла. Вентилятор 5 представляет собой, например, рабочее колесо ГАЦ-12,4-6, закрепленное на валу асинхронного двигателя 4. Теплообменник 6 может быть реализован, например, аналогично теплообменнику венгерского производства типа 06-10. В качестве датчика 7 температуры, например, может быть использован датчик КОРУНД-ТМ-01-2. Он устанавливается на выходе теплообменника.

Система управления аппаратом воздушного охлаждения масла работает следующим образом. В соответствии с величиной задающего сигнала, поступающего с выхода блока 1 задания температуры, и сигнала с датчика 7 температуры блок 8 форсирования в совокупности с пропорционально-интегральным регулятором 2 формируют сигнал на входе частотного преобразователя 3. Частотный преобразователь 3 преобразует этот сигнал в напряжение определенной амплитуды и частоты на статорных обмотках асинхронного двигателя 4. При этом вал асинхронного двигателя 4 начинает вращаться и приводит в движение вентилятор 5, который воздействует на теплообменник 6 потоком охлаждающего воздуха. Изменение скорости вращения асинхронного двигателя 4 и, следовательно, вентилятора 5 продолжается до тех пор, пока величина сигнала с блока 8 форсирования не сравняется с величиной сигнала на выходе блока 1 задания. В результате температура масла на выходе теплообменника 6 стабилизируется на заданном уровне и наблюдается тепловой баланс между потоком воздуха и потоком масла в теплообменнике при требуемой величине температуры.

Пропорционально-интегральный регулятор 2 предназначен для компенсации наибольшей инерционности теплообменника и всех помех, охваченных датчиком 7. Блок 8 форсирования выполняет функцию компенсации инерционности датчика 7 температуры. Корректный выбор параметров настройки пропорционально-интегрального регулятора 2 обеспечивает устойчивый режим работы системы управления и требуемую точность поддержания температуры масла на выходе аппарата воздушного охлаждения при любой температуре окружающего воздуха.

Для подтверждения последнего утверждения рассмотрим структурную схему предлагаемой системы управления аппарата воздушного охлаждения масла (фиг.2). Она содержит пропорционально-интегральный регулятор с передаточной функцией

где kп и Tи - коэффициент передачи и постоянная времени пропорционально-интегрального регулятора, соответственно.

Знак минус в передаточной функции регулятора учитывает, что увеличение его сигнала приводит к уменьшению выходной величины.

Датчик температуры представлен передаточной функцией

где k∂T и Т∂T - коэффициент передачи и постоянная времени датчика, соответственно.

Передаточная функция блока форсирования имеет вид:

где постоянная времени выбирается равной

На структурной схеме также изображена передаточная функция процесса теплообмена по отношению к управляющему воздействию - объемному расходу воздуха Gв(p)

где

;

;

;

Gм и Gв - объемные расходы масла и воздуха; ρв и ρм - плотности воздуха и масла; mм и mтр - массы масла и трубки теплообменника; Cв, Cм и Cтр - удельные теплоемкости воздуха, масла и материла трубки теплообменника, соответственно; αв и αм - коэффициенты конвективного теплообмена от стенки трубки к воздуху и от масла к стенки трубки, соответственно; Fвн и Fнар - внутренняя и наружная площади теплообмена; Тм и Тв - средние значения температур масла и воздуха на выходе аппарата воздушного охлаждения; Тв.вх - среднее значение температуры воздуха на входе аппарата воздушного охлаждения; Gв0, Tв0 и Tв.вх0 - начальные условия.

Анализ корней знаменателя (5) показывает, что эту передаточную функцию можно записать в виде двойного апериодического звена

где ; , причем будем считать, что T22≥Т11.

Передаточная функция вентилятора совместно с воздуховодом представлена апериодическим звеном

с переменными коэффициентом передачи и постоянной времени , где а, b и с - коэффициенты аэродинамической характеристики вентилятора; lв и Sв - длина и площадь поперечного сечения воздуховода; ω00 - начальное значение скорости вращения вентилятора.

Передаточная функция асинхронного двигателя представлена динамическим звеном второго порядка

где величины коэффициентов а00 и а10 зависят от параметров схемы замещения двигателя, частоты питающего напряжения и закона регулирования амплитуды напряжения в функции частоты.

Частотный преобразователь на структурной схеме представлен безынерционным звеном с коэффициентом передачи kсп, поскольку его инерционностью по сравнению с инерционностью теплообменника можно пренебречь.

Параметры настройки пропорционально-интегрального регулятора выбираются таким образом, чтобы выполнялось равенство

Формула (9) имеет две степени свободы. Поэтому, задаваясь величиной постоянной времени Ти, например, из соотношения:

можно найти требуемое значение кп:

В соответствии с выражениями (1)-(11) посчитаны передаточные функции всех элементов системы управления АВО масла с асинхронным двигателем 4А132М8У3, рабочим колесом вентилятора ГАЦ-12,4-6, при параметрах теплообменника: Gм=0,0166 м3/с; ρм=843 кг/м3; См=1670 Дж/кгК; Стр=460 Дж/кгК; Св=1005 Дж/кгК; mм=434 кг; mтр=1544 кг; αм=286 Вт/м2К; Fвн=144 м2; Fнар=1135 м2. Передаточные функции найдены для двух режимов.

В первом режиме приняты начальные условия Gв0=0,54 м3/с; Тв.вх=-30°С; Tв0=9,089°С; αв=0,504 Вт/м2К; ρв=1,452 кг/м3. При этом передаточные функции элементов системы управления принимают следующие численные значения:

;

; .

Во втором режиме приняты начальные условия: Gв0=27,2 м3/с; Tв.вх0=40°С; Тв0=45,923°С; αв=23 Вт/м2К; ρв=1,118 кг/м3. При этом передаточные функции элементов системы управления принимают следующие численные значения:

;

; .

Коэффициент передачи частотного преобразователя принципиально равен kсп=1. Датчик температуры, установленного в АВО масла, характеризуется постоянной времени T∂Т=40 с. Поскольку задающий сигнал в системе управления формируется в тех же величинах, что и выходная величина, то коэффициент передачи датчика температуры T∂Т=1.

Параметры регуляторов рассчитываются для второго режима: Tи=6,52 с; kп=9,28; Тф=40 с.

В соответствии с полученными передаточными функциями в программной среде «Matlab Simulink» разработана расчетная модель системы управления АВО масла (фиг.3). Расчетная модель позволяет провести исследование системы управления АВО масла по отношению к управляющему воздействию Tз с учетом вариации параметров объекта управления. При настройках регуляторов, выбранных для режима Тв.вх=-30°С, Gв0=0,54 м3/с, одновременно моделирование ведется для противоположного случая с начальными условиями Tв.вх=40°С, Gg0=27,2 м3/с.

Анализ графиков, приведенных на фиг.4, показывает, что разработанная система управления обеспечивает работоспособность АВО масла во всем возможном диапазоне изменения параметров объекта управления. Кривая 1 соответствует начальным условиям Tв.вх=-30°С, Gв0=0,54 м3/с, а кривая 2 - Tв.вх=40°С, Gв0=27,2 м3/с. При этом время переходного процесса варьируется в пределах tпп=71÷667 с.

Таким образом, предлагаемая система управления аппаратом воздушного охлаждения масла позволяет обеспечить работу без перенастройки регуляторов.

Система управления аппаратом воздушного охлаждения масла, содержащая блок задания температуры, пропорционально-интегральный регулятор, частотный преобразователь, асинхронный двигатель, вентилятор, теплообменник и датчик температуры, причем выход блока задания температуры соединен с первым входом пропорционально-интегрального регулятора, выход которого соединен с входом частотного преобразователя, выход частотного преобразователя соединен с асинхронным двигателем, кинематически связанным с вентилятором, вентилятор воздействует потоком воздуха на теплообменник, оснащенный датчиком температуры, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена блоком форсирования, причем выход датчика температуры соединен с входом блока форсирования, выход которого соединен с вторым входом пропорционально-интегрального регулятора.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АППАРАТОМ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АППАРАТОМ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АППАРАТОМ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АППАРАТОМ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 18.
27.06.2013
№216.012.51ad

Способ ультразвукового контроля труб

Использование: для ультразвукового контроля труб. Сущность заключается в том, что устанавливают на поверхности изделия перемещающиеся вдоль образующей трубы два преобразователя, излучающих ультразвуковые колебания с задержкой по времени относительно друг друга, принимают каждым преобразователем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486502
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.54b7

Система управления аппаратом воздушного охлаждения масла

Изобретение относится к аппаратам воздушного охлаждения и может использоваться для охлаждения масла газоперекачивающих агрегатов. Система управления аппаратом воздушного охлаждения масла (фиг.1) содержит блок 1 задания температуры, апериодический фильтр 2, интегральный регулятор 3,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487290
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.08.2013
№216.012.5e71

Следящий электропривод

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в следящих электроприводах с исполнительными двигателями постоянного тока или с синхронными машинами, работающими в режимах вентильного двигателя или бесколлекторного двигателя постоянного тока. Техническим результатом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489798
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.11.2013
№216.012.838b

Следящий электропривод

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в следящих электроприводах с исполнительными двигателями постоянного тока или с синхронными машинами, работающими в режимах вентильного двигателя или бесколлекторного двигателя постоянного тока. Следящий электропривод...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499351
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.12.2013
№216.012.8dc9

Система управления погружным электроцентробежным насосом и кустовой насосной станцией

Изобретение относится к системам управления добычей нефти и может использоваться для вывода скважин, оборудованных установкой электроцентробежного насоса, на стационарный режим работы, а также в процессе длительной эксплуатации скважины. Система управления (фиг.1) погружным электроцентробежным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501980
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.01.2014
№216.012.9528

Способ трубопроводного транспорта многофазной многокомпонентной смеси

Изобретение относится к трубопроводному транспорту углеводородных газожидкостных смесей, в частности к способу сбора и трубопроводного транспорта многофазной продукции скважин. Способ включает замер, отбор на анализ поступившей из скважин углеводородной газожидкостной смеси и подачу в поток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503878
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.05.2014
№216.012.c9c9

Цифровой модулятор для управления синхронным электродвигателем

Изобретение относится к области импульсной техники и может быть использовано в силовых преобразователях систем управления синхронными электродвигателями, оснащенными датчиками положения ротора. Технический результат заключается в обеспечении возможности регулирования скорости синхронной машины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517423
Дата охранного документа: 27.05.2014
27.10.2014
№216.013.02b4

Адаптивная система управления аппаратом воздушного охлаждения масла

Изобретение относится к аппаратам воздушного охлаждения и может использоваться для охлаждения масла газоперекачивающих агрегатов. Адаптивная система управления аппаратом воздушного охлаждения масла содержит блок 1 задания температуры, пропорционально-интегральный регулятор 2, блок 3 умножения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532090
Дата охранного документа: 27.10.2014
27.10.2015
№216.013.88fc

Система управления электромагнитным подвесом ротора

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в роторных механизмах на электромагнитных опорах. Техническим результатом является повышение быстродействия и динамической точности электромагнитного подвеса ротора. В системе управления электромагнитным подвесом ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566671
Дата охранного документа: 27.10.2015
10.01.2016
№216.013.9f2d

Цифровой регулятор для системы управления электромагнитным подшипником

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных механизмах на электромагнитных опорах. Технический результат - уменьшение амплитуды колебания ротора в электромагнитном подшипнике. Цифровой регулятор для системы управления электромагнитным подвесом ротора содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572386
Дата охранного документа: 10.01.2016
Показаны записи 1-10 из 77.
20.01.2013
№216.012.1bcb

Способ изготовления абразивного инструмента

Изобретение относится к области изготовления ручного абразивного инструмента, в частности напильников и надфилей. Способ включает нанесение на металлическую заготовку абразивного покрытия с требуемой шероховатостью. Для этого путем детонационного напыления наносят твердосплавное абразивное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472609
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.03.2013
№216.012.3121

Теплоаккумулирующий состав

Изобретение относится к разработке теплоаккумулирующих составов, включающих фториды, бромиды и хроматы щелочных элементов, которые применяются в качестве теплоаккумулирующих веществ. Описан теплоаккумулирующий состав, включающий фторид, бромид и соль лития, в качестве соли лития введен его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478115
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.06.2013
№216.012.5136

Демпфирующее устройство дренажно-предохранительного клапана

Изобретение относится к области техники клапанных систем, применяемых для работы в условиях космоса. Демпфирующее устройство дренажно-предохранительного клапана (2) содержит пружинную подвеску, направляющий шток (5) и узел направляющих клапана - цилиндр на корпусе и хвостовике тарели. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486383
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.54b6

Способ изготовления поверхностей трения с применением твердых смазочных материалов на основе эпоксидных смол

Изобретение относится к триботехнике и может использоваться для снижения силы трения и повышения стойкости к задирам рабочих поверхностей деталей узлов трения машин. На поверхности трения формируют смазочные канавки, заполняют канавки твердым смазочным материалом, при этом канавки имеют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487289
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.54b7

Система управления аппаратом воздушного охлаждения масла

Изобретение относится к аппаратам воздушного охлаждения и может использоваться для охлаждения масла газоперекачивающих агрегатов. Система управления аппаратом воздушного охлаждения масла (фиг.1) содержит блок 1 задания температуры, апериодический фильтр 2, интегральный регулятор 3,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487290
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.08.2013
№216.012.5cf4

Способ получения многоосновных карбоновых кислот адамантанового ряда

Изобретение относится к способу получения многоосновных карбоновых кислот адамантанового ряда. В силу особенностей свойств, обусловленных наличием адамантанового фрагмента, материалы, полученные на основе многоосновных карбоновых кислот каркасного строения, обладают высокими эксплуатационными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489417
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.08.2013
№216.012.5e71

Следящий электропривод

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в следящих электроприводах с исполнительными двигателями постоянного тока или с синхронными машинами, работающими в режимах вентильного двигателя или бесколлекторного двигателя постоянного тока. Техническим результатом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489798
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.09.2013
№216.012.66f3

Установка для мойки прецизионных подшипников

Изобретение относится к области производства точных изделий в машиностроении, в том числе к производству прецизионных подшипников. Повышение эффективности кавитационной мойки достигается за счет совершенствования устройства активатора, возбуждающего резонансные колебания, в котором зеркало...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492002
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.09.2013
№216.012.6d93

Способ производства диетического хлеба (варианты)

Группа изобретений относится к хлебопекарной промышленности. Предусмотрено два варианта способа производства диетического хлеба, включающего приготовление закваски из зерновой массы, воды и дрожжей, ее брожение, получение теста путем смешивания закваски и остального сырья с пшеничной мукой с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493702
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.09.2013
№216.012.6e87

Способ извлечения твердосплавных зубков из шарошек буровых долот

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способу извлечения твердосплавных зубков из отработанных шарошечных долот. Закрывают наружное тело шарошки теплоизолирующим материалом. Нагревают шарошку с запрессованными в нее твердосплавными зубками до температуры, превышающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493946
Дата охранного документа: 27.09.2013
+ добавить свой РИД