×
10.06.2014
216.012.cd7b

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002518374
Дата охранного документа
10.06.2014
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения. Способ контроля непотопляемости судна заключается в том, что в измерительном блоке (1) осуществляют измерения угловых перемещений 2 и ускорений (3) судна относительно продольной и поперечной центральных осей, линейных перемещений (4) и (5), определяющих осадки судна носом и кормой, «кажущегося» периода бортовой качки судна (6), курсового угла волны (7), скорости судна (8), линейных перемещений и ускорений (9) относительно вертикальной центральной оси, уровней жидкости в затопленных отсеках (10). На основе измерений формируют информационный вектор измерений, определяют случай затопления, выделяют «скользящее окно», устанавливают режимы качки, определяют равновесные параметры посадки аварийного судна, выделяют предельно допустимые значения параметров посадки, производят оценку состояния аварийного судна и аварийной остойчивости, осуществляют мероприятия по спрямлению судна и восстановлению остойчивости. Повышается безопасность мореплавания. 2 ил.
Основные результаты: Способ контроля непотопляемости судна, заключающийся в измерении периода бортовой качки, амплитуд угловых перемещений и ускорений судна относительно продольной и поперечной его центральных осей, осадок носом и кормой, курсового угла и скорости судна в условиях волнения и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что дополнительно измеряют амплитуды линейных перемещений и ускорений судна относительно вертикальной центральной оси и уровни жидкости в затопленных отсеках, формируют информационный вектор измерений, определяют случай затопления, выделяют «скользящее окно», устанавливают режимы качки, определяют равновесные параметры посадки аварийного судна, выделяют предельно допустимые значения параметров посадки, производят оценку состояния аварийного судна и аварийной остойчивости, осуществляют мероприятия по спрямлению судна и отображают результаты в виде, удобном для восприятия судоводителем с использованием средства обеспечения совместимости, состоящего из блока нормирования и коммутации сигналов, управляющего процессора, аналого-цифрового преобразователя и интерфейса, осуществляющих преобразование и фильтрацию исходной информации и ввод ее в ЭВМ с периферийным оборудованием, включающим накопитель на магнитном диске, цветной графический дисплей и печатающее устройство, позволяющее реализовать разработанный алгоритм обработки данных измерений и отобразить результаты в виде, удобном для восприятия судоводителем.

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам контроля мореходных качеств аварийных судов, и может быть использовано при создании интеллектуальных систем мониторинга безопасности мореплавания.

Цель изобретения - повышение безопасности плавания судна путем повышения достоверности оценки мореходных качеств аварийного судна.

Наиболее близким техническим решением оперативного контроля непотопляемости в условиях эксплуатации является «Способ контроля непотопляемости судна» по патенту РФ №2016812 от 30.07.94. Этот патент использован в качестве прототипа.

Известен способ контроля непотопляемости, заключающийся в измерении периода бортовой качки, амплитуд угловых перемещений и ускорений судна относительно продольной и поперечной его центральных осей, осадок носом и кормой, курсового угла и скорости судна в условиях волнения и определении расчетом метацентрической высоты.

Недостатком этого способа является отсутствие датчиков, обеспечивающих контроль линейных перемещений и ускорений относительно вертикальной центральной оси и влившейся в затопленные отсеки воды, а также адаптивных свойств алгоритма, обеспечивающего идентификацию ситуации и настройку параметров моделей преобразования информации в процессе затопления отсеков.

Технический результат достигается тем, что дополнительно измеряют линейные перемещения и ускорения судна относительной вертикальной центральной оси и уровни жидкости в затопленных отсеках, устанавливают случай затопления и параметры равновесной посадки, вырабатывают практические рекомендации по проведению мероприятий по поддержанию плавучести и остойчивости аварийного судна.

На фиг.1 представлена обобщенная структурная схема устройства, реализующая предлагаемый способ.

Устройство содержит измерительный блок 1, включающий датчики угловых перемещений 2 и ускорений 3 судна относительно продольной и поперечной его центральных осей, датчики линейных перемещений 4 и 5, определяющие осадки судна носом и кормой, датчик «кажущегося» периода бортовой качки судна 6, датчик курсового угла волны 7, датчик скорости судна 8, датчик линейных перемещений и ускорений судна относительно вертикальной оси 9, датчики уровней жидкости 10 в затопленных отсеках h1-hN, сигналы от которых поступают на средство обеспечения совместимости 11, состоящее из блока нормирования и коммутации сигналов 12 управляющего процессора АЦП 13 и интерфейса 14, осуществляющих преобразование и фильтрацию исходной информации и ввод ее в ЭВМ 15 с периферийным оборудованием, включающим накопитель на магнитном диске, цветной графический дисплей 16 и печатающее устройство 17, позволяющее реализовать разработанный алгоритм обработки данных измерений и отобразить результаты в виде, удобном для восприятия судоводителем.

Способ контроля непотопляемостиоси судна осуществляют следующим образом.

Измеряют угловые и линейные перемещения θ,Ψ и ускорения θ",Ψ" судна относительно продольной и поперечной его центральных осей, осадки судна носом ТН и кормой ТК, «кажущийся» период волны τK, курсовой угол волны φK и скорость судна на нерегулярном волнении V, дополнительно измеряют линейные перемещения Т и ускорения Т" судна относительно вертикальной оси и уровни жидкости в затопленных отсеках h1-hN.

При построении алгоритма контроля непотопляемости использованы данные работы:

Нечаев Ю.И., Анищенко О.П., Кирюхин И.А. Интеллектуальная система контроля непотопляемости судна // Системы искусственного интеллекта в интеллектуальных технологиях XXI века. - Санкт-Петербург: Арт-Экспресс, 2011, с.83-98.

По данным измерений устанавливают:

1. Информационный вектор, представляющий результаты измерений

и позволяющий получить фактические значения водоизмещения D судна, метацентрическую высоту h0 и аппликату центра масс ZG

где C=f(D) - инерционный коэффициент; B - ширина судна, м; (τ0)W - средний период крупных колебаний при бортовой качке, с; Zm - аппликата метацентра, м.

3. Случай затопления S - путем обработки сигналов от датчиков уровней жидкости в затопленных отсеках h1, …, hN и текущих значений углов крена и дифферента θ(t) и Ψ(t).

4. Выборку данных измерений и «скользящее окно» угловых и линейных перемещений и ускорений судна относительно его продольной, поперечной и вертикальной центральных осей в процессе выполнения трех шагов обработки измерительной информации: на первом шаге обработка ведется в течение 2 минут, на втором - 4 минут, на третьем 6 минут, а далее формируется «скользящее окно», длительностью 6 минут.

где J(X) - информационный вектор (1), определяющий поток измерительной информации после инициализации алгоритма; J1(X), …, J3(X) - поток информации на первом - третьем шагах работы алгоритма; W1(X), …, WN(X) - поток информации при движении «скользящего окна».

5. Функцию в общей модели взаимодействия аварийного судна с внешней средой

на основе которой выполняют оценку особенностей режимов качки в соответствии со следующей структурой:

линейная модель - Linear(Pr):

нелинейная модель - Nonlinear(Pr):

показывающей, что при линейном характере колебаний (9) равновесное и среднее значения колебательного процесса оказываются близкими в пределах допустимой погрешности алгоритма, работа которого завершается оценкой текущей погрешности обработки информации и выдачей результатов анализа на выход системы контроля. При выполнении условия (10) алгоритм продолжает работу в рамках нелинейной интерпретации данных динамических измерений.

В приведенных формулах (7)-(10) Xo - равновесное значение параметра посадки; X* - среднее значение процесса колебательного движения судна относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей; F1(Xm) - функция идентификации, учитывающая особенности динамики аварийного судна в процессе «настройки» модели взаимодействия; Xm - средний размах;

- функция интерпретации, позволяющая выделять «скрытые» эффекты в зависимости от особенностей колебательного движения судна при линейной и нелинейной качке; и - экстремальные значения средних амплитуд ускорений судна относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей. Знаки + или - в формуле (7) определяют смещение области равновесных значений в зависимости от особенностей асимметричной качки. В процессе функционирования алгоритма эти знаки выбираются автоматически в зависимости от особенностей колебательного режима: знаку плюс соответствует смещение области средних значений на правый борт, а знаку минус - на левый борт.

6. Параметры адаптивной модели, обеспечивающей идентификацию алгоритма в рамках «скользящего окна» применительно к конкретному судну на основе регрессионной зависимости

коэффициенты A и В которой «настраиваются» на основе данных измерений бортовой, килевой и вертикальной качки.

7. Параметры равновесной посадки аварийного судна в соответствии с физическими закономерностями исследуемых процессов:

где θ0, Ψ0, Т0 - параметры равновесной посадки (крен, дифферент, осадка); W(t) - «скользящее окно», в пределах которого вычислены значения θ0, Ψ0, Т0; t - интервал времени формирования «скользящего окна».

8. Аварийную метацентрическую высоту на основе данных измерений уровней жидкости в затопленных отсеках h1-hN

где h0 - метацентрическая высота, определенная по формуле (3); Δh - изменение метацентрической высоты, вызванное непрерывным затоплением отсеков поврежденного судна.

9. Оценку аварийной остойчивости судна путем сопоставления величины текущей метацентрической высоты h(t) с критическим значением hCR, определенным по Правилам Морского Регистра Судоходства

где h(t) и hCR=f(D) - текущее и предельно допустимое для данного судна значения метацентрической высоты.

10. Предельные значения параметров равновесной посадки θt*, Ψt*, Tt*, заданные исходя из требований обеспечения плавучести и остойчивости аварийного судна, и интервал времени τ=τmin, в пределах которого обеспечиваются условия безопасности:

На основе соотношений (1)-(15) реализуются процедуры преобразования информации в рамках алгоритма контроля параметров равновесной посадки, представленного в виде блок-схемы (фиг.2).

Операции по обработке данных динамических измерений выполняются в вычислительном блоке с помощью бортового вычислительного комплекса 15. Полученные данные заносят на внешнюю память, выводят на дисплей 16 и документируют с помощью принтера 17.

Устройство, реализующее способ контроля непотопляемости судна, работает следующим образом.

С помощью датчиков, размещенных в блоке 1, производят измерения угловых перемещений 2 и ускорений 3 судна относительно продольной и поперечной его центральных осей, осадок судна носом 4 и кормой 5, «кажущегося» периода волны 6, курсового угла волны 7 и скорости судна на нерегулярном волнении 8, дополнительно измеряют перемещения и ускорения относительно вертикальной центральной оси 9 и уровни жидкости в затопленных отсеках 10, сигналы от которых поступают на средство обеспечения совместимости 11, состоящее из блока нормирования и коммутации сигналов 12 управляющего процессора АЦП 13 и интерфейса 14, осуществляющих преобразование и фильтрацию исходной информации и ввод ее в ЭВМ 15 с периферийным оборудованием, включающим накопитель на магнитном диске, цветной графический дисплей 16 и печатающее устройство 17, позволяющее реализовать разработанный алгоритм обработки данных измерений и отобразить результаты в виде, удобном для восприятия судоводителем.

Результаты работы алгоритма, реализующего способ контроля непотопляемости, используют в бортовой интеллектуальной системе обеспечения безопасности мореплавания.

Способ контроля непотопляемости судна, заключающийся в измерении периода бортовой качки, амплитуд угловых перемещений и ускорений судна относительно продольной и поперечной его центральных осей, осадок носом и кормой, курсового угла и скорости судна в условиях волнения и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что дополнительно измеряют амплитуды линейных перемещений и ускорений судна относительно вертикальной центральной оси и уровни жидкости в затопленных отсеках, формируют информационный вектор измерений, определяют случай затопления, выделяют «скользящее окно», устанавливают режимы качки, определяют равновесные параметры посадки аварийного судна, выделяют предельно допустимые значения параметров посадки, производят оценку состояния аварийного судна и аварийной остойчивости, осуществляют мероприятия по спрямлению судна и отображают результаты в виде, удобном для восприятия судоводителем с использованием средства обеспечения совместимости, состоящего из блока нормирования и коммутации сигналов, управляющего процессора, аналого-цифрового преобразователя и интерфейса, осуществляющих преобразование и фильтрацию исходной информации и ввод ее в ЭВМ с периферийным оборудованием, включающим накопитель на магнитном диске, цветной графический дисплей и печатающее устройство, позволяющее реализовать разработанный алгоритм обработки данных измерений и отобразить результаты в виде, удобном для восприятия судоводителем.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
20.12.2013
№216.012.8e60

Способ автоматизированного управления проектированием бортовых интеллектуальных систем

Изобретение относится к области автоматизированного управления технологическими процессами и может применяться для многопараметрических объектов, в частности структуры системы управления (СУ) для проектирования бортовых интеллектуальных систем (БИС) обеспечения безопасности мореплавания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502131
Дата охранного документа: 20.12.2013
27.11.2015
№216.013.943d

Способ контроля чрезвычайных ситуаций на основе интеграции вычислительных и информационных компонент грид-системы

Изобретение относится к области автоматизированного управления технологическими процессами и может применяться для экстренных вычислений при контроле чрезвычайных ситуаций на основе динамической модели для широкого класса предметно-ориентированных приложений в сложной программно-аппаратной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569568
Дата охранного документа: 27.11.2015
20.12.2015
№216.013.9b54

Способ прогнозирования качки судна при контроле посадки летательных аппаратов в морских условиях

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам прогнозирования качки судна, позволяющим обеспечить надежную посадку летательных аппаратов на суда и плавучие технические средства освоения Мирового океана, в том числе научно-исследовательские суда, буровые платформы и др. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571389
Дата охранного документа: 20.12.2015
12.01.2017
№217.015.6409

Способ контроля экстремальных ситуаций в условиях неопределенности среды

Изобретение может быть использовано для непрерывного контроля, оценки и прогнозирования состояния неопределенности взаимодействия судна с внешней средой. Техническим результатом является повышение степени надежности функционирования бортовых систем для обеспечения безопасности мореплавания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589367
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.6e33

Способ проектирования многорежимной интеллектуальной системы управления распределенной средой мягких вычислений

Изобретение относится к способу проектирования многорежимной интеллектуальной системы (МИС) управления распределенной средой мягких вычислений. Технический результат заключается в повышении эффективности проектирования МИС. В способе осуществляют построение МИС в соответствии с выделенными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596992
Дата охранного документа: 10.09.2016
19.01.2018
№218.016.0679

Способ оперативного контроля остойчивости судна в чрезвычайных ситуациях

Изобретение относится к способу оперативного контроля остойчивости судна в чрезвычайных ситуациях. Для осуществления способа генерируют варианты функциональной и организационной структуры системы управления (СУ) бортовой интеллектуальной системой (БИС), моделируют режимы функционирования СУ БИС...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631127
Дата охранного документа: 19.09.2017
14.11.2018
№218.016.9d57

Способ предупреждения столкновения морских судов

Изобретение относится к способу предупреждения столкновения морских судов. Для предупреждения столкновения дистанционно регистрируют переложения руля морского судна по радиолокационным наблюдениям определенным образом, формируя матрицу эхо-сигналов от корпуса судна, его локальных источников и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672236
Дата охранного документа: 12.11.2018
16.01.2019
№219.016.af98

Способ эволюционного моделирования эпидемической динамики вич-инфекции

Изобретение относится к медицине, может быть использовано для прогнозирования уровня заболеваемости ВИЧ-инфекцией в регионе на основе эволюционного моделирования. Способ эволюционного моделирования эпидемиологической динамики ВИЧ-инфекции включает скрининговое обследование населения с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677002
Дата охранного документа: 14.01.2019
Показаны записи 1-10 из 10.
20.12.2013
№216.012.8e60

Способ автоматизированного управления проектированием бортовых интеллектуальных систем

Изобретение относится к области автоматизированного управления технологическими процессами и может применяться для многопараметрических объектов, в частности структуры системы управления (СУ) для проектирования бортовых интеллектуальных систем (БИС) обеспечения безопасности мореплавания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502131
Дата охранного документа: 20.12.2013
27.11.2015
№216.013.943d

Способ контроля чрезвычайных ситуаций на основе интеграции вычислительных и информационных компонент грид-системы

Изобретение относится к области автоматизированного управления технологическими процессами и может применяться для экстренных вычислений при контроле чрезвычайных ситуаций на основе динамической модели для широкого класса предметно-ориентированных приложений в сложной программно-аппаратной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569568
Дата охранного документа: 27.11.2015
20.12.2015
№216.013.9b54

Способ прогнозирования качки судна при контроле посадки летательных аппаратов в морских условиях

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам прогнозирования качки судна, позволяющим обеспечить надежную посадку летательных аппаратов на суда и плавучие технические средства освоения Мирового океана, в том числе научно-исследовательские суда, буровые платформы и др. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571389
Дата охранного документа: 20.12.2015
12.01.2017
№217.015.6409

Способ контроля экстремальных ситуаций в условиях неопределенности среды

Изобретение может быть использовано для непрерывного контроля, оценки и прогнозирования состояния неопределенности взаимодействия судна с внешней средой. Техническим результатом является повышение степени надежности функционирования бортовых систем для обеспечения безопасности мореплавания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589367
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.6e33

Способ проектирования многорежимной интеллектуальной системы управления распределенной средой мягких вычислений

Изобретение относится к способу проектирования многорежимной интеллектуальной системы (МИС) управления распределенной средой мягких вычислений. Технический результат заключается в повышении эффективности проектирования МИС. В способе осуществляют построение МИС в соответствии с выделенными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596992
Дата охранного документа: 10.09.2016
19.01.2018
№218.016.0679

Способ оперативного контроля остойчивости судна в чрезвычайных ситуациях

Изобретение относится к способу оперативного контроля остойчивости судна в чрезвычайных ситуациях. Для осуществления способа генерируют варианты функциональной и организационной структуры системы управления (СУ) бортовой интеллектуальной системой (БИС), моделируют режимы функционирования СУ БИС...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631127
Дата охранного документа: 19.09.2017
10.05.2018
№218.016.3b57

Способ контроля остойчивости судна в условиях экстремального волнения

Изобретение относится к способу контроля остойчивости судна в условиях экстремального волнения. Для контроля остойчивости судна измеряют период бортовой качки, рассчитывают метацентрическую высоту определенным образом, рассчитывают характеристики ударного воздействия разрушающихся волн на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647357
Дата охранного документа: 15.03.2018
20.06.2018
№218.016.6442

Способ контроля процесса эвакуации экипажа и пассажиров при возникновении морских катастроф

Изобретение относится к способам контроля эвакуации экипажа и пассажиров при возникновении морских катастроф. Для контроля процесса эвакуации экипажа и пассажиров при возникновении морских катастроф используют способ контроля мореходности судна, основанный на измерении периода бортовой качки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658232
Дата охранного документа: 19.06.2018
14.11.2018
№218.016.9d57

Способ предупреждения столкновения морских судов

Изобретение относится к способу предупреждения столкновения морских судов. Для предупреждения столкновения дистанционно регистрируют переложения руля морского судна по радиолокационным наблюдениям определенным образом, формируя матрицу эхо-сигналов от корпуса судна, его локальных источников и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672236
Дата охранного документа: 12.11.2018
16.01.2019
№219.016.af98

Способ эволюционного моделирования эпидемической динамики вич-инфекции

Изобретение относится к медицине, может быть использовано для прогнозирования уровня заболеваемости ВИЧ-инфекцией в регионе на основе эволюционного моделирования. Способ эволюционного моделирования эпидемиологической динамики ВИЧ-инфекции включает скрининговое обследование населения с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677002
Дата охранного документа: 14.01.2019
+ добавить свой РИД