×
23.05.2023
223.018.6cea

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ НАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ БЕЗЭКИПАЖНЫХ СУДОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к судостроению, а именно к способам натурных испытаний безэкипажных и автономных судов. Способ заключается в задании маршрута движения судна и сравнении его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта с помощью установленного на нем комплекса измерительной аппаратуры, в состав которого входят инерциальный измерительный модуль, мультиантенная приемная аппаратура ГНСС, антенный модуль, система управления движением, управляющий компьютер и связанная с ними регистрирующая аппаратура, последующей обработке данных в автоматическом режиме и передаче результатов на береговой пульт наблюдения или на автоматизированное рабочее место оператора. При этом дополнительно включают определение точного местоположения носовой и кормовой оконечностей судна с учетом воздействия на испытуемый объект течения и ветровой нагрузки. При этом маршрут движения судна ограничен навигационными буями, оснащенными измерительными модулями, в состав которых включены: устройство преобразования солнечной или ветровой энергии в постоянный электрический ток, источник питания с возможностью накопления электрической энергии, приемопередатчики Wi-Fi дальнего действия 5,8 МГц с возможностью местоопределения, приемник сигналов ГНСС, 3G/4G LTE модем, метеостанция в надводной части и профилометр течений в подводной части буя, а также микрокомпьютер для обработки регистрируемой информации и передачи данных на береговой пульт наблюдения или на автоматизированное рабочее место оператора. Технический результат заключается в повышении точности определения тактико-технических характеристик испытуемого объекта, безэкипажного или автономного надводного судна, увеличения точности измерения его текущего местоположения. 1 ил.

Изобретение относится к испытательной технике водного транспорта и предназначено для проведения натурных испытаниях безэкипажных, автономных надводных судов или роботизированных надводных объектов в режиме реального времени с целью получения точных данных о местоположении объекта, курсе и скорости его движения, траектории движения, параметрах остойчивости (крена и дифферента), и последующего сбора и передачи данной информации на береговой пульт наблюдения или на автоматизированное рабочее место оператора с возможностью в любой момент начать или прекратить испытания.

В настоящее время для получения данных о маневренных качествах судна используются типовые инструкции, программы или методы проведения испытаний, суть которых сводится к управлению главными двигателями, движителями и рулем (подруливающими устройствами) по командам капитана судна. Для безэкипажных, беспилотных или автономных судов, управление движением которых производится с использованием программно-аппаратных технических средств из удаленного места, такие меоды не приемлемы.

Для инструментального определения параметров движения безэкипажных судов могут быть использованы технические решения, основанные на использовании: различных средств приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) (пат. RU № 2467914, МПК B 63B 49/00, опубл. 27.11.2012; пат. RU № 144079, МПК B 63B 49/00, опубл. 10.08.2014), технологий инерциальных и гидроакустических измерений (пат.РФ № 2700278, МПК G 01S 1/72, опубл. 16.09.2019, пат.РФ 11616 МПК G 01V 13/00, опубл. 03.06.1999), интегрированных инерциально-спутниковых систем (пат. РФ № 144079, МПК G 01S 3/80, опубл. 10.08.2014; пат. РФ № 2488842, МПК G 01С 21/00, опубл.27.09.2012; пат. РФ № 2507532, МПК G 01S 3/80, опубл.20.02.2014), специальных технических средств, устанавливаемых на судно (пат. РФ № 198953, МПК B 63B 49/00, опубл. 04.08.2020 пат. РФ № 199284, МПК B 63B 49/00, опубл. 25.08.2020), устройств и способов комплексирования навигационных данных от инерциальных и спутниковых систем (пат. РФ № 182513, МПК G01 C 23/00 опубл. 21.08.2018), полигонов для испытаний и устройств наблюдения за ними (пат. РФ № 2376612 , МПК G 01S 15/87, опубл. 02.06.2006).

Общим недостатком приведенных аналогов является ограниченное информационное и функциональное сопровождение процесса испытаний судов, что не позволяет проводить испытания безэкипажных, беспилотных или полностью автономных судов. Кроме того, у большинства известных аналогов недостаточно высокая точность определения местоположения судна.

Среди известных аналогов наиболее близким по технической сущности и назначению (прототипом) к заявляемому изобретению является способ натурных испытаний по пат. РФ № 2735694, МПК B 63 B 79/30, опубл. 05.11.2020. Сущность известного способа заключается в определении маневренных и ходовых характеристик безэкипажного судна за счет использования независимого измерительного комплекса, расположенного на судне и обеспечивающего определение текущего географического положения, скорости и курса движения судна, последующую обработку данных в автоматическом режиме с использованием микрокомпьютера и передачу результатов на береговой пульт наблюдения или на автоматизированное рабочее место оператора. Таким образом, способ позволяет инструментальными средствами определить параметры движения судна и передать информацию на автоматизированное рабочее место оператора с помощью радиомодема или по сетям мобильной связи для последующего хранения, обработки и анализа данных.

Недостатком данного устройства является недостаточная точность определения местоположения судна, а именно носовой и кормовой оконечностей судна (что особенно важно для крупных судов, длинной более 50 метров) и соответственно траектории его движения при проведении натурных испытаний. Это в свою очередь негативно сказывается на достоверности определения тактико-технических характеристик испытуемого объекта.

Техническим результатом от использования предлагаемого изобретения является повышение точности определения тактико-технических характеристик испытуемого объекта (безэкипажного или автономного надводного судна) за счет увеличения точности измерения его текущего местоположения, включая независимое определение местоположения носовой и кормовой оконечностей судна и соответственно траектории движения при маневренных и ходовых испытаниях.

Для достижения указанного результата используется следующая совокупность существенных признаков: способ проведения натурных испытаний, основанный, как и прототип, на задании маршрута движения судна и сравнение его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта с помощью установленного на нем комплекса измерительной аппаратуры, в состав которого входят инерциальный измерительный модуль, мультиантенная приемная аппаратура ГНСС, антенный модуль, система управления движением, управляющий компьютер и связанная с ними регистрирующая аппаратура, последующей обработке данных в автоматическом режиме и передаче результатов на береговой пульт наблюдения или на автоматизированное рабочее место оператора, в отличие от прототипа, дополнительно включает регистрацию точного местоположения носовой и кормовой оконечностей судна с учетом воздействия на испытуемый объект течения и ветровой нагрузки, при этом маршрут движения судна ограничен навигационными буями, оснащенными измерительными модулями, в состав которых включены: устройство преобразования солнечной или ветровой энергии в постоянный электрический ток, источник питания с возможностью накопления электрической энергии, wi-fi (long range 5,8 МГц с технологией Wi-Fi Positioning System (далее WPS)), приемник сигналов ГНСС, 4G/LTE модем, метеостанция в надводной части и профилометр течений в подводной части буя, а также микрокомпьютер для обработки регистрируемой информации и передачи данных на береговой пульт наблюдения или на автоматизированное рабочее место оператора.

Сущность предлагаемого способа заключается в определении уточненных маневренных и ходовых характеристик безэкипажного судна путем сравнения измеренных параметров движения судна с его проектными характеристиками в условиях движения и выполнения маневров объектом испытаний. Указанный результат достигается за счет использования измерительных комплексов, обеспечивающих определение текущего местоположения, скорости и курса движения судна, а также влияние скорости течения и скорости ветра. Эти данные регистрируются на буях в автоматическом режиме с использованием микрокомпьютера и результаты по Wi-Fi long range 5,8 МГц или по 3G/4G LTE-связи передаются на автоматизированное рабочее место оператора и на основании результатов обработки полученных данных делается вывод о различных отклонениях от расчетного маршрута движения судна. Таким образом, способ позволяет экспериментальными средствами определить с большей точностью, чем прототип, параметры движения судна и выявить маневренные и ходовые качества в различных гидрометеорологических условиях и передать информацию на автоматизированное рабочее место оператора с помощью Wi-Fi или 4G/LTE-модема или по сетям мобильной связи для последующего хранения, обработки и анализа данных.

В соответствии с изобретением на отведенной для испытаний объекта акватории предварительно формируют ограниченное водное пространство путем расстановки 4-х навигационных буев и приводят их в рабочее состояние путём подачи команд с автоматизированного рабочего места оператора с помощью приемников Wi-Fi или сетей связи 3G/4G LTE. Обратно на пульт управления поступают сообщения с позицией о готовности мобильного полигона к работе. Испытуемый объект занимает исходную позицию в точке с заданными координатами, далее оператор дает команду начала испытаний – движения по заданному маршруту. Во время движения испытуемый объект, с помощью приемников Wi-Fi взаимодействует с буями, формируя таким образом информацию о своем текущем местоположении. Затем информация о местоположении и техническом состоянии испытуемого объекта передается и анализируется на автоматизированном рабочем месте. Таким образом на дисплее автоматизированного рабочего места отображается информация о траектории движения и ориентации объекта, а также параметрах функционирования его систем и о силовом воздействии на него течений или ветра с частотой обновления 1 с. После испытаний формируют протокол испытаний по результатам анализа полученных со всех устройств телеметрических сигналов.

Сопоставление предлагаемого способа и прототипа показало, что поставленная задача – повышение точности получения тактико-технических характеристик безэкипажного или автономного надводного судна за счет увеличения точности измерения его текущего местоположения и соответственно траектории движения при маневренных и ходовых испытаниях решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».

В свою очередь, проведенный информационный поиск в области судостроения не выявил решений, содержащих отдельные отличительные признаки заявляемого способа, что позволяет сделать вывод о соответствии способа критерию «изобретательский уровень».

Сущность указанного способа поясняется графическими материалами, где 1 автоматизированное рабочее место оператора, водная акватория, визуально ограниченная буями (A, B, C, D), по которому движется объект испытаний 2, а данные от объекта испытаний, через буи (по Wi-Fi или сетям 3G/4G LTE) передаются на автоматизированное рабочее место оператора.

Предлагаемый способ включает следующую последовательность действий:

Оператор, находящийся за автоматизированным рабочим местом (1), дает команду объекту испытаний (2) выходить на линию начала движения (3) внутри испытательного полигона водного транспорта (акватории, ограниченной буями), территория которого ограничена специализированными буями (A, B, C, D). Далее объект испытаний (2) начинает своё движение на акватории по маршруту, позволяющим определять маневренные и ходовые характеристики судна. Технический результат достигается за счет установки и использования на кормовой и носовой оконечностях Wi-Fi приемопередатчиков и их взаимодействия с аналогичными передатчиками, установленными на буях. Использование технологии WPS позволяет определить расстояние A1, B1, C1, D1 (до носовой части) и A2, B2, C2, D2 (до кормовой части) от каждого из буёв (на рис. A, B, C, D), полученные данные о расстоянии, воздействии ветра и течения с каждого буя передаются по Wi-Fi или сетям 3G/4G LTE на автоматизированное рабочее место оператора, где отображается заданный маршрут, границы акватории и другая информация, необходимая оператору для определения технического состояния судна и проведения маневровых испытаний.

Предлагаемое изобретение было создано сотрудниками ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в составе научно-исследовательских работ.

Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «промышленная применимость».

Способ натурных испытаний безэкипажных судов, основанный на задании маршрута движения судна и сравнении его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта с помощью установленного на нем комплекса измерительной аппаратуры, в состав которого входят инерциальный измерительный модуль, мультиантенная приемная аппаратура ГНСС, антенный модуль, система управления движением, управляющий компьютер и связанная с ними регистрирующая аппаратура, последующей обработке данных в автоматическом режиме и передаче результатов на береговой пульт наблюдения или на автоматизированное рабочее место оператора, отличающийся тем, что дополнительно включает определение точного местоположения носовой и кормовой оконечностей судна с учетом воздействия на испытуемый объект течения и ветровой нагрузки, при этом маршрут движения судна ограничен навигационными буями, оснащенными измерительными модулями, в состав которых включены: устройство преобразования солнечной или ветровой энергии в постоянный электрический ток, источник питания с возможностью накопления электрической энергии, приемопередатчики Wi-Fi дальнего действия 5,8 МГц с возможностью местоопределения, приемник сигналов ГНСС, 3G/4G LTE модем, метеостанция в надводной части и профилометр течений в подводной части буя, а также микрокомпьютер для обработки регистрируемой информации и передачи данных на береговой пульт наблюдения или на автоматизированное рабочее место оператора.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
25.03.2020
№220.018.0f8e

Каскадный преобразователь частоты

Изобретение относится к области электротехники и силовой электроники, в частности к статическим каскадным электрическим преобразователям частоты и может быть использовано в высоковольтных частотно-регулируемых электроприводах переменного тока большой мощности с высокими показателями качества...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717338
Дата охранного документа: 23.03.2020
19.06.2020
№220.018.2816

Швартовое причальное устройство

Изобретение относится к области судостроения, а именно к причальному оборудованию для магнитной швартовки безэкипажных судов. Швартовое причальное устройство содержит электромагнит, закрепленный через амортизатор на причальной стенке и подключенный через управляемое реле к источнику...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723697
Дата охранного документа: 17.06.2020
24.07.2020
№220.018.36b6

Альтиметрический способ выполнения морской высотометрии с определением уклонения отвесной линии и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области радиотехнических измерений и может быть использована для определения уклонений отвесной линии (УОЛ), уточнения параметров вращения Земли и для решения других геодезических задач на акваториях. В способе, включающим этапы: приема антенной с диаграммой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727584
Дата охранного документа: 22.07.2020
24.07.2020
№220.018.3733

Ограничитель грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелы

Предложен ограничитель грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелы. Ограничитель содержит магнитоанизотропный датчик усилия, обмотка возбуждения которого получает питание от источника переменного напряжения, а измерительная обмотка через усилитель и блок фильтров подключена к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727638
Дата охранного документа: 22.07.2020
29.07.2020
№220.018.38ac

Бесколлекторный электродвигатель

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в расширении рабочих диапазонов мощности и упрощении конструкции. Бесколлекторный электродвигатель содержит корпус с размещенным в нем статором с магнитными полюсами, ротор и датчик положения ротора. Ротор связан с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727934
Дата охранного документа: 27.07.2020
16.05.2023
№223.018.6070

Способ определения неработоспособного генераторного агрегата

Использование: в области электротехники для определения неработоспособного генераторного агрегата (ГА) в судовых электростанциях. Технический результат - повышение достоверности диагностирования. Согласно способу определения неработоспособного ГА при параллельной работе нескольких ГА определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002740300
Дата охранного документа: 13.01.2021
16.05.2023
№223.018.642e

Габион для укрепления береговых откосов (варианты)

Изобретения относятся к гидротехническому строительству и предназначены для использования в берегоукрепительных конструкциях, сооружаемых в размываемых руслах рек, каналов и других акваториях. Габион для укрепления береговых откосов включает металлический сетчатый каркас, заполненный камнями. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773499
Дата охранного документа: 06.06.2022
23.05.2023
№223.018.6bf1

Лабораторная установка для моделирования речного потока

Изобретение относится к области гидравлических испытаний и касается лабораторных исследований речного потока. Установка содержит открытый гидролоток, регулируемый водослив, водосбросную емкость и измерительную аппаратуру. При этом гидролоток выполнен с возможностью размещения в нем модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002737238
Дата охранного документа: 26.11.2020
23.05.2023
№223.018.6c07

Способ определения неработоспособного генераторного агрегата

Использование: в области электротехники для определения неработоспособного генераторного агрегата (ГА) в судовых электростанциях. Технический результат - повышение достоверности определения неработоспособного ГА при его параллельной работе с другими агрегатами. Согласно способу при параллельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002735951
Дата охранного документа: 11.11.2020
23.05.2023
№223.018.6c6c

Швартовое причальное устройство

Заявляемое изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам для электрического питания и зарядки аккумуляторных батарей безэкипажных или автономных надводных судов при их швартовой стоянке. Швартовое причальное устройство содержит блок управления, расположенный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002734644
Дата охранного документа: 21.10.2020
Showing 1-8 of 8 items.
02.03.2019
№219.016.d19b

Способ определения осадки судна

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам для определения осадки судна. Предложен способ определения осадки судна, заключающийся в замерах в нескольких точках судна параметров для определения высоты подводного борта судна, при этом замеры осуществляют с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680944
Дата охранного документа: 28.02.2019
11.07.2019
№219.017.b253

Способ разведки ледовой обстановки на северном морском пути

Изобретение относится к способам определения ледовой обстановки. Сущность: получают спутниковые радиолокационные снимки, а также текущую и прогнозную информацию о ледовой обстановке, включающую основные характеристики ледового покрытия с учетом гидрометеорологической ситуации в регионе....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694085
Дата охранного документа: 09.07.2019
19.07.2019
№219.017.b6a2

Система определения отметок донной и водной поверхности при мониторинге водных объектов

Изобретение относится к гидрометрии и гидрологии, используется при мониторинге береговой полосы водных объектов. Система содержит высотную сеть в виде спутниковой системы навигации, антенну приемника спутниковой системы навигации, устройство определения отметок дна в виде параметрического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694702
Дата охранного документа: 16.07.2019
19.06.2020
№220.018.2816

Швартовое причальное устройство

Изобретение относится к области судостроения, а именно к причальному оборудованию для магнитной швартовки безэкипажных судов. Швартовое причальное устройство содержит электромагнит, закрепленный через амортизатор на причальной стенке и подключенный через управляемое реле к источнику...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723697
Дата охранного документа: 17.06.2020
24.07.2020
№220.018.36b6

Альтиметрический способ выполнения морской высотометрии с определением уклонения отвесной линии и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области радиотехнических измерений и может быть использована для определения уклонений отвесной линии (УОЛ), уточнения параметров вращения Земли и для решения других геодезических задач на акваториях. В способе, включающим этапы: приема антенной с диаграммой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727584
Дата охранного документа: 22.07.2020
23.05.2023
№223.018.6c6c

Швартовое причальное устройство

Заявляемое изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам для электрического питания и зарядки аккумуляторных батарей безэкипажных или автономных надводных судов при их швартовой стоянке. Швартовое причальное устройство содержит блок управления, расположенный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002734644
Дата охранного документа: 21.10.2020
23.05.2023
№223.018.6cff

Система мониторинга технического состояния средств связи и навигационного оборудования

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002774400
Дата охранного документа: 21.06.2022
23.05.2023
№223.018.6d1f

Способ мониторинга технического состояния средств связи и навигационного оборудования

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773048
Дата охранного документа: 30.05.2022
+ добавить свой РИД