Вид РИД
Изобретение
Заявляемое изобретение относится к области железнодорожных контрейлерных перевозок, в частности к конструкции опорно-фиксирующего устройства шкворневого узла полуприцепа для размещения и закрепления полуприцепа на раме вагона-платформы. Опорно-фиксирующее устройство используется при способе размещения полуприцепа на вагон-платформу с опиранием на него передней части полуприцепа шкворневым узлом и закреплением шкворня от вертикальных и поперечных смещений, и опорой колесами через съемный поддон на раму вагона-платформы и закреплением колес с помощью ложементов поддона от продольных и поперечных перемещений полуприцепа.
Известно опорное устройство с боковым самоцентрированием сцепного стержня (шкворня), содержащее в своем составе каретку с подвижной рамой и приемным пространством, приводимую в вертикальное движение подъемным механизмом и установленную устойчиво по отношению к движениям боковой качки и виляния, и кожух, устанавливаемый на сцепном стержне и имеющий наружные боковые грани, взаимодействующие с вращающимися элементами подвижной рамы для получения эффекта самоцентрирования и крепления, патент России №2394711, B61D 3/18, опубл. 20.07.2010.
Недостатками данного технического решения являются высокая сложность изготовления конструкции и возможность повреждения опорного устройства в эксплуатации за счет отсутствия возможности продольных перемещений шкворня для компенсации продольных смещений полуприцепа в пределах упругих деформаций шин, возникающих при соударениях.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому опорно-фиксирующему устройству является устройство для фиксации шкворня автомобильного полуприцепа на вагоне-платформе, содержащее седельное устройство, привод с механической передачей и откидной кожух для защиты корпуса и подвижной части от внешних воздействий, при этом седельное устройство в свою очередь состоит из подвижной части, оснащенной механизмом фиксации шкворня полуприцепа от вертикальных перемещений при перевозке, с учетом возможного отклонения шкворня полуприцепа от продольной оси вагона в диапазоне от 0 до 190 мм в каждую сторону при погрузке, и неподвижной части, состоящей из закрепленного на раме вагона-платформы основания и шарнирно соединенного с ним корпуса, при этом подвижная часть выполнена с возможностью перемещения по поверхности неподвижной части седельного устройства в продольном направлении, при этом контактирующие поверхности подвижной и неподвижной частей выполнены из материалов со сверхнизким коэффициентом трения. Патент России № RU 2675749 C1, B61D 3/18, B61D 45/00, дата публик. 24.12.2018.
Недостатком данной конструкции является то, что Применение поперечной регулировки шкворневой опоры приведет к возможности поперечного смещения шкворневого узла полуприцепа и выходу полуприцепа за габарит подвижного состава. Фиксация шкворня одной вилкой с одной стороны приводит к несимметричному закреплению шкворня, что снижает надежность фиксации.
Предлагаемое изобретение обеспечивает беспрепятственное размещение и точное позиционирование полуприцепа на вагоне-платформе с надежной автоматической фиксацией.
Указанный технический результат достигается благодаря тому, что опорно-фиксирующее устройство (фиг. 1) шкворневого узла полуприцепа 1 состоит из двух шарнирно соединенных между собой опорной части 2 и контактной части 3 и жестко закреплена на раме вагона для размещения и закрепления полуприцепа на раме вагона-платформы, с опиранием на него передней части полуприцепа шкворневым узлом и закреплением шкворня от вертикальных и поперечных смещений. Для точного позиционирования полуприцепа опорно-фиксирующее устройство имеет возможность ступенчатой регулировки положения вдоль продольной оси вагона по направляющим 12 установленным на раме, и не имеет регулировки в поперечном направлении (фиг. 1). Для перемещения опорно-фиксирующее устройство (фиг. 1, 2) оборудовано приводом реечного типа 4 и рычажной системой фиксации положения 5, которая фиксирует положение штырями 11 относительно направляющих 12, имеющих зубчатый профиль, органы управления которых выведены на каждую сторону вагона. Контактная часть 3 оснащена полимерной накладкой 6 для предотвращения износа шкворневой опорной поверхности полуприцепа и имеет продольный паз 7 в опорной поверхности для закрепления шкворня. Для обеспечения горизонтального положения контактной части 3 в ненагруженном состоянии установлены демпферы в виде пружин 15 (фиг. 2-4). Шкворень полуприцепа, при установке в продольный паз контактной части 3 (фиг. 4, 5), воздействует на наклонные части блокировочных щек 8, при этом раздвигает их и заходит внутрь до контакта полуприцепа с опорно-фиксирующим устройством, после чего автоматически фиксируется от вертикальных перемещений двумя щеками 8, которые под действием пружин 9 прижимаются к шкворню полуприцепа и симметрично заходят в его проточку. Щеки 8 оборудованы сигнальными планками 14, которые заходят в корпус контактной части и не должны выступать при зафиксированном положении шкворня (фиг. 4, 5). Для расфиксации шкворня щеки 8 оборудованы рычажным приводом 10, который приводится в действие поворотом лома, вставленного в одну из втулок 13 привода с любой стороны вагона. Таким образом, размещенный на опоре шкворневой узел полуприцепа закреплен от вертикальных и поперечных перемещений и имеет возможность продольного перемещения ±100…150 мм для компенсации деформаций колес полуприцепа закрепленных на вагоне. Фиксация полуприцепа от поперечных смещений особо важна для гарантированного расположения полуприцепа в габарите погрузки в пути следования состава с учетом действующих боковых нагрузок.