×
12.04.2023
223.018.4223

Результат интеллектуальной деятельности: ВЫСОКОНАПОРНЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002734668
Дата охранного документа
21.10.2020
Аннотация: Изобретение относится к высоконапорным многоступенчатым компрессорам газотурбинных двигателей, в том числе для авиационного применения. Высоконапорный компрессор газотурбинного двигателя, содержащий размещенные в проточной части компрессора ступени с рабочими колесами, содержащими рабочие лопатки, первая ступень высоконапорная, следующие за ней ступени низконапорные, отношение площади F проточной части компрессора на входе в рабочую лопатку первого высоконапорного рабочего колеса к площади F проточной части на выходе из первой высоконапорной ступени составляет 1,6-2,2. В проточной части компрессора коэффициент диффузорности D первого высоконапорного рабочего колеса не превышает 0,6, коэффициент диффузорности D второго рабочего колеса не превышает 0,55, коэффициент диффузорности D с третьей по восьмую рабочих лопаток не превышает 0,5, общее количество ступеней компрессора равно 8. Предлагаемое изобретение позволяет повысить запасы газодинамической устойчивости, степень повышения полного давления в компрессоре, надежность высоконапорного компрессора газотурбинного двигателя. 3 ил.

Изобретение относится к высоконапорным многоступенчатым компрессорам газотурбинных двигателей, в том числе для авиационного применения.

Известен осевой двухкаскадный компрессор, в котором газодинамическая устойчивость обеспечивается за счет вращения роторов низкого и высокого давлений с разными угловыми скоростями [С.А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Москва, «Машиностроение», 1981, стр. 64, рис. 3.8.б]. Такой компрессор не требует специальных средств механизации, однако недостатком его конструкции является пониженная надежность из-за увеличенного числа опор, подшипников и валов.

Наиболее близким аналогом по технической сущности и принятым за прототип является высоконапорный компрессор газотурбинного двигателя (Патент RU №2311565, МПК F04D 29/60, опубл. 27.11.2007), содержащий размещенные в проточной части компрессора ступени с рабочими колесами, содержащими рабочие лопатки, первую высоконапорную ступень, при отношении площади F.1 проточной части компрессора на входе в лопатку первого высоконапорного рабочего колеса к площади F2 проточной части на выходе из первой высоконапорной ступени составляет 1,6-2,2, число низконапорных ступеней компрессора, следующих за первой высоконапорной ступенью, равно 4-6.

Недостатками прототипа являются то, что компрессор рассчитан на меньшую степень повышения полного давления (π*к=14) в компрессоре, соответственно имеет меньшее количество ступеней, для обеспечения запасов газодинамической устойчивости (ГДУ) компрессора имеются только поворотный входной аппарат и направляющий поворотный аппарат первой ступени.

Технической проблемой, решение которой обеспечивается при осуществлении предлагаемого изобретения и не может быть реализовано при использовании прототипа, низкие запасы газодинамической устойчивости и низкая надежность, недостаточная степень повышения полного давления в компрессоре.

Техническая задача заключается в повышении надежности и кпд компрессора за счет повышения запасов газодинамической устойчивости, а также в снижении расходов на изготовление и ремонт, степени повышения полного давления в компрессоре, при минимальном количестве ступеней поворотных направляющих лопаток.

Техническая задача решается тем, что в высоконапорном компрессоре газотурбинного двигателя, содержащем размещенные в проточной части компрессора ступени с рабочими колесами, содержащими рабочие лопатки, первая ступень высоконапорная, следующие за ней ступени низконапорные, при отношении площади F.1 проточной части компрессора на входе в рабочую лопатку первого высоконапорного рабочего колеса к площади F2 проточной части на выходе из первой высоконапорной ступени составляет 1,6-2,2, число низконапорных ступеней компрессора, следующих за первой высоконапорной ступенью, равно 4-6, согласно изобретения, в проточной части компрессора коэффициент диффузорности DL1 первого высоконапорного рабочего колеса не превышает 0,6, коэффициент диффузорности DL2 второго рабочего колеса не превышает 0,55, коэффициент диффузорности DL3 с третьей по восьмую рабочих лопаток не превышает 0,5, общее количество ступеней компрессора равно 8.

В отличии от прототипа, в проточной части компрессора коэффициент диффузорности DL1 первого высоконапорного рабочего колеса не превышает 0,6, DL2 коэффициент диффузорности второго рабочего колеса не превышает 0,55, DL3 коэффициент диффузорности с третьей по восьмую рабочих лопаток не превышает 0,5, общее количество ступеней компрессора равно 8, что обеспечивает повышение запасов газодинамической устойчивости, требуемую тягу газотурбинного двигателя в зависимости от режима работы двигателя и кпд компрессора.

Для обеспечения требуемых параметров по повышению полного давления до π*к=16-20 и обеспечении запасов газодинамической устойчивости компрессора необходимо выдержать заявленные коэффициенты диффузорности. Проведен подбор количественных соотношений, экспериментально и практически применены заявляемые коэффициенты диффузорности в восьмиступенчатом компрессоре высокого давления газотурбинного двигателя.

Для обеспечения устойчивой работы компрессора во всем диапазоне эксплуатационных режимов и снижения вибронапряжений лопатки ВНА и НА 1,2 ступеней выполнены поворотными и внедрена система перепуска воздуха из третьей ступени компрессора. Поворот лопаток ВНА и НА 1,2 ступеней осуществляется по заданной программе системой управления механизацией компрессора, и система перепуска воздуха работает по заданной программе системой управления двигателя. Восьмиступенчатый компрессор приводится во вращение турбиной газогенератора.

На Фиг. 1 представлена проточная часть высоконапорного компрессора газотурбинного двигателя.

На Фиг. 2 представлен фрагмент продольного разреза (повернут на 90°) высоконапорного компрессора газотурбинного двигателя

На Фиг. 3 представлен поперечный разрез первого рабочего колеса с указанием направлений скоростей (схема) для определения коэффициента диффузорности.

Для определения коэффициента диффузорности DL:

Wmax - максимальная скорость (м/с) на спинке колеса (лопатки),

W1 - среднее значение скорости на входе в рабочее колесо,

W2 - среднее значение скорости на выходе из рабочего колеса.

Схема скоростей (Фиг. 3) применима для определения коэффициентов DL1, DL2, DL3 с соответствующими рабочими колесами (лопатками).

Высоконапорный компрессор газотурбинного двигателя содержит поворотный входной направляющий аппарат 1, поворотный направляющий аппарат первой ступени 2, поворотный направляющий аппарат второй ступени 3, первое высоконапорное (высоконагруженное сверхзвуковое) рабочее колесо 4 (моноколесо), второе рабочее колесо 5 (моноколесо), третью ступень компрессора 6, восьмую ступень компрессора 7, участок 8 с 3 по 8 низконапорные ступени компрессора, проточную часть компрессора 9, спинку 10 лопатки колеса 4, рабочую лопатку 11 первого высоконапорного рабочего колеса 4. При этом F1 - площадь проточной части (проходного сечения) на входе в рабочую лопатку первого высоконапорного рабочего колеса первой ступени, F2 -площадь проточной части на выходе из первой высоконапорной ступени. Отношение площади F.1 проточной части компрессора на входе в рабочую лопатку первого высоконапорного рабочего колеса к площади F2 проточной части на выходе из первой высоконапорной ступени составляет 1,6-2,2.

Выполнение отношения F.1/F2<1,6 ведет к снижению степени сжатия в первой высоконапорной ступени, что потребует повышения степени сжатия в последующих за первой ступенях компрессора с соответствующим снижением кпд и запасов газодинамической устойчивости компрессора.

При отношении F.1/F2>2,2 увеличиваются гидравлические потери в первой высоконапорной ступени компрессора, что также приводит к снижению кпд компрессора.

Коэффициент диффузорности DL, определяемый

где Wmax - максимальная скорость на спинке лопатки (рабочего колеса), W1 - среднее значение скорости на входе в рабочее колесо, W2 - среднее значение скорости на выходе из рабочего колеса.

В проточной части компрессора коэффициент диффузорности DL1 первого высоконапорного рабочего колеса не превышает 0,6, коэффициент диффузорности DL2 второго рабочего колеса не превышает 0,55, коэффициент диффузорности DL3 с третьей по восьмую рабочих лопаток не превышает 0,5.

При значениях коэффициента диффузорности первого высоконапорного рабочего колеса DL1>0,6, значениях коэффициента диффузорности DL2>0,55 второго рабочего колеса, коэффициент диффузорности DL3>0,5 с третьей по восьмую рабочих лопаток возможен отрыв пограничного слоя, что приводит к снижению запасов ГДУ.

При работе высоконапорного компрессора поток воздуха поступает на вход в поворотный входной направляющий аппарат 1, далее поступает на первое высоконапорное рабочее колесо 4 высоконапорной первой ступени. Кинетическая энергия ускоренного рабочими лопатками потока воздуха превращается в потенциальную энергию сжатия в направляющих лопатках первой ступени. Воздух из высоконапорной сверхзвуковой первой ступени поступает в последующие низконапорные ступени, где происходит его дальнейшее сжатие с высоким кпд цикла сжатия. Последующие за первой ступенью низконапорные ступени компрессора выполняют низконапорными и дозвуковыми. Такое выполнение позволяет существенно уменьшить количество поворотных направляющих аппаратов в компрессоре с соответствующим повышением надежности. При этом значительно снижаются время и затраты на доводку компрессора из-за упрощения согласования низконапорных ступеней с расположенной перед ними высоконапорной сверхзвуковой ступенью. Поскольку на входе в компрессор расположена первая высоконапорная ступень, то она выполнена с большими размерами по сравнению с последующими ступенями и с утолщенными профилями, то есть устойчивой к динамическому воздействию потока воздуха и к повреждению посторонними предметами. Это позволяет минимизировать отрицательное воздействие на коэффициент полезного действия (кпд) компрессора паразитных утечек воздуха через радиальные зазоры между статором и ротором.

Обтекание последующих за первой ступеней высоконапорного компрессора низкоскоростным дозвуковым потоком позволяет снизить гидравлические потери при обтекании этих ступеней с соответствующим повышением кпд компрессора в целом, а также выполнить профили лопаток этих ступеней утолщенными, что повышает надежность компрессора. Концепция применения первой высоконапорной ступени позволяет снизить количество ступеней компрессора и повысить эффективность работы с сохранением степени повышения давления всего компрессора. Коэффициент диффузорности - это один из важных параметров при проектировании лопаточных венцов высоконапорного компрессора. Он является критерием аэродинамической нагрузки при торможении потока в межлопаточном канале, он также зависит от геометрии межлопаточного канала, угла и скорости потока воздуха на входе в лопаточную решетку. Увеличение коэффициента диффузорности рабочих колес, больше заявленных в настоящей формуле значений, приводит к образованию (увеличению) отрывных зон на выпуклой и вогнутой поверхности профиля, в связи с этим снижаются параметры кпд и запасы ГДУ компрессора. В настоящее время при проектировании высоконапорного компрессора газотурбинного двигателя авиационного применения приходится использовать ступени с высокой аэродинамической нагрузкой, что ведет к росту диффузорности в межлопаточных каналах.

Таким образом, предлагаемое изобретение с вышеуказанными отличительными признаками, в совокупности с известными признаками, позволяет повысить запасы газодинамической устойчивости, степень повышения полного давления в компрессоре, и надежность высоконапорного компрессора газотурбинного двигателя.

Высоконапорный компрессор газотурбинного двигателя, содержащий размещенные в проточной части компрессора ступени с рабочими колесами, содержащими рабочие лопатки, первая ступень высоконапорная, следующие за ней ступени низконапорные, при отношении площади F проточной части компрессора на входе в рабочую лопатку первого высоконапорного рабочего колеса к площади F проточной части на выходе из первой высоконапорной ступени составляет 1,6-2,2, число низконапорных ступеней компрессора, следующих за первой высоконапорной ступенью, равно 4-6, отличающийся тем, что в проточной части компрессора коэффициент диффузорности D первого высоконапорного рабочего колеса не превышает 0,6, коэффициент диффузорности D второго рабочего колеса не превышает 0,55, коэффициент диффузорности D с третьей по восьмую рабочих лопаток не превышает 0,5, общее количество ступеней компрессора равно 8.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 44 items.
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
13.01.2017
№217.015.8f83

Валопровод газотурбинного двигателя и способ его сборки

Изобретения относятся к двигателестроению, а именно к конструкциям привода коробок приводных агрегатов газотурбинного двигателя, и могут быть использованы в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Валопровод газотурбинного двигателя включает промежуточную опору,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605161
Дата охранного документа: 20.12.2016
13.01.2017
№217.015.8fa8

Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реверсивным устройствам газотурбинных двигателей. Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя включает «пушечный» замок с подвижным кольцом. Подвижное кольцо выполнено цельным по окружности, имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605160
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.b103

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель включает компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания. Спрямляющий аппарат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613101
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.b941

Шевронное сопло газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к реактивным соплам с устройствами подавления шума, и предназначено для использования в авиационных двигателях. Шевронное сопло газотурбинного двигателя включает выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615309
Дата охранного документа: 04.04.2017
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
20.06.2018
№218.016.64e3

Устройство крепления нижней полки лопатки переходного канала между турбинами высокого и низкого давлений

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может быть использовано в турбинах газотурбинных двухконтурных двигателей авиационного применения. Устройство крепления нижней полки лопатки переходного канала между турбинами высокого и низкого давлений содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658163
Дата охранного документа: 19.06.2018
25.06.2018
№218.016.65c1

Труба для распределения горячего воздуха по кромке носка воздухозаборника

Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов. Труба распределения горячего воздуха по кромке носка воздухозаборника включает кольцевой патрубок (1) с отверстиями и кронштейны (4) для крепления кольцевого патрубка к перегородке. Кольцевой патрубок (1) выполнен цельносварным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658711
Дата охранного документа: 22.06.2018
09.08.2018
№218.016.787c

Способ изготовления секций несущей решетки реверсера тяги

Изобретение относится к области авиации и касается разработки и производства элементов газотурбинного двигателя самолета. При изготовлении секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов в продольные и поперечные канавки оправки непрерывным жгутом из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663249
Дата охранного документа: 03.08.2018
28.08.2018
№218.016.8027

Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для управления подачей топлива в коллекторы основной и/или форсажной камер сгорания ГТД. Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664900
Дата охранного документа: 23.08.2018
Showing 1-10 of 19 items.
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.10.2015
№216.013.87c6

Спиральный корпус осевого компрессора высокого давления

Изобретение относится к конструкции полости отбора воздуха в корпусе осевого компрессора газотурбинного двигателя. Спиральный корпус осевого компрессора высокого давления выполнен в форме «улитки» со спиральным диффузорным каналом, кольцевой щелью забора воздуха и выходным фланцем перепуска...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566361
Дата охранного документа: 27.10.2015
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.d91f

Гранулируемый высокожаропрочный никелевый сплав и изделие, изготовленное из него

Изобретение относится к области металлургии, в частности к порошковой металлургии жаропрочных никелевых сплавов, и может быть использовано для изготовления высоконагруженных роторных деталей, работающих при температурах до 650-700°С в газотурбинных двигателях. Жаропрочный никелевый сплав...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623540
Дата охранного документа: 27.06.2017
19.07.2018
№218.016.7250

Высоконагруженный диск турбины или компрессора

Изобретение относится к высоконагруженным дискам турбин или компрессоров, применяемых в авиационных и наземных газотурбинных двигателях. Высоконагруженный диск турбины или компрессора содержит ступицу с замкнутой полостью. Замкнутая полость в ступице является незаполненной и выполнена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661452
Дата охранного документа: 17.07.2018
20.02.2019
№219.016.bf00

Способ защиты газотурбинного двигателя от перегрева

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности к способам защиты турбин авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) от перегрева. Техническая задача заключается в повышении надежности за счет достоверной оценки теплового состояния выходящих газов за турбиной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315885
Дата охранного документа: 27.01.2008
20.02.2019
№219.016.bf4e

Газотурбинный насосный агрегат

Изобретение относится к наземным газотурбинным агрегатам для механического привода, а именно к установкам с насосным агрегатом. Газотурбинный насосный агрегат состоит из установленных в контейнере газотурбинного двигателя и соединенного с ним переходным валом редуктора, на выходе из которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002386834
Дата охранного документа: 20.04.2010
+ добавить свой РИД