×
25.08.2017
217.015.b941

Шевронное сопло газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к реактивным соплам с устройствами подавления шума, и предназначено для использования в авиационных двигателях. Шевронное сопло газотурбинного двигателя включает выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров, которые имеют на выходе шевроны треугольной формы с профилированными кромками. Шевроны сопла наружного контура наклонены под углом 6-8° к линии тока на выходе сопла наружного контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла наружного контура и касательной к внешним обводам сопла внутреннего контура. Шевроны сопла внутреннего контура наклонены под углом 4-6° к линии тока на выходе сопла внутреннего контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла внутреннего контура и касательной к внешним обводам центрального тела. Изобретение позволяет снизить шум и уменьшить аэродинамические потери при работе газотурбинного двигателя. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к реактивным соплам с устройствами подавления шума, и предназначено для использования в авиационных двигателях.

В области авиационного двигателестроения существует проблема, связанная с необходимостью создания сопел с низким уровнем шума, генерируемого струей.

Наиболее близким к заявляемой конструкции является шевронное сопло, содержащее выхлопную трубу, на выходном торце которой расположены шевроны треугольной формы (Патент US 6532729, В63Н 11/00, 18.03.2003). Известное устройство имеет недостаток, обусловленный тем, что отсутствие ограничений на угол внедрения шеврона в газовый поток может приводить к усилению высокочастотного шума и уменьшению гашения шума. Прямолинейные и заостренные (сведенные на нет) кромки шевронов не позволяют получить дополнительного вихреобразования для увеличения акустического эффекта, снижения шума.

Указанные выше недостатки устраняются в заявляемом изобретении.

Технический результат заявленного изобретения заключается в снижении шума и уменьшении аэродинамических потерь при работе.

Заявленный технический результат достигается тем, что шевронное сопло газотурбинного двигателя, включающее выхлопную трубу, а также сопла наружного и внутреннего контуров, которые имеют на выходе шевроны треугольной формы, при этом шевроны имеют профилированные кромки, причем шевроны сопла наружного контура наклонены под углом 6-8° к линии тока на выходе сопла наружного контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла наружного контура и касательной к внешним обводам сопла внутреннего контура, а шевроны сопла внутреннего контура наклонены под углом 4-6° к линии тока на выходе сопла внутреннего контура, представляющей собой среднюю линию между касательной к внутренним обводам сопла внутреннего контура и касательной к внешним обводам центрального тела.

При этом кромки шевронов могут быть выполнены выпуклой формы.

Кромки шевронов могут быть выполнены вогнутой формы.

Кромки шевронов могут быть выполнены прямой формы.

Представленная конструкция шевронного сопла с оптимизированным углом наклона шевронов позволяет уменьшить шум на 0,5-1,2 EPNdB (фактически воспринимаемый шум в децибелах), избежав появления паразитного высокочастотного шума, а профилирование кромок шеврона и использование определенным образом выполненных краев кромок позволяет снизить потери полного давления на 0,03-0,05%. Данный технический результат был подтвержден при испытании моделей заявленного устройства в ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», а также при испытаниях опытных образцов в составе газотурбинного двигателя на испытательных стендах ОАО "Авиадвигатель".

Выбор углов 6-8° наклона шевронов к линии тока на выходе сопла наружного контура и углов 4-6° наклона шевронов к линии тока на выходе сопла внутреннего контура (углов внедрения шевронов в поток) обусловлен тем, что при указанных углах достигается наиболее эффективное подавление шума при минимальной потере полного давления.

Выполнение каждого из шевронов с профилированными кромками, имеющими определенным образом выполненные края, обеспечивает получение дополнительного вихреобразования и, как следствие, дополнительное снижение шума. При перетекании газа через кромку шеврона происходит дополнительное вихреобразование за счет срыва потока на краях кромки. Края профилированных кромок шеврона позволяют повысить эффективность шумоглушения струи за счет разницы скоростей (V1-V2 для сопла наружного контура и V2-V3 для сопла внутреннего контура), вследствие которой образуется вихрь, увеличивающий степень смешения потоков, тем самым уменьшая шум и потери полного давления в сопле.

Форма профиля кромки шеврона может быть выпуклой, вогнутой или прямой.

Сущность заявленного изобретения поясняется следующими чертежами:

на фиг. 1 изображен общий вид шевронного сопла;

на фиг. 2 показан общий вид шеврона;

на фиг. 3 представлено продольное сечение сопла;

на фиг. 4 показан поперечный разрез шеврона с прямой кромкой;

на фиг. 5 представлен поперечный разрез шеврона с выпуклой кромкой;

на фиг. 6 приведен поперечный разрез шеврона с вогнутой кромкой.

Шевронное сопло 1 (фиг. 1) состоит из выхлопной трубы 2, на выходном торце 3 которой расположено множество шевронов 4. При этом каждый шеврон 4 (фиг. 2) имеет треугольную форму (треугольную конфигурацию) и профилированные кромки 5 с краями 6, выполненными соответствующим образом. Между шевронами 4 выполнены скругления 7, а каждый из шевронов 4 имеет скругление 8 на его конце.

Шевроны 4 установлены под углом α1=6-8° к линии 9 тока на выходе сопла наружного 10 контура и под углом α2=4-6° к линии 11 тока на выходе сопла внутреннего 12 контура (см. фиг. 3). Линия 9 тока на выходе сопла наружного 10 контура определяется как средняя линия между касательной 13 к внутренним обводам сопла наружного 10 контура и касательной 14 к внешним обводам сопла внутреннего 12 контура. Для сопла внутреннего 12 контура линия 11 тока определяется как средняя линия между касательной 15 к внутренним обводам сопла внутреннего контура 12 и касательной 16 к внешним обводам центрального тела 17. Угол α1 наклона шеврона 4 для сопла наружного 10 контура определяется как угол между касательной 18 к внутренней поверхности шеврона 4 и линией 9 тока на выходе сопла наружного 10 контура, а угол α2 наклона шеврона 4 для сопла внутреннего 12 контура определяется как угол между касательной 19 к внутренней поверхности шеврона 4 и линией 11 тока на выходе сопла внутреннего 12 контура.

Линиями 20 на фиг. 4-6 схематично обозначены линии вихреобразования при обтекании кромки 5 шеврона 4.

Шевронное сопло газотурбинного двигателя работает следующим образом.

При обтекании шевронов 4 сопла наружного 10 контура создаются условия для появления взаимного скоса двух потоков: основного потока газа, истекающего из сопла наружного 10 контура со скоростью V2, и потока газа, идущего по наружной обечайке сопла наружного 10 контура со скоростью V1. В результате этого возникает разность скоростей (V1-V2) двух потоков, усиливается вихреобразование (см. поз. 20 на фиг. 4-6) за счет наличия соответствующих краев 6 на кромках 5 шеврона 4 и выполнения кромки 5 профилированной (например, вогнутой), при этом уменьшается шум. При обтекании шевронов 4 сопла внутреннего 12 контура создаются условия для появления взаимного скоса двух потоков: основного потока газа, истекающего из сопла внутреннего 12 контура со скоростью V3, и потока газа, истекающего из сопла наружного 10 контура со скоростью V2. В результате этого возникает разность скоростей (V2-V3) двух потоков, усиливается вихреобразование за счет наличия соответствующих краев 6 на кромках 5 шеврона 4 и выполнения кромки 5 профилированной, при этом уменьшается шум.


Шевронное сопло газотурбинного двигателя
Шевронное сопло газотурбинного двигателя
Шевронное сопло газотурбинного двигателя
Шевронное сопло газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 45 items.
10.02.2013
№216.012.23ff

Реверсивное устройство турбореактивного двигателя

Изобретение относится к турбореактивным двухконтурным двигателям и может быть использовано в авиационной промышленности. Реверсивное устройство турбореактивного двигателя включает подвижный обтекатель, перекрывающие створки, установленные со стороны наружного воздушного канала в двигателе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474717
Дата охранного документа: 10.02.2013
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
13.01.2017
№217.015.8f83

Валопровод газотурбинного двигателя и способ его сборки

Изобретения относятся к двигателестроению, а именно к конструкциям привода коробок приводных агрегатов газотурбинного двигателя, и могут быть использованы в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Валопровод газотурбинного двигателя включает промежуточную опору,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605161
Дата охранного документа: 20.12.2016
13.01.2017
№217.015.8fa8

Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реверсивным устройствам газотурбинных двигателей. Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя включает «пушечный» замок с подвижным кольцом. Подвижное кольцо выполнено цельным по окружности, имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605160
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.b103

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель включает компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания. Спрямляющий аппарат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613101
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
20.06.2018
№218.016.64e3

Устройство крепления нижней полки лопатки переходного канала между турбинами высокого и низкого давлений

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может быть использовано в турбинах газотурбинных двухконтурных двигателей авиационного применения. Устройство крепления нижней полки лопатки переходного канала между турбинами высокого и низкого давлений содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658163
Дата охранного документа: 19.06.2018
25.06.2018
№218.016.65c1

Труба для распределения горячего воздуха по кромке носка воздухозаборника

Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов. Труба распределения горячего воздуха по кромке носка воздухозаборника включает кольцевой патрубок (1) с отверстиями и кронштейны (4) для крепления кольцевого патрубка к перегородке. Кольцевой патрубок (1) выполнен цельносварным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658711
Дата охранного документа: 22.06.2018
09.08.2018
№218.016.787c

Способ изготовления секций несущей решетки реверсера тяги

Изобретение относится к области авиации и касается разработки и производства элементов газотурбинного двигателя самолета. При изготовлении секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов в продольные и поперечные канавки оправки непрерывным жгутом из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663249
Дата охранного документа: 03.08.2018
28.08.2018
№218.016.8027

Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано для управления подачей топлива в коллекторы основной и/или форсажной камер сгорания ГТД. Многоколлекторное устройство подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664900
Дата охранного документа: 23.08.2018
Showing 1-10 of 19 items.
10.02.2013
№216.012.23ff

Реверсивное устройство турбореактивного двигателя

Изобретение относится к турбореактивным двухконтурным двигателям и может быть использовано в авиационной промышленности. Реверсивное устройство турбореактивного двигателя включает подвижный обтекатель, перекрывающие створки, установленные со стороны наружного воздушного канала в двигателе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474717
Дата охранного документа: 10.02.2013
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
13.01.2017
№217.015.8f83

Валопровод газотурбинного двигателя и способ его сборки

Изобретения относятся к двигателестроению, а именно к конструкциям привода коробок приводных агрегатов газотурбинного двигателя, и могут быть использованы в газотурбинных двигателях авиационного и наземного применения. Валопровод газотурбинного двигателя включает промежуточную опору,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605161
Дата охранного документа: 20.12.2016
13.01.2017
№217.015.8fa8

Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реверсивным устройствам газотурбинных двигателей. Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя включает «пушечный» замок с подвижным кольцом. Подвижное кольцо выполнено цельным по окружности, имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605160
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.b103

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель включает компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания. Спрямляющий аппарат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613101
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
09.08.2018
№218.016.787c

Способ изготовления секций несущей решетки реверсера тяги

Изобретение относится к области авиации и касается разработки и производства элементов газотурбинного двигателя самолета. При изготовлении секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов в продольные и поперечные канавки оправки непрерывным жгутом из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663249
Дата охранного документа: 03.08.2018
13.09.2018
№218.016.8729

Отклоняющая решетка реверсивного устройства наружного корпуса двигателя

Изобретение относится к области авиационных двигателей и тормозных устройств самолетов. Отклоняющая решетка реверсивного устройства наружного корпуса двигателя включает монолитные секции. Каждая из секций изготовлена из полимерного композиционного материала и содержит продольные ребра и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666889
Дата охранного документа: 12.09.2018
13.10.2018
№218.016.9184

Замок реверсивного устройства газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиации, к конструкции авиационных двигателей и тормозных устройств самолетов, а именно к замку реверсивного устройства газотурбинного двигателя. Замок реверсивного устройства газотурбинного двигателя, удерживающий подвижную часть реверсивного устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669452
Дата охранного документа: 11.10.2018
05.12.2018
№218.016.a382

Устройство для определения пространственного распределения скорости потока газа

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для исследования структуры и параметров потока газа, преимущественно для оперативного определения профиля скорости потока газа. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для определения пространственного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673990
Дата охранного документа: 03.12.2018
+ добавить свой РИД