×
19.07.2018
218.016.7250

Результат интеллектуальной деятельности: ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫЙ ДИСК ТУРБИНЫ ИЛИ КОМПРЕССОРА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к высоконагруженным дискам турбин или компрессоров, применяемых в авиационных и наземных газотурбинных двигателях. Высоконагруженный диск турбины или компрессора содержит ступицу с замкнутой полостью. Замкнутая полость в ступице является незаполненной и выполнена тороидальной, с образующей тора в форме замкнутой плоской кривой - эллипса, с большой и малой осями. Большая ось эллипса расположена в радиальном направлении диска, а соотношение размеров большой и малой осей эллипса составляет 1,3…1,6. Изобретение позволяет снизить напряженность и повысить циклическую долговечность высоконагруженного диска турбины или компрессора. 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к высоконагруженным дискам турбин или компрессоров, применяемых в авиационных и наземных газотурбинных двигателях.

Известен диск турбины или компрессора, выполненный с замкнутой полостью, принятый за прототип (Патент ЕР №1739282, МПК C22C 47/14, опубл. 03.01.2007).

Недостатком известной конструкции ЕР 1739282 является необходимость заполнения полости, расположенной в ступице, композитными кольцами. При этом прочность диска возрастает за счет переноса части нагрузки на композитные кольца, однако различие коэффициентов теплового расширения разных материалов может вызвать дополнительные тепловые напряжения в конструкции.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение циклической долговечности высоконагруженного диска турбины или компрессора путем снижения напряженности ступицы диска.

Техническая задача решается за счет того, что высоконагруженный диск турбины или компрессора, содержащий ступицу с замкнутой полостью, причем замкнутая полость в ступице является незаполненной и выполнена тороидальной, с образующей тора в форме замкнутой плоской кривой -эллипса с большой и малой осями, согласно изобретению, большая ось эллипса расположена в радиальном направлении диска, а соотношение размеров большой и малой осей эллипса составляет 1,3…1,6.

В предлагаемом изобретении, в отличие от прототипа, большая ось эллипса расположена в радиальном направлении диска, соотношение размеров большой и малой осей эллипса составляет 1,3…1,6, что обеспечивает снижение напряженности в ступице диска.

Эффективность перераспределения нагрузки и снижения напряженности диска достигается за счет подбора положения полости, ее размеров и формы: за счет выбора положения и размера полости снижается напряженность на цилиндрической поверхности ступицы, а за счет выбора формы полости снижается концентрация напряжений на границах самой полости.

На фиг. 1 показано меридиональное сечение традиционного диска 1 турбины или компрессора с цельной ступицей 2.

На фиг. 2, 3 показано меридиональное сечение диска 1 турбины или компрессора, в ступице 2 которого размещена замкнутая полость 3 в форме эллипса в поперечном сечении.

На фиг. 1-3 показаны геометрические параметры диска и полости:

R - наружный радиус диска;

R1 - радиус центрального отверстия в ступице диска;

Н - осевой размер ступицы диска;

h, h' - центральная, наиболее нагруженная часть ступицы (h'>h);

3 - замкнутая полость;

А - малая ось эллипса в сечении полости;

В - большая ось эллипса в сечении полости;

r1, r2 - характеристики формы полости;

L - размер, определяющий осевое положение полости;

R2 - размер, определяющий радиальное положение полости.

Высоконагруженный диск 1 турбины или компрессора характеризуется тем, что осевой размер Н ступицы 2 оказывается достаточно большим в сравнении с радиусом диска R. Увеличение размера Н связано с необходимостью обеспечения несущей способности диска в условиях высоких нагрузок. Однако увеличение размера Н приводит к неравномерному нагружению ступицы 2 диска 1: средняя часть h ступицы 2 оказывается более напряженной, чем края ступицы, поскольку именно в эту зону h передается основная нагрузка от полотна и обода диска. Размещение внутри ступицы 2 замкнутой полости 3 (фиг. 2) позволяет разделить передачу усилий от обода и полотна диска 1 на два потока меньшей интенсивности и распределить это усилие на большую зону h' (фиг. 2). В результате нагруженной оказывается большая часть поверхности ступицы 2 (h'>h), но величина напряжений оказывается меньше, что позволяет повысить циклическую долговечность диска.

Наряду со снижением напряжений в ступице диска возникает концентрация напряжений вблизи поверхности самой полости. Для того чтобы эффект снижения напряжений в ступице преобладал над эффектом концентрации напряжений на границах полости, необходимо подобрать положение и размеры полости.

В тех случаях, когда размер Н диска достаточно мал, что характерно для малонагруженных дисков, эффект концентрации напряжений на границах полости будет преобладать над снижением напряжений в ступице и введение полости в конструкцию диска не даст повышения его циклической долговечности.

В поперечном сечении полость выполнена в форме эллипса с соотношением большой и малой осей эллипса 1,3…1,6, причем большая ось эллипса расположена в радиальном направлении диска.

Для высоконагруженного диска, представленного на фиг. 1-2, приведены сравнительные результаты расчета напряжений и циклической долговечности в отсутствие и при наличии полости (таблица 1). В данном случае оптимальное соотношение размеров полости составляет B/A=1,3. При введении полости циклическая долговечность диска увеличилась на 25%.

Таким образом, выполнение предлагаемого изобретения с вышеуказанными отличительными признаками в совокупности с известными признаками, позволяет снизить напряженность и повысить циклическую долговечность высоконагруженного диска турбины или компрессора.

Высоконагруженный диск турбины или компрессора, содержащий ступицу с замкнутой полостью, причем замкнутая полость в ступице является незаполненной и выполнена тороидальной, с образующей тора в форме замкнутой плоской кривой - эллипса, с большой и малой осями, отличающийся тем, что большая ось эллипса расположена в радиальном направлении диска, а соотношение размеров большой и малой осей эллипса составляет 1,3…1,6.
ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫЙ ДИСК ТУРБИНЫ ИЛИ КОМПРЕССОРА
ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫЙ ДИСК ТУРБИНЫ ИЛИ КОМПРЕССОРА
ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫЙ ДИСК ТУРБИНЫ ИЛИ КОМПРЕССОРА
ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫЙ ДИСК ТУРБИНЫ ИЛИ КОМПРЕССОРА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 35 items.
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.ddb3

Способ измерения фактической минимальной площади проходного сечения межлопаточных каналов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для автоматизированного измерения фактической минимальной площади проходного сечения проточной части межлопаточных каналов сопловых аппаратов турбин, роторов компрессоров. В способе измерения фактической минимальной площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624784
Дата охранного документа: 06.07.2017
26.08.2017
№217.015.dddb

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к конструкциям основных камер сгорания. Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит кольцевой топливный коллектор, установленный вокруг внешней стороны корпуса камеры сгорания, и множество...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624783
Дата охранного документа: 06.07.2017
19.01.2018
№218.016.0436

Центробежно-струйная форсунка

Изобретение относится к форсункам для распыления жидкости и может быть использовано в авиадвигателестроении, а также на других промышленных объектах, где требуется распыление жидкости. Центробежно-струйная форсунка включает корпус и завихрительную камеру. В камеру с помощью резьбового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630521
Дата охранного документа: 11.09.2017
20.01.2018
№218.016.1167

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтовое устройство. На фронтовой плите устройства расположены горелочные модули с продольной осью, коллинеарной оси жаровой трубы, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633982
Дата охранного документа: 20.10.2017
13.02.2018
№218.016.1efe

Способ изготовления керамических форм для равноосного литья жаропрочных сплавов по выплавляемым моделям

Изобретение относится к литейному производству. Поверхности модельного блока очищают от смазок и загрязнителей водным раствором моющих средств. Наносят на модельный блок керамическую суспензию на основе кремнезоля. Обсыпают огнеупорным зернистым материалом. Сушат лицевой слой в потоке воздуха с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641205
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.1f4d

Способ доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке и эксплуатации всех типов газотурбинных двигателей (ГТД), к способам доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока, к проведению инженерных и сертификационных испытаний ГТД,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641182
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.268f

Упругодемпферная опора турбины

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644003
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.2fcc

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель содержит газогенератор, выход которого соединен с силовой свободной турбиной. Выход из газогенератора дополнительно соединен с реактивным соплом, выполненным в виде секторов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644660
Дата охранного документа: 13.02.2018
10.05.2018
№218.016.3ca0

Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с биротативным вентилятором авиационного применения. Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором содержит подпорные ступени, размещенные между рабочими колесами биротативного вентилятора, а также биротативную турбину, соединенную валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647944
Дата охранного документа: 21.03.2018
Showing 1-10 of 78 items.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.03.2013
№216.012.2f66

Способ вакуумной термической дегазации гранул жаропрочных сплавов в подвижном слое

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способу термической дегазации гранул жаропрочных сплавов и подготовке их к компактированию. Камеру дегазации вакуумируют до давления не более 1·10 мм рт.ст. и осуществляют дозированную подачу гранул на наклонную поверхность, нагретую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477669
Дата охранного документа: 20.03.2013
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.06.2013
№216.012.474f

Способ получения деталей газотурбинных двигателей с длительным ресурсом эксплуатации из порошковых никелевых сплавов

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению изделий из жаропрочных никелевых сплавов. Может использоваться при изготовлении критических компонентов, таких как диски и валы, работающих при повышенных температурах в газотурбинных двигателях с длительным ресурсом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483835
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.08.2013
№216.012.63a5

Способ изготовления тонкостенных труб из высокопрочных алюминиевых сплавов системы al-zn-mg-cu, легированных скандием и цирконием

Изобретение относится к области металлургии, в частности к способам производства труб из высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu, легированных скандием и цирконием. Способ изготовления тонкостенных труб из высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu, легированных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491146
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.02.2014
№216.012.9f0e

Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя включает рабочие колеса с дисками, рабочими лопатками и внешними лабиринтами. Каждый из внешних лабиринтов с помощью болтового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506426
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f0f

Ротор турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбины газотурбинного двигателя включает конический фланец диска, конический фланец вала и кольцевые фланцы лабиринтов, фиксируемые между собой при помощи болтовых соединений. Кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506427
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.02.2014
№216.012.a2d6

Турбина низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к турбинам низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Турбина низкого давления газотурбинного двигателя включает ротор, статор с задней опорой, лабиринтное уплотнение с внутренним и внешним фланцами на задней опоре статора. Лабиринтное уплотнение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507401
Дата охранного документа: 20.02.2014
20.04.2014
№216.012.ba7a

Лабиринтное уплотнение турбины

Лабиринтное уплотнение турбины содержит примыкающий к диску турбины лабиринт и ответный ему фланец с сопловым аппаратом закрутки охлаждающего воздуха. Лабиринт установлен на осевом кольцевом выступе диска и выполнен охватывающим сопловой аппарат закрутки с образованием между лабиринтом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513466
Дата охранного документа: 20.04.2014
+ добавить свой РИД