×
05.03.2020
220.018.08cf

Результат интеллектуальной деятельности: ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРЁХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается устройства тормозных рычажных передач трехосных тележек рельсовых транспортных средств. Тормозная рычажная передача трехосной тележки состоит из двух независимых механизмов, каждый из которых включает тормозной цилиндр, наклонные, горизонтальные, вертикальные рычаги, шарнирно соединенные между собой элементами связи в виде тяг и затяжек, тормозные балки с подвесками башмаков и тормозными колодками, пневматический регулятор тормозной рычажной передачи. Усилие от тормозного цилиндра передается на тормозные колодки каждого из трех колес, расположенных на одной стороне тележки, а затяжки с шарнирно закрепленными в них вертикальными рычагами расположены над осями колесных пар с зазором, превышающим величину максимального прогиба рессорного подвешивания тележки. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение эффективности и надежности работы тормозной рычажной передачи трехосной тележки рельсового транспортного средства, упрощение конструкции, повышение ее КПД. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается устройства тормозных рычажных передач трехосных тележек рельсовых транспортных средств.

Известна тормозная рычажная передача трехосной тележки вагона, содержащая тормозной цилиндр, шарнирно связанный с его штоком и с продольной тягой горизонтальный рычаг, средняя часть которого шарнирно связана с рамой вагона, а также подвешенные на раме тележки триангели с установленными на них башмаками с тормозными колодками, шарнирно соединенные с вертикальными рычагами, при этом вертикальные рычаги крайних и средней осей тележки объединены в единый механизм посредством шарнирно соединенных с ними и между собой тяг, распорки и двуплечих рычагов, шарнирно связанных с рамой тележки, снабженная дополнительным двуплечим рычагом, нижней продольной тягой и шарнирно подвешенным на раме вагона распределительным рычагом, один конец которого через тягу шарнирно связан с вертикальным рычагом крайней оси, а другой - шарнирно соединен с нижней продольной тягой, которая через дополнительный двуплечий рычаг шарнирно соединена с тягой, связанной с вертикальным рычагом противоположной крайней оси, при этом средняя часть распределительного рычага шарнирно связана с продольной тягой горизонтального рычага /1/.

Недостатком известной тормозной рычажной передачи трехосной тележки вагона является последовательная передача усилия от одного тормозного цилиндра к колесам осей тележки и обусловленная этим необходимость применения в рычажной передаче большого количества звеньев и шарнирных соединений, снижающих ее КПД и эффективность действия тормоза вагона.

Кроме того, одностороннее тормозное нажатие на первой и третьей колесных парах в трехосной тележке вызывает дополнительный крутящий момент на осях этих колесных пар, а большое усилие на тормозные колодки крайних колесных пар при одностороннем нажатии по сравнению с двухсторонним нажатием, примененном на средней колесной паре, приводит к снижению коэффициента трения между колодками и колесами первой и третьей колесных пар, а также к неравномерному и повышенному износу колодок.

Другим недостатком является расположение на раме вагона тормозного цилиндра, шарнирной подвески распределительного рычага, горизонтального рычага, средняя часть которого также шарнирно связана с рамой вагона, что не только усложняет регулировку тормозной рычажной передачи трехосной тележки, но и ограничивает динамику прохождения вагона в кривых малого радиуса.

Указанные недостатки, связанные с одностороним тормозным нажатием и расположением элементов тормозной рычажной передачи на раме вагона, устранены в тормозной рычажной передаче, принятой в качестве прототипа, другой известной тележки железнодорожного транспортного средства, состоящей из двух колесных пар, буксового подвешивания, сварной рамы, надрессорной балки сварной конструкции, скользунов, упругих элементов центрального подвешивания, установленных на подрессорной балке, подвешенной к раме посредством наклонных люлечных подвесок и валиков, тормозной рычажной передачи, выполненной в виде независимых друг от друга механизмов, передающих усилие от одного тормозного цилиндра, размещенного на раме тележки, на оба колеса одной колесной пары /2/.

Тормозная рычажная передача, примененная в известной тележке железнодорожного транспортного средства, не зависит от конструктивных элементов связывающих ее с рамой вагона и позволяет реализовать двухстороннее нажатие тормозных колодок от каждого тормозного цилиндра на оба колеса одной колесной пары, но при этом не может обеспечить равное нажатие всех четырех тормозных колодок на одной колесной паре, поскольку передача усилия на три из четырех тормозных колодок, воздействующих на колесную пару, передается через нижние плечи продольных траверс, соединенных между собой одной затяжкой с устроенной в ней муфтой, необходимой для периодических ручных регулировок в эксплуатации для поддержания нормативного зазора между тормозными колодками и колесами.

Расположение затяжки с регулировочной муфтой ниже оси колесной пары тележки затрудняет контроль ее состояния персоналом и увеличивает трудоемкость самой регулировки, а отсутствие в тормозной рычажной передаче тележки регулятора для автоматического поддерживания зазора между тормозными колодками и колесами снижает уровень безопасности при эксплуатации железнодорожного транспортного средства.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение эффективности и надежности работы тормозной рычажной передачи трехосной тележки рельсового транспортного средства, упрощение конструкции, повышение КПД в результате применения независимых механизмов для передачи усилий от тормозных цилиндров на тормозные колодки с двухсторонним, равным по величине нажатием на каждое колесо и расположения всех конструктивных элементов над осями колесных пар тележки, несвязанных при этом с рамой рельсового транспортного средства, а также возможности автоматического регулирования зазоров между тормозными колодками и колесами.

Указанный технический результат достигается тем, что тормозная рычажная передача трехосной тележки рельсового транспортного средства состоит из двух независимых механизмов, размещенных на раме тележки, содержащих тормозной цилиндр, наклонные, горизонтальные, вертикальные рычаги, последовательно расположенные с каждой стороны тележки и охватывающие оси колесных пар, шарнирно соединенные между собой элементами связи, выполненными в виде тяг и затяжек, снабженных подвесками к раме тележки, тормозные балки с подвесками башмаков и тормозными колодками, жестко закрепленный на раме тележки пневматический регулятор тормозной рычажной передачи, при этом каждый независимый механизм, закрепленный на одной стороне рамы тележки, передает усилие от тормозного цилиндра на тормозные колодки с двухсторонним нажатием на каждое из трех колес, расположенных на одной стороне тележки, а затяжки с шарнирно закрепленными в них вертикальными рычагами расположены над осями колесных пар с зазором, превышающим величину максимального прогиба рессорного подвешивания тележки, при этом головка тяги пневматического регулятора тормозной рычажной передачи шарнирно соединена с замыкающим вертикальным рычагом, шарнирно закрепленным в затяжке над осью третьей колесной пары.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами:

- на фиг. 1 изображен вид сбоку на тормозную рычажную передачу трехосной тележки рельсового транспортного средства;

- на фиг. 2 изображено исполнение крепления пневматического регулятора тормозной рычажной передачи на раме трехосной тележки рельсового транспортного средства на пальцах.

Тормозная рычажная передача трехосной тележки рельсового транспортного средства (фиг. 1), состоящая из двух независимых механизмов размещенных на раме 1 тележки, каждый из которых содержит тормозной цилиндр 2, наклонный рычаг 3, горизонтальный рычаг 4, вертикальные рычаги 5, последовательно расположенные с каждой стороны тележки и охватывающие оси 6 колесных пар 7, 8, 9, шарнирно соединенные между собой элементами связи, выполненными в виде тяг 10 и затяжек 11, снабженных подвесками 12 к раме 1 тележки, тормозные балки 13 (на чертеже показаны условно) с подвесками 14 башмаков с тормозными колодками 15, жестко закрепленный на раме 1 тележки пневматический регулятор 16 тормозной рычажной передачи, шарнирно соединенный головкой 17 тяги 18 с замыкающим вертикальным рычагом 19, который шарнирно закреплен в затяжке 11, расположенной над осью 6 третьей колесной пары 9. Тормозные колодки 15 воздействуют на поверхности катания колес трех колесных пар 7, 8 и 9 на одной стороне тележки, затяжки 11 с шарнирно закрепленными в них вертикальными рычагами 5 и замыкающим вертикальным рычагом 19 расположены над осями 6 колесных пар 7, 8 и 9 с зазором «а» превышающим величину максимального прогиба рессорного подвешивания 20 тележки.

На фиг. 2 показано исполнение тормозной рычажной передачи трехосной тележки рельсового транспортного средства, в которой пневматический регулятор 16 тормозной рычажной передачи закреплен на раме 1 тележки на пальцах 21 с возможностью поворота вокруг оси пальцев 21, проходящей через продольную ось пневматического регулятора 16 тормозной рычажной передачи параллельно оси вращения замыкающего вертикального рычага 19, шарнирно закрепленного в затяжке 11 над осью 6 третьей колесной пары 9.

Тормозная рычажная передача трехосной тележки рельсового транспортного средства работает следующим образом.

При торможении сжатый воздух от воздухораспределителя или другого устройства, изменяющего давление в тормозных цилиндрах рельсового транспортного средства, поступает в тормозной цилиндр 2 каждого из двух независимых механизмов, размещенных на раме 1 тележки и при этом выходит шток тормозного цилиндра 2. Усилие, развиваемое на штоке тормозного цилиндра 2 передается через наклонный рычаг 3, горизонтальный рычаг 4, тяги 10, вертикальные рычаги 5, затяжки 11, замыкающий вертикальный рычаг 19 на тормозные колодки 15, которые прижимаются к поверхности катания колесных пар 7, 8 и 9, создавая тормозную силу между колесами и рельсами.

При отпуске тормоза сжатый воздух выпускается из тормозного цилиндра 2 в атмосферу, и под действием отпускной пружины тормозного цилиндра 2 шток последнего возвращается в исходное положение, а вместе со штоком возвращаются в исходное положение элементы тормозной рычажной передачи трехосной тележки рельсового транспортного средства.

После многократных торможений зазор между колесами и тормозными колодками 15 из-за износа последних увеличивается, и увеличивается выход штока тормозного цилиндра 2. При увеличении выхода штока больше нормативного сжатый воздух из тормозного цилиндра 2 по воздуховоду (на чертеже не показан) поступает к пневматическому регулятору 16 и приводит его в действие, регулирующее тормозную рычажную передачу трехосной тележки рельсового транспортного средства.

Регулирование происходит в процессе отпуска тормоза после торможения рельсового транспортного средства, при этом тяга 18 втягивается в корпус пневматического регулятора 16 и изменяет положение элементов рычажной передачи, в результате чего при последующих торможениях обеспечиваются выходы штока тормозного цилиндра 2 и зазоры между тормозными колодками 15 и колесами транспортного средства в пределах установленных норм.

В случае необходимости применения тормозной рычажной передачи трехосной тележки рельсового транспортного средства с большим передаточным числом, предусмотрено исполнение подвижного крепления (фиг. 2) пневматического регулятора 16 в вертикальной плоскости на раме 1 тележки на пальцах 21 с возможностью его поворота вокруг оси пальцев 21, проходящей через продольную ось пневматического регулятора 16 параллельно оси вращения замыкающего вертикального рычага 19. Это позволит исключить принудительный наклон тяги 18 пневматического регулятора 16 и ее возможное стопорение из-за касания свободного конца тяги 18 внутренней поверхности шпинделя или стакана пневматического регулятора 16, в котором она находится.

Таким образом, предложенное техническое решение по устройству тормозной рычажной передачи трехосной тележки рельсового транспортного средства позволяет повысить эффективность и надежность работы тормозной рычажной передачи, повысить КПД, упростить конструкцию в результате применения независимых механизмов для передачи усилий от тормозных цилиндров на тормозные колодки с двухсторонним, равным по величине нажатием на каждое колесо и расположения всех конструктивных элементов над осями колесных пар тележки, не связанных при этом с рамой рельсового транспортного средства, а также возможностью автоматического регулирования зазоров между тормозными колодками и колесами.

Предлагаемая тормозная рычажная передача трехосной тележки рельсового транспортного средства может быть применена на пассажирских и грузовых вагонах, моторвагонном и специальном подвижном составе, а также на скоростном подвижном составе, где особенно требуется стабильность ее КПД, высокая эффективность и надежность работы тормозной рычажной передачи.

Источники информации

1. RU, патент на изобретение №221933 С1 «Тормозная рычажная передача трехосной тележки вагона», МПК В61Н 13/20, опубл. 20.11.1998.

2. RU, патент на изобретение №2573100 С1 «Тележка железнодорожного транспортного средства», МПК B61F 3/08, B61F 5/04, B61F 5/06, В61Н 1/00, опубл. 20.01.2016.


ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРЁХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРЁХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРЁХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 39 items.
25.08.2017
№217.015.a056

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Тяговый электропривод постоянного тока содержит тяговый электродвигатель постоянного тока, преобразователь напряжения, биполярный транзистор с изолированным затвором, соединенные последовательно якорную обмотку и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606406
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.a150

Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза

Изобретение относится к прогреву дизеля тепловоза. Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза заключается в том, что периодически запускают прогретый дизель, осуществляя нагрев дизеля и его системы охлаждения. Отключение дизеля происходит автоматически при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606428
Дата охранного документа: 10.01.2017
26.08.2017
№217.015.d7b2

Рельсосмазыватель ручной

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к устройствам, обеспечивающим смазку боковых рабочих поверхностей головок рельсов в кривых участках рельсового пути, включая железнодорожные и трамвайные рельсовые пути. Рельсосмазыватель ручной состоит из бачка с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622732
Дата охранного документа: 19.06.2017
26.08.2017
№217.015.d93a

Устройство для плазменно-электролитического оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенного к трехфазному мостовому выпрямителю, выходы которого соединены с фильтром, первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623531
Дата охранного документа: 27.06.2017
19.01.2018
№218.016.0494

Маневровый тепловоз и способ его эксплуатации без машиниста

Группа изобретений относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Маневровый тепловоз содержит ходовые механизмы, тяговую электропередачу с дизель-генераторной установкой, питающую тяговые электродвигатели. На торцевых сторонах маневрового тепловоза расположены дальномеры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630859
Дата охранного документа: 13.09.2017
20.01.2018
№218.016.15f7

Устройство для микродугового оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к оборудованию для электролитической обработки поверхностей металлов и сплавов и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенный к трехфазному мостовому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635120
Дата охранного документа: 09.11.2017
10.05.2018
№218.016.3b0f

Устройство для крепления контейнера к раме платформы

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Устройство для крепления контейнеров к раме (1) платформы содержит закрепленный на раме упор (2) и стопор (3), выполненный из цельного круглого прутка, согнутого в виде скобы. Концевые части (4, 5) стопора выполнены разной длины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647358
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.3f1a

Тормозная система железнодорожного подвижного состава

Тормозная система относится к области железнодорожного подвижного состава. Тормозная система содержит тормозную магистраль, тормозные цилиндры для каждой тележки, воздухораспределитель пассажирского типа и электровоздухораспределитель, подключенные через разобщительный кран к тормозной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648493
Дата охранного документа: 26.03.2018
10.05.2018
№218.016.4cec

Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения

Изобретение относится к электродинамическим тормозным системам для транспортных средств. Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения заключается в том, что обмотки возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей соединяют последовательно и подключают к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652481
Дата охранного документа: 26.04.2018
10.05.2018
№218.016.4dc7

Способ регулирования электрической передачи тепловоза

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Предложен способ регулирования электрической передачи тепловоза. Задают частоту вращения вала теплового двигателя, приводящего во вращение тяговый генератор постоянного тока. Измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652426
Дата охранного документа: 26.04.2018
Showing 1-10 of 12 items.
10.09.2013
№216.012.6747

Стояночный тормоз железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к стояночному тормозу грузовых вагонов, платформ и несамоходного специального подвижного состава. Стояночный тормоз содержит закрепленный на раме железнодорожного транспортного средства тормозной цилиндр, тормозную рычажную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492086
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.07.2014
№216.012.e2d0

Стояночный тормоз локомотива (варианты)

Группа изобретений относится к области рельсовых транспортных средств и касается передаточных механизмов, с помощью которых приводятся в действие стояночные тормоза локомотивов. Стояночный тормоз по первому варианту содержит тормозную рычажную передачу с тормозным цилиндром, электродвигатель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523854
Дата охранного документа: 27.07.2014
20.03.2015
№216.013.3297

Тормозная система многосекционного железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к их системам управления тормозами, и касается приведения в действие тормозов многосекционных локомотивов и многосекционного самоходного специального подвижного состава при саморасцепе секций. Тормозная система содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544426
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.09.2015
№216.013.771d

Тормозной диск оси колёсной пары железнодорожного транспортного средства (варианты)

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта, а именно к устройствам тормозных дисков, установленных на осях колесных пар. Тормозной диск содержит ступицу, венец и кольцевую накладку с выполненной по внутреннему диаметру со стороны венца цилиндрической проточкой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562082
Дата охранного документа: 10.09.2015
25.08.2017
№217.015.bcc6

Система отпуска автотормоза газотурбовоза при приведенных в действие автотормозах состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для замедления движения грузовых магистральных и маневровых локомотивов. Система отпуска автотормоза газотурбовоза содержит кран машиниста с электрическим контроллером и воздухораспределитель с запасным резервуаром,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616208
Дата охранного документа: 13.04.2017
26.08.2017
№217.015.eac9

Железнодорожное колесо с боковыми поверхностями торможения (варианты)

В железнодорожном колесе, состоящем из обода, ступицы и диска между ободом и ступицей, содержащего на боковых плоскостях поверхности торможения, отделенные от ступицы и от обода кольцевыми проточками, в диске выполнены сквозные каналы, соединяющие кольцевые проточки ступицы с кольцевыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627978
Дата охранного документа: 14.08.2017
10.05.2018
№218.016.3f1a

Тормозная система железнодорожного подвижного состава

Тормозная система относится к области железнодорожного подвижного состава. Тормозная система содержит тормозную магистраль, тормозные цилиндры для каждой тележки, воздухораспределитель пассажирского типа и электровоздухораспределитель, подключенные через разобщительный кран к тормозной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648493
Дата охранного документа: 26.03.2018
18.05.2018
№218.016.5184

Тормозная система специального железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Тормозная система относится к специальному железнодорожному подвижному составу и содержит тормозную магистраль, пневматический воздухораспределитель грузового типа, соединенный воздухопроводами через разобщительный кран с упомянутой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653224
Дата охранного документа: 07.05.2018
13.01.2019
№219.016.af7f

Привод автоматического регулятора режимов торможения рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Привод автоматического регулятора режимов торможения рельсового транспортного средства выполнен в виде съемного модуля и содержит двуплечий рычаг, шарнирно закрепленный на кронштейне, взаимодействующий с авторежимом, посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676887
Дата охранного документа: 11.01.2019
04.04.2019
№219.016.fb22

Привод автоматического регулятора режимов торможения на тележке рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Привод автоматического регулятора режимов торможения на тележке рельсового транспортного средства содержит авторежим с подводящими воздуховодами, ограничитель вертикального перемещения и двуплечий рычаг. На опорной площадке,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683892
Дата охранного документа: 02.04.2019
+ добавить свой РИД