×
18.05.2019
219.017.5c38

СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002150886
Дата охранного документа
20.06.2000
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к медицинской технике. Способ заключается в том, что в нем регистрируют обжатие летчиком ручки управления самолетом и его усилие, изменение траектории движения ручки управления, усилие упора ног летчика на педалях, положение головы, дыхательный процесс, давление кислорода и качество смеси в тракте кислородной системы, давление в противоперегрузочном костюме, критическую высоту, текущую высоту, величину перегрузки. При отклонении значений регистрируемых параметров от эталонных в блоке анализа и управления формируют и передают летчику информацию о возникновении нештатной ситуации. При ее исключении летчиком блок анализа отменяет команду, поданную на звуковой синтезатор, а при отсутствии реакции летчика на информацию подается сигнал на включение системы стимуляции, перевод самолета в горизонтальную плоскость полета и включение автоматических систем управления полетом или посадкой. Устройство содержит последовательно соединенные блок измерителей, блок анализа и управления и выходной блок. Блок измерителей выполнен в виде датчиков, позволяющих производить необходимые замеры параметров состояния, а также некоторого оборудования ЛА, обеспечивающих выполнение указанных выше функций. Предложенное изобретение позволяет с большой достоверностью определить состояние летчика, оперативно воздействовать на него. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к системам контроля и управления функциональным состоянием оператора.

Известен способ определения психофизиологического состояния машиниста электропоезда, заключающийся в введении в блок памяти устройства среднестатистических данных о состоянии машиниста, в наклеивании на теле электродов, установке на нем манжеты для определения величины давления и подключении их к аппаратуре, позволяющей оперативно следить за физиологическим состоянием машиниста во время рейса, и сравнении текущих данных со среднестатистическими, что можно использовать для изменения режима труда и отдыха машиниста (авт. свид. СССР N 1421304, кл. A 61 B 5/16, 1988).

Недостатками способа являются отсутствие автоматического определения критического состояния машиниста и отсутствие возможности оперативного устранения нештатных ситуаций и критического состояния машиниста.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является выбранный в качестве ближайшего аналога способ контроля и управления функциональным состоянием оператора, сравнении полученных значений с эталонными данными, устранении рассогласования между ними и воздействии на состояние оператора (пат. СССР N 1708303, кл. A 61 B 5/16, 1992).

Недостатками известного способа является ограниченное количество измеряемых параметров для контроля функционального состояния оператора, отсутствие возможности устранения критического состояния оператора (потеря сознания), что может привести к аварии транспортного средства.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей способа, повышение достоверности определения состояния летчика в условиях полета, включая критическое, и исключение аварии самолета.

Поставленная задача достигается тем, что в способе контроля и управления функциональным состоянием летчика в полете, заключающемся в регистрации текущих значений параметров состояния летчика, сравнении полученных значений с эталонными данными и воздействии на состояние летчика, регистрируют обжатие летчиком ручки управления самолетом, усилие обжатия летчиком ручки управления, усилие упора ног летчика на педалях, положение головы, дыхательный процесс с замерами фазы вдох-выдох-пауза, давление кислорода и качество кислородной смеси в тракте кислородной системы самолета, давление в противоперегрузочном костюме летчика, критическую высоту, текущую высоту и перегрузки, при этом, при отклонении значений регистрируемых параметров от эталонных, блок анализа формирует и передает сигнал на звуковой синтезатор для передачи летчику речевой информации о возникновении нештатной ситуации. При ее исключении летчиком блок анализа отменяет команду, поданную на звуковой синтезатор, а при отсутствии реакции летчика на информацию подается сигнал на включение системы стимуляции летчика, на перевод самолета в горизонтальную плоскость полета и включение автоматической системы управления полетом и посадки. При выходе летчика из критического состояния он отменяет команды и переходит к управлению самолетом.

Известно устройство для контроля и управления функциональным состоянием оператора, реализующее известный способ, содержащее последовательно соединенные блок измерителей, блок анализа и выходной блок (или блок воздействия) (пат. СССР, кл. A 61 B 5/16, N 1708303, опубл. 1992).

Недостатками известного устройства являются использование ограниченного количества датчиков для измерения параметров функционального состояния оператора и ограниченного количества средств воздействия на состояние оператора, исключающее воздействие в случае потери оператором сознания, и отсутствие средств, предотвращающих аварию транспортного средства.

Задачей изобретения в части устройства является расширение функциональных возможностей, повышение достоверности определения функционального состояния летчика в полете, исключение аварии самолета.

Поставленная задача достигается тем, что в устройство контроля и управления функциональным состоянием летчика в полете включены последовательно соединенные блок измерителей, блок анализа и управления и выходной блок. Блок измерителей выполнен в виде датчика обжатия летчиком ручки управления самолетом, датчика усилия обжатия летчиком ручки управления, монтируемых на ручке управления, датчика фиксации траектории движения ручки управления и датчика положения головы, размещенных в кабине самолета, датчика фиксации усилий упора ног летчика, монтируемого на педалях, датчика давления кислорода и датчика качества кислородной смеси, установленных в тракте кислородной системы самолета, датчика легочной вентиляции и термоанемометрического датчика, размещенных соответственно в кислородной маске летчика и в кислородном тракте самолета, пневмодатчика легочной вентиляции и пневмометрического датчика, монтируемых в воздушном тракте наддува воздушной смеси в противоперегрузочный костюм летчика, датчика регистрации ответа летчика, установленных на самолете радиовысотомера, баровысотомера, датчика перегрузки, датчика положения шасси, а выходной блок состоит из звукового синтезатора, датчика регистрации ответа летчика, монтируемых в кабине самолета, бортовой радиостанции, системы воздействия на летчика в виде кислородо-, электро-, шумо- и звукостимуляторов, автоматической системы управления полетом и посадки самолета, системы катапультирования и системы внешней защиты самолета.

Устройство контроля и управления функциональным состоянием летчика в полете состоит из последовательно соединенных блока измерителей "а", блока анализа и управления "б" и выходного блока "в" (см чертеж).

В блок измерителей "а" входят следующие датчики:
датчик 1 обжатия летчиком ручки управления самолетом смонтирован на ручке управления;
датчик 2 усилия обжатия ручки смонтирован на ручке управления и фиксирует усилие, с которым летчик обжимает ручку;
датчик 3 фиксации траекторий движения ручки управления в полете смонтирован в кабине самолета и фиксирует положение ручки во время полета;
датчик 4 положения головы смонтирован в кабине самолета и сигнализирует об отклонении положения головы от вертикали;
датчик 5 фиксации усилий упора ног смонтирован в самолете на педалях или других местах, предназначенных для упора ног; фиксирует концентрацию летчика для восприятия перегрузок;
датчик 6 легочной вентиляции смонтирован в кислородной маске летчика и регистрирует дыхательный процесс и правильное использование кислородного оборудования;
датчик 7 давления кислорода смонтирован в тракте кислородной системы самолета и сигнализирует об аварийном остатке кислорода;
датчик 8 качества смеси смонтирован в тракте кислородной системы самолета и сигнализирует о порциональном содержании кислорода, азота, углекислого газа в воздушной смеси, поступающей в дыхательную трубку летчика;
термоанемометрический датчик 9 смонтирован в кислородном тракте самолета и позволяет производить замеры фазы вдох-выдох-пауза;
пневмометрический датчик 10 смонтирован в воздушном тракте наддува воздушной смеси в противоперегрузочный костюм летчика и обеспечивает съем информации о давлении в противоперегрузочном костюме;
пневмодатчик 11 легочной вентиляции смонтирован в воздушном тракте наддува воздушной смеси в противоперегрузочный костюм летчика и обеспечивает возможность замера фазы вдох-выдох-пауза;
радиовысотомер 12 смонтирован на самолете для определения опасной высоты полета;
баровысотомер 13 смонтирован на самолете для определения текущей высоты полета;
датчик 14 перегрузки смонтирован на самолете для определения величины перегрузки;
датчик 15 смонтирован на самолете и сигнализирует об убранном шасси при взлете и выпущенном шасси при посадке;
датчик 16 регистрации ответа летчика смонтирован на самолете и регистрирует ответную реакцию летчика на запрос Системы
Блок анализа и управления "б" состоит из:
входного многоканального интерфейса;
блока обработки информации и формирования команд;
многоканального выходного интерфейса.

Входными элементами дискретного ввода являются схемы обработки сигналов датчиков.

Оконечными элементами дискретного вывода являются транзисторные или иные ключи с реле, контакты которых управляют цепями нагрузок.

Обработка информации и формирование команд обеспечивается ЭВМ в соответствии с программой обработки и управления.

В выходной блок "в" входят:
звуковой синтезатор 25;
бортовая радиостанция 17;
система 18 воздействия на летчика - подача 100% кислорода из кислородного тракта самолета и воздействия электро-, шумо- и звукостимуляции;
система 19 автоматического управления полетом;
система 20 катапультирования;
система 21 защиты самолета при угрозе извне;
система 22 записи текущей информации с ИКСЛ в реальном масштабе времени на бортовой самописец самолета;
система 24 автоматической посадки.

Устройство работает следующим образом.

Во время полета (Система включается в работу после сигнала бортовых систем самолета "шасси убрано") сигналы с датчиков 1-14 поступают в блок анализа "б". В блоке анализа "б" поступающие сигналы анализируются методом сравнения. За основу для сравнения принимается поведение летчика при управлении им самолетом в нормальном физиологическом состоянии. Эти данные получены научным и экспериментальным путем после долголетних исследований и вносятся в блок анализа как критерий.

При превышении данных, поступающих от датчиков 1-14, над данными, взятыми за основу, блок анализа "б" формирует и передает сигнал на звуковой синтезатор 25 для передачи летчику речевой информации об угрозе (конкретно сообщается, что необходимо предпринять, например: "притяни маску", "подними голову", "обожми ручку", "напряги ноги", "проверь кислород" и др.). Летчик должен в ограниченный период времени (период реакции летчика определен расчетным и экспериментальным путем) устранить нештатную ситуацию. В этом случае блок анализа "б" отменяет команду, поданную на звуковой синтезатор 25, и летчик продолжает полет в обычном режиме. В случае, если летчик не среагирует на сигнал звукового синтезатора 25 в установленный срок, блок анализа "б" формирует и передает команду на подачу сигнала:
на перевод самолета в горизонтальную плоскость полета на безопасной или заранее заданной высоте;
на передачу через бортовую радиостанцию 17 на командный пункт сообщения: "борт N 28 летчик потерял сознание";
на запись в бортовой самописец 22 данных о времени и факте потери сознания летчиком;
на включение автоматической системы 19 управления полетом;
на включение автоматической системы 24 посадки;
на включение системы 20 катапультирования (в случае расхода всего топлива, возгорания двигателей, повреждения самолета и др.);
на включение системы 18 подачи 100% кислорода для скорейшего восстановления летчика;
на включение системы 23 электростимуляторов для скорейшего восстановления летчика;
на включение системы 26 шумо- и звукостимуляторов для скорейшего восстановления летчика;
на включение систем 21 защиты самолета при угрозе извне.

В любой момент времени (в том числе и в случае, если замешкавшийся летчик не вовремя отреагировал на речевой запрос Системы), когда летчик способен контролировать ситуацию и управлять самолетом, нажатием "ответной кнопки" или голосовым сообщением (датчик 16 регистрирует ответ летчика) летчик отменяет все команды Системы и принимает управление на себя.

Таким образом, предложенное изобретение позволяет с большой достоверностью определить функциональное состояние летчика в полете, оперативно воздействовать на его состояние, а при неспособности летчика вернуться к управлению самолетом данное изобретение позволяет доставить самолет и летчика на землю.

1.Способконтроляиуправленияфункциональнымсостояниемлетчикавполете,заключающийсяврегистрациитекущихзначенийпараметровсостояниялетчика,сравненииполученныхзначенийсэталоннымиданнымиивоздействиинасостояниелетчика,отличающийсятем,чтовнемрегистрируютобжатиелетчикомручкиуправлениясамолетом,усилиеобжатиялетчикомручкиуправления,изменениетраекториидвиженияручкиуправления,усилиеупораноглетчиканапедалях,положениеголовы,дыхательныйпроцесссзамерамифазывдох-выдох-пауза,давлениекислородаикачествосмесивтрактекислороднойсистемысамолета,давлениевпротивоперегрузочномкостюмелетчика,критическуювысоту,текущуювысоту,величинуперегрузки,приэтомприотклонениизначенийрегистрируемыхпараметровотэталонныхвблокеанализаиуправленияформируютипередаютсигналназвуковойсинтезатордляпередачилетчикуречевойинформацииовозникновениинештатнойситуации,приееисключениилетчикомблоканализаотменяеткоманду,поданнуюназвуковойсинтезатор,априотсутствииреакциилетчиканаинформациюподаетсясигналнавключениесистемвоздействияистимуляциилетчика,напереводсамолетавгоризонтальнуюплоскостьполетаилизаранеезаданнуювысотуивключениеавтоматическихсистемуправленияполетомилипосадкой,черезбортовуюрадиостанциюпередаетсясообщениеопотерелетчикомсознания,привыходелетчикаизкритическогосостоянияонотменяеткомандыипереходиткуправлениюсамолетом.12.Устройстводляконтроляиуправленияфункциональнымсостояниемлетчикавполете,содержащеепоследовательносоединенныеблокизмерителей,блоканализаиуправленияивыходнойблок,отличающеесятем,чтовнемблокизмерителейвыполненввидедатчикаобжатиялетчикомручкиуправлениясамолетом,датчикаусилияобжатиялетчикомручкиуправления,смонтированныхнаручкеуправления,датчикафиксациитраекториидвиженияручкиуправленияидатчикаположенияголовы,размещенныхвкабинесамолета,датчикафиксацииусилийупораноглетчика,смонтированногонапедалях,датчикадавлениякислородаидатчикакачествасмеси,установленныхвтрактекислороднойсистемысамолета,датчикалегочнойвентиляцииитермоанемометрическогодатчика,размещенныхсоответственновкислородноймаскелетчикаивкислородномтрактесамолета,пневмодатчикалегочнойвентиляцииипневмометрическогодатчика,смонтированныхввоздушномтрактенаддувавоздушнойсмесивпротивоперегрузочныйкостюмлетчика,установленныхнасамолетерадиовысотомера,баровысотомера,датчикаперегрузки,датчикарегистрацииответалетчика,датчикарегистрацииположенияшасси,авыходнойблоксостоитизсмонтированноговкабинесамолетазвуковогосинтезатора,бортовойрадиостанции,системвоздействияналетчикаиегостимуляции,автоматическихсистемуправленияполетомилипосадкойсамолета,системыкатапультированияисистемывнешнейзащитысамолета.2
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 14 items.
20.02.2019
№219.016.bc5f

Способы взлета и посадки летательных аппаратов и устройство для осуществления этих способов

Изобретение относится к транспортно-буксировочным авиационным средствам, взаимодействующим с летательными аппаратами (ЛА). Предлагаемый способ взлета включает соединение ЛА с тросом, выпущенным из воздушной гавани, подъем ЛА на высоту его горизонтального полета, включение двигателей ЛА, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002270786
Дата охранного документа: 27.02.2006
20.02.2019
№219.016.bd0b

Способ определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства

Изобретение относится к технике контроля за перемещением транспортных средств и может быть использовано для оперативного определения места нахождения, в том числе падения, летательных аппаратов. Способ определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002240587
Дата охранного документа: 20.11.2004
20.02.2019
№219.016.bd87

Способ короткого взлета летательного аппарата

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для обеспечения безопасного взлета летательных аппаратов с площадок малых площадей, в частности корабельных палуб. Способ короткого взлета летательного аппарата заключается в разгоне по взлетной площадке летательного аппарата 1,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255028
Дата охранного документа: 27.06.2005
20.02.2019
№219.016.bdaf

Охлаждающее устройство

Изобретение может быть использовано для охлаждения агрегатов летательных аппаратов. Устройство содержит корпус с рабочими полостями, к которым подсоединены трубчатые испарительные элементы, заполненные гигроскопичным материалом, и при помощи трубопроводов заправочный штуцер, воздуховод,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002236989
Дата охранного документа: 27.09.2004
20.02.2019
№219.016.bdb0

Способ управления воздушным движением

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам управления движением воздушных судов. Технический результат заключается в повышении безопасности полетов. Способ управления воздушным движением (УВД) заключается в получении информации о координатах воздушных судов (ВС) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002236707
Дата охранного документа: 20.09.2004
01.03.2019
№219.016.ca00

Автоматизированная контрольно-проверочная аппаратура для проверки и регулирования цепей энергетического и информационного взаимодействия системы самолет - силовая установка

Изобретение относится к области контрольно-проверочной аппаратуры и может быть использовано для проверки работоспособности и регулирования многоканальных систем связи, в частности системы самолет - двигатель. Технический результат - расширение функциональных возможностей устройства. Для этого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002294056
Дата охранного документа: 20.02.2007
11.03.2019
№219.016.d744

Автоматическое оружие

Область применения. Предложенное изобретение относится к области стрелкового оружия. Сущность изобретения. Автоматическое оружие, содержащее рамку с соосно расположенными стволом и затвором, выполненную за одно с рукояткой, имеющей спусковой крючок, и в которой размещен магазин и его пружина,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255288
Дата охранного документа: 27.06.2005
11.03.2019
№219.016.ddf7

Способ диагностирования и ремонта газотурбинной двигательной установки, работающей на жидком топливе

Способ предназначен для использования в области реактивной техники, в частности в устройствах диагностирования и ремонта газотурбинных двигательных установок, работающих на жидком топливе. Способ диагностирования и ремонта газотурбинной двигательной установки, работающей на жидком топливе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002173451
Дата охранного документа: 10.09.2001
11.03.2019
№219.016.de5d

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, в частности к конструкции блоков пакетного типа, и может быть использовано в системах многоканальной связи, вычислительных устройствах и системах контроля. Техническим результатом является упрощение технологии изготовления пружинных контактов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002191493
Дата охранного документа: 20.10.2002
11.03.2019
№219.016.de64

Устройство для спасения летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Устройство содержит парашют для стабилизации положения летательного аппарата, парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, ракету, закрепленную за куполом парашюта для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002191140
Дата охранного документа: 20.10.2002
Showing 1-10 of 12 items.
20.02.2019
№219.016.bd0b

Способ определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства

Изобретение относится к технике контроля за перемещением транспортных средств и может быть использовано для оперативного определения места нахождения, в том числе падения, летательных аппаратов. Способ определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002240587
Дата охранного документа: 20.11.2004
20.02.2019
№219.016.bd87

Способ короткого взлета летательного аппарата

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для обеспечения безопасного взлета летательных аппаратов с площадок малых площадей, в частности корабельных палуб. Способ короткого взлета летательного аппарата заключается в разгоне по взлетной площадке летательного аппарата 1,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255028
Дата охранного документа: 27.06.2005
20.02.2019
№219.016.bdaf

Охлаждающее устройство

Изобретение может быть использовано для охлаждения агрегатов летательных аппаратов. Устройство содержит корпус с рабочими полостями, к которым подсоединены трубчатые испарительные элементы, заполненные гигроскопичным материалом, и при помощи трубопроводов заправочный штуцер, воздуховод,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002236989
Дата охранного документа: 27.09.2004
20.02.2019
№219.016.bdb0

Способ управления воздушным движением

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам управления движением воздушных судов. Технический результат заключается в повышении безопасности полетов. Способ управления воздушным движением (УВД) заключается в получении информации о координатах воздушных судов (ВС) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002236707
Дата охранного документа: 20.09.2004
11.03.2019
№219.016.d744

Автоматическое оружие

Область применения. Предложенное изобретение относится к области стрелкового оружия. Сущность изобретения. Автоматическое оружие, содержащее рамку с соосно расположенными стволом и затвором, выполненную за одно с рукояткой, имеющей спусковой крючок, и в которой размещен магазин и его пружина,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255288
Дата охранного документа: 27.06.2005
11.03.2019
№219.016.ddf7

Способ диагностирования и ремонта газотурбинной двигательной установки, работающей на жидком топливе

Способ предназначен для использования в области реактивной техники, в частности в устройствах диагностирования и ремонта газотурбинных двигательных установок, работающих на жидком топливе. Способ диагностирования и ремонта газотурбинной двигательной установки, работающей на жидком топливе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002173451
Дата охранного документа: 10.09.2001
11.03.2019
№219.016.de5d

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, в частности к конструкции блоков пакетного типа, и может быть использовано в системах многоканальной связи, вычислительных устройствах и системах контроля. Техническим результатом является упрощение технологии изготовления пружинных контактов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002191493
Дата охранного документа: 20.10.2002
11.03.2019
№219.016.de64

Устройство для спасения летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Устройство содержит парашют для стабилизации положения летательного аппарата, парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, ракету, закрепленную за куполом парашюта для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002191140
Дата охранного документа: 20.10.2002
20.03.2019
№219.016.ea79

Снеготаялка

Изобретение относится к средствам очистки дорожных покрытий от снега. Снеготаялка содержит самоходное шасси, на котором размещены шнековый питатель, транспортер, баллоны с топливом, кузов. В кузове установлен водосборник со сливным патрубком. Внутри водосборника размещены горелки, соединенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002195526
Дата охранного документа: 27.12.2002
09.06.2019
№219.017.7772

Способ переработки снега и льда

Изобретение относится к области очистки дорожных покрытий от снега и льда в зимний период и может быть использовано для удаления снега с взлетно-посадочных полос аэродромов, тротуаров, площадок различного назначения, автомобильных дорог. Способ переработки снега и льда заключается в собирании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002245412
Дата охранного документа: 27.01.2005
+ добавить свой РИД