Вид РИД
Изобретение
Предложенное изобретение относится к средствам спасения летательного аппарата при возникновении на нем аварийной ситуации.
Известно выбранное в качестве ближайшего аналога устройство для спасения летательного аппарата (ЛА) при аварии вблизи посадочной поверхности, содержащее два парашюта и ракеты, закрепленные за куполами парашютов и выводящие их из ЛА, тросы, осуществляющие взаимодействие парашютов с ЛА, и устройства выборки тросов (пат. РФ, 2130875, кл. МПК B 64 D 45/04, опубл. 27.05.99, бюл. 15).
Недостатком данного устройства является то, что при хаотическом движении ЛА (например, падении, вращении вдоль продольной оси), особенно когда ЛА развернут относительно продольной оси на 180o, может произойти смятие парашюта, выведенного в вертикальном направлении, что может привести к неудачной посадке и даже гибели ЛА.
Технической задачей предложенного устройства является повышение надежности работы устройства для спасения ЛА при аварийных ситуациях.
Поставленная задача достигается тем, что в устройство для спасения ЛА, содержащее парашют для стабилизации положения и парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА, ракету, закрепленную за куполом парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА, и два троса, один из которых соединен со стропами парашюта для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА и устройством выборки троса, установленным внутри корпуса ЛА, второй трос соединен со стропами парашюта для стабилизации положения ЛА, введены два дополнительных троса, концы которых закреплены на тросе, соединенном с парашютом для стабилизации положения ЛА, и на корпусе ЛА в местах соединения с ним крыльев; при этом длина троса, к которому подсоединен парашют для стабилизации положения ЛА, должна быть большей или равной периметру поперечного сечения корпуса ЛА в месте крепления двух дополнительных тросов; при этом длина троса, к которому подсоединен парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения ЛА, должна быть больше суммы длин одного дополнительного троса, к которому крепятся стропы парашюта для стабилизации положения ЛА, строп парашюта для стабилизации положения ЛА и парашюта для стабилизации положения ЛА в раскрытом положении; при этом для снижения вертикальной составляющей скорости используются не менее трех парашютов.
Предложенное изобретение поясняется при помощи чертежей, приведенных на фиг.1-6.
На фиг.1 показан ЛА при возникновении аварийной ситуации, при начальном этапе действия устройства для спасения ЛА; на фиг.2 показан разрез А-А до начала действия устройства; на фиг.3 показан разрез А-А во время действия устройства; на фиг.4 показан этап стабилизации положения ЛА; на фиг.5 показан заключительный этап действия устройства для спасения ЛА; на фиг.6 показан вариант, когда используется несколько парашютов для снижения вертикальной составляющей скорости движения ЛА.
На фиг.1 показан ЛА 1, попавший в аварийную ситуацию. В начальный момент времени открывается предохранительная крышка 2, из-под которой набегающим потоком воздуха выводится парашют 3 для стабилизации положения ЛА 1, стропами 4 соединенный с тросом 5. Трос 5 соединен с двумя дополнительными тросами 6, прикрепленными к корпусу ЛА 1 (фюзеляж, агрегатный отсек и т.д.). Тросы 6 снижают возможность наматывания троса 5 на корпус ЛА 1, а для устранения смятия парашюта 3 трос 5 имеет длину, равную или превышающую периметр сечения А-А. Если при выведении парашюта 3 трос 5 начнет наматываться на корпус ЛА 1, то за счет быстрого раскрытия парашюта 3 начнется стабилизация положения ЛА 1 и трос 5 примет прямолинейное положение. Парашют 3 за счет двух точек крепления к корпусу ЛА 1 при помощи тросов 6 придаст ЛА 1 стабильное прямолинейное положение и устранит возможность крена.
На фиг. 2 показан разрез А-А до начала действия устройства для спасения ЛА. Тросы 6 расположены на корпусе ЛА 1 в натянутом состоянии и уходят под крышку 2. Под крышкой 2 находятся в свернутом виде трос 5 и парашют 3.
На фиг.3 показан разрез А-А во время работы устройства для спасения ЛА. Тросы 6, натягиваясь, предают ЛА 1 стабильное положение и устраняют возможность крена.
На фиг. 4 показан ЛА 1, принявший стабильное положение. Парашют 3 стабилизировал положение ЛА и значительно снизил горизонтальную составляющую скорости движения ЛА 1.
На фиг. 5 из корпуса ЛА 1, после открытия предохранительной крышки 7, выводится парашют 8 при помощи ракеты (на чертежах не показана), закрепленной за его куполом. Парашют 8 стропами 9 соединен с тросом 10, который взаимодействует с устройством выборки троса (на чертежах не показано). Длина троса 10 во избежание его наматывания на корпус ЛА 1 должна быть больше суммы одного троса 6, троса 5, строп 4 и купола парашюта 3 в раскрытом виде. Ось троса 10 проходит через центр тяжести ЛА 1. С помощью устройства выборки троса парашют 8 приближается к ЛА 1, одновременно понижая горизонтальную и вертикальную составляющие скорости движения ЛА 1.
На фиг. 6 из корпуса ЛА 1, после открытия предохранительных крышек 7, выводятся три парашюта 8. Подобный вариант устройства используется при длинномерном корпусе ЛА, когда использование одного парашюта 8 может привести к неустойчивому положению и даже повреждению корпуса ЛА 1 во время опускания. Количество парашютов 8 может быть увеличено в зависимости от максимальной массы, длины и прочности несущей конструкции ЛА 1.
Таким образом, за счет введения в устройство для спасения ЛА двух дополнительных тросов улучшается процесс стабилизации положения ЛА, а за счет введения троса, соединенного с парашютом для стабилизации положения и снижения горизонтальной составляющей скорости движения ЛА, с длиной, равной или большей периметру поперечного сечения корпуса ЛА в месте крепления двух дополнительных тросов, снижается возможность смятия парашюта. За счет введения в устройство для спасения ЛА не менее трех парашютов для снижения вертикальной составляющей скорости движения ЛА увеличиваются устойчивость и безопасность ЛА при спуске.
1.Устройстводляспасениялетательногоаппарата,содержащеепарашютдлястабилизацииположениялетательногоаппаратаипарашютдляснижениягоризонтальнойивертикальнойсоставляющихскоростидвижениялетательногоаппарата,ракету,закрепленнуюзакуполомпарашютадляснижениягоризонтальнойивертикальнойсоставляющихскоростидвижениялетательногоаппарата,идватроса,одинизкоторыхсоединенсостропамипарашютадляснижениягоризонтальнойивертикальнойсоставляющихскоростидвижениялетательногоаппаратаиустройствомвыборкитроса,установленнымвнутрикорпусалетательногоаппарата,второйтроссоединенсостропамипарашютадлястабилизацииположениялетательногоаппарата,отличающеесятем,чтовнемвведеныдвадополнительныхтроса,концыкоторыхзакрепленынатросе,соединенномспарашютомдлястабилизацииположениялетательногоаппарата,инакорпуселетательногоаппаратавместахсоединенияснимкрыльев;приэтомдлинатроса,ккоторомуподсоединенпарашютдлястабилизацииположениялетательногоаппарата,должнабытьбольшейилиравнойпериметрупоперечногосечениякорпусалетательногоаппаратавместекреплениядвухдополнительныхтросов,приэтомдлинатроса,ккоторомуподсоединенпарашютдляснижениягоризонтальнойивертикальнойсоставляющихскоростидвижениялетательногоаппаратадолжнабытьбольшейсуммыдлинодногодополнительноготроса,троса,ккоторомукрепятсястропыпарашютадлястабилизацииположениялетательногоаппарата,строппарашютадлястабилизацииположениялетательногоаппаратаипарашютадлястабилизацииположениялетательногоаппаратавраскрытомположении.12.Устройстводляспасениялетательногоаппаратапоп.1,отличающеесятем,чтовнемвведенынеменеетрехпарашютовдляснижениявертикальнойсоставляющейскоростидвижениялетательногоаппарата.2